Программа элективного курса для обучающихся 10 класса:" Жизнь по заказу".
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Программа элективного курса по биологии: " Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире" для обучающихся 10-ых классов рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).Программа содержит пояснительную записку,календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnyh_kursov_10_klass_razmnozhenie.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО ___________/_Фуникова И.В.__________/ ФИО Протокол № ____ от «___»___________200___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 3 » ____________/______________/ ФИО «___»____________200___г. | «Согласовано» Руководитель МОУ «СОШ №3 » ____________/__Мальцева Л.Д.____________/ ФИО Приказ № _____ от «___»___________200___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Полежаевой Ирины Александровны, учителя высшей категории
элективный курс по биологии: " ЖИЗНЬ ПО ЗАКАЗУ: РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЧЕСКОМ МИРЕ".
10 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «___»_______200__ г.
2010 – 2011 учебный год
Учебно-тематическое планирование
( элективный курс по биологии)
Классы 10а
Учитель Полежаева И.А
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков ч.;
Административных контрольных уроков час.
Планирование составлено на основе Программы элективных курсов по биологии: " ЖИЗНЬ ПО ЗАКАЗУ: РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЧЕСКОМ МИРЕ". Авторы: Петрова Е. В., учитель биологии, МОУ «СОШ № 49 г. Саратова», Швецова О. И., учитель биологии, МОУ «СОШ № 49 г. Саратова», 2002 год, Саратов.
Учебник Общая биология, 10 класс И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, М: «Вентана-Граф», 2002
Пояснительная записка.
Программа данного элективного курса является общеобразовательной и направлена на развитие содержания курса общей биологии 10-го класса муниципальных общеобразовательных учреждений.
Основная концептуальная идея курса - личная ответственность каждого человека за свою жизнь, будущее человечества и биосферы в целом.
Реализация данной идеи очень актуальна в связи с переходом от антропоцентрического принципа построения биологических программ к биоцентрическому. Биоцентрический подход предполагает уникальность каждой жизненной формы и необходимость ее защиты вне зависимости от ее роли в природе и жизни человека. Деятельность человека должна учитывать интересы природы, в противовес ее безжалостной эксплуатации.
В связи с изменением структуры школьного образования и выделением базовой 9-летней обязательной общей ступени произошла перестройка школьного курса биологии. С основами общей биологии учащиеся знакомятся уже в 9-м классе. Большой объем, сложность учебного материала, небольшое количество отведенного времени (2 часа в неделю) не способствуют глубокому рассмотрению таких важных понятий как размножение, развитие, старение, отмирание, качество наследственного материала и условий среды с точки зрения личной ответственности, а также социального заказа человеческой формации данного исторического периода развития.
Основная цель данного элективного курса - расширить и углубить знания по одному из важных разделов общей биологии «Размножение и развитие организмов». Учебный материал курса, лабораторные работы, конференции, семинарские занятия, лекции, деловые игры позволят реализовать следующие учебные задачи:
- осознание единства биологических законов, характера их проявления на разных уровнях организации жизни, взаимосвязи строения и функций клеток, органов и систем органов, роли наследственности и среды в процессе формирования признаков;
- развитие представлений о бисоциальной природе человека, ответственности каждого за свою жизнь (онтогенез), будущее своего вида (филогенез) и будущее биосферы в целом, усилении антропогенного влияния на природу, формировании биологического и социального заказа на жизнь тех или иных организмов, качество и количество новых поколений;
- воспитание экологической культуры и основ здорового образа жизни.
В результате успешного освоения учебной программы учащиеся должны:
- характеризовать формы и виды размножения, знать их биологическое значение, роль наследственности в онтогенезе и филогенезе организмов, причины нарушения наследственной информации и последствия для организмов и видов в природе, влияние окружающей среды и образа жизни на организм;
- сравнивать, распознавать, определять строение спор, гамет, стадий развития организмов, мо- дификационную и генотипическую изменчивость, роль среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии, наследственные заболевания и болезни образа жизни;
- обосновывать осознанный выбор здорового образа жизни, вредное влияние на наследственность организмов загрязнения природной среды, алкоголя, никотина, наркотиков, неумеренного употребления лекарственных препаратов, токсических веществ;
- уметь пользоваться дополнительной учебной литературой, информацией на электронных носителях; составлять развернутые планы, опорные конспекты, тезисы, сообщения, набирать информацию для проектной папки.
