Современные технологии воспитания и социализации детей с ОВЗ
материал
Современные технологии воспитания и социализации детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii.docx | 56.05 КБ |
sovremennye_tehnologii.pptx | 72.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные технологии воспитания
и социализации детей с ОВЗ»
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка, иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
В условиях образовательной интеграции важнейшим является обеспечение связи получаемых знаний с жизнью, без чего невозможна активная адаптация в окружающем мире. Социальная ситуация развития ученика в условиях специального учреждения образования часто не благоприятствует овладению им новыми социальными связями и подготовке к независимому, самостоятельному образу жизни. Соприкосновение выпускника школы – интерната с социальной реальностью вызывает разочарование.
Знания, полученные в условиях школы - интерната, оказываются не всегда применимыми в нашей действительности. Ограниченная жизненная компетенция затрудняет успешную интеграцию в жизнь общества. Задачи адаптации детей с ОВЗ к окружающей действительности, необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждающие искать иные пути обучения и воспитания, привели к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов. Таким подходом является социально ориентированный, что продиктовано следующими обстоятельствами:
• от выпускника школы – интерната требуется, чтобы он был адаптирован к обществу, в котором живёт. Общество мобильно, изменчиво. Это предполагает гибкое реагирование на изменения, умение использовать информационно - коммуникационные технологии, проявлять стойкость перед трудностями;
• формирование жизнеспособной личности требует ориентации в ценностях общества, в котором человек живёт, и умения действовать в жизненных ситуациях, предполагающих сотрудничество с окружающими, умение с ними договориться, выполнять работу сообща;
• дети с ОВЗ могут достичь в социальном развитии больше, чем в когнитивном; расширение социального опыта, в свою очередь, создаёт предпосылки для общего развития.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Исходя из этого, можно выделить следующие современные технологии воспитания и социализации детей с ОВЗ:
1.коррекционно - развивающие технологии
3.технология проблемного обучения
4.метод проектов
5.игровые технологии
6.информационно-коммуникационные технологии
7.нравственная технология
8.здоровьесберегающие технологии
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение позволяет решить следующие задачи:
-формировать теоретические знания учащихся;
-развивать словесно-логическое мышление учащихся, речь обучающихся, познавательный интерес и волю обучаемых.
В проблемном плане можно изучать почти все темы и разделы любых предметов. Дело лишь в степени проблемности каждого конкретного урока. Не на каждом уроке удается выдерживать все элементы проблемного урока. Проблемное обучение начинается с организации проблемной ситуации. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Игровые технологии. В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным процесс обучения и воспитания, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от воспитанника преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:
- в качестве части занятия (при работе с новыми терминами);
- коррекционные игры с элементами соревнования по группам;
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого занятия, например игра – путешествие в Африку.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, пройденного на уроках. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива воспитанников интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка с учетом его психофизического развития.
Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах даёт возможность улучшить качество обучения и воспитания, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя занятия с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Информационные технологии на занятиях использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют воспитанникам в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев пользуются непроизвольным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Электронные кроссворды позволяют осуществить контроль и самопроверку знаний. Большой интерес вызывают кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай».
Технология нравственного воспитания способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке личностных качеств, свойственных воспитанному. Развитие и становление у воспитанников гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На занятиях стараюсь воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения». На занятиях применяю презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития учащихся.
Немаловажную роль на своих занятиях отвожу здоровьесберегающей технологии, цель которой - обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы воспитателя – это рациональная организация занятия.
На своих занятиях стараюсь, чтобы происходила смена деятельности для увеличения восприятия материала учащихся. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию. Использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Последовательно и целенаправленно провожу воспитательную работу по формированию здорового образа жизни, физического самовоспитания, с целью снижения заболеваемости и искоренения вредных привычек. Формирую гигиенические навыки. Учу соблюдать в кабинете порядок и чистоту. Постоянно в своей работе использую различные методы обучения и воспитания. Применяю частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому материалу и предупреждения утомляемости. На занятиях поддерживаю спокойную деловую атмосферу.
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил у своих учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что он полон.
Тогда мудрец взял мешочек с мелкими камешками, высыпал их в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камешки начали заполнять пространство между камнями, раскатились в свободные промежутки и заполнили их. После чего мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили очевидное – полон.
И, наконец, мудрец взял мешочек с песком и высыпал его в сосуд. Спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства, песок заполнил оставшиеся промежутки в сосуде.
- Вот теперь банка полна, — обратился мудрец к ученикам, — и я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь…
- Сосуд – это ваша жизнь, крупные камни олицетворяют самые важные вещи в вашей жизни: вашу семью, вашего любимого человека, ваших детей, — все то, что имеет для вас огромное значение. Это те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь.
