Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуации. Стрессоры выживания» 6 класс
план-конспект урока по обж (6 класс) по теме
Конспект комбинированного урока по ОБЖ, с приложениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Ильинская основная общеобразовательная школа Костромского муниципального района
Конспект урока
по основам безопасности жизнедеятельности
«Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуации. Стрессоры выживания»
6 класс
Преподаватель - организатор ОБЖ
Киселёва Л.Е.
2012
Тема урока: «Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуации. Стрессоры выживания»
Цели урока:
- Формирование представлений об основных источниках напряжения человека при вынужденном автономном существовании.
- Развитие умений и навыков преодоления факторов, мешающих справиться с экстремальной ситуацией.
- Воспитание у учащихся психологической готовности к экстремальной ситуации.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы урока: фронтальный опрос, тест, эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: иллюстрации с изображением леса, учебник, тестовые задания.
Используемый учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учеб. заведений/В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала
- Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуации;
- Способы преодоления стрессоров выживания.
- Закрепление нового материала.
- Подведение итогов урока.
- Сообщение домашнего задания.
Ход урока
Этап урока | Действия преподавателя | Действия учащихся |
Организационный момент (2 мин.) | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. | Приветствие педагога |
Проверка домашнего задания (5 мин.) | Учитель задаёт учащимся вопросы: - О чём говорили на предыдущем уроке? - Дайте определение понятию «автономное существование». - Каким образом человек может оказаться в автономном существовании? - Приведите примеры вынужденного и добровольного существования? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. На прошлом занятии изучалась тема автономное существование и факторы выживания в природных условиях. Автономное существование – это существование человека или группы людей волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой. Добровольно или вынужденно -вынужденное: авария транспортных средств, потеря связи с группой (туристы, грибники, геологи, нефтяники), потеря ориентировки на местности (блуждание) -прогнозируемое (добровольное): путешественники, охотники – промысловики, ученые - исследователи, религиозные отшельники |
Изучение нового материала (25 мин.) | Изучение новой темы учитель начинает с притчи: “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. - Как вы понимаете эту притчу? Вывод: какая бы ситуация не случилась, человек стоит перед выбором, и все зависит от него. | Учащиеся высказывают свои предположения. |
Учитель располагает на доске поочередно две иллюстрации с изображением леса. - Какие ассоциации у вас возникают? Таким образом, в лесу мы можем не только наслаждаться прекрасным, но и можем оказаться в опасной ситуации. | Учащиеся высказывают свои ассоциации. Лес – это красота, отдых, поход, природа. Лес – это страх, тревога, растерянность, усталость, одиночество. | |
Справиться с этой ситуацией мешают т.н. стрессоры выживания – т.е. источники напряжения человека. Тема нашего урока посвящена именно им (Учитель просит записать тему в тетрадь). | Записывают тему урока в тетради. | |
Учитель задает вопрос - Предположите, какие факторы могут мешать справиться с ситуацией? | Учащиеся высказывают свои предположения: одиночество, страх, уныние, голод, жажда, жара, холод, физическая боль, переутомление. Составляют в тетради схему. | |
Физкультминутка (1 мин.) | Дежурный по классу показывает 5 упражнений, остальные учащиеся повторяют их | |
На основе учебника (Глава 1, пункт 1.3) учащимся предлагается охарактеризовать каждый из указанных выше факторов. | Работа в парах. Читают материал учебника и выступают с характеристикой. | |
- Перечислите по степени значимости стрессоры выживания для человека, попавшего в экстремальную ситуацию. | Высказывают свои предположения. | |
- Приведите примеры о преодолении людьми, попавшими в экстремальные ситуации, стрессоров выживания? Учитель приводит свой пример[1]. | Приводят примеры. | |
Закрепление (7 мин.) | Учитель раздает индивидуальные тестовые задания по теме[2] | Выполняют тест, проводят взаимопроверку с помощью ключа |
Подведение итогов урока, выставление оценок | (При наличии времени, учащиеся оценивают свою работу на уроке) | |
Рефлексия (3 мин.) | Используется рефлексия «Все в твоих руках»[3] | |
Домашнее задание (2 мин.) | Учебник: Глава 1, пункт 1.3 Составьте «буриме» с любым понятием по теме. |
Приложение № 1
Почти у каждого народа есть сказка о том, как злодей заводит якобы по грибы – ягоды в лес маленьких детей и оставляет их там, на верную гибель. Но дети сказочным образом находят дорогу домой, и все кончается благополучно. В Вологодской области похожая на сказку история приключилась на самом деле. Двое девятилетних мальчишек пошли в лес с 56 – летним дедушкой. Но в лесу дедушка скончался от сердечного приступа. Дети пробыли в почти непроходимом болотистом лесу с волками, медведями и ядовитыми грибами и ягодами десять дней, но остались живы.
