Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках гуманитарного цикла (истории и обществознания)
методическая разработка на тему
Выступление на заседании РМО учителей истории и обществознания «Историческое и обществоведческое знание сегодня» с докладом «Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках гуманитарного цикла (истории и обществознания
«Мало обладать выдающимися качествами, необходимо уметь ими пользоваться» Ларошфуко
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты. Ребёнку нужна педагогическая помощь и поддержка.
Педагогические технологии– это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе и в классе. Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии. Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
На современном этапе существует множество воспитательных технологий.
Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания
(Олег Сергеевич Анисимов, Николай Петрович Капустин). Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.
Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.
Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.
Технологии воспитания на основе системного подхода
(Караковский Владимир Абрамович, доктор педагогических наук, профессор, директор школы-лаборатории №825, г.Москвы. Новикова Людмила Ивановна)
Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.
Целевые ориентации:
-Формирование личности – главная цель школы.
-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
-Развитие социальной активности.
-Формирование ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие творческих способностей детей.
-Превращение школы в большую воспитательную систему.
-Формирование целостной научно обоснованной картины.
-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.
-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Технология самосовершенствования личности школьника
(Герман Константинович Селевко, руководитель Центра развития и саморазвития личности Международной Академии наук педагогического образования, академик) основывается на широком использовании самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности. В содержание образования вводится методологическая компонента - учащиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность. Технология саморазвития личности позволяет:
- осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию;
- формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию;
- формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу.
Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.
Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова. Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками. Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Учитель должен понимать, что для поиска и выстраивания целесообразных технологий работы с одаренными детьми необходимо понимать особенности их познавательного развития, такие как: любознательность, сверхчувствительность к проблемам, познавательная самодеятельность, высокий уровень развития логического мышления, повышенный интерес к дивергентным задачам, оригинальность мышления, легкость генерирования идей, легкость ассоциирования, высокая концентрация внимания, отличная память.
Одаренные дети имеют особенности психосоциального развития: стремление к самоактуализации, перфекционизм, самостоятельность, социальную автономность, эгоцентризм, лидерство, соревновательность, творческое восприятие случайностей, юмор.
Для создания условий развития и реализации детской одаренности в образовательной деятельности необходимо своевременно проводить диагностику.
В работах Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова определены принципы диагностики, исходя из концепции одаренности:
- «принцип комплексного оценивания», предполагающий многофакторный анализ уровней интеллектуально-творческого, психосоциального, физического развития воспитанника; включает требование привлекать к диагностике лидерской одаренности не только психологов, но также педагогов и родителей;
- «принцип длительности идентификации», предусматривающий, чтобы процесс диагностики был развернут во времени, так как современный уровень разработанности концептуальных моделей одаренности и методического аппарата не позволяет проводить разовую диагностику без грубых ошибок;
- «принцип использования экологически валидных методов диагностики», оценка и анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области;
- принцип оценки «признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития...».
Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.
Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.
Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.
Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, должен соответствовать следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла
Воспитание нравственности всегда ставилось во главу угла в нашей системе формирования подрастающего поколения, поэтому в педагогике существуют различные традиции и подходы в понимании этого вопроса. О...
Патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла и внеклассных мероприятиях
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников до...
Современные образовательные технологии: опыт применения на уроках гуманитарного цикла
Выступление на методическом объединении, представляет собой обобщение теоретических подходов к понятию "педагогическая технология" и описание используемых в собственной практике технологий....
Использование технологии педагогических мастерских на уроках гуманитарного цикла
Возможность использовать технологию педагогических мастерских на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования....
Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла
Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г. учитель иностранного языкаШевченко С.А. учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...
Мастер-класс «Эффективность использования современных технологий на уроках гуманитарного цикла»
Данный мастер-класс «Эффективность использования современных технологий на уроках гуманитарного цикла» был проведен на краевом семинаре для молодых педагогов....
К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков
Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....