- Камешки помельче – это те вещи, которые не так значимы для вас, это может быть ваша работа, ваша машина, красивая одежда и прочее.
- Песок же символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Это все самое мелкое и незначительное в вашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают вас на протяжении всей вашей жизни.
- Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней и даже для мелких. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену. Все остальное – лишь песок. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. (Притча «Сосуд жизни»)
В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся в учебное и вне учебное время.
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном объеме знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение ребенком
принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.
Социализация - это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. При этом человек сам активно участвует в освоении
норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.
Исходя из концепции модернизации Российского образования в нашей культуре сейчас ценятся: современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их последствия, отличаются
мобильностью, способностью к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Какими личностями вырастут наши воспитанники, во многом зависит от нас.
В нашем учебном заведении обучаются воспитанники с различными особенностями здоровья: слабовидящие дети, умственно отсталые, дети с задержкой психического развития и др. В силу тяжести своего нарушения, они забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над
планом и выбором средств достижения цели.
Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями в нашей школе является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях.
Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать,
выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.
Известно, что дети с ограниченными возможностями с большим трудом обучаются умению ориентироваться в окружающей действительности, усваивают общепринятые нормы поведения, овладевают навыками общения. Работа в этом направлении ведется:
на занятиях по социально-бытовой ориентировке, на специально организованных экскурсиях, в процессе которых воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения.
Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей, так и людей, оказывающих им помощь и поддержку.
Программа работы (СБО) с детьми составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников.
В этом учебном году преподаватель СБО использует метод проектов применительно к программе предмета. В процессе освоения учебного материала ученики пытаются самостоятельно решать многие учебные задачи и делать самостоятельные выводы.
Пример: Дети будут составлять бюджет семьи и осуществлять поиск магазинов с более низкими ценами для экономии семейного бюджета; составлять список необходимых предметов для новорожденного и мест, где их возможно приобрести, исследовать
эффективность тех или иных моющих средств, а также соотнесение понятий «цена-качество» и многое др. Отработка навыков и умений успешно осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни.
Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют экскурсии. Они организовываются таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где
позволяют условия, совершать определенные действия, подражая деятельности взрослых.
Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения и территории учреждения: уборка сухих листьев, подметание дорожек, чистка снега. Работая на огороде, дети полют и поливают грядки, ухаживают за цветами, высаживать рассаду, собирают урожай.
Формируя навыки самообслуживания, дети - инвалиды учатся правильно одеваться и раздеваться, самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, убирать свои вещи на место.
Для учеников педагогом – психологом и социальным педагогом школы организованы занятия по повышению их социальной компетентности. На этих занятиях, в частности девочки, знакомятся с
необходимыми и полезными навыками и знаниями, такими как уход за кожей лица и тела, уход за волосами, Make Up, стили одежды, отношения с противоположным полом и многое другое.
Большая роль в подростковый период отводиться до профессиональной подготовки. На занятиях по профориентации, которые проводят педагог-психолог совместно с социальным педагогом, наши ученики изучают основные принципы выбора профессии, изучают свои способности, склонности и интересы, проходят различные тесты, участвуют в тренингах и профессиональных играх, изучают рынок труда, осваивают поиск учебных учреждений, вакансий, требования к специалистам, уровень оплаты труда и многое другое.
В этом году четверо наших выпускников из 9 класса, продолжили учебу в средне-специальных учреждениях по выбранным ими направлениям.
Большое внимание уделяется и физическому состоянию учащихся с ОВЗ школы. Здоровье сберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая: организация физкультурно-оздоровительной работы; просветительская работа с учащимися, сотрудничество со специалистами с целью профилактики вредных привычек; медицинская профилактика и наблюдение за состоянием здоровья учащихся.
В школе регулярно проводится диспансеризация, профилактические прививки
Также для отдельных категорий детей организованы занятия ЛФК, главной задачей которых является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Важнейшими условиями сбережения здоровья учащихся, является предупреждения алкоголизма, наркомании, сексуальной распущенности и т.п.
Значительной внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники, выступление на фестивалях, участие в конкурсах, выставках, а также занятия в различных кружках и секциях).
В процессе работы осуществляются тесные взаимодействия со специалистами учреждения: на занятиях социального педагога- консультации, практические занятия; на музыкальных занятиях - навыки владения музыкальными инструментами, пения и слушания музыки (музыкальные гостиные, кружок «Веселые нотки», занятия ритмикой); учитель информатики, помимо уроков информатики, осуществляет индивидуальные и групповые занятия повышающие компьютерную грамотность учащихся, навыки владения современными технологиями (работа в интернете, поиск информации, создание мультимедийных презентаций, знакомство с видео и фото аппаратурой и многое другое). Так, например, в нашей школе имеются электронные дневники, в которых дети, родители и педагоги осваивают электронный документооборот, учатся общаться, проверять свои оценки и домашние задания. На занятиях педагога-психолога осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его особенностей развития и способностей. Так в последнее время себя успешно зарекомендовала работа в сенсорной комнате. В условиях полисенсорной среды дети получают различную помощь и развитие: развитие обоняния и осязания, развитие зрительных и тактильных навыков, расслабление и релаксация, групповое взаимодействие и командные игры.
