Самоуправление в старшей школе
статья (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Наша школа – это маленькое государство талантливых девчонок и мальчишек , которое будет процветать только тогда, когда каждый его житель научится нести ответственность за общее дело. И поэтому мечта любого классного руководителя - это создание единого и дружного коллектива с активной жизненной позицией. Учитывая требования ФГОС, я беру за основу воспитательной системы личностно-ориентированный подход и стараюсь сделать так, чтобы каждый ученик нашей модели ученического самоуправления «Классное братство» , как личность, имел свою жизненную программу. Ведь каждый из моих учеников интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет мне сберечь эту уникальность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" .Поэтому считаю важным, чтобы повседневная жизнь и деятельность моих старшеклассников была разнообразной, содержательной и строилась на основе личностного творческого подхода.
Проблема
Школьные традиции - хорошо, но не вытесняют ли они ежедневное творчество? Почему дела все меньше носят общественную направленность (делать для кого-то, а не только для себя?).
Решение проблемы:
1. Внесите свои конкретные предложения по проведению школьных мероприятий.
2. От каких школьных традиций, считаете Вы, следует отказаться, какие добавить, как видоизменить?
3. Предложите конкретные дела, которые должно иметь ученическое самоуправление
Выбору данной модели самоуправления соответствует нормативно-правовой блок, Кодекс чести старшеклассника:
1. Честь - это нравственное достоинство человека, его доблесть и честность, благородство души и чистая совесть.
2. Честь и достоинство - величайшие ценности. Ими измеряются уровень и степень развития личности, её сила и своеобразие.
3. Честь и достоинство не даются нам от природы, они результат длительного
самостроительства и самовоспитания. Хочешь быть назван человеком чести - будь им.
4. Человек чести имеет высокие убеждения и твердые принципы. Он руководствуется идеалами, он не подражает большинству только потому, что оно большинство, а сохраняет среди людей свою индивидуальность.
5. Человек не может жить один, но жить за счет других бесчестно и безнравственно.
6. На несчастии людей своего счастья не построишь.
7. Школа - наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров и судеб. Честь школы складывается из личных достоинств каждого. Дорожи честью школьного братства, как своей собственной.
8. Мы почитаем святыни Отечества, уважаем историю своего народа и своих предков, защищаем ценности своего школьного коллектива, укрепляем и развиваем его традиции.
9.Человек постоянно стремится к знаниям, потому что он человек. Ему важна гармония ума и чувства, слова и дела.
10. Трудные обстоятельства и тяжелые условия не оправдывают дурные поступки и поведение. Порядочный человек в любых обстоятельствах остается человеком чести.
11. Если есть силы и решимость - улучшай жизнь, нет - оставайся, по крайней мере, порядочным человеком.
12. Ничто не обретается так трудно и не теряется так легко, как честь.
Основные принципы самоуправления:
− принцип чередования творческих поручений. В течение года создаются временные творческие группы. В данном направлении хотелось бы выделить активную группу Переяслова Ефима и Гарина Сергея. (организация праздника 8 Марта), Зубенковой Марии, Чеплашкиной Валерии и Масловой Елизаветы (организация Дня тапочек).
-принцип индивидуализма - выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Хочется отметить Проконькину Наталью. Её усилиями организован День чая. Переяслов Ефим проявил лидерские качества и успешно выступил в Москве на Зимнем фестивале РДШ. Королёв Никита и Акишев Даниил активно выполняют общественные поручения. Им можно поручить любое дело.
− принцип вариативности. Право на выбор добровольного участия в деятельности, общешкольных мероприятиях.
− принцип либеральности. Право учащихся развивать свои способности в согласии с природой, а не вопреки ей.
− принцип успешности. Право на самоорганизацию и самопознание, самоопределение и самореализацию.
− принцип комфортности. Право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях.
− принцип коммуникативности. Право расширять круг делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми.
− принцип непрерывности. Право на непрерывный творческий рост.
Основные законы коллектива:
− Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
− Закон добра: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об интересах, нуждах, потребностях!
− Закон милосердия: Тебе хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
− Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории!
− Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали — уважай человеческие достоинства других!
− Закон свободы: Каждый человек, хочет быть свободным, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека!
− Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве!
− Закон человека: Нельзя оскорблять человека ни словом, ни действием.
− Закон зелёного друга: Береги и изучай природу!
− Закон «00»: Не заставляй себя ждать. Точность — прочность коллектива. Береги чужое время!
− Закон трёх «сами»: Сами ищем дело, сами планируем и осуществляем его, сами подводим итоги.
