Воспитательный проект: "Найди себя."
проект (10 класс) на тему
Сегодня формирование готовности старших подростков к осуществлению профессионального выбора может служить профессиональным показателем качества предоставляемого школой образования, его адекватности требованиям рынка труда, критерием, характеризующим успешность усилий педагогического коллектива в деле социализации учащихся их интеграции в жизнь общества.
Проблема социализации молодежи является в современном мире одной из самых острых и трудноразрешимых. Выбор профессии – один из самых первых серьезных социально-личностных выборов для большинства современных российских детей. Программа "На пути к успеху” является программой, способствующей активизации профориентационной работы.
Профориентация в старшем школьном возрасте - это сложный многогранный процесс личностного самоопределения, познания себя и мира, который по сути своей не сводится к банальному выбору колледжа, вуза или рабочей специальности. Между тем сущность профессионального выбора состоит именно в нахождении оптимального (с точки зрения индивидуальных качеств и социальных возможностей самоопределяющегося человека) варианта трудового пути, или карьеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naydi_sebya_proekt_10a.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: "Найди себя."
Актуальность проблемы:
Сегодня формирование готовности старших подростков к осуществлению профессионального выбора может служить профессиональным показателем качества предоставляемого школой образования, его адекватности требованиям рынка труда, критерием, характеризующим успешность усилий педагогического коллектива в деле социализации учащихся их интеграции в жизнь общества.
Проблема социализации молодежи является в современном мире одной из самых острых и трудноразрешимых. Выбор профессии – один из самых первых серьезных социально-личностных выборов для большинства современных российских детей. Программа "На пути к успеху” является программой, способствующей активизации профориентационной работы.
Профориентация в старшем школьном возрасте - это сложный многогранный процесс личностного самоопределения, познания себя и мира, который по сути своей не сводится к банальному выбору колледжа, вуза или рабочей специальности. Между тем сущность профессионального выбора состоит именно в нахождении оптимального (с точки зрения индивидуальных качеств и социальных возможностей самоопределяющегося человека) варианта трудового пути, или карьеры.
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения. Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации. У
Цель проекта
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
- Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
- Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Главной же целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе мы видим формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора.
Задачи проекта
Образовательные задачи:
- Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
- Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
- Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
- Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
Воспитательные задачи.
- Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
- Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
- Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
- Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития с. Высокого и Зырянского района, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города.
Развивающие задачи.
1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.
Реализация проекта: октябрь 2017г. – май 2018г.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Особенности проекта:
Пропедевтика курса «Профориентация» проводится в начальной и средней школе. На первой ступени обучения профориентационная работа со школьниками ведется на уровне профинформации. Ее можно интегрировать практически во все учебные дисциплины начальной школы. Основным направлением в работе по ранней профориентации школьников остается своевременное, на всём протяжении учёбы, расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.
Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.
Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо выделить следующие моменты:
- Главная цель - (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть).
- Цепочка ближних и дальних конкретных целей (где буду учиться, первая работа, дальнейшие перспективы).
- Пути и средства достижения ближних целей (ознакомление, проба сил, самообразование).
- Возможные внешние препятствия.
- Свои возможности.
- Запасные варианты
8. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
Учащиеся должны уметь:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Этапы реализации проекта:
Этапы | Деятельность воспитателя |
1.Диагностический | Диагностика классного коллектива |
2.Практико – ориентированный | Разработка проекта Реализация проекта |
3.Рефлексивно-аналитический | Анализ деятельности в рамках проекта |
Деятельность в рамках проекта: 2017-2018 уч.год
Мероприятия | Содержание | Сроки |
Диагностическое | Вводное занятие. Многообразие мира профессий. | Сентябрь |
Деятельность в рамках проекта | Я и выбор профессии. | Октябрь |
Социальные проблемы труда: Разделение труда | Ноябрь | |
Профессии и специальности | Декабрь | |
Классификации профессий | Январь | |
Мотивы выбора профессии | Февраль | |
Здоровье и выбор профессии | Март | |
Рынок образовательных услуг. | Апрель | |
Обобщение в рамках проекта | Профессиональная перспектива. Составление резюме. | Май |
Ресурсы проекта:
- Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
- Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.М.:Вита-пресс.2006.
- «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.
- «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.
- «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное образование. /html/775.html
- «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41.
Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. ///psyslu/organizacionnye.html
- Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
- Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.
- Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, 2006.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005.
- Технология. Учебник для 10-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
- Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Познай себя"
Программа «Познай себя» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний. Направлена на развитие основ личност...
Воспитательная система "Сотвори себя"
Воспитательная система рассчитана на 3 года (9 - 11 кл.) При скачивании весь материал оформлен в таблицах, схемах. Яркие иллюстрации....
Проект «Найди друга»
Автор, в связи с заявленной темой, проводил экспериментальную хореографическую работу с детьми летнего лагеря «Лодейнопольского детского центра эстетического развития» города Лодейного Поля Ленинградс...
Система воспитательной работы "Создай себя сам"
Система воспитательной работы«Создаю себя сам» 10-11 класс. Цель воспитательной системы: создать в классе воспитательную среду, способствующую развитию личности учащегося...
Воспитательная программа "Найди себя"
Смысловым стержнем программы воспитания «Найди себя» является формирование у обучающихся качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в...
Социальный проект Найди себя в профессии
Первое место в областном конкурсе профессий. 2016г. Татищево...
Презентация к проекту "Найди себя"
У каждого в юности возникают вопросы:"Кем быть? Чем заниматься?", чтобы реализовать себя, быть максимально востребованным и полезным для общества. Разобраться с этими вопросами поможет данна...