Программа элективного курса для обучающихся 9 классов «Изучаем русский с интересом!»
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Ткаченко Ольга Викторовна

Занимательный элективный курс по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_dlya_9_klassov.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

О.В.Ткаченко

Программа элективного курса

для обучающихся 9 классов

«Изучаем русский с интересом!»

I. Пояснительная записка

 Данный курс разработан для учащихся 9 классов. Познакомившись с его содержанием, ребята смогут углубить, расширить свои знания по культуре речи.

 Важность данного курса очевидна. Во-первых, материалы по культуре речи включены в «Обязательный минимум содержания образования по русскому языку». Выпускники средней школы должны свободно владеть лексическими и грамматическими ресурсами русского языка, не допускать ошибок в ударениях, в произношении слов. Но специально отведенных уроков на изучение норм современного литературного языка в школьных программах не предусматривается. Во-вторых, знания по культуре речи проверяются в ходе тестирования. Тестирование – форма ЕГЭ, вузовских экзаменов на всех факультетах. Однако именно вопросы по культуре речи, как правило, вызывают наибольшие трудности у абитуриентов (речевых ошибок в работах учащихся более чем достаточно).

 Цели курса – совершенствование речевой культуры учащихся, оказание помощи при подготовке к ЕГЭ в школе и вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.

 Учащиеся должны знать:

 - нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

 Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:

 - соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

 - находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

 Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

 дать понятие о нормах языка;

 рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

 познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

 познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса;

 представить литературу, в которой находит отражение материал по данной теме (лингвистическими словарями, монографиями, справочной литературой в журналах «Русский язык и литература для школьников», «Русская словесность», «Русский язык в школе», «Русский язык в школе и дома») с целью написания творческих, исследовательских работ.

 Данный курс разработан на следующем учебном и вспомогательном материале:

 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи.

 Обращение к пособию не случайно: «Книга известных ученых-лингвистов Д.Э.Розенталя и И.Б.Голуб – учебное пособие нового типа по стилистике и культуре речи. Пособие дает уникальную возможность устранить ошибки, не заучивая правила, а овладевая лексическими, грамматическими, синтаксическими, словообразовательными и орфоэпическими нормами путем многократного обращения языкового материала. Теоретический материал прекрасно дополняют задания и тесты с ключами, помогающие проверить знания и подготовиться к сдаче итоговых экзаменов в школе (в том числе ЕГЭ) и вступительных в вуз» (Из аннотации к книге).

 Единый государственный экзамен. Русский язык. Тестовые задания. (Пособия разных лет: 2002 – 2006).

 Курс обеспечен тестовыми заданиями, которые имеются в школьной библиотеке:

 - «Единый государственный экзамен. Русский язык. Тестовые задания. 2002.

 Кроме того, учащимся рекомендуется приобрести новые издания тестовых заданий с целью дальнейшей комплексной подготовки к ЕГЭ.

 Так как библиотека не обеспечена необходимыми лингвистическими словарями, тем более выпущенными недавно и отвечающими современному состоянию науки, у ребят будет возможность поработать с ними в кабинете русского языка и литературы (словари приобретены учителем).

 В работе с данным содержанием возможны следующие виды деятельности:

 1) решение тестовых заданий;

 2) устные и письменные сообщения (Темы см. Приложение).

 3) составление списков слов, выражений, предложений, в которых учащиеся часто допускают речевые ошибки;

 4) составление карточек с заданиями на нахождение речевых ошибок;

 5) рефераты на темы: «Анализ типичных речевых ошибок учащихся», «Меняются ли нормы языка?», «Слова – паразиты», «Иностранный» русский язык» и т.п..

 Для подтверждения своей успешности по данной теме учащиеся могут выбрать любые 2 из названных выше, помимо первого – обязательная тестовая форма проверки знаний продиктована логикой курса. Если выбран реферат, то ученик имеет право выполнять только данную работу. Все виды деятельности предполагают самостоятельность ученика: он сам выбирает тему сообщения, форму зачета, литературу, по которой будет готовить работу.

 Работы сдаются в установленный срок с соблюдением стандартных требований к их оформлению. Формой итоговой отчетности будут тестирование и конференция. Они выявят уровень знаний и умений учащихся по данной теме, степень их подготовки к сдаче экзамена по русскому языку в школе и вузе, интерес к содержанию программы.

II .Учебный план

 На изучение курса «Культура речи» целесообразно отвести 34 аудиторных (академических) часов, распределив по темам следующим образом:

1-3. Знакомство с содержанием курса «Культура речи».

4-6. Что такое хорошая речь?

7-9. Какие нормы языка существуют?

