«Концепция обучения и воспитания детей с применением современных технологий на уроках «Технология»
учебно-методический материал по технологии на тему
Основой моей концепции обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является: целенаправленное формирование у учащихся положительного отношения, интереса и готовности к труду, как основе жизнедеятельности, высшей ценности человека и его жизненных ориентаций, источника саморазвития личности, реализация заложенных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах» МО Алданский район»
Презентация
Тема: «Концепция обучения и воспитания детей с применением современных технологий на уроках «Технология»
Сукнев Ю.И.
Учитель столярного дела по предмету «Технология»
п. Нижний Куранах
2016г.
«Живой опыт учителя-мастера описать невозможно.
Его нужно видеть. Современные технологии мультимедиа
позволяют существенно расширить аудиторию зрителей».
Ш.А. Амонашвили.
(профессор, действующий член
Российской академии образования)
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах» представляет Сукнева Юрия Иннокентьевича, учителя столярного дела по предмету «Технология».
Высшее педагогическое образование: учитель-олигофренопедагог. «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» окончил с отличием в 2006 г. Общий трудовой стаж: 34 года. Уровень профессиональной деятельности: высшая квалификационная категория. Стаж работы в данном учреждении: 17 лет. Дата рождения: 26.09.1961 г.
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, ст. 11, гарантируется защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года определены важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Целью специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида п. Нижний Куранах является создание коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого воспитанника, способствующего социальной интеграции подростка в современное общество.
Основой моей концепции обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является: целенаправленное формирование у учащихся положительного отношения, интереса и готовности к труду, как основе жизнедеятельности, высшей ценности человека и его жизненных ориентаций, источника саморазвития личности, реализация заложенных возможностей.
Одним из главных элементов организации такого пространства является профессионально-трудовое направление, основным содержанием которого на сегодняшний день являются:
- переориентация в профессионально-трудовой подготовке воспитанников с учетом региональных условий;
- обучение учащихся начальным профессиональным навыкам, которые позволят им продолжить работу после окончания школы-интерната, так как в связи с политехнизацией среднего профессионального образования нашим выпускникам сложно поступить для обучения в ПУ.
В специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида первостепенная роль в решении задач профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и социализации детей с проблемами в развитии принадлежит трудовому обучению.
Трудовое обучение дает воспитанникам возможность овладеть первоначальными навыками труда, самообслуживания. Это период выявления индивидуальных способностей и возможностей, предрасположенности обучающихся к определенному виду труда. Максимально возможное развитие учащихся, формирование опорных знаний при подготовке их к трудовой деятельности. И поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, моя работа нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – необычный ребенок. По определению Л.С. Выготского:
«Умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм как целое перестраивается. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами развития ребенка».
Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых интересов к труду. Здесь важна система обучения, которой будет подчинена вся программа работы с обучаемыми. Моя система обучения рассчитана на то, чтобы ни один из моих питомцев не считал себя неспособным к учению.
Я стараюсь логически увязать сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Проводя профориентационную беседу, связываю ее с изучаемым материалом. Традиционные формы обучения дополняю проведением нестандартных уроков. В процессе проведения таких занятий я решаю проблему дифференцированного подхода, расширяю рамки учебной программы, т.е. работая в зоне ближайшего развития, использую реальную возможность улучшить самооценку ребенка, повысить его авторитет.
Для многих детей с пониженной обучаемостью характерны высокие возможности развития конкретно-практического мышления. Из них могут вырасти прекрасные практики, в которых очень нуждается наша страна.
Направляющая и регулирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и прочим. Реализация всех этих принципов, по моему мнению, возможна при применении технологии модульного обучения.
Программа трудового обучения в специальной (коррекционной) школе позволяет применять данную технологию на уроках, так как она обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Ей присущи основные принципы коррекционно-развивающего обучения, а именно: динамичность восприятия, продуктивной обработки информации, развитие и коррекция высших психических функций, мотивации к учению. Введение модульной технологии в образовательный процесс я считаю нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.
№ | Принципы | Методы реализации в уроке |
I. | Динамичность восприятия | - задания по степени нарастающей трудности; - включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор; -разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся. |
II. | Продуктивной обработки информации | -задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; - дозированная поэтапная помощь педагога; - перенос учеником только что показанного способа обработки информации на свое индивидуальное задание. |
III. | Развитие и коррекция высших психических функций | - включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций; - задания с опорой на несколько анализаторов. |
IV. | Мотивации к учению | - правильный и исчерпывающий инструктаж; - включение в урок материалов сегодняшней жизни; - создание условий для зарабатывания, а не получения оценки; - проблемные задания, познавательные вопросы; - призы, поощрения, развернутая словесная оценка. |
При отборе методов я комбинирую их таким образом, чтобы осуществлялась смена деятельности, чтобы достигалась эффективная работоспособность учащихся.
В общем комплексе реабилитационных мероприятий приоритетное значение приобретает целенаправленная профессиональная ориентация. Я считаю, что для успешной социально-трудовой адаптации современный выпускник специальной (коррекционной) школы VIII вида должен не только владеть профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и быть способным:
- предложить себя на рынке труда;
- работать самостоятельно без помощи руководства;
- брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
- проявлять инициативу, принимать решения;
- осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде;
- стремиться к непрерывному профессиональному росту и высокому качеству продукта своего труда;
- адекватно осознавать собственные возможности и способности.
Трудолюбие, потребность трудиться, умение находить удовлетворение и радость в труде, трудиться в коллективе, воспитывать чувство гордости за результат своего личного труда и труда товарищей необходимо прививать умственно отсталым детям всегда.
Трудоспособность и нацеленные интересы – это наиболее общие факторы развития способностей. Главным помощником учителя в деле развития личности ребенка становится искусство во множестве своих проявлений.
Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы, возможно большего личного и социального благополучия, я считаю основополагающей задачей дать такое образование, воспитание и сопровождение учащихся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состоятельности в труде, быту и в свободное время.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьеразвивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» на практике
Биография Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), по специальности врач-офтальмолог, русский учёный, доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работни...
"Особенности применения современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществоведения".
Обмен опытом по применению современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания....
Методический доклад «Музыкальное обучение и воспитание детей на материале современной музыки»
Методический доклад "Музыкальное обучение и воспитание детей на материале современной музыки" посвящен проблеме музыкального обучения и воспитания детей на материале музыкальных произведен...
1 Материалы научно-практической конференции « Современные технологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» название статьи «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога».
Статья «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога»....
Статья "Применение современных педагогических методов и технологий на уроках русского языка и литературы"
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих уверенно чувствовать...
Доклад "Современные педагогические технологии, интегрированные уроки, используемые при обучении и воспитании детей с РАС и ТМНР"
ДОКЛАД Современные педагогические технологии, интегрированные уроки, используемые при обучении и воспитании детей с РАС и ТМНР. Термин «интеграция...
Мастер класс "Применение современных технологий обучения и воспитания детей в дополнительном образовании"
Мастер-класс«Применение современных технологий обучения и воспитания детей в дополнительном образовании»...