Классный час по теме "Коррупция" презентация и конспект урока
классный час на тему

Пятина Надежда Анатольевна

Знакомство учащихся с понятием "коррупция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pril-4.ppt477 КБ
Файл gotovyy_urok.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вместе против коррупции Внеклассное мероприятие

Слайд 2

Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам» . Томас Гоббс

Слайд 3

Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции?

Слайд 4

Причины коррупции: - Низкая заработная плата государственных служащих - Незнание законов - Желание легкой наживы - Частая сменяемость лиц на различных должностях - Нестабильность в стране - Коррупция как привычка - Низкий уровень жизни населения - Слабая развитость государственных институтов - Безработица - Неразвитость институтов гражданского общества

Слайд 5

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах: Коррупция в сфере государственного управления Парламентская коррупция Деловая коррупция Коррупция на предприятиях Бытовая коррупция

Слайд 6

Ребусы 1 команда – тажШан, циярупКор 2 команда – ротиякраБю, каВтзя 3 команда – ствотельгамоВы, кетРэ

Слайд 7

1 команда - тажШан, циярупКор Шантаж – угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды. Коррупция – сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников.

Слайд 8

2 команда – ротиякраБю, каВтзя Бюрократия – 1) высший чиновничий аппарат, администрация; 2) система управления, основанная на формализме, административной волоките. Взятка – плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

Слайд 9

3 команда – ствотельгамоВы, кетРэ Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей. Рэкет – незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

Слайд 10

Взятка Растрата Мошенничество Вымогательство Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы Злоупотребление должностными полномочиями

Слайд 11

Рассмотреть ситуации и указать, в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет. 1 . В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада. 2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию. 3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы. 4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях. 5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса. 6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

Слайд 13

О чем гласит народная мудрость… Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе? «Не подмажешь, не поедешь» – вымогательство, взятничество. «Рука руку моет» – групповая запланированная деятельность в подкупе. «Загребать жар чужими руками» – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах. «Видит око, да зуб не мед» – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

Слайд 14

Основные признаки коррупционного действия Обоюдное согласие участников действия. Наличие взаимных обязательств. Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами. Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам. Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде. Обе стороны стремятся скрыть свои действия.

Слайд 15

1 команда При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя. 2 команда Государственный служащий, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам 3 команда Родственникам больного гражданина Н. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».

Слайд 16

Скажем коррупции «Нет!»

Слайд 17

Борьбу с коррупцией нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания.



Предварительный просмотр:

Коррупция

Цели:

- провести беседу со старшеклассниками о проблеме противодействия коррупции и методов её предупреждения;

- формировать убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;

- воспитывать правовое сознание и повысить правовую культуру учащихся;

- выработать активную гражданскую позицию,

- развитие умения рассуждать и критически мыслить.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа:

- анкетирование,

- плакаты «Мы против коррупции!»

- написание эссе по заданной теме.

- работа со словарями и иными источниками.

Оформление:

  1. высказывания

Не извращай закона, не смотри на лица и

не бери даров, ибо дары ослепляют глаза

       мудрых.

Библия

                                                 Самое главное при всяком государственном

строе – это посредством законов и остального

                                                      распорядка устроить дело так, чтобы

                                                      должностным лицам невозможно было

                                                      наживаться.

 Аристотель

Как трудно заниматься выгодным делом,

не преследуя при этом собственной выгоды.

Люк де Вовенарг

Надо быть ясным умственно, чистым

                               нравственно и опрятным физически.

А.П.Чехов

2) плакаты учащихся

3) пословицы и поговорки

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.В этот день в 2003 году открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.  Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.

Наш классный час посвящен теме, которая часто обсуждается. Иначе и быть не может, потому что она затрагивает интересы каждого человека. Но очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться.

Сегодня мы проанализируем  ответынаших респондентов, рассмотрим, что такое коррупция, каковы ее формы и причины, выясним, каким может быть  ущерб, который наносит коррупция и стране и каждому человеку в отдельности; узнаем, какие способы борьбы с коррупцией существуют в мире и России.

