Программа элективного курса для обучающихся 9 классов «Изучаем русский с интересом!»
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Занимательный элективный курс по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_dlya_9_klassov.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
О.В.Ткаченко
Программа элективного курса
для обучающихся 9 классов
«Изучаем русский с интересом!»
I. Пояснительная записка
Данный курс разработан для учащихся 9 классов. Познакомившись с его содержанием, ребята смогут углубить, расширить свои знания по культуре речи.
Важность данного курса очевидна. Во-первых, материалы по культуре речи включены в «Обязательный минимум содержания образования по русскому языку». Выпускники средней школы должны свободно владеть лексическими и грамматическими ресурсами русского языка, не допускать ошибок в ударениях, в произношении слов. Но специально отведенных уроков на изучение норм современного литературного языка в школьных программах не предусматривается. Во-вторых, знания по культуре речи проверяются в ходе тестирования. Тестирование – форма ЕГЭ, вузовских экзаменов на всех факультетах. Однако именно вопросы по культуре речи, как правило, вызывают наибольшие трудности у абитуриентов (речевых ошибок в работах учащихся более чем достаточно).
Цели курса – совершенствование речевой культуры учащихся, оказание помощи при подготовке к ЕГЭ в школе и вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.
Учащиеся должны знать:
- нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).
Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:
- соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
- находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
дать понятие о нормах языка;
рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса;
представить литературу, в которой находит отражение материал по данной теме (лингвистическими словарями, монографиями, справочной литературой в журналах «Русский язык и литература для школьников», «Русская словесность», «Русский язык в школе», «Русский язык в школе и дома») с целью написания творческих, исследовательских работ.
Данный курс разработан на следующем учебном и вспомогательном материале:
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи.
Обращение к пособию не случайно: «Книга известных ученых-лингвистов Д.Э.Розенталя и И.Б.Голуб – учебное пособие нового типа по стилистике и культуре речи. Пособие дает уникальную возможность устранить ошибки, не заучивая правила, а овладевая лексическими, грамматическими, синтаксическими, словообразовательными и орфоэпическими нормами путем многократного обращения языкового материала. Теоретический материал прекрасно дополняют задания и тесты с ключами, помогающие проверить знания и подготовиться к сдаче итоговых экзаменов в школе (в том числе ЕГЭ) и вступительных в вуз» (Из аннотации к книге).
Единый государственный экзамен. Русский язык. Тестовые задания. (Пособия разных лет: 2002 – 2006).
Курс обеспечен тестовыми заданиями, которые имеются в школьной библиотеке:
- «Единый государственный экзамен. Русский язык. Тестовые задания. 2002.
Кроме того, учащимся рекомендуется приобрести новые издания тестовых заданий с целью дальнейшей комплексной подготовки к ЕГЭ.
Так как библиотека не обеспечена необходимыми лингвистическими словарями, тем более выпущенными недавно и отвечающими современному состоянию науки, у ребят будет возможность поработать с ними в кабинете русского языка и литературы (словари приобретены учителем).
В работе с данным содержанием возможны следующие виды деятельности:
1) решение тестовых заданий;
2) устные и письменные сообщения (Темы см. Приложение).
3) составление списков слов, выражений, предложений, в которых учащиеся часто допускают речевые ошибки;
4) составление карточек с заданиями на нахождение речевых ошибок;
5) рефераты на темы: «Анализ типичных речевых ошибок учащихся», «Меняются ли нормы языка?», «Слова – паразиты», «Иностранный» русский язык» и т.п..
Для подтверждения своей успешности по данной теме учащиеся могут выбрать любые 2 из названных выше, помимо первого – обязательная тестовая форма проверки знаний продиктована логикой курса. Если выбран реферат, то ученик имеет право выполнять только данную работу. Все виды деятельности предполагают самостоятельность ученика: он сам выбирает тему сообщения, форму зачета, литературу, по которой будет готовить работу.
Работы сдаются в установленный срок с соблюдением стандартных требований к их оформлению. Формой итоговой отчетности будут тестирование и конференция. Они выявят уровень знаний и умений учащихся по данной теме, степень их подготовки к сдаче экзамена по русскому языку в школе и вузе, интерес к содержанию программы.
II .Учебный план
На изучение курса «Культура речи» целесообразно отвести 34 аудиторных (академических) часов, распределив по темам следующим образом:
1-3. Знакомство с содержанием курса «Культура речи».
4-6. Что такое хорошая речь?
7-9. Какие нормы языка существуют?
10. Пробное тестирование
11-15.Нормы ударения и произношения
16-20. Лексические нормы
21-24. Грамматические нормы.