Условиями личностно-ориентированного подхода к развитию ученического самоуправления являются:
- добровольность включения учащихся в ту или иную деятельность;
- возможность выбора средств, для достижения поставленной цели каждым учащимся;
- оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- готовность учащихся к самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности;
- учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
Содержание работы органов самоуправления в нашем классе определяется в соответствии с несколькими основными направлениями:
1.«Живи для улыбки одноклассника»: учимся бесконфликтному общению, развиваем коммуникативные способности.
2. «Каждое дело творчески, а иначе -зачем?»: развиваем творческие способности, как необходимое качество успешной личности, принимаем активное участие в творческих конкурсах. Творческий потенциал у ребят неплохой. 2 человека (Маслова Е. и Чеплашкина В.) посещали хореографический кружок на базе Дома детского творчества. С их помощью подготовлены танцевальные композиции на День учителя и на районный конкурс «Ученик года». Пробою пера занимаются Тарасова Юлия, Преснякова Алина, Сайфетдинова Камиля.
3.«Выбор профессии»: определяем профессиональные предпочтения и способности, изучаем особенности некоторых профессий, соотносим желания и возможности, учимся ставить цели в жизни, определять пути их достижения.
Большинство ребят представляют себе свою будущую профессию, свой предварительный выбор объясняют влиянием родителей, друзей, общественного мнения; меньшая часть учащихся не определилась с выбором . Т.О. актуальность данного направления очевидна.
4.«Исследования и проекты»: участвуем в создании проектов и мини- проектов, учимся исследованию.
- Центр «Образование» ( Королёв Н. , Акишев Д.,)
-следит и помогает в учебе учащимся класса;
-организует класс на активное участие в предметных олимпиадах и конкурсах ;
Так, учащиеся нашего класса принимают активное участие в предметных олимпиадах :
- Акишев Д(победитель республиканской олимпиады по робототехнике, призёр по математике и экономике);
- Королёв Н.(призёр по технологии и экономике)
Проконькина Н., Зубенкова М.- участники олимпиады по русскому языку ,экономике
Григорян А.- призёр по физической культуре
Преснякова А.-призёр дистанционной Всероссийской олимпиады по литературе
- Центр «Спорт»(Гавричев В., Григорян А.,Оторов В., Рыжова А., Мурзакова Е.)
-организует и привлекает к участию в спортивных соревнованиях школы и района.
-организует спортивные мероприятия в классе.
Фестиваль ГТО (Гавричев В., Григорян А.)
Рыжова А.
- Центр «Досуг»:
-организует проведение классных праздников, конкурсов, концертов, встреч с интересными людьми;
-принимает участие в подготовке к общешкольным мероприятиям;
-отвечает за организацию выходов в кино, театр.
- Центр «Редколлегия»:
- оформляет плакаты.
Традиционные дела :
-День самоуправления;
-новогодний переполох;(2 место)
-экскурсии ( осенняя акция «Подари себе книгу»-экскурсия в Читай-город, просмотр фильма «Гоголь»,28 декабря учащиеся посетили новогодний Саранск);
-операция «Уют»;
-День учителя;
-День победы;
-Масленица;
-праздничные чаепития
Подводя итог своим размышлениям, отмечу, что ученическое самоуправление – явление сложное, длительное. Не всё может получиться с первого раза. Но если чаще учить детей самостоятельно принимать решения , то наша школа обязательно станет местом, где «раскрываются сердца», а сам образовательный процесс — учебником жизни. Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы..
МБОУ «Чамзинская СОШ №2»
РМ, рп. Чамзинка, ул. Титова,12
Самоуправление старшеклассников
Подготовила: Преснякова И.Н.,
классный руководитель 10 класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация ученического самоуправления в коррекционной школе 8 вида
Проблема организации взаимоотношений внутри коллектива является одной из центральных в воспитательном процессе. И это не случайно. В детском коллективе существуют организованные пе...
Самоуправление в начальной школе
Цель, задачи, ожидаемые результаты, план работы... Протоколы заседаний Совета "МЫ"...
Самоуправление. Копилка старшего вожатого.
Заповеди вожатого. Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится.Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в и...
Структура школьного самоуправления в малокомплектной школе.
В структуру школьного самоуправления "Школьное единство" входит президент, отдел "Учись учиться", отдел "Чистота и порядок" и отдел "Затейники"...
Самоуправление в старших классах
Педагогической целью ученического самоуправления является демократизация жизни класса и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом. Процессу развития самоуправления способст...
Организация ученического самоуправления в средней и старшей школе Опыт ГБОУ СОШ №358 Школьный парламент «Тин-Land»
Создание органа самоуправления в школе ведет за собой ряд организационных трудностей, одной из которых является выбор формы последующей деятельности. Исследуя опыт российских школ, можно выделит...
Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2018-2019 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в...