II. Информация к размышлению.

  1. Словарная работа. 1) Что означает слово коррупция?  

Ответы учащихся:

- Коррупция от латинскогоcorumpere – портить, растлевать, разъедать ржавчиной.

- Коррупция. Исконно русские синонимы этого слова: «мздоимство», «казнокрадство», «лихоимство», «взяточничество», «попустительство», «злоупотребление служебным положением». Одно из наиболее кратких, но достаточно ёмких определений коррупции дает Словарь иностранных слов: это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

- Я понимаю коррупцию как злоупотребление своим властным, рабочим или профессиональным  положением.

- По толковому словарю   С.И.Ожегова,  "Коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взятночничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».

(учащиеся анализируют схему-кластер, изображенные на доске).

Учитель: Ребята, вы дали правильное толкование этому слову. В современном понятии коррупция тоже означает использование полномочий в целях личной выгоды. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время.

К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и  проявляется в самых разнообразных формах и видах. Коррупцию можно увидеть в произведениях русских классиков, например,  в произведениях Н.В. Гоголя.Вспомните, как в произведении "Ревизор" писатель выступает с обличением всей бюрократической системы. Он выдвигает на первый план целый коллектив — чиновников, их жен и детей, купцов, мещан, полицейских и других обывателей.  Взятка в произведении является одной из  центральных элементов общей картины. Думаю, что проблема, о которой рассуждает Гоголь в произведении, до сих пор актуальна.  

Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути.  Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны, и всегда это – проблема нравственного выбора. Для того, чтобы этот выбор был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего общества.

Разлагаться морально, не быть «чистым» нравственно – достойно ли это уважающей себя личности? Как ответить на этот вопрос – решать вам. Этот ответ и определит вашу жизненную позицию.

Работа с таблицей.

(Учащимся раздаются бланки с таблицей.После заполнения таблицы происходит анализ ответов всех групп).

2.Анализ анкет (Количество респондентов –).

Призна-тельность, благодар-

ность

Обычная плата за услугу, работу

Злоупотреб-

ление служебным положением

Взяточни-

чество

Коррупция

Подкуп

Водитель дал деньги сотруднику ГИБДД. Сотрудник  не требовал, чтобы ему платили, но от денег не отказался.

Чиновник помог фирме заключить выгодный контракт. Фирма выплатила чиновнику определенный % за содействие.

Крупная фирма договорилась с депутатом, что он проголосует так, как выгодно фирме. За это ему выплачивают вознаграждение либо предоставляют услуги.

Пациент делает врачу подарок за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач от подарка не отказывается.

Начальник паспортного стола, получив деньги, намного ускоряет регистрацию приезжего.

Главный архитектор города дает разрешение частной фирме на строительство здания, которое сильно ухудшает окружающий пейзаж.

Командам раздаются бланки с таблицей, которую они заполняют в течение 5 минут.

Учитель: Очень часто мы присваиваем имена взяточников только чиновникам. Но проблему коррупции нельзя сводить к ним. Лица, которые предлагают деньги – такие же коррупционеры.

Социологи провели опрос населения о взятках. В результате выяснилось, что готовность решить свои проблемы путем дачи взятки высказали 61,3% опрошенных. Около 30% граждан принципиально не дают взяток.

Дискуссия «Чем вызвана коррупция»?

Задание: на листе бумаги написать причины коррупции. Одна причина – один балл. Чья команда напишет больше причин, та команда и зарабатывает большее количество баллов.

