Конспект урока (классный час) на тему: "Двадцать лет Конституции РФ"
план-конспект урока по теме
Конспект урока (классный час) на тему: "Двадцать лет Конституции РФ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_20_let_konstitutsii.docx | 241.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы к уроку:
«Мы - граждане России»
в рамках
Всероссийского урока в 9Б классе
2 сентября 2013 г.
Классный руководитель
Дубровская Т. И.
Цели урока:
- формирование российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России;
- познакомить обучающихся с Конституцией России;
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- объяснить основные обществоведческие понятия:
- Конституция России;
- Права и обязанности граждан России;
- Конституция – устройство государства;
- Федерация – договор, союз;
- Демократия – народ и власть, народовластие;
- Президент – глава государства, исполнительная власть, избирается народом;
- Государственная Дума – законодательная власть, избирается народом;
- Правительство – исполнительная власть;
- Государственные символы страны – Герб РФ, Гимн РФ, Флаг РФ, Столица РФ, Конституция РФ, Президент РФ;
- Многонациональный народ РФ;
- Национальные ценности.
Задачи Всероссийского урока:
- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;
- развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ, являющийся единственным источников власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
- развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;
- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
- формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия общающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.
Должен знать каждый юный гражданин:
- Как называется наша Родина?
- Как называют людей, живущих в России?
- Почему к Москве у нас особое отношение?
- Какие символы государства вы знаете?
- Что представляет собой Государственный герб России?
- Опишите российский флаг.
- Что вы можете рассказать о Государственном гимне России?
- Назовите действующего президента РФ.
Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Вот как она начинается:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИУЦИЮ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.»
В статье 1 Конституции так и записано: “Российская Федерация – Россия…”.
Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Мы - россияне
Более 180 национальностей, народностей и этнических групп населяют нашу страну.
Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.
Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации: Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
Ст. 3.1 Конституции РФ:
«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Вопросы для обсуждения:
- Кто такие россияне и что их объединяет?
- Как вы понимаете выражение «многонациональный народ России»?
- Что означает выражение «соединенные общей судьбой на своей земле»?
- Что такое гражданский мир и согласие?
- Какие права и свободы имеются у всех граждан России?
- Что означает фраза «принять судьбу Отечества как свою личную»? Известны ли вам такие соотечественники?
- Что такое национальные ценности?
- Назовите людей, которыми гордится вся Россия?
Отвечая на последний вопрос, школьники подбирают соответствующие примеры, раскрывающие идею общего вклада многонационального народа России в национальное достояние страны в различных сферах жизни. Поднимаются темы народного подвига в годы великих испытаний, совместного труда, достижений в покорении космоса, достижений в науке, искусстве, литературных произведений, спортивных достижений, организации спортивных соревнований, прославляющих имя России и создающих достойный имидж страны в мире.
В 5-7 классах максимально раскрывается тема единства россиян как общности, формирующейся на единой гражданско-правовой (конституционной) и духовно-нравственной (прежде всего патриотической) основе. Внимание школьников концентрируется на теме национального воспитательного идеала («высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России») и базовых национальных ценностей россиян (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, религия, наука, искусство, природа и т.д.).
На уроке также можно соотнести морально-нравственные нормы и правовые (конституционные) нормы. У обучающихся должно сложиться представление о том, что многие неблаговидные поступки людей осуждаются не только моралью, но и правом, а нарушая нравственную норму, человек нередко преступает и закон, и наоборот. Основными категориями на уроке должны быть права, свободы, моральный долг, моральная и правовая ответственность, обязанности, моральные и правовые запреты и предписания.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
- Жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному.
- Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.
- Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание. Его никто не может заставить изменить свои убеждения. Но при этом он не должен разжигать ненависть и вражду между людьми и государствами.
- Человек может принадлежать любой вере, религии, но своими словами или действиями не должен разжигать войну между народами.
- Если человек высказывает свои мысли, но при этом несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету.
- Забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу.
