Психологические основы формирования личности школьника защищённого типа средствами дополнительного образования. (Из опыта работы туристско-краеведческого сектора школьной лаборатории юного петербуржца)
статья по физкультуре на тему
Основываясь на данных эксперимента по проблеме «Физическое, духовное и социальное оздоровление школьников через туристское направление краеведческой деятельности» можно констатировать: Совершенствование уровня физического развития (в частности таких качеств как выносливость, координация и быстрота реакции Повышение успеваемости школьников по профилирующим предметам (география, физкультура, ОБЖ, история и культура города..................................
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
571_homenko_psih_osn_lichnosti_zashchishch_tipa.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Хоменко Артём Владимирович, учитель физической культры,
педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 69
Калининского района Санкт – Петербурга,
Академик Международной общественной организации
«Международная академия детско-юношеского
туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова»
Психологические основы формирования личности школьника защищённого типа средствами дополнительного образования.
(Из опыта работы туристско-краеведческого сектора школьной лаборатории юного петербуржца)
Личность защищённого типа – это человек, осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, своё гуманистическое предназначение, стремящийся жить в гармонии с самим собой, окружающими и природой, а также берущий на себя ответственность за всё происходящее в окружающем мире.
Одной из основных составляющих в этом определении служит психологическая, включающая моторно–аффекторные, эмоционально-волевые, сенсорные и когнитивные элементы.
В связи с невозможностью реализовать эти компоненты в обычном школьном образовании, большое значение приобретает дополнительное образование (туризм, экскурсии, походы, краеведческая деятельность и т. д. ). Подобные мероприятия способствуют физическому, духовному и социальному оздоровлению личности и коллектива.
Поэтому в школе №79 была организована «Школа безопасности». На базе такой школы были проведены занятия в объёме 34 часов для теоретической подготовки школьников к туристско-экскурсионной деятельности.
Наряду с вопросами снаряжения, питания, разбивки лагеря и преодоления препятствий, важное место на этих занятиях было отведено валеологическим проблемам, в том числе психологической подготовке. В частности, изучались темы по коммуникативной культуре, самопознание личности и пути развития личности туристическими средствами, а также саморегуляция и управление тонусом в рамках программы «По зелёным волнам Карельского перешейка».
После такой обширной подготовки школьники продуктивно и очень заинтересованно участвовали как в однодневных, так и многодневных походах; как в городских, так и в областных турслётах и соревнованиях.
Основываясь на данных эксперимента по проблеме «Физическое, духовное и социальное оздоровление школьников через туристское направление краеведческой деятельности» можно констатировать:
- Совершенствование уровня физического развития (в частности таких качеств как выносливость, координация и быстрота реакции)
- Повышение успеваемости школьников по профилирующим предметам (география, физкультура, ОБЖ, история и культура города).
- Улучшение коммуникабельности и появление готовности учащихся к творчеству и самореализации.
- Отмечается снижение отрицательных психологических эффектов (семейных конфликтов и т. д.) у детей.
Особо необходимо выделить участие учащихся-туристов школы №79 в туристских акциях ГДТЮ («Зеркальный»), что является одним из результатов, достигнутых школьниками-туристами школы №79, поощрённых дипломами и благодарностями Центра.
Наряду с этим учащиеся 10-11 классов проходят допрофессиональную туристскую подготовку на базе турсектора ШЛЮП с последующим присвоением квалификации «младший инструктор по туризму» и выдачей соответствующего удостоверения.
Другим важным направлением для формирования личности защищённого типа служит краеведческая деятельность как элемент дополнительного образования.
В частности, проводились краеведческие игры («Мой любимый город»); викторины по сказкам А. С. Пушкина; конкурсы детских газет и творческих работ; кружковые занятия по краеведческим темам («Музыкальный Петербург», «Театральный Петербург», «Душа Петербурга» и т. д. ).
Подобные общешкольные мероприятия проводились в рамках «Недели краеведа», посвящённой акции «300 дел Великому городу». На уровне лаборатории было также много полезных и интересных дел. Например, туристско-эколого-краеведческая неделя, эколого-краеведческая олимпиада, игры-конкурсы - «Святыни Петербурга», «Окно в Европу», «Моя петербургская родословная», «Я – гражданин России» и другие.
Такие мероприятия способствовали социальному и духовному оздоровлению школьников, помогали лучшей адаптации в таком сложном мегаполисе, как Санкт-Петербург.
Для адаптации и оптации молодёжи в вузе сотрудники лаборатории провели обследование бывших школьников 79-й школы, поступивших в СПбГТУ и СПбЛТА. В частности, проводились экскурсии по институту, встречи с ветеранами, подготовка рефератов по институтской тематике и т. д.
Такая работа способствовала наряду с оздоровлением личности бывших школьников, поступивших в ВУЗ, конструктивному стилю жизни, способствующему гибкому и продуктивному реагированию на жизненные трудности. В противном случае возникает деструктивный тип реагирования, характеризующийся неудачами, фрустрацией, акцентуацией характера на стрессе, а в особых случаях аддикцией, невротизацией и деформацией личности, что очень распространено среди части современной молодёжи.
Поэтому психологические и социологические обследования школьников, охваченных изложенной выше оздоровительно-коррекционной работой, показали высокую её результативность и эффективность.
Материалы подобной работы обсуждались на семинарах и конференциях, а также опубликованы в научных трудах Международной Академии наук по экологии и безопасности и Балтийской Педагогической Академии.
Литература.
- Агаджанян И. А. Адаптация и резервы организма. – М., 1985.
- Лебедев В. Личность в экстремальных условиях. – М., 1989.
- Линчевский Э. Э. Психологический климат туристской группы. – М., 1981.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Социализация личности. Мотивация осознанного обучения и повышение качества знаний путем интеграции основного и дополнительного образования" (из опыта работы ГБОУ СОШ № 312)
В статье рассматривается вопрос необходимости интеграции общего и дополнительного образования. Предложены схемы и взаимосвязи, возникшие в оезультате практической работы в данном направлении коллектив...
«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании» Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»
«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»...
Формы работы с родительской общественностью по организации укрепления здоровья обучающихся в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
Из опыта работы учреждения дополнительного образования...
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...
«Организация работы с семьёй в условиях учреждения дополнительного образования» (из опыта работы)
В данной разработке раскрывается актуальность сотрудничества педагогов дополнительного образования и родителей в рамках развития творческих способностей детей. Только совместными усилиями,...
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района)
Кернасовская Владислава ВалерьевнаМартынова Марина Владимировна,методисты методического отдела государственного бюджетного учреждения дополнительного образованияДворца детского (юношеск...