Учащимися могут быть названы следующие причины:

- Низкая заработная плата государственных служащих

- Незнание законов

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Безработица

- Неразвитость институтов гражданского общества

Учитель дополняет ответы учащихся:

  1. Основной причиной коррупции является человеческое корыстолюбие. Это связано со стремлением к личному благосостоянию.  Поэтому политики и служащие начинают использовать занимаемое положение для создания личного благосостояния. Наблюдая за этим, молодёжь воспринимает государственную службу как удобный и привлекательный образ жизни.
  2. Всё же, невзирая на одинаковую природу человека, общества коррумпированы в разной мере. Уровень коррупции может быть связан с культурой, менталитетом и традициями общества. Например, считается, что коррупцию как зло легче воспринимают протестантские общества, поскольку в протестантской этике чётко разграничены общественные и индивидуальные ценности. Коррупции легче укорениться в странах с низким уровнем общественного развития и незрелым гражданским сознанием.
  3. На уровень коррупции влияет и зрелость правовой системы. Коррупция поощряется неясным, противоречивым и постоянно изменяемым законодательством, недоверием к правоохранительным органам. Поэтому уровень коррупции ниже в государствах с давно сформировавшейся государственностью, а в основе права и демократии которых лежат древние традиции.

Учительсообщает дополнительную информацию о видах и формах коррупции:

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:

Коррупция в сфере государственного управления касается стоящих у власти государственных служащих (чиновников),  которые распоряжаются государственными ресурсами и принимают решения не в интересах государства и общества, а исходя из корыстных убеждений.

Парламентская коррупция выражается в покупке голосов избирателей вовремя выборов.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция на предприятиях выражается в том, что сотрудник коммерческой или общественной организации распоряжается не принадлежащими ему ресурсами и за счет этого незаконно обогащается.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. 

В жизни часто нарушают наши права, нам приходится отстаивать права, а нарушенные восстанавливать. Командам необходимо восстановить слова в течении определенного времени.

Разгадать ребусы в течение 3 минут, дать объяснения понятиям.

1 команда - тажШан, циярупКор

Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.

Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников.

2 команда - ротиякраБю, каВтзя

Бюрократия - высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

3 команда - ствотельгамоВы, кетРэ

Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

Рэкет - незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

Задание: Рассмотреть ситуации и указать, ссылаясь на статьи ФЗ "О противодействии коррупции", в которых из них представлены случаи коррупции, а в которых нет.

1. В благодарность за то, что врач вылечил её тяжело больного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада.

2. Бухгалтер Иванова С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.

3. Кандидат в депутаты договорился фирмой о финансировании её выборов в органы государственной власти, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.

4. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях.

5. Иван вынужден был отблагодарить чиновника, сознательно тянувшего время для решения его вопроса.

6. Должностное лицо правительства поздно приходит на работу, рано возвращается с работы и в рабочее время занимается личными делами.

  1. Интерактивная беседа.
  1. Защита I группы проекта «Последствия коррупции».

 (Учащиеся говорят об экономических (материальных) и психологических (нематериальных) последствиях коррупции.

  Материальные последствия: разорение частных предпринимателей; снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; понижение качества общего сервиса; неэффективное использование способностей, людей; рост социального неравенства; усиление организованной преступности.

  Нематериальные последствия: ущерб политической легитимности власти; снижение общественной морали; размывание ценностей; ощущение бесправия и несправедливости.)

  1. Способы борьбы с коррупцией  (защита II группы проекта «Способы борьбы с коррупцией).

Классный руководитель: Вы – подростки, которые стоят перед выбором будущей профессии. Пройдет 5-6 лет, и вы, дипломированные специалисты, начнете работать.  Возможно, кто-то из вас займет высокий пост, кто-то займется предпринимательской деятельностью… Какие способы борьбы с коррупцией вы бы смогли предложить?

Ответы учащихся:

1) - Для того, чтобы борьба с коррупцией приносила результаты, нужно желание всех людей. Ведь взяточничество существует не только благодаря тем, кто берет, но и тем, кто дает. Многие предпочитают решать свои дела в "ускоренном режиме", предлагая деньги. Часто это проще, нежели ждать разрешения дел на общих основаниях.

2) - В первую очередь нужно воспитать самих себя и перестать решать проблемы финансовым путем.  Если б не было взяткодателей, то не было бы и тех, кто их получает. Мы сами приучаем к деньгам, кразного рода вознаграждениям тех, кто может решить наши проблемы.

