статья РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
статья (11 класс) на тему

Кривошейцева Наталья Александровна

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания для учителей и родителей становится все более актуальной. В наше время на первый план каждой семьи выступает финансовое благополучие, и родителям в первую очередь важно прокормить семью, а нравственное воспитание школьников уходит на второй, а то и на третий план. При живых и нормальных родителях дети остаются «беспризорными» и живут своей жизнью, не разбирая, что есть добро, а что – зло. Поэтому в последнее время учителя всего мира все больше уделяют внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся, т.к. они не дополучают его дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Кривошейцева Н.А.,

учитель математики

МБОУ «СОШ № 11»

г. Губкин

Белгородская область

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

«Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями».

Иоанн Златоуст

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания для учителей и родителей становится все более актуальной. В наше время на первый план каждой семьи выступает финансовое благополучие, и родителям в первую очередь важно прокормить семью, а нравственное воспитание школьников уходит на второй, а то и на третий план. При живых и нормальных родителях дети остаются «беспризорными» и живут своей жизнью, не разбирая, что есть добро, а что – зло. Поэтому в последнее время учителя всего мира все больше уделяют внимание духовно-нравственному воспитанию учащихся, т.к. они не дополучают его дома.

Воспитание ребенка начинается с самых первых шагов, когда он начинает понимать речь взрослых, подражать родителям. И чем раньше взрослые задумаются о нравственном воспитании детей, тем будет лучше. Но основная задача, связанная с нравственным развитием ребенка, ложится, как правило, на плечи учителя. Ведь школьная пора — отличное время для формирования духовной нравственной личности, с целью воспитания высших моральных ценностей: дружелюбные отношения между детьми, чувство долга, ответственности за своё поведение, трудолюбие, потребность в труде, бережливое отношение к природе, ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь, культура общения, самопознание и самовоспитание. Классный руководитель играет ведущую роль в этом процессе. Именно он, решая задачи воспитания, должен опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Наиболее значимыми ориентирами нравственного воспитания, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:

Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку.

Доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.

Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Говоря об организации процесса формирования духовно-нравственных качеств учеников, следует отметить такие формы работы как: посещение экскурсий и спектаклей, коллективные игры, выпуск стенгазет, разработка проектов, просветительская работа и т.д. Важное место в этом процессе занимает духовно-нравственное просвещение. Одним из наиболее распространенных методов, которого является этическая беседа. Она строится на занятиях с подростками по решению и обсуждению ситуаций с нравственным содержанием. Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. А так же формируется умение школьников ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место, увидеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях.  На основании проведенного анализа поступок оценивается с точки зрения принятых норм и правил морали. Ситуация, которую можно предложить подросткам для размышления, может быть и незаконченной. В этом случае, школьникам предоставляется возможность самим предвидеть вариант ее разрешения. В ходе таких бесед, подростки приобретают умение не только анализировать и оценивать поступки других людей, но и предвидеть ход их развития и результат, что является очень важным для осмысления собственного поведения. Осознание собственного поведения проходит те же этапы, что и осознание поведения других людей: анализ, оценку, предвидение. Но если осознание поведения других влечет за собой в качестве заключительного момента оценку поступка, то заключительным моментом собственного поведения становится принятие школьником того или иного этического решения, т. е. моральный выбор. [3;с. 60]

Огромное значение имеет развитие культуры общения, что учит гуманному отношению друг к другу, доверию, взаимопониманию.

Но не стоит забывать о том, что помимо учителей воспитывать морально-нравственные идеалы у детей должны и их родители. Ведь, если родители являют собой положительный моральный пример, то он формирует у ребенка правильные жизненные ориентиры. Ведь только имея тандем родители-учителя, возможно, воспитать нравственно и духовно здоровое поколение [2].

Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений классного руководителя с родителями. Одна из главных задач в работе с родителями, которую ставят перед собой классный руководитель - создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в школьной жизни своих детей и были помощниками классному руководителю.

На одном из родительских собраний была обсуждена тема «Как воспитать ребенка нравственным». Было видно, что далеко не все родители задумываются над этим вопросом. Но погрузиться в эту тему в итоге пришлось каждому. После собрания некоторые родители серьезно забеспокоились внутренним состоянием своих детей.

Родительские собрания – это только часть всей работы, проводимой с родителями. Ни одно внеклассное мероприятие не проходит без присутствия родителей.  Если родителям удается чаще бывать со своими детьми, на мероприятиях организованных в классе, это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.

Но сколько бы мы не читали, не учились, главное не забывать о мнении детей.

Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом. Как роль классного руководителя оценивают сами дети?

Было проведено анкетирование учащихся 8-11 классов школы № 11 города Губкина, с целью определения мнения о роли классного руководителя.

Учащимся были предложены вопросы:

  1. Нужен ли вам классный руководитель?
  2. Зачем?
  3. Каким на ваш взгляд должен быть классный руководитель?

В результате анкетирования были получены следующие результаты.

На первый вопрос положительно ответило 100% учащихся.

На второй вопрос самая широкая палитра ответов: от него мы узнаем много нового, с ним посещаем театры, музеи, стадионы; классный руководитель помогает при решении проблем в классе; заступается за нас; является хорошим примером в жизни и т.д.

Из высказываний учащихся полученных на третий вопрос видно, что они придают большое значение личностным качествам классного руководителя. У каждого ребенка есть свое мнение на этот счет. Одни считают, что это надежный, искренний, честный, порядочный. Другие – модный, аккуратный, терпеливый, скромный, не слишком молодой и не слишком старый.

Но вместе с тем важны и профессиональные качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.

Воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. И, конечно же, нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды.

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

Таким образом, в заключении можно сделать следующий вывод: духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Литература.

  1. Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский
  2. К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М.Л., 1948. С. 425
  3. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников .А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
  4. Власова, Т. И. Духовно - нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни .Т. И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108 - 113.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников.

Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию? На каких нравственны...

«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников»

выступление на ШМО классных руководителе.й о духовно нравственном воспитании школьников...

Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании обучающихся.

quot;В воспитании человека важно добиваться,чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личн...