Познай себя
классный час (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧКИ ПОЗНАЙ СЕБЯ 5 КЛАСС
МБОУ «Образовательный центр» №1 г. Ивантеевки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Познай себя»
5 класс
Составитель Мусаева Эльвира Наильевна
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру.
Подготовить таких выпускников невозможно в рамках традиционной технологии — педагогики требований, основанных на внешней мотивации деятельности учащихся, на принуждении. В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.
В содержании курса
• Ориентация на возрастные особенности школьников.
• Ориентация на общечеловеческие нравственные ценности.
• Удовлетворение всех потребностей духовного развития личности.
• Системный подход.
• Амбивалентный подход.
• Психологизация процесса обучения (диагностика психических качеств, рефлексивный психоанализ).
• Направленность на всестороннее развитие с приоритетной областью СУМ.
• Компетентностный подход.
• Принцип доминантности.
В методах преподавания
• Ученик – субъект, а не объект процесса обучения.
• Обучение приоритетно по отношению к развитию.
• Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью СУМ (самоутверждающие механизмы личности).
• В школьном периоде жизни активно проявляют себя и требуют удовлетворения все потребности духовного развития ребёнка:
самопознаншя,
самовоспитания,
самоутверждения,
самоопределения,
самообразования,
саморегуляции,
самореализации.
• Цель школы – максимально удовлетворить все потребности саморазвития (самосовершенствования) личности.
• На основе потребностей саморазвития может быть сформирована доминанта самосовершенствования – мотивация на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя.
• Использовать потребности самосовершенствования для мотивации учебной деятельности детей – это огромный резерв повышения качества школьного образования.
• Внутренние процессы саморазвития личности определяются организацией внешней части педагогического процесса:
– предоставить учащимся теорию (методологию) собственной психической деятельности;
– предоставить учащимся выбор деятельностей для удовлетворения потребностей самосовершенствования;
– ознакомить учащихся с возможными стилями деятельности по самосовершенствованию, определить оптимальный индивидуальный стиль для каждого ребёнка.
• Отношения участников педагогического процесса определяются гуманно-личностным подходом.
• Одна из главных целей воспитания – формировать веру личности в самоё себя и признать смыслом жизни путь непрерывного самосовершенствования.
• Технология саморазвития личности – органическое, природосообразное продолжение развивающих технологий дошкольного и начального звеньев. Таким образом решается проблема преемственности развивающей и традиционной технологий.
• Педагогика сотрудничества.
1. Личностный подход к ребенку, подростку (любить, понимать, принимать, сострадать, помогать).
2. Опора на все три канала передачи информации: когнитивный, аффективный, действенно-практический.
3. Использование современных аудиовизуальных, мультимедийных, компьютерных средств.
4. Деятельностный подход (связь с социумом, жизнью – пробы).
5. Индивидуальный подход к ребенку (обеспечение выбора индивидуальной траектории развития).
6. Разнообразие применяемых технологий обучения (традиционные, коммуникативные, развивающие, интерактивные и др.).
В организации педагогического процесса
• Многообразность, вариативность использования курса:
(– как учебных пособий по систематическому курсу;
– для факультативных и кружковых занятий;
– как методического пособия для классного руководителя;
– как книжки для домашнего чтения учащихся и их родителей;
– как пособия для дистантного образования).
• Единство и взаимодействие всех субъектов воспитания (семья, учителя-предметники, воспитание, администрация и др.).
Цель программы:
Создание условий для развития у школьников способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей.
Задачи:
1. Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
2. Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Формы проведения занятий:
Форма работы групповая.
Принципы программы:
- принцип коллективности обучения и воспитания детей;
- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического
процесса;
- принцип наглядности;
- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом
процессе;
- принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его
личности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при
организации их деятельности.
Механизм реализации программы
Занятия являются тематическими и определены структурой проведения, частота проведения 1 час в неделю в объеме 34 часа в год.
План занятий:
- ориентировка и подготовка учащихся;
- разминка;
- структурированные упражнения;
- рефлексия занятия.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрации, психологические игры, тренинги, информационно-
коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный
подход к ребенку, тесты, опросники.
В результате изучения данного курса дети:
- Овладеют определенными психологическими знаниями;
- Овладеют приемами конструктивного взаимодействия;
- Умеют правильно управлять своими эмоциональными реакциями;
- Совершенствуют навыки общения;
Содержание курса «Познай себя»
I. Личность. Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой личности. Роль личности в собственном развитии. Самовоспитание, самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей (Сократ, И. Гёте, Л. Толстой, О. Шмидт и др.).
II. Самопознание как основа самосовершенствования. Человек – загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя.
III. Качества личности: школа «Кто Я?».
а) Ощущения и восприятия. Отражение окружающего мира в мозге человека.
б) Эмоции и чувства. Виды эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоции и сознание.