 10. Пробное тестирование

11-15.Нормы ударения и произношения                

16-20. Лексические нормы        

21-24. Грамматические нормы.

25-27. Нормы в морфологии.

28-30. Синтаксические нормы

31-32. Употребление фразеологизмов

33. Итоговое тестирование        

34. Конференция – подведение итогов курса

        

III. Содержание

Культура речи, ее предмет и задачи.

 - Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

 - Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

 - Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

 Нормы ударения и произношения.

 - Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

 - Произношение некоторых грамматических форм.

 - Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

 - Нормы ударения в современном русском языке.

 - Причины отклонения от произносительных норм.

 - Исторические изменения в произношении и ударении.

 - Допустимые варианты произношения и ударения.

 Лексические нормы.

 - Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

 - Лексическая сочетаемость.

 - Смешение паронимов.

 - Жаргонизмы.

 - Речевая избыточность и речевая недостаточность.

 Грамматические нормы.

 - Нормы в морфологии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

 -  Синтаксические нормы. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

 - Правильное построение предложений.

 - Правильное построение предложений с обособленными членами.

Список литературы

  1. Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.

  1. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Паронимия. // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №2.- С. 18-22.

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика – М.: Просвещение, 1988. – 207с.

  1. Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 176с.

  1. Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2005. – 160с.

  1. Давайте говорить правильно!: Трудности современной русской фразеологии: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 288с.

  1. Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов /Авторы Капинос В.И., Гостева Ю.А., Львов В.В. и др. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2002. – 96с.

  1. Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.

  1. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989. – 383с.

  1. Ильин М.И. Критерии и нормы оценки по русскому языку в 5-11 классах русской и нерусской школы (в таблицах, схемах, с иллюстративным материалом): Пособие для учителя – Йошкар-Ола, 2001. – 51с.

  1. Кохтев Н.И. Риторика. -М.: Просвещение, 1996. – 207с.

  1. Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. – 2001 - №5.- С. 66-70.

  1. Лунёва Л.П. «На ошибках … учимся» (тесты по культуре речи) // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 11-16.

  1. Морозова А.В. Речевая избыточность и речевая недостаточность как одна из проблем при работе над курсом «Русский язык и культура речи» // Русская словесность. – 2004 - №6.- С.75-78.

  1. Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №1.- С. 2-9.

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.

  1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.

  1. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. ЕГЭ 2005. Русский язык. Типовые тестовые задания. 2005 –М.: «Экзамен», 2005. – 112с.

  1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. – 256с.

  1. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? – Лениздат, 1963. – 332с.

  1. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 2001. – 704с.

  1. Язовицкий Е.В. Говорите правильно – Москва – Ленинград.: Просвещение, 1964. – 272с.

 

Приложение

Примерные темы сообщений учащихся

 У девочки туфля, а у мальчика туфель? (Род имен существительных).

 Как быть с тортом? (Множественное число существительных).

 Сколько апельсин роздали детям? ( Существительные в родительном падеже множественного числа).

 Трудные фамилии (склонение фамилий).

 Мужественен или мужествен? (Краткая форма прилагательных).

 Одеть или надеть?

 Что чем управляет? (Управление при синонимических словах и словосочетаниях),

 « О модных словечках» (Жаргонизмы).

 «Масло масляное» (Немного о тавтологии).

 О словах иностранных – нужных и ненужных. (А нельзя ли без них?)

 Поговорим о названиях улиц.

 Можно ли одержать поражение? (Сочетаемость слов).

 Без него нельзя! (Речевая недостаточность).

 Язык и дети.

 Об «окающих» и «акающих» (Правильное произношение).

 Канцеляризмы и штампы.

 О словах обидных и мнимообидных.

 Рассказ о словаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов "Информационная культура"

Цель элективного курса формирование знаний, умений и навыков информационной учебной деятельности...

программа элективного курса для обучающихся 9 класса

Календарно-тематическое планирование элективного курса для обучающихся 9 класса " Трудные вопросы орфографии и пунктуации...

Программа элективного курса для обучающихся 10 класса:" Жизнь по заказу".

Программа элективного курса по биологии: " Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире" для обучающихся 10-ых классов рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).Программа  содержит п...

Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык»

Пояснительная записка Элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык» рассчитан на 17 часов. Цели предпрофильного обучения школьников по курсу делового русского языка состоят в следую...

Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык»

Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык» Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №24» г. СаранскИконникова И.М.Пояснительная записка Элективного курса для 9 ...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"

Рабочая программа и тематическое планированеи элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"...

Рабочая программа элективного курса для 11 классов " Стилистика русского языка"

Рабочая программа " Стилистика русского языка" будет способствовать углублению знаний по лингвистической теории, совершенствованию навыуов устной речи, овладению коммуникативной компетенцией...