25-27. Нормы в морфологии.
28-30. Синтаксические нормы
31-32. Употребление фразеологизмов
33. Итоговое тестирование
34. Конференция – подведение итогов курса
III. Содержание
Культура речи, ее предмет и задачи.
- Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
- Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
- Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
- Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
- Произношение некоторых грамматических форм.
- Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
- Нормы ударения в современном русском языке.
- Причины отклонения от произносительных норм.
- Исторические изменения в произношении и ударении.
- Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы.
- Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
- Лексическая сочетаемость.
- Смешение паронимов.
- Жаргонизмы.
- Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
- Нормы в морфологии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
- Синтаксические нормы. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
- Правильное построение предложений.
- Правильное построение предложений с обособленными членами.
Список литературы
- Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.
- Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Паронимия. // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №2.- С. 18-22.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика – М.: Просвещение, 1988. – 207с.
- Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 176с.
- Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2005. – 160с.
- Давайте говорить правильно!: Трудности современной русской фразеологии: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 288с.
- Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов /Авторы Капинос В.И., Гостева Ю.А., Львов В.В. и др. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2002. – 96с.
- Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989. – 383с.
- Ильин М.И. Критерии и нормы оценки по русскому языку в 5-11 классах русской и нерусской школы (в таблицах, схемах, с иллюстративным материалом): Пособие для учителя – Йошкар-Ола, 2001. – 51с.
- Кохтев Н.И. Риторика. -М.: Просвещение, 1996. – 207с.
- Красных В.И. О лексических паронимах в современном русском языке // Русский язык в школе. – 2001 - №5.- С. 66-70.
- Лунёва Л.П. «На ошибках … учимся» (тесты по культуре речи) // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 11-16.
- Морозова А.В. Речевая избыточность и речевая недостаточность как одна из проблем при работе над курсом «Русский язык и культура речи» // Русская словесность. – 2004 - №6.- С.75-78.
- Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки // Русский язык и литература для школьников. – 2005 - №1.- С. 2-9.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
- Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. ЕГЭ 2005. Русский язык. Типовые тестовые задания. 2005 –М.: «Экзамен», 2005. – 112с.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. – 256с.
- Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? – Лениздат, 1963. – 332с.
- Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта +, 2001. – 704с.
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно – Москва – Ленинград.: Просвещение, 1964. – 272с.
Приложение
Примерные темы сообщений учащихся
У девочки туфля, а у мальчика туфель? (Род имен существительных).
Как быть с тортом? (Множественное число существительных).
Сколько апельсин роздали детям? ( Существительные в родительном падеже множественного числа).
Трудные фамилии (склонение фамилий).
Мужественен или мужествен? (Краткая форма прилагательных).
Одеть или надеть?
Что чем управляет? (Управление при синонимических словах и словосочетаниях),
« О модных словечках» (Жаргонизмы).
«Масло масляное» (Немного о тавтологии).
О словах иностранных – нужных и ненужных. (А нельзя ли без них?)
Поговорим о названиях улиц.
Можно ли одержать поражение? (Сочетаемость слов).
Без него нельзя! (Речевая недостаточность).
Язык и дети.
Об «окающих» и «акающих» (Правильное произношение).
Канцеляризмы и штампы.
О словах обидных и мнимообидных.
Рассказ о словаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса для обучающихся 8-9 классов "Информационная культура"
Цель элективного курса формирование знаний, умений и навыков информационной учебной деятельности...
программа элективного курса для обучающихся 9 класса
Календарно-тематическое планирование элективного курса для обучающихся 9 класса " Трудные вопросы орфографии и пунктуации...
Программа элективного курса для обучающихся 10 класса:" Жизнь по заказу".
Программа элективного курса по биологии: " Жизнь по заказу: размножение и развитие в органическом мире" для обучающихся 10-ых классов рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).Программа содержит п...
Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык»
Пояснительная записка Элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык» рассчитан на 17 часов. Цели предпрофильного обучения школьников по курсу делового русского языка состоят в следую...
Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык»
Программа элективного курса для 9 класса «Деловой русский язык» Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №24» г. СаранскИконникова И.М.Пояснительная записка Элективного курса для 9 ...
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"
Рабочая программа и тематическое планированеи элективного курса для 11 класса "Нормы русского литературного языка"...
Рабочая программа элективного курса для 11 классов " Стилистика русского языка"
Рабочая программа " Стилистика русского языка" будет способствовать углублению знаний по лингвистической теории, совершенствованию навыуов устной речи, овладению коммуникативной компетенцией...