Статьи в помощь учителю:
В декабре 2013 г. Исполняется 20 лет Конституции Российской Федерации. 14 февраля 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением главы государства был образован организационный комитет по подготовке и проведению празднования 20-летия принятия Конституции Российской Федерации и утвержден его состав.
Конституция РФ является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство.
Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – важнейшая обязанность государства.
Во вступительном слове учителя освещаются следующие моменты:
- Конституция Российской Федерации – Основной Закон нашей жизни;
- Конституция Российской Федерации имеет определенную структуру;
- Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам нашего государства многочисленные права и свободы, прежде всего – право на образование;
- Быть гражданином Российской Федерации очень почетно;
- Граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности;
Важно, чтобы выступление учителя опиралось на содержание конкретных школьных предметов, усвоенное обучающимися к моменту проведения единого урока, что в наибольшей степени позволить им понять смысл и значение определенных конституционных норм.
Сущность и общая характеристика национальных ценностей, интересов и целей РФ
Категории “интерес”, “ценность”, “цель” характеризуют важнейшие побудительные силы и ориентиры общественных отношений, поступков и деятельности людей, а также государственной политики. Российская Федерация, как и любая другая держава, вырабатывает и осуществляет свою политику, определяет ее цели с учетом национальных ценностей и интересов.
Национальные ценности складывались в ходе исторического развития материальной и духовной культуры общества в соответствии с геополитическим положением страны. Это прежде всего фундаментальные нравственно-этические представления и нормы, концентрированно выражающие своеобразие, самобытность, особенности характера, обычаи, традиции и уклад жизни, наиболее важные потребности многонационального народа России. Образно говоря, они представляют собой сердцевину его духовной жизни, синтез лучших черт и качеств. Национальные ценности определяют жизненную позицию человека и гражданина, его отношение к обществу и государству, прошлому, настоящему и будущему своей страны, ответственность за сохранение и приумножение национального достояния.
В числе национальных ценностей России, определенных Конституцией РФ, находятся:
– утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
– равноправие и самоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;
– суверенная государственность и незыблемость демократической основы;
– благополучие и процветание Отечества;
– ответственность за свою Родину перед прошлым, нынешним и будущими поколениями;
– осознание себя частью мирового сообщества.
Категория “национальные интересы” является основополагающим, методологически важным понятием государственной политики, обеспечивающим понимание важнейших ориентиров развития нации, путей приращения ее мощи, действий руководителей войск и органов ПС России во благо государства и общества. По объему она шире используемых в политической практике понятий “государственные интересы”, “жизненно важные интересы”. Национальные интересы - категория, ассоциируемая с масштабом нации-государства или страны в целом. Они являются производным от понятия «нация», а не «национальность». “Национальность – категория этническая, нация – социально-историческая, государственно-политическая”.
Исходя из сказанного, национальные интересы России можно определить как обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни устремления и стимулы деятельности субъектов государственной политики, служащие приумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния большинства граждан.
Система национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизнедеятельности:
– в области экономики;
– социальной и духовной жизни;
– во внутриполитической;
– международной;
– оборонной;
– информационной сферах;
– в пограничном пространстве, других.
Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала России, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"
тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...
конспект урока обществознания в 9 классе по теме Конституция
Конспект крока с использованием интерактивной доски. 9 класс ( Кравченко). Тема: Конституция...
Урок-презентация классного часа на тему: "Двадцать лет Конституции РФ"
Урок-презентация классного часа на тему: "Двадцать лет Конституции РФ"...
Конспект урока (классного часа) - "5 мифов о курении"
Конспект урока + презентация к уроку...
Конспект урока "Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»"
Данный материал нацелен помочь учащимся обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев, развивать на...
Конспект урока по теме: "Хочешь жить достойно? Знай Конституцию"
Конспект урока по теме: "Хочешь жить достойно? Знай Конституцию"...
План-конспект урока классного часа в 8 классе на тему: "Урок науки и технологии"
Урок науки и технологии...