Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников.
статья (11 класс) на тему

Головач Ирина Григорьевна

Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию?

На каких нравственных ценностях воспитывать подрастающее поколение?

Духовно – нравственная и патриотическая деятельность – традиционные направления в учебно – воспитательном процессе нашей Ореховской школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя  в духовно-нравственном воспитании школьников.

«Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями».

Иоанн Златоуст (архиепископ Константинопольский, богослов)

Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию?

На каких нравственных ценностях воспитывать подрастающее поколение?

Духовно – нравственная и патриотическая деятельность – традиционные направления в учебно – воспитательном процессе нашей Ореховской школы.

Педагогическим коллективом МОУ Ореховской СОШ в 2011 году был разработан, а в дальнейшем реализован Проект перспективного развития « Создание воспитательного пространства на основе идеи « Воспитание личности гражданина России». Школьная система духовно – нравственного воспитания не является замкнутой: в школе обучаются дети из соседних сёл и деревень, осуществляется взаимодействие школы с представителями местного социума ( молодёжный цент « Истоки», сельская библиотека, сельский клуб, отдел по делам культуры, молодёжи и спорта администрации Галичского муниципального района и др.) 

Общаясь с детьми, считаю, что главное в работе классного коллектива – воспитать духовно-нравственного человека.

В настоящее время я – классный руководитель 11 класса. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание – одно из важнейших направлений моей работы в школе.

Целью моей программы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Для реализации этой цели я ставлю перед собой  следующие задачи:

  • воспитывать уважение к нравственным формам  морали, учить различать добро и зло, любить и творить добро
  • формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
  • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  • формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

В этом учебном году мною внедрены новые формы организации духовно – нравственного воспитания:

- акции ( например, 30 сентября была проведена акция «Милосердие» ко дню пожилого человека);

- конкурсы, проекты, конференции, концерты. ( например, проекты « Моя милая родина», проект

« Приезжайте в гости в нам», проект « Моя Россия» и др.)

- экскурсии ( например, посетили « Музей щуки» в городе Галич, Паисиево-Галичский женский монастырь, Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь в деревне Ножкино,  Авраамиев Новозаозерский монастырь в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл, ездили в Ростов Великий, Переславль – Залессский и др.);

- дистанционные викторины ( например, по истории Великой Отечественной войны « Мы этой памяти верны», « Звёзды на погонах – звёзды на груди»)

- дистанционные сочинения ( например, приняли участие во Всероссийском конкурсе сочинений

« Нет выше звания – Учитель», « Святые заступники Руси»

- Виртуальные Интернет – выставки ( например, от Костромского областного института развития образования приняли участие в Интернет – выставке « Прекрасные мгновения жизни», от департамента внешнеэкономических связей, спорта, туризма и молодёжной политики Костромской области приняли участие в областном фотоконкурсе « Моя малая родина»).

 

      Наиболее   распространённая   форма   организации воспитательной работы – классный час.  

     При  проведении классных часов преобладает форма  свободного  общения  учащихся  с  классным руководителем.

        Тематика классных часов разнообразна. Я провожу беседы  о  трудолюбии   и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и  отзывчивости, непримиримости к равнодушию,  скромности  и  др.

 Очень интересно и познавательно прошли внеклассные мероприятия   « Александр Невский  - защитник земли Русской», « День памяти о россиянах, исполнявших свой долг за пределами Отечества», « День воссоединения Крыма  с Россией», « День единения народов Беларуси и России»,

« Помните, каким он парнем был». Такие мероприятия побуждают детей задуматься о высших нравственных качествах человека, понять сущность добра и зла. Формировать положительное отношение к русской культуре, народному творчеству, учить видеть и понимать вокруг себя прекрасное, связанное с русской духовностью, – такие задачи моим ученикам помогают решать мероприятия, посвященные русским традициям, национальным и христианским праздникам. Это классные часы, посвященные Дню Матери, Дню народного единства, Рождеству, Пасхе, Святкам, Масленице и др.

В моей воспитательной деятельности  большое место занимают  этические  беседы.  Они  имеют  целью  обогатить  моральными представлениями  и  понятиями,  связанными  с  положительными  поступками  и действиями,   ознакомить   с   правилами   поведения.   В   процессе   бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению  и  поведению других людей.  Для повышения эффективности этических бесед я стараюсь    подавать   материал эмоционально,   вызывать   учащихся   на откровенность. В течении данного периода были проведены следующие беседы: «Дружба – это здорово», «Школа самоуважения», «Каждый ли человек достоин уважения», «Человеческие ценности», «Разговор об этикете».

 В рамках проектной площадки стали традиционными мероприятия: « Ими гордится наша родина»,

« Поклонимся великим тем годам».  А межрегирональная общественная организация научно – просветительский центр « Холокост»  выразил благодарность за подготовку и проведение мероприятия, приуроченному Международному дню памяти жертв Холокоста. Эти мероприятия являются традиционными для нашей школы.. В рамках месячника проходят конкурсы плакатов, конкурсы чтецов, инсценированной песни.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Девочки принимают участие во всех традиционных общешкольных мероприятиях:  «День учителя», «День Матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта». Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении.

Ежегодно в школе проходит военно – спортивная игра « Зарница». Учащиеся выполняют задания на этапах маршрутной игры.

Самое яркое и запоминающееся событие проходит ежегодно 9 Мая на школьном стадионе – это смотр песни и строя, на котором собираются жители и гости не только села Орехово, но и близлежащих населённых пунктов, чтобы полюбоваться своими детьми, внуками и правнуками. Ребята, громко чеканя шаг, с песнями, ровными рядами проходят мимо зрителей. Потом всу идут в парк на митинг, чтобы сказать слова благодарности  ветеранам ВО войны, возложить цветы и венки к обелиску.  В этом учебном году 19 мая мы организовали смотр строя и песни с участием учащихся всего Галичского района ( прибыли команды из 9 школ района). Мероприятие прошло на высоком уровне, все остались довольны.

Важно ещё остановиться на  том, что традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.. Очень важно, чтобы воспитательные усилия  семьи имели своё продолжение в школе. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития. Если родители испытывают положительные эмоции по отношению к школе и хорошо информированы о делах детей, то их ожидания (по отношению к школе) оправданы.

        Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.

        Хочу закончить словами  Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. А самый главный принцип классного руководства — доверие и взаимопонимание. Поэтому хочу сказать, что в работе каждого учите...

презентация "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС"

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – само...