Основной принцип обучения: «Узнавай, думай, осознавай, меняйся сам и изменяй в лучшую сторону свою жизнь, жизнь других и окружающую среду».
Основные методы ведения занятий: проблемный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный, использование элементов проектной технологии.
Формы учебной деятельности: комбинированные уроки, лабораторные работы, деловые игры, семинар.
Учебный материал данного элективного курса содержит межпредметные связи с химией, экологией, ОЗОЖ, которые реализуются учителем биологии самостоятельно, опираясь на знания учащихся 9- го класса. В ходе освоения учебного материала у школьников должно сформироваться представление об определяющей роли среды обитания, протекающих в природе эволюционных процессов, формирующих «биологический заказ» на появление, развитие или вымирание тех или иных организмов в биосфере. В человеческом обществе, в зависимости от социальных, экономических условий жизни, существующих
религиозных традиций тоже существует «социальный заказ» на рождаемость: качество и количество новых поколений, соотношение рождаемости и смертности внутри отдельных государств и планеты в целом.
После первого занятия учащиеся выбирают темы проектов, которые они подготовят к последнему занятию курса, на котором состоятся слушание и защита проектов. Материал для проектной папки собирается учениками самостоятельно, но под руководством учителя. В подготовке одного проекта может принимать участие как один ученик, так и группа учащихся.
Для успешного освоения данного элективного курса необходимо следующее учебное оборудование:
- микроскопы и микропрепараты: «Митоз в корешках лука; спорангий папоротника; пыльца сосны; яйцеклетка гидры»;
- коллекции насекомых, влажные препараты позвоночных животных со стадиями развития, объемные таблицы со стадиями эмбриогенеза хордовых;
- схемы деления клетки, этапов сперматогенеза и овогенеза, фотографии аномальных наборов хромосом, потомства с наследственными заболеваниями;
- учебники и дополнительные учебные пособия по общей биологии;
- учебные фильмы, компьютерные диски с учебным материалом по биологии (Биология. 1 С: репетитор, репетитор по биологии Кирилла и Мефодия)
Содержание программы.
(10 класс, 34часа, 1 час в неделю)
- Размножение в органическом мире (3 часа).
Формы и виды размножения в природе. Бесполое размножение, биологическое значение, практическое значение для человека. Половое размножение, виды. Половое размножение растений, животных. Эволюционное значение полового размножения. Биологическая роль полового размножения.
Лабораторная работа.
Рассмотрение микропрепаратов спор и гамет.
- Гаметогенез (5 часов).
Образование половых клеток. Отличительные черты гамет. Наследственная информация женских и мужских половых клеток. Особенности деления половых клеток. Сперматогенез, стадии, значение для организмов. Овогенез, стадии, отличительные черты. Влияние образа жизни, условий среды обитания на качество наследственной информации гамет.
Лабораторная работа.
Сравнение мужских и женских половых клеток. Разнообразие гамет.
- Оплодотворение в органическом мире (4 часа).
Оплодотворение. Значение зиготы. Двойное оплодотворение у растений, его биологическое значение, роль в эволюции природы. Оплодотворение у животных. Определение и переопределение пола в зависимости от условий среды. Аномалии наследственной информации зиготы, последствия для организмов и биосферы в целом.
Лабораторная работа.
Сравнение аномальных и нормальных наборов хромосом генотипа человека, прогнозирование последствий для организма.
- Эмбриональное развитие организмов (8 часов).
Начальные этапы эмбриогенеза. Влияние условий среды и образа жизни на органогенез. Методы исследования генетики человека. Современная диагностика эмбрионального развития человека. Наследственные заболевания человека, причины, последствия для биологического вида. Разложение генома. Болезни образа жизни. Личная ответственность родителей за качество здоровья детей, ответственность человека за будущее цивилизации, биосферы планеты.
Лабораторные работы.
Решение генетических задач на наследственные аномалии (соматические или сцепленные с полом) генотипа человека. Составление родословных.
- Постэмбриональное развитие организмов (4 часа).
Развитие после рождения: виды, этапы. Прямое развитие организмов, значение в природе. Развитие с превращением, роль метаморфоза для организмов. Неотения, значение в природе. Антропогенное влияние на постэмбриональное развитие организмов.
Лабораторная работа.
Сравнение видов и стадий постэмбрионального развития беспозвоночных.