в) Темперамент. Подвижность и сила психических процессов. Виды темперамента.
г) Внимание, его особенности; тренировка и управление вниманием.
д) Память, её значение в жизни человека. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Запоминание: механическое и осмысленное.
е) Знания как характеристика личности. Эрудиция. Качества знаний: прочные – непрочные, системные – отрывочные. Умение применять знания.
ж) Мышление. Конкретное и абстрактное мышление. Способы мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Понятия, законы.
з) Способности личности. Задатки, интересы, склонности как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей.
и) Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность. Черты нравственного человека: доброта, честность, правдивость, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний. Честь и достоинство.
к) Характер, черты характера. Самостоятельность, самокритичность, требовательность, ответственность, организованность, трудолюбие. «Сильный характер».
IV. Самосознание, самоощущение. Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека.
V. Организация (методика) самопознания: самоанализ, самонаблюдение, самокритика, самоконтроль, самооценка, рефлексия. Регистрация самопознания: тесты, анкеты, дневники, воспоминания, автобиография.
Примеры практических занятий
• упражнение «Знаете ли вы свою внешность»;
• тестирование качеств личности: темперамента, памяти, Мышления, способностей, направленности, характера;
• самоанализ качеств: мои достоинства, мои недостатки;
• упражнение «Диалог субличностей»;
• тренинг произвольного внимания, наблюдательности;
• составление характеристики личности одноклассника на основе наблюдений;
• составление карты самооценки;
• анализ социальных ситуаций-проб.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемая Дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Знакомство с собой | 1 |
|
|
2 | Образ вашего Я | 1 |
|
|
3 | Посмотримся в зеркало | 1 |
|
|
4 | Я и окружающие | 1 |
|
|
5 | Я и окружающие | 1 |
|
|
6 | Вы – человек и Вы - личность | 1 |
|
|
7 | Оценивание себя | 1 |
|
|
8 | Оценивание себя | 1 |
|
|
9 | Сходство и различия наших Я | 1 |
|
|
10 | Как Вы воспринимаете окружающий мир | 1 |
|
|
11 | Внимание, внимание! | 1 |
|
|
12 | Дайте волю воображению | 1 |
|
|
13 | Мир эмоций | 1 |
|
|
14 | Мир эмоций | 1 |
|
|
15 | Настроение «О”кей!» | 1 |
|
|
16 | Темперамент пятого типа | 1 |
|
|
17 | Темперамент пятого типа | 1 |
|
|
18 | Характер-русский | 1 |
|
|
19 | Воля. Самостоятельность | 1 |
|
|
20 | Настоящий друг? | 1 |
|
|
21 | Защита проекта «Мой друг» | 1 |
|
|
22 | Основное отличие человека от обезьяны | 1 |
|
|
23 | Богиня Мнемозина | 1 |
|
|
24 | Как мы думаем | 1 |
|
|
25 | Логика мысли | 1 |
|
|
26 | Решение проблем | 1 |
|
|
27 | Каждому - по потребностям | 1 |
|
|
28 | От каждого – по способностям | 1 |
|
|
29 | «Я» в общении | 1 |
|
|
30 | Тренинг «Умение общаться» | 1 |
|
|
31 | Заведи друга-дневник | 1 |
|
|
32 | Богатство Вашей личности | 1 |
|
|
33 | Защита проектов «Расскажите о себе» | 1 |
|
|
34 | Защита проектов «Расскажите о себе» | 1 |
|
|
Календарно-тематическое планирование
Учебно-методическое сопровождение
1.Селевко Г.К. Познай себя. Изд.2-е, стереотипное. М.:Народное образование, НИИ школьных технологий, 2009. 96с (серия «Самосовершенствование личности»).
2. «Неповторимые МЫ» Т.Л. Богатырева, Москва «просвещение» 2007г.
3.Уроки самопознания», Е.А. Сорокоумова Москва 2007 г.
5.Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Познай себя"
Интегрированный урок-практикум физика и физкультур «Познай себя!» (2 часа)...
Программа "Познаю себя и других".
Мной разработана программа по формированию нравственных качеств у несовершеннолетних как средства улучшения межличностных отношений в групповом коллективе "Познаю себя и других"....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ПОЗНАЙ СЕБЯ» (основы психологических знаний)
Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания.С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека....
Воспитательная программа "Познай себя"
Программа «Познай себя» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний. Направлена на развитие основ личност...
Внеклассное мероприятие для 8-ых классов игра "Познай себя".
Внеклассное мероприятие игра "Познай самого себя" Цель: обобщить знания по теме пищеварение, обмен веществ и энергии ...
Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.
Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов тво...
Презентация открытого занятия "Развиваем внимание", кружок "Познай себя"
Презентация открытого занятия "Развиваем внимание", кружок "Познай себя" ФГОС НОО внеурочная деятельность....