Конспект урока (классный час) на тему: "Двадцать лет Конституции РФ"
план-конспект урока по теме

Дубровская Татьяна Ивановна

Конспект урока (классный час) на тему: "Двадцать лет Конституции РФ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_20_let_konstitutsii.docx241.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы к уроку:

«Мы - граждане России»

в рамках

Всероссийского урока в 9Б классе

2 сентября 2013 г.

Классный руководитель

Дубровская Т. И.

Цели урока: 

  • формирование российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России;
  • познакомить обучающихся с Конституцией России;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну;
  • объяснить основные обществоведческие понятия:
  • Конституция России;
  • Права и обязанности граждан России;
  • Конституция – устройство государства;
  • Федерация – договор, союз;
  • Демократия – народ и власть, народовластие;
  • Президент – глава государства, исполнительная власть, избирается народом;
  • Государственная Дума – законодательная власть, избирается народом;
  • Правительство – исполнительная власть;
  • Государственные символы страны – Герб РФ, Гимн РФ, Флаг РФ, Столица РФ, Конституция РФ, Президент РФ;
  • Многонациональный народ РФ;
  • Национальные ценности.

Задачи Всероссийского урока:

  • формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;
  • развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, ее многонациональный народ, являющийся единственным источников власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;
  • развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;
  • формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия общающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых  регуляторов жизни общества и государства.

Должен знать каждый юный гражданин:

  • Как называется наша Родина?
  • Как называют людей, живущих в России?
  • Почему к Москве у нас особое отношение?
  • Какие символы государства вы знаете?
  • Что представляет собой Государственный герб России?
  • Опишите российский флаг.
  • Что вы можете рассказать о Государственном гимне России?
  • Назовите действующего президента РФ.

Конституция  РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Вот как она начинается:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИУЦИЮ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.»

В статье 1 Конституции так и записано: “Российская Федерация – Россия…”.

Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.

Мы - россияне

Более  180 национальностей, народностей и этнических групп населяют нашу страну.

Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.

Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:       Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.

Ст. 3.1 Конституции РФ: 

«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Вопросы для обсуждения:

  • Кто такие россияне и что их объединяет?
  • Как вы понимаете выражение «многонациональный народ России»?
  • Что означает выражение «соединенные общей судьбой на своей земле»?
  • Что такое гражданский мир и согласие?
  • Какие права и свободы имеются у всех граждан России?
  • Что означает фраза «принять судьбу Отечества как свою личную»? Известны ли вам такие соотечественники?
  • Что такое национальные ценности?
  • Назовите людей, которыми гордится вся Россия?

Отвечая на последний вопрос, школьники подбирают соответствующие примеры, раскрывающие идею общего вклада многонационального народа России в национальное достояние страны в различных сферах жизни. Поднимаются темы народного подвига в годы великих испытаний, совместного труда, достижений в покорении космоса, достижений в науке, искусстве, литературных произведений, спортивных достижений, организации спортивных соревнований, прославляющих имя России и создающих достойный имидж страны в мире.

В 5-7 классах максимально раскрывается тема единства россиян как общности, формирующейся на единой гражданско-правовой (конституционной) и духовно-нравственной (прежде всего патриотической) основе. Внимание школьников концентрируется на теме национального воспитательного идеала («высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России») и базовых национальных ценностей россиян (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, религия, наука, искусство, природа и т.д.).

На уроке также можно соотнести морально-нравственные нормы и правовые (конституционные) нормы. У обучающихся должно сложиться представление о том, что многие неблаговидные поступки людей осуждаются не только моралью, но и правом, а нарушая нравственную норму, человек нередко преступает и закон, и наоборот. Основными категориями на уроке должны быть права, свободы, моральный долг, моральная и правовая ответственность, обязанности, моральные и правовые запреты и предписания.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

  • Жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному.
  • Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.
  • Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание. Его никто не может заставить изменить свои убеждения. Но при этом он не должен разжигать ненависть и вражду между людьми и государствами.
  • Человек может принадлежать любой вере, религии, но своими словами или действиями не должен разжигать войну между народами.
  • Если человек высказывает свои мысли, но при этом несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету.
  • Забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу.