В кабинете психологической разгрузки и релаксации созданы и представлены различные условия для развития и коррекции особых потребностей наших учеников (рамки и вкладыши, шнуровки, различные развивающие игры).
Большой положительный эффект имеет методика «Sandplay» (песочная терапия или игры с песком), которая имеет огромное диагностическое, коррекционное и профилактическое значение. Данная методика используется с различными целями:
- как метод диагностики: «тест картина мира» (ребенок может рассказать о своих проблемах и трудностях во взаимоотношениях как в семье, так и в школе),
- как метод коррекции (Автор метода песочной терапии, Дора Кальфф, считает, что «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого- либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
- расширение кругозора (дети изучают различные муляжи животных, растений, камни ракушки; физические явления, связанные с песком),-
- для развития воображения и творчество (построение узоров, рисунки на песке, картины и др.).
В нашем учебном заведении большое внимание уделяется работе с родителями детей с ОВЗ. С целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии, проводятся тренинги, беседы, индивидуальные консультации, занятия. Социально-психологическая служба осуществляет регулярное посещение таких семей на дому.
Подводя итог выше сказанного, хочется отметить, что формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков это сложный и кропотливый процесс над которым работает весь коллектив нашей школы. И только тесное сотрудничество, и взаимопомощь всех специалистов нашего учреждения способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в общество.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе VIII вида:
1.технология разноуровневого обучения
2.коррекционно - развивающие технологии
3.технология проблемного обучения
4.метод проектов
5.игровые технологии
6.информационно-коммуникационные технологии
7.нравственная технология
8.здоровьесберегающие технологии
Технология разноуровневого обучения. В настоящее время технология разноуровневого обучения - технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже минимального (согласно ФГОС), в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели минимальным уровнем базовых учебных действий (БУД) и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Считаю, что целесообразно применение уровневой дифференциации при изучении сложных тем или разделов. Проверочные разноуровневые работы провожу как контроль знаний. Выясняю, насколько ученик усвоил тему, составляю задания (разноуровневые).
Такого рода технологию можно применять при изучении новой темы. Объяснять материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение позволяет решить следующие задачи:
-формировать теоретические знания учащихся;
-развивать словесно-логическое мышление учащихся, речь обучающихся, познавательный интерес и волю обучаемых.
В проблемном плане можно изучать почти все темы и разделы любых предметов. Дело лишь в степени проблемности каждого конкретного урока. Не на каждом уроке удается выдерживать все элементы проблемного урока. Проблемное обучение начинается с организации проблемной ситуации. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Игровые технологии. В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным процесс обучения и воспитания, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от воспитанника преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.
В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:
- в качестве части занятия (при работе с новыми терминами);
- коррекционные игры с элементами соревнования по группам;
Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого занятия, например игра – путешествие в Африку.
Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала, пройденного на уроках. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д. Таким образом, дидактическая игра на занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива воспитанников интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка. Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка с учетом его психофизического развития.
Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах даёт возможность улучшить качество обучения и воспитания, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Одним словом, проводя занятия с использованием данной технологии, я пользуюсь принципом: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.
Информационные технологии на занятиях использую в следующих вариантах. Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Занятия становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют воспитанникам в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев пользуются непроизвольным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Электронные кроссворды позволяют осуществить контроль и самопроверку знаний. Большой интерес вызывают кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай».
Технология нравственного воспитания способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке личностных качеств, свойственных воспитанному. Развитие и становление у воспитанников гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На занятиях стараюсь воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения». На занятиях применяю презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития учащихся.
Немаловажную роль на своих занятиях отвожу здоровьесберегающей технологии, цель которой - обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы воспитателя – это рациональная организация занятия.
На своих занятиях стараюсь, чтобы происходила смена деятельности для увеличения восприятия материала учащихся. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию. Использование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Последовательно и целенаправленно провожу воспитательную работу по формированию здорового образа жизни, физического самовоспитания, с целью снижения заболеваемости и искоренения вредных привычек. Формирую гигиенические навыки. Учу соблюдать в кабинете порядок и чистоту. Постоянно в своей работе использую различные методы обучения и воспитания. Применяю частую смену видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому материалу и предупреждения утомляемости. На занятиях поддерживаю спокойную деловую атмосферу.
Заключение
Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря новым образовательным технологиям воспитанники овладевают приемами и умениями самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию» воспитанника нового поколения. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику обучения и воспитания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебно-воспитательной деятельности, основывающейся на теории обучения и воспитания, что способствует воспитанию полноценной личности современного социума.
