План- конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности.
классный час (5 класс) на тему

Гляйм Надежда Владимировна

Конспект урока по теме "Чрезвычайные ситуации".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

урока по основам безопасности жизнедеятельности

по теме

" Чрезвычайные ситуации "

                                                         

Тема. "Чрезвычайная ситуация – что это?"

Цели. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях, с природными явлениями, наносящими ущерб человеку, развивать умение находить решение в сложных ситуациях, воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование.  Географическая карта России; раздаточные листы для учащихся; кроссворд.

ХОД УРОКА

Организационный момент

           Учитель.   Тема сегодняшнего урока – "Чрезвычайная ситуация".

Знакомство с новым материалом

У. Что такое чрезвычайная ситуация?  

Дети. Опасность, угрожающая сразу многим людям.

У. Правильно. Какие опасности можно отнести к чрезвычайным?

Д. Землетрясение, наводнение, шторм, авиакатастрофу, кораблекрушение.

У. Мы с вами будем говорить о ситуациях, произошедших не по вине человека, а из-за природных изменений.

Д. Своими силами с чрезвычайной ситуацией справиться нельзя.
– При землетрясениях, наводнениях и других бедах на помощь приходят
спасатели.
– Землетрясения до сих пор не научились точно предсказывать.
– Наводнения можно предвидеть, но избежать их все равно нельзя.

 

Учитель вешает на доску карту. В ходе совместной работы определяются районы, где могут происходить землетрясения, извержения вулканов, разливы рек, наводнения, штормы, лесные пожары.

У. Возьмите в руки раздаточные листы и прочитайте о том, что такое

наводнение.

Д. Временный подъем воды в реке, озере или море.

У. Из-за чего происходят наводнения?

Д. Из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин, сильных ветров.

У. Почти каждый месяц мы получаем сообщения о наводнениях, произошедших в разных точках мира. Наводнения составляют 40 процентов от всех стихийных бедствий. Это и неудивительно, так как три четверти Земли покрыто водой.
Чтобы защититься от наводнений, в опасных районах проводят берегоукрепительные работы, работы по укреплению дна реки, чтобы увеличить объем стока и повысить скорость течения.
           Большинство наводнений удается предсказать и таким образом уменьшить потери. Жителей мест, периодически попадающих в зоны затопления, заранее предупреждают об опасности.
         

У. Следующее стихийное бедствие, о котором мы поговорим, – землетрясение.
Человечество давно знакомо с этим бедствием, которое уже унесло

несколько миллионов жизней.
        Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Деревянные и бревенчатые здания наиболее устойчивы. Стойкость кирпичных и панельных домов зависит от качества стройматериалов и условий эксплуатации. Здания с большим количеством остекления очень опасны из-за вероятности разброса осколков стекла. Это опасно и для тех, кто находится снаружи.
       Самые безопасные места в доме – углы пересечения капитальных стен, дверные проемы в капитальных стенах, санузлы, рядом с массивной устойчивой мебелью.

В нашем городе такие стихийные бедствия, как землетрясение и наводнение, крайне редки. Но вы с родителями во время отпусков и каникул можете оказаться в тех местах, где возможно возникновение чрезвычайных ситуаций. Поэтому важно знать, что делать в таких случаях.  

Физкультминутка

Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Перед нами прошли стихии земли, воды, остался – воздух. Познакомимся с различными ветрами, способными вызвать разрушения и нанести вред человеку.

– Какие воздушные стихийные бедствия вы можете назвать?

Д. Ураганы, бури, смерчи, тайфуны.

У. Что такое ураган?

Д. Очень сильный ветер, скорость которого больше, чем у мчащегося автомобиля.

У. Такой ветер сметает постройки, переносит с места на место автомобили, ломает крупные деревья, опрокидывает корабли.
Ураганы наносят огромный ущерб людям, из-за них гибнут люди.
– Что такое
смерч?

Д. Разновидность урагана, имеет вид вращающегося столба.

У. Смерч – это сильный вихрь, обладающий чудовищной силой.

В Америке его называют торнадо, в Европе – тромб.
Подобно гигантскому хоботу опускается он из грозового облака, касаясь поверхности земли. Как в воронку, смерч засасывает в себя все, что встречается на пути.

Сила вихря так велика, что он может поднять в воздух автомобиль, крышу дома, вырвать с корнем дерево, покорежить мост.
           В апреле 1974 г. над восточной частью США в течение двух дней пронеслись 148 торнадо. Стремительно крутящийся столб воздуха может достигать в диаметре от 50 до 500 метров, скорость его движения достигает 40 км/ч.


