«Концепция обучения и воспитания детей с применением современных технологий на уроках «Технология»
учебно-методический материал по технологии на тему

Сукнев Юрий Иннокентьевич

Основой моей концепции обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является: целенаправленное формирование у учащихся положительного отношения, интереса и готовности к труду, как основе жизнедеятельности, высшей ценности человека и его жизненных ориентаций, источника саморазвития личности, реализация заложенных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах» МО Алданский район»

Презентация

Тема:  «Концепция обучения и воспитания детей с применением современных технологий на уроках «Технология»

Сукнев Ю.И.

Учитель столярного дела по предмету «Технология»

п. Нижний Куранах

2016г.

 «Живой опыт учителя-мастера описать невозможно.

Его нужно видеть. Современные технологии мультимедиа

 позволяют существенно расширить аудиторию зрителей».

Ш.А. Амонашвили.

(профессор, действующий член

 Российской академии образования)

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах» представляет Сукнева Юрия Иннокентьевича, учителя столярного дела по предмету «Технология».

Высшее педагогическое образование: учитель-олигофренопедагог. «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» окончил с отличием в 2006 г. Общий трудовой стаж: 34 года. Уровень профессиональной деятельности:  высшая квалификационная категория. Стаж работы в данном учреждении: 17  лет. Дата рождения: 26.09.1961 г.

Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, ст. 11, гарантируется защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года определены важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Целью специальной (коррекционной) школы-интерната  VIII вида п. Нижний Куранах является создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого воспитанника, способствующего социальной интеграции подростка в современное общество.

Основой моей концепции обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является: целенаправленное формирование у учащихся положительного отношения, интереса и готовности к труду, как основе жизнедеятельности, высшей ценности человека и его жизненных ориентаций, источника саморазвития личности, реализация заложенных возможностей.

 Одним из главных элементов организации такого пространства является профессионально-трудовое направление, основным содержанием которого на сегодняшний день являются:

  • переориентация в профессионально-трудовой подготовке воспитанников с учетом региональных условий;
  • обучение учащихся начальным профессиональным навыкам, которые позволят им продолжить работу после окончания школы-интерната, так как в связи с политехнизацией среднего профессионального образования нашим выпускникам сложно поступить для обучения в ПУ.

В специальной (коррекционной) школе-интернате  VIII вида первостепенная роль в решении задач профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и социализации детей с проблемами в развитии принадлежит трудовому обучению.

Трудовое обучение дает воспитанникам возможность овладеть первоначальными навыками труда, самообслуживания. Это период выявления индивидуальных способностей и возможностей, предрасположенности обучающихся к определенному виду труда. Максимально возможное развитие учащихся,  формирование опорных знаний при подготовке их к трудовой деятельности. И поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, моя работа нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – необычный ребенок. По определению Л.С. Выготского:

 «Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка».

Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых интересов к труду. Здесь важна система обучения, которой будет подчинена вся программа работы с обучаемыми.  Моя система обучения рассчитана на то, чтобы ни один из моих питомцев не считал себя неспособным к учению.

Я стараюсь логически увязать сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Проводя профориентационную беседу, связываю ее с изучаемым материалом. Традиционные формы обучения дополняю проведением нестандартных уроков. В процессе проведения таких занятий я решаю проблему дифференцированного подхода, расширяю рамки учебной программы, т.е. работая в зоне ближайшего развития, использую реальную возможность улучшить самооценку ребенка, повысить его авторитет.

Для многих детей с пониженной обучаемостью характерны высокие возможности развития конкретно-практического мышления. Из них могут вырасти прекрасные практики, в которых очень нуждается наша страна.

Направляющая и регулирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и прочим. Реализация всех этих принципов, по моему мнению, возможна при применении технологии модульного обучения.

Программа трудового обучения в специальной (коррекционной) школе позволяет применять данную технологию на уроках, так как она обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Ей присущи основные принципы коррекционно-развивающего обучения, а именно: динамичность восприятия, продуктивной обработки информации, развитие и коррекция высших психических функций, мотивации к учению. Введение модульной технологии в образовательный процесс я считаю нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

Принципы

Методы реализации в уроке

I.

Динамичность восприятия

- задания по степени нарастающей трудности;

- включение в урок заданий, предполагающих  различный доминантный анализатор;

-разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся.

II.

Продуктивной обработки информации

-задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

- дозированная поэтапная помощь педагога;

- перенос учеником только что показанного способа обработки информации на свое индивидуальное задание.

III.

Развитие и коррекция высших психических функций

- включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;

- задания с опорой на несколько анализаторов.

IV.

Мотивации к учению

- правильный и исчерпывающий инструктаж;

- включение в урок материалов сегодняшней жизни;

- создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;

- проблемные задания, познавательные вопросы;

- призы, поощрения, развернутая словесная оценка.

При отборе методов я комбинирую их таким образом, чтобы осуществлялась смена деятельности, чтобы достигалась эффективная работоспособность учащихся.

В общем комплексе реабилитационных мероприятий приоритетное значение приобретает целенаправленная профессиональная ориентация. Я считаю, что для успешной социально-трудовой адаптации современный выпускник специальной (коррекционной) школы VIII вида должен не только владеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и быть способным:

- предложить себя на рынке труда;

- работать самостоятельно без помощи руководства;

- брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;

- проявлять инициативу, принимать решения;

- осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде;

- стремиться к непрерывному профессиональному росту и высокому качеству продукта своего труда;

- адекватно осознавать собственные возможности и способности.

Трудолюбие, потребность трудиться, умение находить удовлетворение и радость в труде, трудиться в коллективе, воспитывать чувство гордости за результат своего личного труда и труда товарищей необходимо прививать умственно отсталым детям всегда.

Трудоспособность и нацеленные интересы – это наиболее общие факторы развития способностей. Главным помощником учителя в деле развития личности ребенка становится искусство во множестве своих проявлений.

Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы, возможно большего личного и социального благополучия, я считаю основополагающей задачей  дать такое образование, воспитание и сопровождение учащихся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состоятельности в труде, быту и в свободное время.

 

      Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьеразвивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» на практике

Биография Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), по специальности врач-офтальмолог, русский учёный, доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работни...

"Особенности применения современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществоведения".

Обмен опытом по применению современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания....

Методический доклад «Музыкальное обучение и воспитание детей на материале современной музыки»

Методический  доклад  "Музыкальное обучение и воспитание детей на материале современной музыки" посвящен проблеме музыкального обучения и воспитания детей на материале музыкальных произведен...

Статья "Применение современных педагогических методов и технологий на уроках русского языка и литературы"

 На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих уверенно чувствовать...

Доклад "Современные педагогические технологии, интегрированные уроки, используемые при обучении и воспитании детей с РАС и ТМНР"

ДОКЛАД Современные педагогические технологии, интегрированные уроки, используемые при обучении и воспитании детей с РАС и ТМНР.        Термин «интеграция...

Мастер класс "Применение современных технологий обучения и воспитания детей в дополнительном образовании"

Мастер-класс«Применение современных технологий обучения и воспитания детей в дополнительном образовании»...