Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов "Информационная культура"
элективный курс (8 класс) по теме

Ведерникова Наталья Ивановна

 

Цель элективного курса формирование знаний, умений и навыков информационной учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionnaya_kultura.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов «Информационная культура»

Пояснительная записка

Информационная культура – это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей. Это умение находить, воспринимать, отбирать, анализировать информацию, выделять главное в информационном сообщении, понимать направленность коммуникации.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры в сфере образования, побуждает образовательное учреждение самостоятельно искать пути решения этой проблемы. Организация современного образовательного процесса предполагает все более широкое использование новых технологий, которые направлены на развитие навыков работы с информацией, следовательно, создаются условия для формирования информационной культуры учащихся.

Цель курса: формирование знаний, умений и навыков информационной учебной деятельности.

Задачи:

  1. Знакомство с различными источниками информации;
  2. Освоение рациональных приемов и способов ведения поиска информации в соответствии с образовательными потребностями
  3. Изучение и практическое использование технологии оформления результатов информационного поиска и исследовательской работы.

Содержание курса носит интегративный характер, обучение деятельно-ориентированное, имеет практическую направленность и строится на использование как традиционных методов, так и информационных технологий.

Предполагается развитие следующих умений  и навыков:

  1. Находить требуемую информацию в различных источниках;
  2. Систематизировать информацию по заданным признакам;
  3. Вычленять главное в информационном сообщении;
  4. Собирать и систематизировать тематическую информацию;
  5. Извлекать данные из информации и представлять ее в сводной форме;
  6. Устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи;
  7. Иметь представление и использовать инструментарий подготовки, получения и передачи информации;
  8. Переводить визуальную информацию в вербальную систему, а вербальную – в знаковую;
  9. Трансформировать информацию.

Программа призвана обеспечить базовые знания в области информационной культуры.

На первом этапе, в 8 классе предлагается курс из 10 часов. Предполагается освоение базовых знаний по формированию информационной культуры, получение основных умений в работе с источниками информации.

На втором этапе, в 9 классе курс из 12 часов. Предполагается освоение основ культуры умственного труда, оформления  результатов деятельности по получению информации, исследовательской работы.

Итогом изучения курса в 8 классе станет выполнение творческой работы, в 9 классе – представление проекта, реферата, доклада по любому из предметов школьной программы, выполненных в течение учебного года в соответствии в требованиями курса.

Содержание программы

8 класс

  1. Введение. Что такое информация? Цели  и задачи курса. Многозначность понятия «информация». Значение информации в жизни человека. Виды представления информации. Способы преобразования информации.
  2. История возникновения информационных ресурсов.  История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски). Первые книги. Изобретение книгопечатания. Иван Федоров и его книги. Как печатают книги сейчас.
  3. Способы хранения и передачи информации. Хранение информации в окружающем мире. Современные способы хранения информации: аудиозапись, видеозапись, фотопленка, магнитные ленты, грампластинки, цифровая запись информации. Способы передачи информации. Искажения при передаче информации.
  4. Периодические издания. Знакомство с различными периодическими изданиями. Отличие газет и журналов от других источников информации. Презентация периодического издания.
  5. Справочные издания.  Энциклопедии: детские, тематические, универсальные. Словари: орфографический, иностранных слов, фразеологический, толковый. Справочники: научные, учебные, научно-популярные. Роль справочных изданий в поиске информации. Методы и приемы работы с энциклопедиями, справочниками, словарями.
  6. Информационные ресурсы современного мира.  Современные информационные ресурсы общества. Информационный кризис. Информированность. Ценность информации и цена неинформированности.
  7. Правила поиска информации. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Библиографические указатели. Назначение каталогов. Наука  правильного выбора книг. Способы чтения. Составление кратких аннотаций. Главное и второстепенное в информации. Первоначальное чтение. Пометки при чтении.
  8. Формы записи полученной информации.  Выписка, цитата, план, конспект, тезисы. Выходные данные книги. План простой и сложный . технология оформления выписки. Сокращения при записи. Соответствие формы записи целям чтения.
  9. Гигиена умственного труда. Умственный труд. Последовательность и систематичность. Режим работы и отдыха. Рациональное распределение времени. Рабочее место ученика.

9 класс

  1. Введение. Информационная культура. Определение понятия «информационная культура». Состав и структура знаний. Умений и навыков, определяющих уровень информационной культуры личности. Взаимосвязь информационной культуры и информатизации общества. Роль информационной культуры в обеспечении эффективности учебно-познавательной деятельности школьников.
  2. Библиотечный урок.  Библиотека как информационно-поисковая система. Современный информационный и библиотечный сервис. Информационный продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и органами информации.
  3. Основные приемы работы с книгой. Цели, способы, виды чтения. Способы записи прочитанного. Простой и сложный план. Библиографическое оформление выписок и цитат. Правила составления тезисов. Формы конспектов.
  4. Технология подготовки и оформления доклада, реферата, сообщения. Основные этапы и технология работы над докладом, рефератом, сообщением. Поиск и отбор литературы по теме. Анализ. Оформление результатов. Критический анализ источников и выражение собственного мнения. Подготовка текста доклада, сообщения, реферата. Привила оформления списка литературы.
  5. Технология проекта и исследовательской  работы.  Этапы работы над проектом. Формы и методы работы. Оформление результатов. Планирование работы над исследовательской работой. Этапы ее выполнения. Анализ, выводы, результаты исследования. Оформление исследовательской работы.
  6. Выступление на уроке. Сообщение и защита работы. Стиль и форма выступления. Использование цитат. Логика построения выступления, защиты. Электронная презентация. Стендовый и выставочный материал.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

лекции

Практические занятия

8 класс

1

Введение. Что такое информация?

1

1

2

История возникновения информационных ресурсов. История книги.

1

3

Способы хранения и передачи информации.

1

1

4

Периодические издания

1

0,5

0,5

5

Справочные издания

2

1

1

6

Информационные ресурсы современного мира

1

1

7

Правила поиска информации

3

1

2

8

Формы записи полученной информации

1

0,5

0,5

9

Гигиена умственного труда

1

1

Итого

12

7

4

9 класс

1

Введение. Информационная культура

1

1

2

Библиотечный урок

2

2

3

Основные приемы работы с книгой

1

0,5

0,5

4

Технология подготовки и оформления доклада, реферата, сообщения.

3

1,5

1,5

5

Технология проекта и исследовательской работы

3

1,5

1,5

6

Выступление на уроке. Сообщение и защита работы

2

1

1

Итого

12

5,5

6,5

Список литературы

  1. Пунский В.О. Азбука учебного труда: Книга для учителя. М., 1988
  2. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. М., 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для обучающихся 9 класса

Календарно-тематическое планирование элективного курса для обучающихся 9 класса " Трудные вопросы орфографии и пунктуации...

Программа элективного курса для 9 класса «Основы потребительской культуры»

Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соот­ветствующих знаний — одна из насущных общественных потребностей, для ...

Программа элективного курса для обучающихся 10 класса:" Жизнь по заказу".

Программа элективного курса по биологии: " Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире" для обучающихся 10-ых классов рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).Программа  содержит п...

Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"

Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяющий систематизировать бзовый уровень, теоретические знани...

Программа элективного курса для обучающихся 9 класса "Избранные вопросы математики"

Программа элективного курса разработана для повторения и подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (ГИА)....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ» 9 класс

Данный материал можно использовать для проведения факультативных занятий по русскому языку с обучающимися 9 класса....

Программа элективного курса для обучающихся 9 класса

Авторская программа элективного курса по технологии для обучающихся 9 класса (девушки) "Свой дом украшу я сама"...