Классный час "Дорога, которую мы выбираем"
классный час (9 класс) на тему

Кербутова Оксана Александровна

Один мудрец взял большой сосуд и заполнил его доверху большими осколками камней. И спросил: «Полный ли сосуд?». «Конечно полный», – ответили его ученики. Тогда он взял мелкую гальку и насыпал сверху на камни и слегка потряс. Галька провалилась в пространство между камнями. После этого он взял мешок с песком и высыпал в сосуд. Несомненно, песок тоже просочился в щели, которые еще остались между камнями и галькой. Этот сосуд как жизнь человека, – сказал мудрец – сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями – это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька – это то, что тоже необходимо для жизни. Например, любимые вещи, дом, автомобиль, дача. Песок – это повседневные наши заботы. Если мы сначала насыпаем в сосуд песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, а вот самого важного мы не достигнем. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл. Иногда мы теряем много времени на пустые разговоры или только развлечения, а это значит, мы заполняем свой сосуд песком, забыв о крупных камнях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_doroga_kotoruyu.docx37.99 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

« Дорога, которую мы выбираем»

Цель: Формирование ценностных ориентиров личности, самопознания, становления активной жизненной позиции, гражданского самопознания.

Задачи:

  1. Расширить понятийный аппарат учащихся, что позволит им более чётко определить ценности, на которых строится жизнь.
  2. Продолжить формирование чувства самодостаточности и стремление к самосовершенствованию; продолжить работу над формированием чувства ответственности через осознание « я делаю свою жизнь сам».
  3. Продолжить работу над формированием коммуникативных и общепредметных навыков, а именно: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы.

Методы и формы работы:

  • работа в группах
  • клоуз тест
  • методика погружения в себя
  • интерактивная беседа
  • фронтальная беседа
  • создание проблемных ситуаций

Предварительная работа: анкетирование учащихся.  

План классного часа

  • Вступительное слово;
  • «Дерево жизни».
  • Клоуз тест
  • «Страна Детства»;
  • « Первые следы»
  • Работа в группах
  • Приоритеты жизни
  • Правила жизни великих людей
  • Упражнение «Характер».
  • Психологический тренинг.
  • Игра «Вырвись из круга».

  • Притча “Бабочка”
  • итог (рефлексия).

Оборудование:

  1. Интерактивная доска
  2. Сосуды (12 штук), камни, галька, песок.

Оформление:       «Дерево жизни»,  презентация, афоризмы, мысли великих людей, музыка

Время и место проведения: классная комната, оборудованная интерактивной доской.

Методическое обеспечение:

  1. Аникеев, А.С., Борисова, О.В. Гражданское образование в современной школе / А.С. Аникеев, О.В. Борисова.-  Калуга: Сентябрь, 2001. – 259с.
  2. Дедюхина, Н.П. Гражданско – правовое воспитание / Н.П.Дедюхина // Заместитель директора по воспитательной работе. – 2009. - №3 – С. 4 -7
  3.  Интернет ресурс сайта http://www.yandex.ru/

На доске прикреплены плакаты с высказываниями:

«Удача сопутствует тем, кто верит в свои силы»

А.Нортон

ПОБЕЖДАЕТ ТОТ, КТО ВСТАЁТ НА ОДИН РАЗ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПАДАЕТ.

Ход классного часа

1 Организация внимания

-Здравствуйте, сегодня наш классный час я хочу начать с детской песенки 

Точка, точка, запятая –

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик –

Получился человечек…

Что увидят эти точки?

Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

- Как вы думаете о чем пойдёт речь на нашем классном часе?

 

-По какой дороге пойти, какой путь выбрать? Эти философские вопросы волнуют не только детей и подростков, но и родителей,  и нас, учителей, и ученых, и писателей, и я думаю всех неравнодушных людей.

  -  Очень хорошо, что сегодня у нас гости. Это взрослые люди, за плечами которых жизненный опыт с радостями и разочарованиями. Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое жизнь.

  2. Перед нами символическое «Дерево жизни».

   Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет  крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это ваши родители, семья, которые дают вам основу в вашей жизни, уверенность в завтрашнем дне, вы крепнете, набираетесь сил. Ваши ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи! На нашем дереве уже есть плоды – это то, что в жизни ваших родителей является главным. Они уже ответили на вопрос, который я вам сейчас задам. А что, по-вашему, жизнь? Определите это понятие одним словом!!!  Ответ напишите на яблоке и поместите на нашем дереве.

Клип «Где ты появился на свет»

  Посмотрите на это дерево, какое оно удивительно красивое, с разными плодами. Вот и  наша жизнь – яркая, разнообразная, прекрасная!

Классный руководитель:

Сегодня на классном часе, который называется «Дорога, которую мы выбираем»

мы вместе попробуем определить, что нужно для того, чтобы человек, идущий дорогой жизни, мог стать Человеком.

Классный руководитель:

  Не зря жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днём, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в стране Детства. Перед нами – карта страны Детства, которую мы изобразили вместе.

(На доске оформлен стенд, на котором размещены детские фотографии учеников и ответы на анкету)

-Вам было предложено дописать предложение. Вспомним, что вы написали.

3 (на экране Клоуз тест)

Самым главным человеком для меня в детстве была…

В детстве меня научили…

В детстве я хотел…

Самое первое воспоминание…

Я в долгу перед…

Что мне нравилось в людях…?

-Давайте ненадолго заглянём в сказочную страну «Детство»

Клип «Путешествие в детство»

 Слайд 8. Действительно, детство - это ваши истоки, корни. Отсюда начинается ваш путь в Прекрасное Далёко.

Слайд 9. Благодаря людям, которые вас вырастили, вашим родителям, дедушкам и бабушкам  зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей свечой, а превратилась в чудесный яркий маяк, освещающий путь тем, кто в этом нуждается.

Зажигаем свечу.

  Да, перед человеком, которому ещё только предстоит стать личностью, вопросов очень много. На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей жизни, на некоторые  попробуйте ответить сейчас.

 Перед вами фрагменты вопросов, которые вы должны дописать и дать свои варианты ответов.

Что в жизни…?

 Кем бы я…?

 

Какие качества…?

Как выбрать…?

Смогу ли я...?  

Что для меня...?

Есть ли у меня...?

 

 Чего бы я...?  

Как преодолеть...?

Что человеку...?

4 Следы

 Классный руководитель: Что  же мы положим на начало жизненного пути?

Выберите следы, на которых написаны различные понятия: добро, любовь, справедливость, радость, злость, ненависть и прикрепите на дороге.

 Классный руководитель: Это ваши истоки. Вы уже прошли часть этого пути, подросли, приобрели определённый опыт, многое узнали, но самое главное у вас ещё впереди. Ваш возраст – «пересаживание корней» - самоопределение. Время формирования собственных взглядов и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственных требований к себе и окружающим.

5 Работа в группах.

На столах у каждой группы стоят 4 сосуда: 1- с крупными камнями,

2- с галькой, 3- с песком, 4- пустой

Классный руководитель:

- Ребята, у вас на столах стоят разные сосуды: 3 наполненных и пустой. Сделайте с содержимым этих сосудов всё, что хотите. Теперь тот, который был пустой, дайте мне.

 6 Притча Один мудрец взял большой сосуд и заполнил его доверху большими осколками камней. И спросил: «Полный ли сосуд?». «Конечно полный», – ответили его ученики. Тогда он взял мелкую гальку и насыпал сверху на камни и слегка потряс. Галька провалилась в пространство между камнями. После этого он взял мешок с песком и высыпал в сосуд. Несомненно, песок тоже просочился в щели, которые еще остались между камнями и галькой. Этот сосуд как жизнь человека, – сказал мудрец – сначала мы должны наполнить ее самыми крупными камнями – это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька – это то, что тоже необходимо для жизни. Например, любимые вещи, дом, автомобиль, дача. Песок – это повседневные наши заботы. Если мы сначала насыпаем в сосуд песок, места для камней и гальки уже не останется. Тогда наша жизнь будет состоять только из повседневной суеты, а вот самого важного мы не достигнем. Необходимо учиться сосредоточивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл. Иногда мы теряем много времени на пустые разговоры или только развлечения, а это значит, мы заполняем свой сосуд песком, забыв о крупных камнях.

