Организация ученического самоуправления в средней и старшей школе Опыт ГБОУ СОШ №358 Школьный парламент «Тин-Land»
статья на тему
Создание органа самоуправления в школе ведет за собой ряд организационных трудностей, одной из которых является выбор формы последующей деятельности. Исследуя опыт российских школ, можно выделить разные системы соучастия учеников в школьной деятельности: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учком), старостат, школьная дума , школьное правительство, совет школы, совет старшеклассников и многие другие.
В школе №358 Московского района Санкт-Петербурга успешно развивается школьный парламент "Тин-Land"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsia_uchenicheskogo_samoupravlenia_v_sredn.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация ученического самоуправления в средней и старшей школе
Опыт ГБОУ СОШ №358 Школьный парламент «Тин-Land»
В современных школах существуют две формы организации обучающихся: ученическое самоуправление и ученическое соуправление. Формулируя определения данных форм, мы выделяем различия между ними. Так, ученическое соуправление – это совместное управление вместе со взрослыми. Данная форма сейчас встречается реже самоуправления, определение которого можно сформулировать как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Ученическое самоуправление дает возможность учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в вопросах школьной жизни, проводить мероприятия и заниматься теми делами, которые по-настоящему увлекают детей и подростков. Совокупность таких возможностей позволяет организовать жизнедеятельность коллектива учащихся и обеспечить развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения значимых целей.
Создание органа самоуправления в школе ведет за собой ряд организационных трудностей, одной из которых является выбор формы последующей деятельности. Исследуя опыт российских школ, можно выделить разные системы соучастия учеников в школьной деятельности: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учком), старостат, школьная дума , школьное правительство, совет школы, совет старшеклассников и многие другие.
В нашем образовательном учреждении ведет работу школьный парламент. Наша школа – большая страна, которая получила название «Тин-Land», а каждый класс является городом. Для управления городом нужен губернатор, роль которого исполняет староста класса, а его помощниками являются министры культуры и организации досуга, которые выбираются в первые дни сентября на классном часе. Таким образом, в школьный парламент входят все школьники страны, губернаторы и министры. Управляющие должности составляют школьное правительство, организационную структуру, во главе которой стоит Президент. Должность президента может занять любой член правительства. 25 февраля в школе прошли выборы на пост Президента. Заявки подали 4 желающих: ученики 8 классов, 9 и 10 классов. С большим преимуществом победил ученик 9 класса Фасхутдинов Рамиль. Теперь его основная задача – координировать работу правительства.
Школьное правительство является неким связующим звеном между педагогами и коллективами классов. Получив информацию на заседании, губернаторы и министры ставят задачи для своего класса.
Часто в школах существует детское объединение, которое выполняет функции ученического самоуправления, однако, направленность этих организаций разная. Давайте сравним детское общественное объединение и ученическое самоуправление на примере нашего опыта.
Детское общественное объединение | Ученическое самоуправление |
В состав ДОО входят все желающие средней и старшей школы на добровольной основе | С состав С.входят выборные органы коллективов средней и старшей школы |
Может работать не только на базе ОУ | Работает исключительно внутри ОУ |
Не имеет системы и личностного роста | Имеет структурированную систему и возможность личностного роста |
Участвуют в мероприятиях, инициированных самим ДОО, районной организацией, городским движением и в том числе самим ОУ | Участие в мероприятиях ОУ является обязательным |
Живут независимо от администрации ОУ | Взаимодействуют с администрацией и педагогическим коллективом школы |
Взаимодействует с другими объединениями и организациями различных уровней | Взаимодействует с районом |
Членов ДОО объединяют общие интересы |
Основная проблема, с которой сейчас сталкиваются организаторы воспитательной работы – это разведение двух органов и организация их существования независимо друг от друга. Ключевой особенностью детских объединений является их самобытность и самостоятельность, в то время как ученическое самоуправление находится исключительно в рамках учебного заведения и воспитательного процесса внутри школы.
Для школ, численность которых не превышает 500 человек одной из проблем является нехватка учеников, готовых к взаимодействию, поскольку на их плечи ложится не только работа в самоуправлении или объединении, но еще и учебные конкурсы, занятия в отделах дополнительного образования и многое другое.
Развитие школьного самоуправления – это сложное дело, которое требует работы в течение долгого времени; но предоставлять власть учащимся, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация ученического самоуправления в 6 "А" классе (из опыта работы)
Презентация и выступление на педагогическом совете из опыта работы классного руководителя....
Организация ученического самоуправления в школе
В статье рассматриваются формы организации ученического самоуправления, более подробно я останавливаюсь на организации пресс-службы школы...
Организация ученического самоуправления в коррекционной школе 8 вида
Проблема организации взаимоотношений внутри коллектива является одной из центральных в воспитательном процессе. И это не случайно. В детском коллективе существуют организованные пе...
ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы
В форме деловой игры проходят выборы ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов в этот же день. Написан по...
"Организация ученического самоуправления в школе"
В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоупр...
Презентация "Организация ученического самоуправления в школе"
Проект «Путешествие по школьной Вселенной» - организация ученического самоуправления....
Особенности организации проектной деятельности в средней и старшей школе Описание проекта «Литературный Волгоград»
В статье говорится о важной роли проектной деятельности в процессе формирования гражданской идентичности обучающихся. Описываются этапы работы над проектом и его содержание....