рабочая программа по адыгейской литературе
методическая разработка на тему
рабочая программа по адыгейской литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adygeyskaya_literatura_rab._prgr.odt | 27.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического приказом директора
совета протокол № 1 МБОУ СОШ № 11
от 30 августа 2014 г. с. Красногвардейского
№ 121 от 1.09.2014 г.
Рабочая программа
по адыгейской литературе
для второго класса
начального общего образования
на 2014-2015 учебный год
Составила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №11
Марюхина С.Н.
Пояснительная записка.
В результате происшедших за последние годы в Российской Федерации социально-экономических изменений начался закономерный процесс пробуждения национального самосознания народов страны. В этих условиях система образования Республики Адыгея решительно переориентировались на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Народы, как и отдельные личности, имеют свое лицо, свой физический и духовный облик, свою неповторимую историю и культуру, которая является частью общечеловеческой культуры.
Когда мы говорим о необходимости возрождения обычаев и традиций, о развитии народного языка и культуры, это следует понимать как необходимость изучения прошлого и отбора из него лучшего, что может пригодиться нам для воспитания подрастающего поколения.
С давних времен адыги считали своей важнейшей задачей – задачу воспитания подрастающего поколения детей и молодежи.
У адыгов центральное место занимает нравственно-эстетическое воспитание как одно их основополагающих факторов развития любого общества, любого народа. Среди основных методов и средств эффективным является изучение адыгейской литературы.
Создавая литературные произведения, адыгский народ вкладывал в нее свои чаяния, надежды, все лучшие качества человеческого характера. Поэтому и герои сказок стихотворений рассказов песен надолго остаются в памяти ребенка, для которого она становится идеалом в жизни.
Воспитание через литературу является одним из основополагающих методов, ибо, воспитывая с помощью литературы, мы воспитываем душу, чувства ребенка, а значит и характер, и любовь.
Наша республика многонациональна и надо чтобы дети знали своих прекрасных, талантливых поэтов и писателей, свои мудрые народные произведения, подвижные национальные игры. Знание произведений поэтов и писателей своей республики развивает и расширяет детям кругозор, наблюдательность, прививает любовь и уважение к традициям, нравам и обычаям народов, с кем будут жить и работать в течение своей жизни.
Рабочая программа предназначена для учащихся 2-х классов .
Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Изучение адыгейского литературного чтения (на русском языке) на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
1) овладение навыком осознанного, правильного и выразительного чтения, элементарными практическими умениями работы с адыгейским художественным текстом на русском языке; совершенствование всех видов речевой деятельности;
2) развитие и расширение читательского кругозора, эстетической восприимчивости к адыгейскому художественному слову;
3) воспитание уважения к традициям, нравам и обычаям народов Республики Адыгея, к адыгейской литературе и литературе других народов Республики Адыгея; интереса к чтению произведений поэтов и писателей Республики Адыгея; расширение нравственно-эстетического опыта учащихся.
Учебный предмет «Адыгейская литература» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
- Смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
- Основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- Эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
- Нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- Эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
- Умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
- Умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;
- Умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
- Умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
На изучение учебного предмета «Адыгейская литература» во 2 классе отводится:
- количество часов в год – 68;
- количество часов в неделю – 2;
- количество чтений наизусть – 12;
- количество творческих работ – 8;
- количество часов, отведенных на технику чтения – 2.
- количество учебных часов по предмету «Литературное чтение» в рабочей программе соответствует годовому количеству учебных часов по учебному плану школы на текущий учебный год (68 ч.=68 ч.)
В рабочую программу включены произведения устного народного творчества, национальные игры, стихи на каждый знаменательный день, много произведений о дружбе, об учёбе, о трудолюбии, сказки и рассказы, которые помогут получить учащимся знания о малой родине, о её богатстве и красоте, о её людях и делах, о её прошлом и настоящем.
Литературное наследие Адыгеи складывалось с давних времён в виде народных песен, мифов, пословиц, поговорок, загадок. Писатели в своём творчестве освещают исторические события, происходившие на территории нашей республики, а также выражают любовь к родной земле.
Читая произведения поэтов и писателей, дети познакомятся с деятелями культуры, замечательными людьми, которые трудятся на нашей земле, с богатым литературным наследием Адыгеи.
