Профориентация (программа элективного курса для обучающихся 9 класса)
рабочая программа (9 класс) на тему
Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из наиболее важных направлений психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_elektiv.docx | 42.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения руководителем МО _______/Соловьёва О.В./ «__»___________2017 г. | Согласована с заместителем директора по УВР _________/Сорокина Н.В./ «____»____________2017 г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения «___» __________2017 г. |
Рабочая программа
элективного курса
«Профориентация»
в 9 классе
Составитель: Парамонов Дмитрий Вячеславович
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.
На изучение курса отводится 1 час в неделю (2 полугодие), итого 17 часов.
Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из наиболее важных направлений психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.
Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения обучающимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения обучающихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. Предусматриваются также следующие методы работы:
- учебная дискуссия;
- деловые игры;
- использование проблемных методов обучения;
- встречи со специалистами организаций, а также среднеспециальных учебных заведений.
Планируемые результаты
Предполагаемым результатом реализации программ должно стать овладение обучающимися навыками самопознания, состоятельного самостоятельного решения.
Элективный курс разработан на основе анализа типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководители на этапе выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределении в 9 классах. В ходе работы обучающиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.
Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), что далеко не всегда удается, но что может выступать как некоторая идеальная цель профконсультационной работы.
Содержание тем элективного курса
1. Вводное занятие – 1ч.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера». Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.
2. Многообразие мира профессий – 1ч.
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности
3. Представление о себе и проблема выбора профессии – 1ч.
«Образ „Я"» как система представлений о себе. Структура «образа „Я"» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Диагностические процедуры. Методика «Кто я?». Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „я"»).
4. Путешествие по морям профессий – 1ч.
Цель; актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о мире профессионального труда. Задачи: обобщение знаний обучающихся о сферах профессиональной деятельности человека; формирование осознанных представлений о мире труда; воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
5. Классификация профессий –1ч.
Классификация профессий. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - природа», «человек - знаковая система», «человек – художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
6. Темперамент в профессиональном становлении личности – 1ч.
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе. Опросник Айзенка. Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».
7. Волевые качества личности – 1ч.
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. Роль воли в процессе принятия профессиональных решений. Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».
8. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда – 1ч.
Способность к запоминанию. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, забывание, узнавание и воспроизведение). Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти. Методики «Воспроизведение рядов цифр» (выявление объема кратковременной слуховой памяти). «Ассоциативное воспроизведение содержания понятий» (выявление объема долговременной словесной памяти). Сравнительный анализ эффективности механического и смыслового запоминания; психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Домино». Способность быть внимательным. Общее представление о внимании (объем, устойчивость, распределение, избирательность). Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Методики «Перепутанные линии», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».
9. Самооценка, ее роль в жизни – 1 ч.
Сформировать у обучающихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).
10. Человек в новых социально-экономических условиях – 1ч.
Структурная перестройка экономики. Новая индустриализация. Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг. Конверсия. Развитие сельского хозяйства. Земельная реформа. Фермерство. Экологические проблемы и их решение. Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Приватизация. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Иностранные инвестиции.
11. Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 1ч.
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Акционерные общества, концерны, хозяйственные ассоциации, объединения. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Самоокупаемость. Самофинансирование. Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. Формирование рыночной инфраструктуры. Развитие предпринимательства. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы. Занятость населения. Безработица. Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП.
12. Имидж и этикет современного делового человека – 1ч.
Имидж сотрудников. Познакомиться с понятием об имидже и дизайне офиса, а также с моделью формирования имиджа организации.
13. Оценка способности школьников к выбору профессии – 1ч.
Общие основы оценки способности личности к выбору профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности (профессиональных пробах). Показатель соответствия выбранной профессии склонностям обучающегося.
14. Резюме, правила составления – 1ч.
Правила составления резюме и сопроводительного письма к нему. Правила отправления резюме.
15. Собеседование. Как к нему готовиться? – 1ч.
Сбор информации о компании, в которой будете проходить собеседование. Вопросы, которые вам могут зажать на собеседовании. О чём можете спросить вы?
16. Моя профессиональная карьера – 1ч.
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
17. Итоговое занятие – 1ч.
Подведение итогов по курсу «Профориентация».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
2 | Многообразие мира профессий | 1 | ||
3 | Представление о себе и проблема выбора профессии | 1 | ||
4 | Путешествие по морям профессий | 1 | ||
5 | Классификация профессий | 1 | ||
6 | Темперамент в профессиональном становлении личности | 1 | ||
7 | Волевые качества личности | 1 | ||
8 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда | 1 | ||
9 | Самооценка, ее роль в жизни | 1 | ||
10 | Человек в новых социально-экономических условиях | 1 | ||
11 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу | 1 | ||
12 | Имидж и этикет современного делового человека | 1 | ||
13 | Оценка способности школьников к выбору профессии | 1 | ||
14 | Резюме, правила составления | 1 | ||
15 | Собеседование. Как к нему готовиться? | 1 | ||
16 | Моя профессиональная карьера | 1 | ||
17 | Итоговое занятие | 1 |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов "Информационная культура"
Цель элективного курса формирование знаний, умений и навыков информационной учебной деятельности...
программа элективного курса для обучающихся 9 класса
Календарно-тематическое планирование элективного курса для обучающихся 9 класса " Трудные вопросы орфографии и пунктуации...
Программа элективного курса для обучающихся 10 класса:" Жизнь по заказу".
Программа элективного курса по биологии: " Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире" для обучающихся 10-ых классов рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).Программа содержит п...
Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"
Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяющий систематизировать бзовый уровень, теоретические знани...
Программа элективного курса для обучающихся 9 класса "Избранные вопросы математики"
Программа элективного курса разработана для повторения и подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (ГИА)....
Программа элективного курса для обучающихся 9 класса
Авторская программа элективного курса по технологии для обучающихся 9 класса (девушки) "Свой дом украшу я сама"...
Программа элективного курса для обучающихся 9 классов «Изучаем русский с интересом!»
Занимательный элективный курс по русскому языку...