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил у своих учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что он полон.
Тогда мудрец взял мешочек с мелкими камешками, высыпал их в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камешки начали заполнять пространство между камнями, раскатились в свободные промежутки и заполнили их. После чего мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили очевидное – полон.
И, наконец, мудрец взял мешочек с песком и высыпал его в сосуд. Спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства, песок заполнил оставшиеся промежутки в сосуде.
- Вот теперь банка полна, — обратился мудрец к ученикам, — и я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь…
- Сосуд – это ваша жизнь, крупные камни олицетворяют самые важные вещи в вашей жизни: вашу семью, вашего любимого человека, ваших детей, — все то, что имеет для вас огромное значение. Это те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь.
- Камешки помельче – это те вещи, которые не так значимы для вас, это может быть ваша работа, ваша машина, красивая одежда и прочее.
- Песок же символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Это все самое мелкое и незначительное в вашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают вас на протяжении всей вашей жизни.
- Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней и даже для мелких. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену. Все остальное – лишь песок. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. (Притча «Сосуд жизни»)
Литература:
1.Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 2013;
2.Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 2014.
3.Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 2011.
4.3имская А.М. «Семья и личность». М., 2011
5Коломенский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 2015.
6.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2011
7.Лисина М. И. «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни» Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М., 2012
8.Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 2015.
9.Нора Ньюкомб «Развитие личности ребенка» - П., 2012
Моя социализация
[домашнее задание по социологии с использованием ключевых терминов :)]
Совсем недавно, никому чтоб не в обиду,
А лишь для радости и зависти слегка,
На белом свете появился индивидуум,
Пока не личность – лишь ребенок, но пока...
Воспринят обществом был вовсе не халатно,
Ожидали, что повергнет мир Он в шок.
И загадали: "пусть Он будет девиантным,
(Но "девиантность" приравнялась к "хорошо").
Пусть Он творит, что сотворил бы, может, каждый,
Пускай заявит – в этой жизни Он не ноль.
Набор ролей свой отыграет пусть однажды:
Сыграет социо- и гендерную роль."
Ребёнок рос, учился алфавиту, счёту:
Считал ступеньки по пути наверх и вниз.
Соседка внука называла идиотом:
«Ты вдвое старше, хоть считать-то научись!»
Воспитание проходило, как и должно:
Контроль посредством неких социальных норм;
Но отклонения бывали – всё возможно,
И через санкции Он ощущал позор.
А повзрослев, Он адаптировался вовсе,
Свои ошибки мог свободно порицать.
Он стал умней. Он стал ответственней – Он взрослый…
Ну и теперь – рассказ от первого лица.
Я не был в детсадах, с семи лет в школе
Учился, в новый социум вступив.
Сначала сложно, но потом – как на танцполе:
Поймал волну я, дальше без проблем поплыв.
Популярны стали статусные роли:
Племянник, сын. И одноклассник, ученик… –
Их очень много. Временами будто болен:
В себе терялся… Этот ролевой конфликт…
С годами выше стал мой социальный статус,
Но соц.слои день изо дня я не менял,
Ведь понимал, что без друзей на дне останусь,
Их не предам – я не какой-то маргинал.
Проблем полно, но то не повод к аномии,
Ко всем проблемам сохраню свой интерес.
Решая их, закончу, знаю, всё красиво,
Социализации свой завершив процесс…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение . Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Т ехнологии воспитания и социализации включают следующие системообразующие компоненты: Диагностирование Целеполагание Проектирование Конструирование Организационно – деятельностный компонент Контрольно – управленческий компонент
Содержанием технологий воспитания и социализации являются: Научно обоснованные социализированные требования Передача социального опыта Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Социализированная оценка ученика Организация творческого дела Создание ситуации успеха
Современные технологии воспитания и социализации -Технология «Тренинг общения» -Технология «Коллективное творческое дело» (КТД) -Технология «Групповая проблемная работа» -Технология «Арт-педагогика» -Информационно – коммуникативные технологии - Здоровьесберегающая технология -Личностно - ориентированная технология -Технология исследовательской деятельности -Технология нравственного воспитания -Игровые технологии -Технология проектов
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сексуальная активность детей и психология полового воспитания в решении задачи полоролевой социализации детей
Сексуальная активность детей и психология полового воспитанияв решении задачи полоролевой социализации детей....
Дети и родители. Социализация детей в изменяющемся мире.
В XXI веке появилось большое количество современных технологий, благодаря которым работа с детьми и их родителями становится проще, интереснее. В центре внимания педагога личность человека, его семья....
Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса
Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...
Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната
Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...
Социальная адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ в условиях современной школы-интерната
Социальная адаптация детей-сирот...
Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни
Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в...