 
       Закрепление нового материала

– Что такое чрезвычайная ситуация?

Д. Опасность, угрожающая сразу многим людям.

У. Кто такие спасатели?

Д. Люди службы спасения, которые специально обучены, подготовлены и снабжены всем необходимым для оказания помощи в местах, где произошли чрезвычайные происшествия.

У. Давайте вспомним все новые понятия, с которыми вы познакомились на уроке. Для этого разгадайте кроссворд.

Вопросы

По горизонтали:

3. Сильный вихрь в Америке.
4. Ураган на Дальнем Востоке.
6. Сильный ветер, скорость которого около 120 км/ч.
8. Быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу, сбоку.

По вертикали:

1. Временное затопление части суши в результате подъема уровня воды.
2. Специально обученные люди, оказывающие помощь потерпевшим бедствие.
5. Разновидность урагана.
7. Сильный ветер в виде вращающегося столба.

Ответы

По горизонтали: 3. Торнадо. 4. Тайфун. 6. Ураган. 8. Землетрясение.

По вертикали: 1. Наводнение. 2. Спасатели. 5. Буря. 7. Смерч.

У. Молодцы! Справились с заданием.

 

Х. Итог урока

У. Мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях. Надеюсь, что вам не придется оказаться там, где жизнь человека подвергается риску. Но если все-таки это произойдет, то самое главное – не паникуйте и вспомните все, о чем мы гово

Приложение

РАЗДАТОЧНЫЙ ЛИСТ

Наводнение

Наводнение – временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, поля, линии электропередач. Это бывает из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, разрушения плотин и дамб, цунами, ураганного ветра. Они бывают короткими (от нескольких часов) и длительными (более двух недель).

Что делать при наводнении

Наводнения бывают очень опасны. Об их приближении людей предупреждают сигналом сирены и объявлением, начинающимся со слов: "Внимание! Слушайте все!.." После этого сигнала необходимо: выключить электричество, закрыть воду и газ, выйти из дома, одевшись по погоде (плащ, резиновые сапоги), взять с собой запас продуктов, которые долго не портятся и хорошо упакованы. Старайтесь держаться ближе к взрослым. Не бойтесь, быстро поднимитесь на высокое место (чердак, верхние этажи дома). Чтобы вас быстрее заметили спасатели, размахивайте палкой с тряпкой на конце, а ночью светите фонариком. Если вы попали в воду, постарайтесь ухватиться за плавающие предметы. Когда наводнение спадет, не входите в дом, пока не придут взрослые.

Бури, ураганы, тайфуны, смерчи

Ураганы – очень сильные ветры, скорость которых больше, чем у мчащегося по улице автомобиля (примерно 120 км/ч). На Дальнем Востоке их часто называют "тайфунами".

Бури – это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные или песчаные бури. В пустынях их называют "самумами". А бурю на море называют "штормом".

Смерч – это тоже разновидность урагана. Смерч имеет вид быстрого вращающегося столба, похожего на трубу гигантского пылесоса. Он втягивает в себя все, что попадается на его пути.

Что делать при стихийных бедствиях

Обо всех стихийных бедствиях (бурях, ураганах, тайфунах, смерчах) людей предупреждают заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Обычно о скором приближении стихийного бедствия сообщают сигналом сирены, а потом объявляют по радио и телевидению. Если вы услышали сигнал в доме, включите радио или телевизор, прослушайте новости, затем закройте окна, ставни и двери; выключите газ и электричество; приготовьте вещи, документы, электрический фонарик и радиоприемник с батарейками. Вместе со взрослыми спуститесь в укрытие (во время смерча в подвал). Не подходите к окнам, лучше встаньте в нише, у стены.

Если сильный ветер (ураган, смерч) застиг вас в поле или в лесу, укройтесь в широком овраге, придорожной канаве, прижимаясь к земле. При приближении смерча необходимо выйти из машины, автобуса и спрятаться в ближайшем подвале, овраге, дорожном кювете. Если буря с дождем, градом, грозой – не прячьтесь под высоким деревом, опорами линий электропередач. Лучше укройтесь под кустом.

Во время всех стихийных бедствий очень опасно находиться на мостах, рядом с бензоколонками, нефте- и газопроводами, линиями электропередач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе. Тема: "Анатомно - физиологические особенности человека в подростковом возрасте".

Тема урока : "Анатомно - физиологические особенности человека в подростковом возрасте".Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте.Задачи урок...

Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс

Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убежд...

Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах».

Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах»....

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе

Системный подход в преподавании. Конспекты уроков ОБЖ в 6 классе Конспекты уроков по основам безопасности жизнедеятельности в 6 классе...