Читательский кругозор и опыт читательской деятельности
Произведения художественные, научно-популярные. Произведения устного народного творчества адыгов. Произведения адыгейских поэтов и писателей народов Республики Адыгея (К. Жанэ, Н. Куек, С. Яхутль, А. Гадагатль, М. Паранук, И. Машбаш, Н. Багов, Дж. Чуяко, Х. Андрухаев, Р. Нехай, П. Кошубаев, Ш. Куев, Х. Панеш, К. Кесебежев, Ю. Чуяко, Д. Чамокова, Х. Хурумов, Т. Дербе), произведения писателей и поэтов - представителей народов Республики Адыгея, доступные для восприятия младшими школьниками (Ф. Балкарова, Г. Габриелян, Ш. Галиев, Ю. Крючков, Е. Салов, А. Шипулин, А. Бицуев, Г. Дросинис, С. Козлов, Н. Тынянский, А. Пушкин, П. Хачатрян, С. Мурадян, М. Джалиль). Периодические издания для детей <1>.
--------------------------------
<1> Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения.
Понимание содержания адыгейского литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы.
Сравнение героев произведений адыгейской и русской литературы. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры и сказки; литературные сказки; рассказы; стихотворения.
Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств.
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование). Восприятие на слух и понимание адыгейских художественных произведений разных жанров (в пределах изучаемого материала).
Чтение. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью: ознакомительное, изучающее, выборочное. Способ чтения: чтение целыми словами. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Говорение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях); устное изложение текста по плану; устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.
Письмо. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
В результате изучения адыгейской литературы ученик должен:
1) знать/понимать:
а) изученные литературные произведения и их авторов,
б) названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
2) уметь:
а) читать выразительно адыгейский художественный текст,
б) читать осознанно тексты художественных произведений адыгейских писателей на русском языке (без учета скорости),
в) определять тему и главную мысль произведения,
г) пересказывать текст (объем не более 1 страницы),
д) делить текст на смысловые части, составлять его простой план,
е) читать стихотворные произведения наизусть (по выбору),
ж) приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки),
з) различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
а) самостоятельного чтения книг,
б) высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении,
в) самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам,
г) работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Содержание курса «Адыгейская литература»
I.Наша республика Адыгея
И.Машбаш Гимн Республики Адыгея 1с.4 Д.з. стр.4-5
К.Жанэ Мой аул 1с.5 Д.з. стр.5-6
К.Куёк Как красива наша земля! 1 с.6
С.Яхутль «Адыгея родная моя»
К.Жанэ «Так в Адыгее говорят»
Н.Куёк «Мальчик в черкеске»
Р.Нехай «Моя мать и мой язык»
II.Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры
1.Загадки
2.Пословицы
3.Сказки и сказания
Как аукнется, так и откликнется1с.8
Запасливый муравей 1с.9