Экскурсия.
Антропогенное влияние на постэмбриональное развитие насекомых-вредителей сельского хозяйства, последствия для экосистем, биосферы.
- Онтогенез и филогенез организмов (3 часа).
Онтогенез и филогенез организмов. Проблемы старения и отмирания в природе. Продолжительность жизни и биологические возможности человеческого организма.
- Организм - единое целое (3 часа).
Организм - единое целое. Биоритмы организма и планеты. Биологические часы. Саморегуляция работы организма.
- Заключение (5 часов).
Защита проектов: «Жизнь до рождения», «Отцы и дети», «Жизнь - начало или конец?», «Жизнь: социальный и биологический заказ». Обобщение материала.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Календарные сроки | Наименование разделов и тем | Наглядные пособия и технические средства | Вид занятия | Задания для учащихся |
Размножение в органическом мире (3 часа). |
1. | Размножение организмов, формы, значение в природе. | Таблицы, | Урок изучения нового материала, комбинированный урок. |
2. | Бесполое размножение организмов. | Урок формирования знаний, комбинированный урок. |
3. | Половое размножение организмов. Лабораторная работа:«Рассмотрение микропрепаратов спор и гамет растительных и животных объектов». | Таблицы, лабораторное оборудование | Урок формирования и систематизации знаний, комбинированный урок, лабораторный практикум. |
Гаметогенез (5 часов). |
4. | Образование половых клеток. | Таблицы | Урок формирования и систематизации знаний, комбинированный урок |
5. | Наследственная информация гамет. | Таблицы | Урок формирования и систематизации знаний, комбинированный урок |
6. | Сперматогенез, стадии и значение в природе. | Таблицы | Урок формирования и систематизации знаний, комбинированный урок. |
7. | Овогенез, отличительные особенности, значение для организмов. | Таблицы | Урок формирования и систематизации знаний, комбинированный урок. |
8. | Влияние образа жизни, условий среды обитания на качество наследственной информации гамет. | Таблицы | Урок обобщения, систематизации и совершенствования знаний. Урок-конференция. |
Оплодотворение в органическом мире (4 часа). |
9. | Оплодотворение, значение зиготы. | Таблицы | Урок формирования знаний, комбинированный урок. |
10. | Двойное оплодотворение у растений, значение, роль в эволюции живой природы. | Таблицы | Урок систематизации и совершенствования знаний, комбинированный урок. |
11. | Оплодотворение у животных. Определение пола. | Таблицы | Урок систематизации и совершенствования знаний, комбинированный урок. |
12. | Аномалии наследственного материала зиготы. Лабораторная работа: «Сравнение аномальных и нормальных наборов хромосом зиготы человека. Прогнозирование последствий для организма, биологического вида». | Таблицы, лабораторное оборудование. | Урок совершенствования и систематизации знаний, лабораторный практикум. |
Эмбриональное развитие организмов (8 часов). |
13. | Начальные этапы эмбриогенеза. | Таблицы | Урок формирования знаний, урок-лекция |
14. | Влияние условий среды и образа жизни на органогенез. | Таблицы | Урок систематизации и совершенствования знаний. |
15. | Методы исследования генетики человека. Лабораторная работа: «Составление родословных». | Таблицы, лабораторное оборудование. | Урок формирования и совершенствования знаний, комбинированный урок, лабораторный практикум. |
16. | Современная диагностика эмбрионального развития человека. Планирование семьи. | Таблицы | Урок систематизации и совершенствования знаний |
17-18 | Наследственные заболевания человека, причины, последствия для вида.Лабораторная работа: «Решение генетических задач на аномалии наследственного материала человека». | Таблицы | Урок совершенствования и систематизации знаний, комбинированный урок,лабораторный практикум. |
19. | Болезни образа жизни, их влияние на наследственную информацию организма, потомства. | Таблицы | Урок обобщения и контроля знаний, комбинированный урок + деловая игра: «Наши вредные привычки». |
20. | Личная ответственность человека за будущее цивилизации, биосферы планеты | Таблицы | Урок совершенствования, обобщения и систематизации знаний, урок-семинар. |
Постэмбриональное развитие организмов (4 часа). |
21. | Развитие организмов после рождения, виды в природе. Прямое развитие организмов. | Таблицы | Урок формирования знаний, урок-лекция. |
22. | Развитие с метаморфозом, стадии, значение в природе. Неотения. Лабораторная работа: «Сравнение видов и стадий постэмбрионального развития беспозвоночных». | Таблицы, лабораторное оборудование. | Урок совершенствования и систематизации знаний,лабораторный практикум. |
