Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся
статья на тему
***
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальный научно-практический семинар
«Уроки столетия: духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся на основе изучения культурного наследия»,
г. о. Электросталь, 2016 г.
КОНСПЕКТ
выступления на тему:
«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся среднего звена»
Составила: Полякова Е.С.,
учитель английского языка,
классный руководитель 8 Б класса
МОУ «СОШ № 16 УИОП»
Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое значение сегодня приобретает проблема духовно-нравственного воспитания. Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.
В связи с этим я поставила перед собой, как перед классным руководителем, задачу не просто воспитывать, а правильно воспитать детей, приобщить их к духовно-нравственным ценностям, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути. Воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами, своей Родины. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности учащихся.
Проблемы воспитания учащихся связаны, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» писал К.Д.Ушинский.
В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют учащегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Что же такое «духовно-нравственное воспитание»?
Духовность - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. В.И.Даль «Толковый словарь»
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»
По мнению В.А. Сухомлинского, «духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.»
Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь идеями сотрудничества, взаимного уважения и толерантности.
Очень важно при планировании воспитательной работы учитывать возраст учащихся. Я работаю с подростками. Сейчас моим ученикам 14 лет. Это очень сложный период развития личности. На данном этапе формируется организм в процессе полового созревания, оказывающее влияние на психофизическое состояние подростка. На этом этапе важно помочь ребенку разобраться с духовно-нравственными ценностями, научить контролировать свое поведение и отвечать за свои поступки. Воспитание духовно-нравственных ценностей должно сформировать подростка как самостоятельную личность, способную реализовать свои планы с помощью собственного потенциала.
Я поставила перед собой следующие цели воспитания:
- Воспитание духовно-нравственных ценностей.
- Изучение истории, культуры, традиций своей страны.
- Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Задачи воспитания:
- Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций и традиций стран изучаемого иностранного языка.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.
Являясь учителем иностранного языка, в своей воспитательной работе прибегаю и к помощи иностранного языка, культуры стран изучаемого языка.
Иностранный язык, как межпредметная учебная дисциплина, способствует приобщению учащихся к мировой культуре и тем самым осознанию своей собственной культуры.
Знакомясь с лучшими образцами культуры других стран, дети лучше и глубже осознают свою родную культуру.
Здесь уместно вспомнить высказывание Гёте: «Человек, не знающий ни одного иностранного языка, не знает и своего собственного».
Система духовно-нравственных ценностей включает в себя:
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантность
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение детей в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.
Формы работы по формированию духовно-нравтсвенных ценностей.
- Факультативные занятия, беседы, классные часы духовно-нравственного содержания.
- Творческая художественная деятельность детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
- Тематические вечера эстетической направленности.
- Организация выставок.
Основной формой моей работы является классный час, где дети под моим руководством включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе. Старюсь каждый классный час сделать интересным, живым, полезным.
Я хотела бы рассказать вам об одном классном часе,
9 декабря в нашей школе был необычный день. Этот день посвящен молодому, может быть не всем известному, но очень важному празднику – Дню героев отечества. Я предложила ребятам подготовить сообщения, презентации по теме классного часа. На уроке дети с интересом слушали выступления друг-друга, дополняли их, задавали вопросы, делились информацией. Прежде всего мы познакомились с историей праздника, вместе с учащимися мы разобрали понятие истинного героизма. Герой –это тот, кто защищает, жертвует своей жизнью, служит на благо своей страны и своих соотечественников.
Учащиеся читали стихи о пожарных, полицейских, пограничниках, спасателях МЧС. Каждый день они совершают героические поступки, не думая о наградах.
Конечно же в этот день мы не могли не вспомнить о героях трагедии Беслана.
На примерах героизма воспитывается чувство любви и гордости за свою страну, своих соотечественником. Знакомясь с историей, культурой дети лучше осознают действительность, задумываются о будущем.
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в классе, в семье, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся.
материал из опыта работы....
Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании учащихся.
Доклад по данной теме....
Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива
Статья раскрывает роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....
статья РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сегодня, ...
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников.
Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию? На каких нравственны...
«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников»
выступление на ШМО классных руководителе.й о духовно нравственном воспитании школьников...
Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании обучающихся.
quot;В воспитании человека важно добиваться,чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личн...