Великаны и карлики 1 с.10
Гожак и нартская девушка 1 с.11
Как Тлепш край света искал 1с.12
Дед-невпопад 1 с.13
Сильнее кошки нет 1с.15
Лисичка и рак 1 с.16
Волк и лисичка 1 с.18
Домашняя мышь и полевая мышь. 1 с.19
Старик, у которого соляной дом,и старуха, у которой восковой дом 1с.21-23
Слава на долгие века
4. Национальные игры
Моток шерсти (Цы IашкI) 1 с.23
Подлог шапки (ПэIокIадз) 1 с.24
Волчок (Чын) 1 с.26
Катание колеса (Хьакургъачъ) 1 с.27
Метание снежков (ОсIашкIэ дзын) 1 с.28
III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея
Х.Панеш Скупец и хитрец Сказка 1 с.30
Дж. Чуяко Несознательный народ 1 с. 35
Р.Ачмиз Осень 1 с.36
Г.Завьялова Лесовоз 1 с.37
К.Жанэ Индюшиный нос 1 с.37
К. Жанэ Так нельзя 1 с.38
Дж.Чуяко Послушный брат 1 с.39
К.Жанэ Хвастун 1 с. 40
К. Жанэ Подсолнух 1с. 40
К.Жанэ Чьи это проказы? 1 с.41
н.Куёк Доимк для птицы 1 с.42
Н.Куёк Разноцветный дождик 1 с.43
Н.Куёк Сад 1 с.43
Дж.Чуяко Мяч 1 с.44
Дж.Чуяко Где мы живём 1 с.45
К.Жанэ Вопросы и ответы 1 с.45
Р.Нехай Первый снег 1 с. 46
Дж.Чуяко К нам Новый год идёт 1.с.47
К.Жанэ Первые шаги 1 с.48
Дж.Чуяко Уроки пения 1 с.49
Н.Куёк Зима 1 с.50
Дж.Чуяко Отдохните, коньки 1 с.50
К.Жанэ Разговор двух братьев 1 с.51
Х.Андрухаев Часовой 1 с.52
К.Жане Мой папа-шофёр 1 с.53
К.Жанэ Братишки 1 с.54
К.Жанэ Нарисованное письмо 1 с.55
К.Жанэ Пропажа 1 с.56
Н.Куёк Ни при чём лишь Ким 1 с.57
К. Жанэ Мальчик с пальчик 1 с.59
Дж.Чуяко Больной зуб 1 с.60
Дж.Чуяко Две косички 1 с.60
Дж.Чуяко Стирка 1 с.61
К.Жанэ Мама 1 с.62
Дж.Чуяко Дружба 1 с.62
К.Жанэ Рубанок 1 с.64
А.Гадагатль Деревцо 1 с.64
К.Жанэ Побегу-ка я на горку 1 с. 64
Дж. Чуяко Прилетели скворцы 1 с.66
Дж.Чуяко Стук весны 1 с.66
Р.Нехай Дождь урожая 1 с.67
Дж. Чуяко Горная речка 1 с.68
К.Жанэ Сколько ж мне сегодня лет? 1 с.69
К.Жанэ Провалиться я не мог 1 с.70
Дж.Чуяко Календарь 1 с.72
IV. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея.
1.Загадки
2.Пословицы
3.Сказки
Комар и дуб (Кабардинская сказка) 1 с.79
Ветры (Греческая сказка) 1 с.81
Волк и портной (Татарская сказка) 1 с.82
4.Стихотворения
С. Есенин Зима
А. Кешотов Моё пожелание 1 с.85
5.Рассказы
Н.Фаттах Собака 1 с.88
Ресурсное обеспечение:
Книга для чтения «Родные просторы» С.С. Ситимова, А.Б.Чуяко
(Рекомендовано Министерством Образования и науки Республики Адыгея)
Хуако Ф.Н. Сафер Панеш (очерк) // История адыгейской литературы в 3-х тт. – Т. 2. – Майкоп: Адыг. республ. кн. изд-во, 2002. – С. 497-530.
Интернет ресурсы
http://krkrub.kubannet.ru/navig/page/61/message/215/
http://slovari.yandex.ru/~книги/Лит.%20энциклопедия/Адыгейская%20литература/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/94/Адыгейская
http://mirslovarei.com/content_litenc/adygejskaja-literatura-77815.html
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Кол-во часов | Раздел Тема Д/з. | Дата проведения | |||||||
планируемая | ||||||||||
6ч. | I.Наша республика Адыгея | |||||||||
1. | 1ч. | И.Машбаш Гимн Республики Адыгея | Стр.4-5 наизусть | |||||||
2. | 1ч. | К.Жанэ Мой аул К.Куёк Как красива наша земля! | Стр.5-6 | |||||||
3. | 1ч. | С.Яхутль «Адыгея родная моя» | Стр.4-5(2) | |||||||
4. | 1ч. | К.Жанэ «Так в Адыгее говорят» | Стр.5-6(2) | |||||||
