Современные технологии воспитания.
статья на тему

Какие формы взаимодействия следует использовать в работе с родителями, чтобы они были активны? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе и были хорошими помощниками педагогам в воспитании учащихся? В данной статье мы поделимся какие новые технологии в воспитательной работе использует коллектив нашей школы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии воспитания.

Е.В. Бухарова

зам. директора по ВР

В условиях современного образования возникает необходимость изменения сущности образовательного процесса. Главным действующим лицом становится личность. Каждый школьник должен оказаться в благоприятных для него условиях, чувствовать комфортное влияние образовательной среды, а та, в свою очередь, должна выступать гарантом личной успешности.

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования ставит перед учителями школы задачи переосмысления требований к структуре образовательных программ («Чему и как учить?»), результатам образования («Чему научить?»), а также к условиям, необходимым школе для того чтобы она могла добиваться личностных результатов образования, в которых заинтересованы семья и сам ребенок.

Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к  образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса. Эти требования  привели нас к проблеме. Педагогическая пассивность родителей, недопонимание родителями своей воспитательной функции,  отсутствие  единых требования к ребенку в школе  и семье, несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами – со всем этим мы столкнулись налаживая более тесную взаимосвязь с семьями учащихся.

Новый характер взаимоотношений в триаде «педагог – ученик – родители» ставит родителей  в позицию потребителей образовательных услуг, а педагогов – в позицию исполнителей.

Современные родители и обучающиеся нуждаются в более мобильном, педагогически грамотном педагоге нового поколения способном вступить во взаимодействие с семьей, а не работающего в традиционной системе воздействия. Какие формы взаимодействия следует использовать в работе с родителями, чтобы они были активны? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе и были хорошими помощниками педагогам в воспитании учащихся?

Решить проблему инновационно – значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой моделью. В нашей школе разработана модель воспитательной системы «Школа как семья- залог успеха в жизни».

Ценность данной модели заключается во  взаимодействие семьи и школы посредствам добровольного включения родителей в воспитательную, образовательную, управленческую деятельность. Данная модель является моделью  разноуровневого взаимодействия семьи и школы и  направлена на повышение эффективности воспитательного потенциала образовательного процесса путем активизации взаимодействия школы и семьи на различных уровнях школьной практики. В рамках модели такими уровнями взаимодействия определены: уровень «администрация – родители», «педагоги – родители», «классные руководители – родители», «психолог – родители», «социальный педагог – родители», «родители – родители». Приоритете ставиться на собственную активность родителей в стремлении к самовоспитанию, самообразованию и становлению родительской компетентности (И.В. Власюк).

В основе взаимодействия семьи и образовательного учреждения  мы выбираем  принципы:  согласия, сопряжения, сопереживания,  сопричастности.

В модели «Школа как семья - залог успеха в жизни» воспитание обеспечивает психологическую поддержку ученика и учителя, создает атмосферу сотрудничества и взаимной приязни.

Система воспитательной работы с учащимися  и их семьями  выстраивается в соответствии с направлениями деятельности школы: гражданско-патриотическим,  нравственным воспитанием, краеведческим , художественно-эстетическим , сохранением и расширением сложившегося воспитательного пространства , приобщением семьи к процессу воспитания детей и подростков , развитием системы самоуправления , сохранением и развитием традиций.

Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников, родителей в организации воспитательного и образовательного процесса помогают разработанные в каждом классном коллективе подпрограммы воспитания и социализации «Класс +». Данные программы охватывают все стороны  и всех субъектов школьной и классной жизнедеятельности. В основу данной формы взаимодействия с родителями ложиться создание семейного классного клуба, пропагандирующего идеи приоритетного направления в воспитании, выбранного классным руководителей и родителями. С помощью подпрограмм решаются задачи:

1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;

2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов   эффективного воздействия на ребенка;

3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными  впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

 Из опыта работы классных  руководителей   с родительской общественностью  в рамках реализации данных подпрограмм необходимо отметить следующие методы и приемы работы с родителями: «Педагогические качели», «Детско-родительский ринг», «Классные брифинги», семейные практикумы в форме «Мирового кафе», «Детско – родительские миксы».

Следующей инновационной формой работы  с семьей   является «Клуб выходного дня». В данном случаи родители имеют возможность повысить свою социальную компетентность в удобное, свободное для них время, не оглядываясь на домашние проблемы и заботы. В клубе спланирована тематика заседаний. Основной идеей клуба является то, что подготовка на проведение заседаний ложиться на плечи самих родителей. Классный руководитель выступает здесь в роли тьютора,  и незримо руководит организацией родительских встреч.

