План- конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности.
классный час (5 класс) на тему
Конспект урока по теме "Чрезвычайные ситуации".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_osnovam_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti_dl_0.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока по основам безопасности жизнедеятельности
по теме
" Чрезвычайные ситуации "
Тема. "Чрезвычайная ситуация – что это?"
Цели. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях, с природными явлениями, наносящими ущерб человеку, развивать умение находить решение в сложных ситуациях, воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
Оборудование. Географическая карта России; раздаточные листы для учащихся; кроссворд.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Учитель. Тема сегодняшнего урока – "Чрезвычайная ситуация".
Знакомство с новым материалом
У. Что такое чрезвычайная ситуация?
Дети. Опасность, угрожающая сразу многим людям.
У. Правильно. Какие опасности можно отнести к чрезвычайным?
Д. Землетрясение, наводнение, шторм, авиакатастрофу, кораблекрушение.
У. Мы с вами будем говорить о ситуациях, произошедших не по вине человека, а из-за природных изменений.
Д. Своими силами с чрезвычайной ситуацией справиться нельзя.
– При землетрясениях, наводнениях и других бедах на помощь приходят спасатели.
– Землетрясения до сих пор не научились точно предсказывать.
– Наводнения можно предвидеть, но избежать их все равно нельзя.
Учитель вешает на доску карту. В ходе совместной работы определяются районы, где могут происходить землетрясения, извержения вулканов, разливы рек, наводнения, штормы, лесные пожары.
У. Возьмите в руки раздаточные листы и прочитайте о том, что такое
наводнение.
Д. Временный подъем воды в реке, озере или море.
У. Из-за чего происходят наводнения?
Д. Из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин, сильных ветров.
У. Почти каждый месяц мы получаем сообщения о наводнениях, произошедших в разных точках мира. Наводнения составляют 40 процентов от всех стихийных бедствий. Это и неудивительно, так как три четверти Земли покрыто водой.
Чтобы защититься от наводнений, в опасных районах проводят берегоукрепительные работы, работы по укреплению дна реки, чтобы увеличить объем стока и повысить скорость течения.
Большинство наводнений удается предсказать и таким образом уменьшить потери. Жителей мест, периодически попадающих в зоны затопления, заранее предупреждают об опасности.
У. Следующее стихийное бедствие, о котором мы поговорим, – землетрясение.
Человечество давно знакомо с этим бедствием, которое уже унесло
несколько миллионов жизней.
Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Деревянные и бревенчатые здания наиболее устойчивы. Стойкость кирпичных и панельных домов зависит от качества стройматериалов и условий эксплуатации. Здания с большим количеством остекления очень опасны из-за вероятности разброса осколков стекла. Это опасно и для тех, кто находится снаружи.
Самые безопасные места в доме – углы пересечения капитальных стен, дверные проемы в капитальных стенах, санузлы, рядом с массивной устойчивой мебелью.
В нашем городе такие стихийные бедствия, как землетрясение и наводнение, крайне редки. Но вы с родителями во время отпусков и каникул можете оказаться в тех местах, где возможно возникновение чрезвычайных ситуаций. Поэтому важно знать, что делать в таких случаях.
Физкультминутка
Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Перед нами прошли стихии земли, воды, остался – воздух. Познакомимся с различными ветрами, способными вызвать разрушения и нанести вред человеку.
– Какие воздушные стихийные бедствия вы можете назвать?
Д. Ураганы, бури, смерчи, тайфуны.
У. Что такое ураган?
Д. Очень сильный ветер, скорость которого больше, чем у мчащегося автомобиля.
У. Такой ветер сметает постройки, переносит с места на место автомобили, ломает крупные деревья, опрокидывает корабли.
Ураганы наносят огромный ущерб людям, из-за них гибнут люди.
– Что такое смерч?
Д. Разновидность урагана, имеет вид вращающегося столба.
У. Смерч – это сильный вихрь, обладающий чудовищной силой.
В Америке его называют торнадо, в Европе – тромб.
Подобно гигантскому хоботу опускается он из грозового облака, касаясь поверхности земли. Как в воронку, смерч засасывает в себя все, что встречается на пути.
Сила вихря так велика, что он может поднять в воздух автомобиль, крышу дома, вырвать с корнем дерево, покорежить мост.
В апреле 1974 г. над восточной частью США в течение двух дней пронеслись 148 торнадо. Стремительно крутящийся столб воздуха может достигать в диаметре от 50 до 500 метров, скорость его движения достигает 40 км/ч.
Закрепление нового материала
– Что такое чрезвычайная ситуация?
