Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов "Информационная культура"
элективный курс (8 класс) по теме
Цель элективного курса формирование знаний, умений и навыков информационной учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informacionnaya_kultura.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов «Информационная культура»
Пояснительная записка
Информационная культура – это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей. Это умение находить, воспринимать, отбирать, анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность коммуникации.
Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры в сфере образования, побуждает образовательное учреждение самостоятельно искать пути решения этой проблемы. Организация современного образовательного процесса предполагает все более широкое использование новых технологий, которые направлены на развитие навыков работы с информацией, следовательно, создаются условия для формирования информационной культуры учащихся.
Цель курса: формирование знаний, умений и навыков информационной учебной деятельности.
Задачи:
- Знакомство с различными источниками информации;
- Освоение рациональных приемов и способов ведения поиска информации в соответствии с образовательными потребностями
- Изучение и практическое использование технологии оформления результатов информационного поиска и исследовательской работы.
Содержание курса носит интегративный характер, обучение деятельно-ориентированное, имеет практическую направленность и строится на использование как традиционных методов, так и информационных технологий.
Предполагается развитие следующих умений и навыков:
- Находить требуемую информацию в различных источниках;
- Систематизировать информацию по заданным признакам;
- Вычленять главное в информационном сообщении;
- Собирать и систематизировать тематическую информацию;
- Извлекать данные из информации и представлять ее в сводной форме;
- Устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи;
- Иметь представление и использовать инструментарий подготовки, получения и передачи информации;
- Переводить визуальную информацию в вербальную систему, а вербальную – в знаковую;
- Трансформировать информацию.
Программа призвана обеспечить базовые знания в области информационной культуры.
На первом этапе, в 8 классе предлагается курс из 10 часов. Предполагается освоение базовых знаний по формированию информационной культуры, получение основных умений в работе с источниками информации.
На втором этапе, в 9 классе курс из 12 часов. Предполагается освоение основ культуры умственного труда, оформления результатов деятельности по получению информации, исследовательской работы.
Итогом изучения курса в 8 классе станет выполнение творческой работы, в 9 классе – представление проекта, реферата, доклада по любому из предметов школьной программы, выполненных в течение учебного года в соответствии в требованиями курса.
Содержание программы
8 класс
- Введение. Что такое информация? Цели и задачи курса. Многозначность понятия «информация». Значение информации в жизни человека. Виды представления информации. Способы преобразования информации.
- История возникновения информационных ресурсов. История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски). Первые книги. Изобретение книгопечатания. Иван Федоров и его книги. Как печатают книги сейчас.
- Способы хранения и передачи информации. Хранение информации в окружающем мире. Современные способы хранения информации: аудиозапись, видеозапись, фотопленка, магнитные ленты, грампластинки, цифровая запись информации. Способы передачи информации. Искажения при передаче информации.
- Периодические издания. Знакомство с различными периодическими изданиями. Отличие газет и журналов от других источников информации. Презентация периодического издания.
- Справочные издания. Энциклопедии: детские, тематические, универсальные. Словари: орфографический, иностранных слов, фразеологический, толковый. Справочники: научные, учебные, научно-популярные. Роль справочных изданий в поиске информации. Методы и приемы работы с энциклопедиями, справочниками, словарями.
- Информационные ресурсы современного мира. Современные информационные ресурсы общества. Информационный кризис. Информированность. Ценность информации и цена неинформированности.
- Правила поиска информации. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Библиографические указатели. Назначение каталогов. Наука правильного выбора книг. Способы чтения. Составление кратких аннотаций. Главное и второстепенное в информации. Первоначальное чтение. Пометки при чтении.
- Формы записи полученной информации. Выписка, цитата, план, конспект, тезисы. Выходные данные книги. План простой и сложный . технология оформления выписки. Сокращения при записи. Соответствие формы записи целям чтения.
- Гигиена умственного труда. Умственный труд. Последовательность и систематичность. Режим работы и отдыха. Рациональное распределение времени. Рабочее место ученика.
9 класс
- Введение. Информационная культура. Определение понятия «информационная культура». Состав и структура знаний. Умений и навыков, определяющих уровень информационной культуры личности. Взаимосвязь информационной культуры и информатизации общества. Роль информационной культуры в обеспечении эффективности учебно-познавательной деятельности школьников.
- Библиотечный урок. Библиотека как информационно-поисковая система. Современный информационный и библиотечный сервис. Информационный продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и органами информации.
- Основные приемы работы с книгой. Цели, способы, виды чтения. Способы записи прочитанного. Простой и сложный план. Библиографическое оформление выписок и цитат. Правила составления тезисов. Формы конспектов.
- Технология подготовки и оформления доклада, реферата, сообщения. Основные этапы и технология работы над докладом, рефератом, сообщением. Поиск и отбор литературы по теме. Анализ. Оформление результатов. Критический анализ источников и выражение собственного мнения. Подготовка текста доклада, сообщения, реферата. Привила оформления списка литературы.
- Технология проекта и исследовательской работы. Этапы работы над проектом. Формы и методы работы. Оформление результатов. Планирование работы над исследовательской работой. Этапы ее выполнения. Анализ, выводы, результаты исследования. Оформление исследовательской работы.
- Выступление на уроке. Сообщение и защита работы. Стиль и форма выступления. Использование цитат. Логика построения выступления, защиты. Электронная презентация. Стендовый и выставочный материал.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | ||
лекции | Практические занятия | ||||
8 класс | |||||
1 | Введение. Что такое информация? | 1 | 1 | ||
2 | История возникновения информационных ресурсов. История книги. | 1 | |||
3 | Способы хранения и передачи информации. | 1 | 1 | ||
4 | Периодические издания | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Справочные издания | 2 | 1 | 1 | |
6 | Информационные ресурсы современного мира | 1 | 1 | ||
7 | Правила поиска информации | 3 | 1 | 2 | |
8 | Формы записи полученной информации | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Гигиена умственного труда | 1 | 1 | ||
Итого | 12 | 7 | 4 | ||
9 класс | |||||
1 | Введение. Информационная культура | 1 | 1 | ||
2 | Библиотечный урок | 2 | 2 | ||
3 | Основные приемы работы с книгой | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Технология подготовки и оформления доклада, реферата, сообщения. | 3 | 1,5 | 1,5 | |
5 | Технология проекта и исследовательской работы | 3 | 1,5 | 1,5 | |
6 | Выступление на уроке. Сообщение и защита работы | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 12 | 5,5 | 6,5 |
Список литературы
- Пунский В.О. Азбука учебного труда: Книга для учителя. М., 1988
- Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. М., 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для обучающихся 9 класса
Календарно-тематическое планирование элективного курса для обучающихся 9 класса " Трудные вопросы орфографии и пунктуации...
Программа элективного курса для 9 класса «Основы потребительской культуры»
Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний — одна из насущных общественных потребностей, для ...
Программа элективного курса для обучающихся 10 класса:" Жизнь по заказу".
Программа элективного курса по биологии: " Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире" для обучающихся 10-ых классов рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).Программа содержит п...
Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"
Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяющий систематизировать бзовый уровень, теоретические знани...
Программа элективного курса для обучающихся 9 класса "Избранные вопросы математики"
Программа элективного курса разработана для повторения и подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (ГИА)....
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ» 9 класс
Данный материал можно использовать для проведения факультативных занятий по русскому языку с обучающимися 9 класса....
Программа элективного курса для обучающихся 9 класса
Авторская программа элективного курса по технологии для обучающихся 9 класса (девушки) "Свой дом украшу я сама"...