Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников.
статья (11 класс) на тему
Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию?
На каких нравственных ценностях воспитывать подрастающее поколение?
Духовно – нравственная и патриотическая деятельность – традиционные направления в учебно – воспитательном процессе нашей Ореховской школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya_v_duhovnonravstvennom_vospitanii_shkolnikov.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников.
«Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями».
Иоанн Златоуст (архиепископ Константинопольский, богослов)
Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию?
На каких нравственных ценностях воспитывать подрастающее поколение?
Духовно – нравственная и патриотическая деятельность – традиционные направления в учебно – воспитательном процессе нашей Ореховской школы.
Педагогическим коллективом МОУ Ореховской СОШ в 2011 году был разработан, а в дальнейшем реализован Проект перспективного развития « Создание воспитательного пространства на основе идеи « Воспитание личности гражданина России». Школьная система духовно – нравственного воспитания не является замкнутой: в школе обучаются дети из соседних сёл и деревень, осуществляется взаимодействие школы с представителями местного социума ( молодёжный цент « Истоки», сельская библиотека, сельский клуб, отдел по делам культуры, молодёжи и спорта администрации Галичского муниципального района и др.)
Общаясь с детьми, считаю, что главное в работе классного коллектива – воспитать духовно-нравственного человека.
В настоящее время я – классный руководитель 11 класса. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание – одно из важнейших направлений моей работы в школе.
Целью моей программы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить и творить добро
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
В этом учебном году мною внедрены новые формы организации духовно – нравственного воспитания:
- акции ( например, 30 сентября была проведена акция «Милосердие» ко дню пожилого человека);
- конкурсы, проекты, конференции, концерты. ( например, проекты « Моя милая родина», проект
« Приезжайте в гости в нам», проект « Моя Россия» и др.)
- экскурсии ( например, посетили « Музей щуки» в городе Галич, Паисиево-Галичский женский монастырь, Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь в деревне Ножкино, Авраамиев Новозаозерский монастырь в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл, ездили в Ростов Великий, Переславль – Залессский и др.);
- дистанционные викторины ( например, по истории Великой Отечественной войны « Мы этой памяти верны», « Звёзды на погонах – звёзды на груди»)
- дистанционные сочинения ( например, приняли участие во Всероссийском конкурсе сочинений
« Нет выше звания – Учитель», « Святые заступники Руси»
- Виртуальные Интернет – выставки ( например, от Костромского областного института развития образования приняли участие в Интернет – выставке « Прекрасные мгновения жизни», от департамента внешнеэкономических связей, спорта, туризма и молодёжной политики Костромской области приняли участие в областном фотоконкурсе « Моя малая родина»).
Наиболее распространённая форма организации воспитательной работы – классный час.
При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем.
Тематика классных часов разнообразна. Я провожу беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др.
Очень интересно и познавательно прошли внеклассные мероприятия « Александр Невский - защитник земли Русской», « День памяти о россиянах, исполнявших свой долг за пределами Отечества», « День воссоединения Крыма с Россией», « День единения народов Беларуси и России»,
« Помните, каким он парнем был». Такие мероприятия побуждают детей задуматься о высших нравственных качествах человека, понять сущность добра и зла. Формировать положительное отношение к русской культуре, народному творчеству, учить видеть и понимать вокруг себя прекрасное, связанное с русской духовностью, – такие задачи моим ученикам помогают решать мероприятия, посвященные русским традициям, национальным и христианским праздникам. Это классные часы, посвященные Дню Матери, Дню народного единства, Рождеству, Пасхе, Святкам, Масленице и др.
В моей воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Для повышения эффективности этических бесед я стараюсь подавать материал эмоционально, вызывать учащихся на откровенность. В течении данного периода были проведены следующие беседы: «Дружба – это здорово», «Школа самоуважения», «Каждый ли человек достоин уважения», «Человеческие ценности», «Разговор об этикете».
В рамках проектной площадки стали традиционными мероприятия: « Ими гордится наша родина»,
« Поклонимся великим тем годам». А межрегирональная общественная организация научно – просветительский центр « Холокост» выразил благодарность за подготовку и проведение мероприятия, приуроченному Международному дню памяти жертв Холокоста. Эти мероприятия являются традиционными для нашей школы.. В рамках месячника проходят конкурсы плакатов, конкурсы чтецов, инсценированной песни.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Девочки принимают участие во всех традиционных общешкольных мероприятиях: «День учителя», «День Матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Международный женский день 8 Марта». Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении.
Ежегодно в школе проходит военно – спортивная игра « Зарница». Учащиеся выполняют задания на этапах маршрутной игры.
Самое яркое и запоминающееся событие проходит ежегодно 9 Мая на школьном стадионе – это смотр песни и строя, на котором собираются жители и гости не только села Орехово, но и близлежащих населённых пунктов, чтобы полюбоваться своими детьми, внуками и правнуками. Ребята, громко чеканя шаг, с песнями, ровными рядами проходят мимо зрителей. Потом всу идут в парк на митинг, чтобы сказать слова благодарности ветеранам ВО войны, возложить цветы и венки к обелиску. В этом учебном году 19 мая мы организовали смотр строя и песни с участием учащихся всего Галичского района ( прибыли команды из 9 школ района). Мероприятие прошло на высоком уровне, все остались довольны.
Важно ещё остановиться на том, что традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.. Очень важно, чтобы воспитательные усилия семьи имели своё продолжение в школе. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития. Если родители испытывают положительные эмоции по отношению к школе и хорошо информированы о делах детей, то их ожидания (по отношению к школе) оправданы.
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.
Хочу закончить словами Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".
Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС....
Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).
Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...
Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения...
Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. А самый главный принцип классного руководства — доверие и взаимопонимание. Поэтому хочу сказать, что в работе каждого учите...
презентация "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС"
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – само...