- А теперь посмотрите на свои сосуды и попробуйте проанализировать их.

( ответы учащихся из каждой группы)

- А сейчас давайте попытаемся наполнить свой сосуд по образцу мудреца вместе.

7 Приоритеты жизни А мы сейчас попытаемся выбрать основные приоритеты для своей жизни.

Задание: Выберите пять самых главных для вас приоритетов в жизни, используя  карточки со словами: образование, семья, здоровье, творчество, труд, мир, развлечения, любовь, успех, свобода, деньги, друзья.

 -Закрепите вдоль дороги

  - Попробуем определить, какие задачи стоят перед вами, исходя из этих приоритетов.

  Сформулируйте ближнюю, среднюю и дальнюю задачи:

                                                   - Через 5 лет я буду…

- Через 10 лет я буду…

- Через 50 лет я буду…

  8 Правила жизни великих людей

-Перед вами карточки с текстами правил жизни великих людей. Вам необходимо выбрать для себя цели, которым хотели бы следовать. Например:                  

Л.Н. Толстой

  1. Программа исправления: важнее всего для меня в жизни исправление от трёх главных пророков: бесхарактерности, раздражительности, лени.

  2. Программа работы над собой:

- изучить весь курс юридических наук, нужный для окончательного экзамена в университете;

- изучить практическую и теоретическую медицину;

- изучить языки: французский, немецкий, русский, английский, итальянский;

- изучить историю, географию, математику;

- достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи;

- получить некоторые познания в естественных науках и т.п.

3. Что назначено, непременно исполнить; исполняй, несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-

нибудь забыл, а старайся сам вспомнить. Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою.

Р. Киплинг, английский писатель

Владей толпой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех.

Верь сам в себя наперекор Вселенной

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив.

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив.

Останься тих, чтоб удивить глупцов.

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен всё воссоздавать с основ.

Умей поставить в радостной надежде

На карту всё, что накопил с трудом,

Всё проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том.

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно всё пусто, всё сгорело

И только воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

-А какие правила посоветовали бы взять на заметку наши гости, опираясь на свой жизненный опыт?

-Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать успешный человек?

- Минута на размышление 1 группе.

Качества успешного человека

1

2

3

4

5

Что должен делать человек, чтобы добиться успеха?

- Минута на размышление 2 группе.

Действия для достижения успеха

1

2

3

4

5

Свои ответы вы запишите в таблицу

-А что получилось у родителей?

Качества успешного человека

Действия для достижения успеха

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

- (Примерный вариант)

Качества успешного человека

Действия для достижения успеха

1.Самовоспитание

1.Правильно выбрать цель

2.Воля

2.Самому идти вперед

3.Ответственность

3. Быть активным

4. Трудолюбие

4. Бороться до конца, преодолевая трудности

5. Уверенность в себе

5. Использовать визуализацию

9 Упражнение «Характер».

  Классный руководитель. Все, о чем вы сейчас узнали, будет освещать ваш путь. А вы сможете быть для кого-то светилом? Попробуйте сейчас собрать символ света из кусочков, вставив в предложение подходящее по смыслу слово и прочитав пословицу или высказывание:

         - Лучше горькая …, чем красивая ложь (правда).

- Видит око далеко, а … ещё дальше (ум).

- … ум рождает, а бесчестье последний отнимает (честь).

- … уму уступает (сила).

- Злой плачет от зависти, а … от жалости (добрый).

- … к себе относится строго, к другим – снисходительно (справедливый).

- … человек знает только долг, а низкий человек знает только выгоду (благородный).

  После выполнения заданий учащиеся собирают из кусочков картона, на которых написаны самые главные черты характера, необходимые человеку в Дороге жизни, символ света – факел. На доске появляется факел со словами:

доброта, правдивость, справедливость, благородство, честность, сила, ум. Факел “загорается”.