Довольно новая, но получившая одобрение у родительской общественности форма взаимодействия  - социальная-образовательная  практика. Преимущества данной формы работы -  большой охват  учащихся, родителей, жителей микрорайона, а так же   свободный выбор социальной деятельности всех участников практики.

Хочется поделиться результатами двух социально – образовательных практик, закрепившихся в нашей школе. Первая из них  «Шествие с живым огнем Победы». Широкий  выбор социальной деятельности: материально – преобразовательной,  исследовательской,  коммуникативной -  позволило привлечь         большое количество участников к данному проекту. Каждый мог выбрать занятие себе по душе:

- создание сценария и наполнение его творческим содержанием;

- работа литературной гостиной по написанию стихотворений для митинга;

- отработка маршей отряда Барабанщиков;

- проведение акции «Книга памяти» (создание классных книг Памяти и пополнение школьной книги Памяти);

- проведение школьной акции «Бессмертный полк»;

- сбор фотографий участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны;

- составление макетов фотографий для печати на пластиковой основе и на именных футболках;

- изготовление звезд с пожеланиями для ветеранов ВОВ. 

- посещение ветеранов на дому, приглашений на классные и общешкольные мероприятия;

         Результатом большой, ежедневной работы в течении двух месяцев является организация и проведение окружного митинга «Шествие с живым огнем Победы». Данная практика вошла в традицию МБОУ СОШ  № 28 и никакие внешние или внутренние условия не могут ее отменить.

        Вторая социально – образовательная практика «Школьный кинофестиваль» расширяет  возможности духовно – нравственного развития учащихся через   создание  тематических короткометражных фильмов в  совместной деятельности  учащихся, родителей и педагогов. Все участники  Кинофестиваля принимают участие в непосредственном  создании короткометражных фильмов.  На базе классов создаются киностудии, определяется для каждой киностудии название, атрибутика, распределяются роли (например: сценарист, помощник сценариста, редактор, режиссер, организатор съемок и др.). Видеоматериалы, предоставленные авторами на Фестиваль в рамках конкурса, впоследствии безвозмездно используются администрацией школы и классными руководителями  в проведении социальных акций, добровольческих проектов с указанием автора и ссылкой на его участие в Фестивале.

За два года реализации данной образовательной практики накоплено 12 видео роликов, посвященных Победе в ВОВ, 8 роликов, посвященных году Российского кино и 80-ти летию киностудии «Союзмультфильм». Киностудия 2 «А» класса приняла  участие в областном конкурсе буктрейлеров «Читая Никитина», в номинации «видеоролик по произведениям Никитина», где учащиеся заняли 1 место.

Время не стоит на месте. Опрос  родителей в отношении школы показал, что они готовы участвовать в совместном обучении и воспитании детей.

Они заинтересованы  во взаимодействии с образовательным учреждением. Но современный родитель – мобилен, информационно грамотен, творческий. Именно такими качествами необходимо научиться и современному классному руководителю. Мы должны помочь родителю из «зрителя » и «наблюдателя» стать полноправным участником образовательного и воспитательного процесса. Применяя инновационные методы в работе с родителями мы добились их активной позиции, тесного партнерства с педагоги и вооружили их педагогическими  технологиями, которые они могут смело использовать и в семейном воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии воспитания

Воспитание -целенаправленное педагогическое управление процессом развития личности ребенка через создание благоприятных воспитывающих условий и благоприятных воспитывающих ситуаций. (Л.И. Н...

Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках гуманитарного цикла (истории и обществознания)

Выступление на заседании РМО учителей истории и обществознания «Историческое и обществоведческое знание сегодня» с докладом «Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках истории и общес...

«Концепция обучения и воспитания детей с применением современных технологий на уроках «Технология»

Основой моей концепции обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является: целенаправленное формирование у учащихся положительного отношения, интереса и готовности к труду, как основе ...

Современные технологии воспитания и социализации детей с ОВЗ

Современные    технологии  воспитания    и социализации детей с ОВЗ...

Интерактивная спортивная игра «ВОСПИТЫВАЕМ БОЛЕЛЬЩИКА» «Современные технологии воспитания»

Основная идея: воспитание у юных спортсменов уважительного отношения к соперникам, судьям, болельщикам, культуры поведения на спортивных мероприятиях, развитие Интерактивная спортивная игр...

Современные технологии воспитания

Современные технологии воспитания...