Статьи в помощь учителю:

В декабре 2013 г. Исполняется 20 лет Конституции Российской Федерации. 14 февраля 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением главы государства был образован организационный комитет по подготовке и проведению празднования 20-летия принятия Конституции Российской Федерации и утвержден его состав.

Конституция РФ является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство.

Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – важнейшая обязанность государства.

Во вступительном слове учителя освещаются следующие моменты:

  • Конституция Российской Федерации – Основной Закон нашей жизни;
  • Конституция Российской Федерации имеет определенную структуру;
  • Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам нашего государства многочисленные права и свободы, прежде всего – право на образование;
  • Быть гражданином Российской Федерации очень почетно;
  • Граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности;

Важно, чтобы выступление учителя опиралось на содержание конкретных школьных предметов, усвоенное обучающимися к моменту проведения единого урока, что в наибольшей степени позволить им понять смысл и значение определенных конституционных норм.

Сущность и общая характеристика национальных ценностей, интересов и целей РФ

 Категории “интерес”, “ценность”, “цель” характеризуют  важнейшие побудительные силы и ориентиры общественных отношений, поступков и деятельности людей, а также государственной политики. Российская Федерация, как и любая другая держава, вырабатывает и осуществляет свою политику, определяет ее цели с учетом национальных ценностей и интересов.

Национальные ценности складывались в ходе исторического  развития материальной и духовной культуры общества в соответствии с геополитическим положением страны. Это прежде всего фундаментальные нравственно-этические представления и нормы, концентрированно выражающие своеобразие, самобытность, особенности характера, обычаи, традиции и уклад жизни, наиболее важные потребности многонационального народа России. Образно говоря, они представляют собой сердцевину его духовной жизни, синтез лучших черт и качеств. Национальные ценности определяют жизненную позицию человека и гражданина, его отношение к обществу и государству,  прошлому, настоящему и будущему своей страны, ответственность за сохранение и приумножение национального достояния.

В числе национальных ценностей России, определенных Конституцией РФ, находятся:

       утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;

       равноправие и самоопределение народов; память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;

       суверенная государственность и незыблемость демократической основы;

       благополучие и процветание Отечества;

       ответственность за свою Родину перед прошлым, нынешним и будущими поколениями;

       осознание себя частью мирового сообщества.

Категория “национальные интересы” является основополагающим, методологически важным понятием государственной политики, обеспечивающим понимание важнейших ориентиров развития нации, путей приращения ее мощи, действий руководителей войск и органов ПС России во благо государства и общества.  По объему она шире используемых в политической практике понятий “государственные интересы”, “жизненно важные интересы”. Национальные интересы - категория, ассоциируемая с масштабом нации-государства или страны в целом. Они являются производным от понятия «нация», а не «национальность». “Национальность – категория этническая, нация – социально-историческая, государственно-политическая”.

Исходя из сказанного, национальные интересы России можно определить как обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни устремления и стимулы деятельности субъектов государственной политики, служащие приумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической,  духовной, военной), а также повышению благосостояния большинства граждан.

Система национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизнедеятельности:

       в области экономики;

       социальной и духовной жизни;

       во внутриполитической;

       международной;

       оборонной;

       информационной сферах;

       в пограничном пространстве, других.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала России, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"

тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...

конспект урока обществознания в 9 классе по теме Конституция

Конспект крока с использованием интерактивной доски. 9 класс ( Кравченко). Тема: Конституция...

Урок-презентация классного часа на тему: "Двадцать лет Конституции РФ"

Урок-презентация классного часа на тему: "Двадцать лет Конституции РФ"...

Конспект урока (классного часа) - "5 мифов о курении"

Конспект урока + презентация к уроку...

Конспект урока "Классное сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»"

Данный материал нацелен помочь учащимся обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев, развивать на...

Конспект урока по теме: "Хочешь жить достойно? Знай Конституцию"

Конспект урока по теме: "Хочешь жить достойно? Знай Конституцию"...