3) - В наше время в очень многие места большие очереди, какой- то документ можно ждать годами; чтобы пробиться куда-то, нужны большие старания. Чтобы облегчить свои действия или сделать что-то очень быстро, люди дают деньги. И это вправду ускоряет нужный процесс.

4) - Большинство людей чаще всего рассматривают коррупцию с точки зрения компенсации низкой оплаты чиновника. Однако, вокруг нас много людей, получают маленькую зарплату!

5) - На мой взгляд, ликвидировать коррупцию можно, только ликвидировав ее причину – неблагополучное состояние общества. Если мы хотим, чтобы наша республика успешно развивалась, надо бороться с коррупцией.

6) - Понятия чести и незапятнанной репутации должны стать незыблемыми для каждого гражданина страны. Надо устранить пробелы в правовом воспитании населения. Надо формировать этику граждан.

Что приводит к коррупции?

- большой разрыв в доходах населения;

- резкое падение заработной платы;

- ослабление государственного контроля;

- неопределенность норм рыночного поведения,

- пробелы в законодательстве.

  1. Российская Федерация  в борьбе с коррупцией(Защита проекта 3 группы)

Сегодня в РФ существует особое направление – противодействие коррупции. В 2008 году принят ФЗ «О противодействии коррупции», который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Международное сообщество придает большое значение  проблеме борьбы с коррупцией.

Организацией Объединенных Наций в 2003 году была принята Конвенция против коррупции.

27 января 1999 г. в Страсбурге была принята Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Она вступила в силу 1 июля 2002 года. РФ ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом 25 июля 2006 года.

Меры профилактики коррупции, проводимые в РФ.

- антикоррупционное воспитание( в рамках учебных заведений)

- пропаганда( с помощью СМИ и др.)

- формирование правовой культуры и повышение правового сознания

- воспитание гражданской ответственности

- укрепление доверия к власти

- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, проводимая Министерством юстиции

Учитель:Коррупция приводит к спаду качества образования, выпуску неквалифицированных специалистов. Это ведет к разорению страны во всех сферах жизнедеятельности

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Подведение итогов и награждение команд.

        Был ли интересен вам этот разговор? Что нового вы для себя открыли? (ответы учащихся)

        На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? Над чем нам всем надо задуматься?

VI.Заключительное слово классного руководителя.

Коррупция разрушает общество изнутри. Ее можно сравнить с  занозой: чем дольше она находится в тиши, тем больше ее размер и хуже последствия. Думаю, коррупцию можно победить, искоренить, лишь если взяться всем вместе.

Внимательно и вдумчиво прочитайте строки из Библии, слова мудрецов: Аристотеля,  Люка де Вовенарга, А.П.Чехова.Как мало надо и как много надо переделать для того, чтобы стать «чистым нравственно».   Каждый стремится к этому своим путем. И хотя к нравственности ведет множество дорог,  сколько людей на планете, всё же у нее есть свои закономерности, свои составляющие. Чего надо остерегаться, чтобы не сбиться с пути, мы постарались с вами выяснить.

Молодость! Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту,
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность Отчизне,
Имя гражданина и борца.

Вывод: Коррупция - это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока немецкого языка в 6 классе "Классная поездка в Берлин"

Конспект и рабочие материалы к уроку немецкого языка в 6 классе по теме "Классная поездка в Берлин"...

Конспект урока по английскому языку в 5 классе по теме: "Наша классная комната. Our classroom"

Урок предназначен для учеников 5 класса для закрепления изученного лексико-грамматического материала по теме....

Конспект урока (классный час) на тему: "Двадцать лет Конституции РФ"

Конспект урока (классный час) на тему: "Двадцать лет Конституции РФ"...

конспект урока и презентация по теме "Твои классные друзья"

конспект урока и презентация по теме "Твои классные друзья"...

План-конспект урока по теме «My favorite holiday» (Интегрированный урок английский язык + светская этика + классный час)

В связи с переходом в новом ФГОС от знаниевой парадигмы к образовательной, где главной целью является достижение личностных результатов, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся приобретает...

Конспект урока (классного часа) - "5 мифов о курении"

Конспект урока + презентация к уроку...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...