23. | Антропогенное влияние на постэмбриональное развитие организмов, последствия для биосферы. | Таблицы, | Урок совершенствования и систематизации знаний. |
24-25 | Развитие организмов и окружающая среда. | Таблицы, | Урок обобщения и контроля знаний, тестовый контроль. |
Онтогенез и филогенез организмов (3 часа). |
25. | Онтогенез и филогенез организмов. Биогенетический закон. | Таблицы, | Урок формирования знаний, комбинированный урок |
26. | Проблемы старения и отмирания в природе. | Таблицы, | Урок совершенствования и систематизации знаний,урок-конференция. |
27. | Продолжительность жизни и биологические возможности человека. | Урок совершенствования знаний, урок-деловая игра: «Лет до ста прожить нам без старости...». |
Организм - единое целое ( З часа). |
28. | Организм - единое целое. | Таблица | Урок формирования знаний, комбинированный урок. |
29. | Биоритмы организма и планеты. | Таблица | Урок формирования знаний, урок-лекция. |
30. | Саморегуляция работы организма. | Таблица | Урок совершенствования и систематизации знаний, урок-семинар. |
Заключение (5 часов). |
31,32,33 | Защита творческих проектов на темы: «Жизнь до рождения», «Отцы и дети», «Жизнь - начало или конец?», «Жизнь: социальный и биологический заказ». | Презентация проектов учащихся. |
34-34 | Обобщение материала и контроль знаний. |
Литература для учащихся
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин И.И. Общая биология 10-11 класс. М.: Дрофа. 2001.
- Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. М.: Вентана-Граф. 2000.
- Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие по биологии. Сар.: ИЦ «Добродея». 1997.
- Пименова И.Н., Пименов А.В. Биология человека в вопросах и ответах. Сар.: ИЦ «Добродея». 1997.
- Пименова И.Н., Пименов Л.В. Лекции по общей биологии. - Сар.: Лицей. 2001.
- Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.: Просвещение. 1988.
- Стяжкина Е.И., Петрова Е.В.. Биология. Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену 9 класс. М.: изд-во НЦ ЭНАС. 2005.
- Чуйкин А.Е.. Общая биология. Пособие для поступающих на биологические и медицинские факультеты университетов. СПб.: Политехника. 2004.
Литература для учителя
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10-11 класс. М.: Дрофа. 2001.
- Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. М.: Вентана-Граф. 2000.
- Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов П.Д.. Биология для поступающих в ВУЗы. Учебное пособие. Минск. Юнипресс. 2001.
- Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие но биологии. Сар. ИЦ «Добродея». 1997. - ,
- Пименова И.Н., Пименов А.В. Биология человека в вопросах и ответах. Сар. ИЦ «Добродея». 1997.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. М. Дрофа. 2001.
- Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. - М.: «Просвещение». 1988.
- Чуйкин А.Е. Общая биология. Пособие для поступающих на биологические и медицинские факультеты университетов. СПб. Политехника. 2004.
9. Чуйкова J1.IO. Социальная экология. Учебное пособие для 11-х классов средней школы. Астрахань. 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов "Информационная культура"
Цель элективного курса формирование знаний, умений и навыков информационной учебной деятельности...
программа элективного курса для обучающихся 9 класса
Календарно-тематическое планирование элективного курса для обучающихся 9 класса " Трудные вопросы орфографии и пунктуации...
Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"
Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяющий систематизировать бзовый уровень, теоретические знани...
Программа элективного курса для обучающихся 9 класса "Избранные вопросы математики"
Программа элективного курса разработана для повторения и подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме (ГИА)....
Программа элективного курса для обучающихся 9 класса
Авторская программа элективного курса по технологии для обучающихся 9 класса (девушки) "Свой дом украшу я сама"...
Программа элективного курса для обучающихся 9 классов «Изучаем русский с интересом!»
Занимательный элективный курс по русскому языку...
Программа элективного курса для обучающихся 8 класса "Фразовые глаголы"
Программа "Фразовые глаголы" предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 8- х классов, с ориентацией на гуманитарный профиль. Курс направлен на обеспечение углублённого и...