«Мы около двух дня до зимовки добрели, там сели отдохнуть, - тихо вспоминает Артем про любимого деда. – Ему видно плохо стало, он нам сказал, что прямо нужно все время идти – мы к дому тогда выйдем. А потом полегчало, наверно, дальше отправились. Он впереди шел, вдруг упал, закашлял сильно. Подбежали, а он уже не дышит. Это около трех дня было. Мы тогда раза три к нему возвращались, вдруг бы он встал. Испугались, конечно, и видно, не в ту сторону побежали. Кирилл предлагал в разные стороны пойти, но я не дал, сказал, что скучно будет порознь. В первую ночь страшно ночевать в лесу было, шорохи, запахи, сырость да грязь. Но ничего, раз переночевали, а там привыкли. В лесу мы ели ягоды: смородину, малину, голубику, чернику. Кирюша раз пытался волчью ягоду съесть, а я не дал. Она же ядовитая! А вдруг бы он насмерть отравился. А вот воду пили из болота. Дожди лили, так что водичка не застоявшаяся была, чистенькая можно сказать. И приспособились хорошо: кепкой черпали, а через козырек, как через носик у лейки, пили. Грибы не ели, что мы ненормальные, сырыми – нельзя. А чтобы не скучно было, представляли как будто на тропинке то батон колбасы, а еще лучше два батона и хлебушек появятся или, например, вареная картошка, а еще лучше жареная или даже целый арбуз!
Мы ночевали под елками – они самые пушистые деревья в лесу: под ними дождь не страшен, а вот лапник не догадались постелить, поэтому спали прямо на траве. Только друг к другу поплотнее прижмешься, тепло сразу становится. Из живности лося видели, он нас не тронул. А глухаря поймать не смогли, улетел».
Через 9 дней вышли ребята на местного жителя соседней деревни. Вернее вышел только Артем, сильно ослабевшего Кирилла вынесли к машине спасатели.
Приложение № 2
Тестирование
- Что такое автономное существование?
А) Нахождение человека в сложных природных условиях, когда отсутствует возможность помощи от людей.
Б) Самостоятельное нахождение человека в природных условиях в процессе отдыха
В) Одиночество человека в природной или социальной среде
Из перечисленных вариантов выберите те, которые вызывают стресс при автономном существовании, обведите их кружочком.
А) физическая боль; Б) травма; В) обморожение;
Г) укус змеи; Д) отравление пищей; Е) холод;
Ж) переутомление; З) одиночество; И) голод;
К) инфекция.
- Выберите и обведите кружочком только те варианты, которые необходимы для повышения выживаемости человека в экстремальной ситуации необходимо.
А) Повышать уровень подготовки специалистов;
Б) Закончить среднюю школу;
В) Улучшать работу техники и оборудования;
Г) Повышать уровень психической и физической выносливости;
Д) Уметь плавать
Е) Учиться правильному поведению в экстремальных ситуациях
Ж) Быть дисциплинированным;
З) Уметь пользоваться противогазом.
- Из перечисленных ниже выберите причины вынужденного автономного существования в природных условиях и обведите их кружочком.
А) потеря части продуктов питания;
Б) несвоевременная регистрация туристической группы перед выходом на маршрут;
В) потеря ориентировки на местности во время похода;
Г) потеря компаса;
Д) авария транспортных средств в условиях природной среды;
Е) крупный лесной пожар;
Ж) отсутствие средств связи;
- Выживание - это
А) условия проживания, когда исключена возможность использования технических и других достижений;
Б) активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях;
В) нахождение человека в определенных условиях изолированности, когда ограничена или исключена вероятность помощи.
Приложение № 3
РЕФЛЕКСИЯ
«Все в твоих руках»
На листе бумаги обводится левая рука. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение по отношению к уроку.
Большой – я сегодня работал ……………… (активно, не очень активно, могу лучше)
Указательный – я сегодня узнал…………………………………………………
Средний – самым трудным было………………………………………………....
Безымянный – мне было …………………..(интересно, скучно, трудно, увлекательно, необычно)
Мизинец – меня было недостаточно……………(понятно, времени, практики, и т.д.)
[1] См.: Приложение № 1
[2] См.: Приложение № 2
[3] См.: Приложение № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Выживание в экстремальных ситуациях" 9 класс.
В помощь учителям географии. Элективный курс содержит пояснительную записку, планирование, содержание программы, литературу для учителя и учащихся....
Как избежать попадания в экстремальную ситуацию, урок, 6 класс
Конспект сурока с тестами....
Курс ОПИ "Основы туризма и выживания в экстремальных ситуациях"
Программа составлена по ФГОС для учащихся 5-10 классов. Изучение данного курса обосновано на изучение материала по предметным, метапредметным и личными качествами обучающегося. курс разработан на 216 ...
План конспект интегрированного урока по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Для 8 класса. Тема: «Поведение человека в экстремальных ситуациях».
Цель: - формировать знания и представления школьников о соблюдении правильного поведения в экстремальных ситуациях на примере двигательных умений и навыков. Систематизировать знания учащихся...
Конспекты уроков "Основы безопасности жизнедеятельности"
Представлены конспекты по предмету ОБЖ, 2016-2017 учебный год...
Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Цель:Обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации.Задачи:рассмотрение ситуаций, при которых может возникнуть опасность в повседневной жи...
Психолого-Педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях
Психолого-Педагогические основы подготовки к действиям в опасных и экстремальных ситуациях...