 10 Психологический тренинг.

Ребята у вас на столе лежат ладошки. На пальцах правой руки напишите свои положительные качества, которые у вас есть для достижения успеха, на пальцах левой - свои отрицательные качества, которые мешают в достижении успеха.  Определите, какие черты характера являются главными в путешествии по Дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться.

(доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, нечестность, правдивость)

Учитель. А теперь прочитайте еще раз отрицательные качества, порвите этот листок бумаги и забудьте их, старайтесь побороть их в себе.. А положительные качества запомните, сохраните и развивайте их дальше.

 (Учитель собирает разорванные листочки в пакет и выкидывает его.)

11 Игра «Вырвись из круга».

  Прошу в середину круга выйти  кого-то одного, кто считает себя человеком, достойным носить это почётное звание. Теперь вы находитесь в окружении плотного кольца людей, крепко держащихся за руки. За пределами круга – жизнь. Ваша задача – выйти в жизнь, доказать нам, что вы действительно достойны этого. Можете говорить, с какими намерениями вы идете в жизнь, как будете жить, строить свои планы. Но если вы не сделаете этого за одну минуту, то погибнете.

Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить этого, безусловно «хорошего», достойного человека, но это слишком легко. Ваша задача- выпустить в жизнь человека, который действительно будет полезен для общества, будет выкладываться на пределе своих возможностей.

Учитель: (после игры)  Как вы поняли, эта игра - прекрасная диагностика жизненного стиля человека. Какие мы разные, как по-разному мы стремимся выйти в жизнь. Кто-то рвётся из круга силой, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идёт с открытым сердцем.

12 Притча “Бабочка”

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель была все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вылетела. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит.

Но

ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла взлететь. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы стать такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

-У меня  сложилось впечатление, что наш сегодняшний разговор не прошел бесполезно и помог каждому задуматься о том, кем же мы сейчас являемся и кем хотим стать в будущем. Какие качества нам необходимо развивать в себе, чтобы достичь успеха в жизни.

- У  успешных людей есть такой девиз:

ПОБЕЖДАЕТ ТОТ, КТО ВСТАЁТ НА ОДИН РАЗ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПАДАЕТ.

Как вы понимаете эти слова?

(На пути к успеху очень важна вера в себя,  в свои силы)

13 Итог

И сегодня итог подводя, я

  Вам удачи, здоровья желаю.

  Я на счастье кладу просто так

  Этот медный старинный пятак.

  А ещё вам спешу я сказать,

  Что мне хочется всех вас обнять,

  Уберечь от ухабов дороги,

  Чтоб не знали вы в жизни тревоги…

  И пусть никогда не угаснет огонь вашей души,

  Всегда стремящийся к вершинам успеха.

Клип «Дорога добра»

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы выбираем"

Классный час для 9-11 классов  проводится в рамках профориентационной работы. Цель: Помощь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.Задачи:1. Повысить у учащихся знания о мире ...

Классный час «Мы выбираем ЖИЗНЬ!!!»

Классный час « Мы выбираем ЖИЗНЬ!!!» включает разнообразные формы работы с учащимися (беседу, просмотр презентации, работу над словом, выступления учащихся, творческую работу). Цель классного ча...

Классный час "Я выбираю ОАО "РЖД"

Проект направлен для старших классов. В целях информирования учащихся о профессиях связаных с железной дорогой....

Классный час "Я выбираю жизнь"

В последнее время все чаще встречаются с проблемой наркомании, особенно среди молодежи. Поэтому хотелось бы больше уделить внимание её профилактики....

Классный час «Я выбираю здоровый образ жизни»

Формировать устойчивое неприятие обучающи­мися алкоголя, наркомании, табакокурения. Про­пагандировать здоровый образ жизни....

Классный час "Мы выбираем,нас выбирают"

Классный час "Мы выбираем,нас выбирают"...

Классное руководство. Классный час: "Мы выбираем здоровье"

ТЕМА УРОКА: Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.Цели: 1. Образовательная:а) Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы.б) Изучить гиг...