Д. Опасность, угрожающая сразу многим людям.
У. Кто такие спасатели?
Д. Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные происшествия.
У. Давайте вспомним все новые понятия, с которыми вы познакомились на уроке. Для этого разгадайте кроссворд.
Вопросы
По горизонтали:
3. Сильный вихрь в Америке.
4. Ураган на Дальнем Востоке.
6. Сильный ветер, скорость которого около 120 км/ч.
8. Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку.
По вертикали:
1. Временное затопление части суши в результате подъема уровня воды.
2. Специально обученные люди, оказывающие помощь потерпевшим бедствие.
5. Разновидность урагана.
7. Сильный ветер в виде вращающегося столба.
Ответы
По горизонтали: 3. Торнадо. 4. Тайфун. 6. Ураган. 8. Землетрясение.
По вертикали: 1. Наводнение. 2. Спасатели. 5. Буря. 7. Смерч.
У. Молодцы! Справились с заданием.
Х. Итог урока
У. Мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях. Надеюсь, что вам не придется оказаться там, где жизнь человека подвергается риску. Но если все-таки это произойдет, то самое главное – не паникуйте и вспомните все, о чем мы гово
Приложение
РАЗДАТОЧНЫЙ ЛИСТ
Наводнение
Наводнение – временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач. Это бывает из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин и дамб, цунами, ураганного ветра. Они бывают короткими (от нескольких часов) и длительными (более двух недель).
Что делать при наводнении
Наводнения бывают очень опасны. Об их приближении людей предупреждают сигналом сирены и объявлением, начинающимся со слов: "Внимание! Слушайте все!.." После этого сигнала необходимо: выключить электричество, закрыть воду и газ, выйти из дома, одевшись по погоде (плащ, резиновые сапоги), взять с собой запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы. Старайтесь держаться ближе к взрослым. Не бойтесь, быстро поднимитесь на высокое место (чердак, верхние этажи дома). Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце, а ночью светите фонариком. Если вы попали в воду, постарайтесь ухватиться за плавающие предметы. Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.
Бури, ураганы, тайфуны, смерчи
Ураганы – очень сильные ветры, скорость которых больше, чем у мчащегося по улице автомобиля (примерно 120 км/ч). На Дальнем Востоке их часто называют "тайфунами".
Бури – это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные или песчаные бури. В пустынях их называют "самумами". А бурю на море называют "штормом".
Смерч – это тоже разновидность урагана. Смерч имеет вид быстрого вращающегося столба, похожего на трубу гигантского пылесоса. Он втягивает в себя все, что попадается на его пути.
Что делать при стихийных бедствиях
Обо всех стихийных бедствиях (бурях, ураганах, тайфунах, смерчах) людей предупреждают заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Обычно о скором приближении стихийного бедствия сообщают сигналом сирены, а потом объявляют по радио и телевидению. Если вы услышали сигнал в доме, включите радио или телевизор, прослушайте новости, затем закройте окна, ставни и двери; выключите газ и электричество; приготовьте вещи, документы, электрический фонарик и радиоприемник с батарейками. Вместе со взрослыми спуститесь в укрытие (во время смерча в подвал). Не подходите к окнам, лучше встаньте в нише, у стены.
Если сильный ветер (ураган, смерч) застиг вас в поле или в лесу, укройтесь в широком овраге, придорожной канаве, прижимаясь к земле. При приближении смерча необходимо выйти из машины, автобуса и спрятаться в ближайшем подвале, овраге, дорожном кювете. Если буря с дождем, градом, грозой – не прячьтесь под высоким деревом, опорами линий электропередач. Лучше укройтесь под кустом.
Во время всех стихийных бедствий очень опасно находиться на мостах, рядом с бензоколонками, нефте- и газопроводами, линиями электропередач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Системы оповещения при пожаре. Средства пожаротушения» 5 класс
Конспект комбинированного урока по ОБЖ, содержит подробный план, приложения...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуации. Стрессоры выживания» 6 класс
Конспект комбинированного урока по ОБЖ, с приложениями...
План - конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе. Тема: "Анатомно - физиологические особенности человека в подростковом возрасте".
Тема урока : "Анатомно - физиологические особенности человека в подростковом возрасте".Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте.Задачи урок...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10-х классов Продолжительность 45 минут. Урок №15 Тема: Средства индивидуальной защиты.
Конспект урока ОБЖ, тема № 15, 2 урок, " Средства индивидуальной защиты"...
Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс
Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убежд...
Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах».
Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах»....
Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе
Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе...