Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся
статья на тему

Полякова Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальный научно-практический семинар

«Уроки столетия: духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся на основе изучения культурного наследия»,

г. о. Электросталь, 2016 г.

КОНСПЕКТ

выступления на тему:

«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся среднего звена»

Составила: Полякова Е.С.,

учитель английского языка,

 классный руководитель 8 Б класса

МОУ «СОШ № 16 УИОП»

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. Особое значение сегодня приобретает проблема духовно-нравственного воспитания. Недаром в закон РФ «Об образовании» внесена поправка, что основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности.

В связи с этим я поставила перед собой, как перед классным руководителем, задачу не просто воспитывать, а правильно воспитать детей, приобщить их к духовно-нравственным ценностям, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути. Воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными,  жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами, своей Родины. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности учащихся.

Проблемы воспитания учащихся связаны, по крайней мере, с четырьмя положениями:

      Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

      Во-вторых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

       В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» писал К.Д.Ушинский.

       В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют учащегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Что же такое «духовно-нравственное воспитание»?

Духовность - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.  В.И.Даль  «Толковый словарь» 

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. 
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» 

По мнению В.А. Сухомлинского, «духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.»

Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь идеями сотрудничества, взаимного уважения и толерантности.

Очень важно при планировании воспитательной работы учитывать возраст учащихся. Я работаю с подростками. Сейчас моим ученикам 14 лет. Это очень сложный период развития личности. На данном этапе формируется организм в процессе полового созревания, оказывающее влияние на психофизическое состояние подростка. На этом этапе важно помочь ребенку разобраться с духовно-нравственными ценностями, научить контролировать свое поведение и отвечать за свои поступки. Воспитание духовно-нравственных ценностей должно сформировать подростка как самостоятельную личность, способную реализовать свои планы с помощью собственного потенциала.

Я поставила перед собой следующие цели воспитания:

  1. Воспитание духовно-нравственных ценностей.
  2. Изучение истории, культуры, традиций своей страны.
  3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи воспитания:

  1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций и традиций стран изучаемого иностранного языка.
  3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Являясь учителем иностранного языка, в своей воспитательной работе прибегаю и к помощи иностранного языка, культуры стран изучаемого языка.

      Иностранный язык, как межпредметная учебная дисциплина, способствует приобщению учащихся к мировой культуре  и тем самым осознанию своей собственной культуры.

   

 Знакомясь с лучшими образцами культуры  других стран, дети лучше и глубже осознают свою родную культуру.

Здесь уместно вспомнить высказывание Гёте: «Человек, не знающий ни одного иностранного языка, не знает и своего собственного».

Система духовно-нравственных ценностей включает в себя:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; 
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантность
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение детей в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.

Формы работы по формированию духовно-нравтсвенных ценностей.

  • Факультативные занятия, беседы, классные часы духовно-нравственного содержания.
  • Творческая художественная деятельность детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
  • Тематические вечера эстетической направленности.
  • Организация выставок.

Основной формой моей работы является классный час, где дети под моим руководством включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе. Старюсь каждый классный час сделать интересным, живым, полезным.

Я хотела бы рассказать вам об одном классном  часе,

9 декабря в нашей школе был необычный день. Этот день посвящен молодому, может быть  не всем известному, но очень важному празднику – Дню героев отечества. Я предложила ребятам подготовить сообщения, презентации по теме классного часа. На уроке дети с интересом слушали выступления друг-друга, дополняли их, задавали вопросы, делились информацией. Прежде всего мы познакомились с историей праздника, вместе с учащимися мы разобрали понятие истинного героизма. Герой –это тот, кто защищает, жертвует своей жизнью, служит на благо своей страны и своих соотечественников.

Учащиеся читали стихи о пожарных, полицейских, пограничниках, спасателях МЧС. Каждый день они совершают героические поступки, не думая о наградах.

Конечно же в этот день мы не могли не вспомнить о героях трагедии Беслана.

На примерах героизма воспитывается чувство любви и гордости за свою страну, своих соотечественником. Знакомясь с историей, культурой дети лучше осознают действительность, задумываются о будущем.

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы  в классе, в семье, которая бы способствовала духовному становлению ребенка, пробуждала в нем желание делать добро.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

статья РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сегодня, ...

Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников.

Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию? На каких нравственны...

«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников»

выступление на ШМО классных руководителе.й о духовно нравственном воспитании школьников...

Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании обучающихся.

quot;В воспитании человека важно добиваться,чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личн...