«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников»
материал
выступление на ШМО классных руководителе.й о духовно нравственном воспитании школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_rol_klassnogo_rukovoditelyamicrosoft_office_word.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глуховская школа интернат г. Ногинск Московской области
Доклад на тему: «Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников»
Выступление на ШМО
кл. руководителей МБОУ ГШИ №2
Дата:29.12.2018
Кл. руководитель Наумова В.А.
«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников»
В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.
Общаясь с детьми, считаю, что главное в работе классного коллектива – воспитать духовно-нравственного человека.
Формирование нравственности начинается с малого возраста – в семье, в группе детского сада, в стенах школы. И мы, взрослые, родители, учителя ответственны за то, каким человеком выйдет в жизнь каждый ребенок.
Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание – одно из важнейших направлений моей работы в школе
Для реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:
- воспитывать уважение к нравственным формам морали, учить различать добро и зло, любить и творить добро
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
Начиная работать с учащимися своего класса в качестве классного руководителя работу строю в системе единения в классе, жизни без конфликтов.
Большое значение в процессе духовно-нравственного воспитания имеют принципы общения между учащимися:
- обращение к человеку по имени (такое обращение даёт учащемуся метод укрепления взаимоотношений с близкими и дорогими для него людьми);
- доброжелательность
- неприкосновенности личности (нельзя трогать чужие вещи), неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во взаимоотношениях), неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для окружающих без воли другого), запрет на любого порядка ущерб личности (не доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь его в невыгодное для его репутации положение);
- уважение личности право на ошибку;
- безусловная помощь (в будущем эта бескорыстная помощь помогут учащимся понять и принять ценность добра как основания жизни).
Внедрение таких этико-психологических основ на период первоначальной работы с детьми не сразу дает прочные результаты. Приходится терпеливо ждать, сохраняя свои позиции и утверждая внесённые основы взаимоотношений. Как бы ни была груба окружающая среда, я – нужно продолжать отстаивать высокие человеческие нормы общения, акцентируя внимание детей на их ценности, корректируя привычные неряшливые формы общения.
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям
При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.Одной из важнейших социально-психологических характеристик подростка является его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осмысливанию своих поступков, осознанию поведения людей.
Как же осознает подросток свое поведение? Каковы особенности этого процесса? Прежде всего, осознание подростком своего поведения тесно связано с осознанием нравственных взаимоотношений между другими людьми. Его волнуют вопросы, касающиеся нарушений норм и правил морали. И лишь в редких случаях, когда ситуация очень сложна, подросток оказывается неспособным правильно оценить поступок другого человека. Однако при оценке своего поступка или поступка товарища, друга он зачастую может быть необъективным и далеко не беспристрастным. Как показывают исследования, правильно осознают, поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей - более половины, а свои собственные - менее половины.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании подростков играет самооценка. В отличие от самооценки младших школьников она становится более устойчивой, а это активно влияет на развитие стремления младшего подростка к самовоспитанию. Она пока носит сугубо подражательный характер с целью выделиться в данной ситуации. У старших подростков одной из наиболее значимых целей самовоспитания уже становится желание научиться владеть собой. Учащиеся VII--VIII классов нередко начинают вести дневники, на страницах которых ясно прослеживается стремление познать себя, осознать в себе личность и наметить пути самосовершенствования. В каждом без исключения школьнике проявляется индивидуальность, которую надо заметить классному руководителю и опереться в дальнейшем воспитании подростка, его нравственном развитии.
В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием. Материалом для таких бесед служат разнообразные жизненные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.
Наиболее распространённая форма организации воспитательной работы – классный час. Например: «Дружбой дорожить умейте», “Гражданин России”, «Толерантность», «Азбука общения» – групповая игра; «Учимся быть культурными» – классный час; «Добро и зло» – диспут; «Спешите делать добро» – классный час; «Азбука нравственности» – классный час;«Воспитай себя» – психологический тренинг; “Уважая себя, учимся уважать других”, “Умеешь ли ты спорить?”, “Как избавиться от кличек”, Мой класс- мои друзья” и другие, дети каждый раз приходят к выводу: “Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали с тобой” – если следовать этому мудрому совету, никогда не ошибешься. Веди себя так, чтобы людям было легко и приятно жить рядом с тобой. Уважай человека, относись к нему как к высшей ценности.
Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к её достоянию – природе.
Кроме этого, следует проводить следующие мероприятия:
Традиционные - разговоры с родителями учащихся, причем о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и о неудачах;
- встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи;
- родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, встреч с учителями-предметниками, обсуждению хозяйственных вопросов;
- тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей.
Становление и развитие личности предполагает её активное участие в общественно – полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны .(Субботники, систематическое содержание учебного кабинета в чистоте, участие в различных акциях …)
Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.
У детей подросткового возраста отмечается невысокий уровень нравственного развития, который при правильном подборе и проведении коррекционной работы по формированию нравственных качеств будет повышаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся.
материал из опыта работы....
Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании учащихся.
Доклад по данной теме....
Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива
Статья раскрывает роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....
статья РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сегодня, ...
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников.
Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию? На каких нравственны...
Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании обучающихся.
quot;В воспитании человека важно добиваться,чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личн...