5. | 1ч. | Н.Куёк «Мальчик в черкеске» | Стр.7(2) | |||||||
6. | 1ч. | Р.Нехай «Моя мать и мой язык» | Стр.8(2) | |||||||
15ч. | II.Произведения адыгейского устного народного творчества и национальные игры | |||||||||
7. | 1ч. | 1.Загадки 2.Пословицы | Стр.7-8 | |||||||
8. | 1ч. | 3.Сказкаи и сказания Как аукнется, так и откликнется | Стр.8-9 | |||||||
9. | 1ч. | Сказка Запасливый муравей Великаны и карлики | Стр.9-11 | |||||||
10. | 1ч. | Сказки и Сказания Гожак и нартская девушка | Стр.11-12 | |||||||
11. | 1ч. | Сказки и сказания Как Тлепш край света искал | Стр.12-13 | |||||||
12. | 1ч. | Сказки и сказания Дед-невпопад | Стр.13-14 | |||||||
13. | 1ч. | Сказки и сказания Сильнее кошки нет | Стр.15-16 | |||||||
14. | 1ч. | Сказка «Лисичка и рак» | Стр.16-17 | |||||||
15. | 1ч. | Сказка «Волк и лисичка» | Стр.18-19 | |||||||
16. | 1ч. | Сказка «Старик, у которого соляной дом, и старуха, у которой восковой дом» | Стр.21-23 | |||||||
17. | 1ч. | Слава на долгие века | Стр.34(2) | |||||||
18. | 1ч. | В гостях у старого нарта | Стр.35-38(2) | |||||||
19. | 1ч. | 4. Национальные игры Моток шерсти (Цы IашкI) | Стр.23-24 | |||||||
20. | 1ч. | 4. Национальные игры Волчок (Чын) Катание колеса (Хьакургъачъ) | Стр.26-27 | |||||||
21. | 1ч. | 4. Национальные игры Метание снежков (ОсIашкIэ дзын) Всадник (Шыу) | Стр.28-29 | |||||||
27ч. | III. Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея | |||||||||
22. | 1ч. | Х.Панеш Скупец и хитрец Сказка | Стр.30-35 | |||||||
23. | 1ч. | Дж. Чуяко Несознательный народ Р.Ачмиз Осень | Стр.35-36 | |||||||
24. | 1ч. | Г.Завьялова Лесовоз К.Жанэ Индюшиный нос К. Жанэ Так нельзя | Стр.37-39 | |||||||
25. | 1ч. | Дж.Чуяко Послушный брат К.Жанэ Хвастун | Стр.39-40 | |||||||
26. | 1ч. | К. Жанэ Подсолнух К.Жанэ Чьи это проказы? н.Куёк Доимк для птицы | Стр.40-42 | |||||||
27. | 1ч. | Н.Куёк Разноцветный дождик Н.Куёк Сад Дж.Чуяко Мяч | Стр.43-44 | |||||||
28. | 1ч. | Дж.Чуяко Где мы живём К.Жанэ Вопросы и ответы | Стр.45-46 | |||||||
29. | 1ч. | К.Жанэ Первые шаги Дж.Чуяко Уроки пения | Стр.48-49 | |||||||
30. | 1ч. | К.Жанэ Разговор двух братьев | Стр.51-52 | |||||||
31. | 1ч. | Р.Нехай Первый снег | Стр.46-47 | |||||||
32. | 1ч. | Дж.Чуяко К нам Новый год идёт Н.Куёк Зима | Стр.47-48 Стр.50 | |||||||
33. | 1ч. | Х.Андрухаев Часовой К.Жане Мой папа-шофёр | Стр.52-54 | |||||||
34. | 1ч. | К.Жанэ Братишки К.Жанэ Нарисованное письмо | Стр.54-55 | |||||||
35. | 1ч. . | К.Жанэ Пропажа | Стр.56-57 | |||||||
36. | 1.ч Ч. | Н.Куёк «Ни при чём лишь Ким» | Стр.56-59 | |||||||
37. | 1ч. | К. Жанэ Мальчик с пальчик Дж.Чуяко Больной зуб | Стр.59-60 | |||||||
38. | 1ч. | Дж.Чуяко Две косички Дж.Чуяко Стирка К.Жанэ Мама | Стр.60-62 | |||||||
39. | 1ч. | Дж.Чуяко Дружба | Стр.62-64 | |||||||
40. | 1ч. | К.Жанэ Рубанок | Стр.64 | |||||||
41. | 1ч. | А.Гадагатль Деревцо | Стр.64-65 | |||||||
42. | 1ч. | К.Жанэ Побегу-ка я на горку | Стр.66 | |||||||
43. | 1ч. | Дж. Чуяко Прилетели скворцы | Стр.66-67 | |||||||
44. | 1ч. | Дж.Чуяко Стук весны | Стр.67 | |||||||
45. | 1ч. | Р.Нехай Дождь урожая | Стр.68 | |||||||
46. | 1ч. | Дж. Чуяко Горная речка | Стр.69 | |||||||
47. | 1ч. | К.Жанэ Сколько ж мне сегодня лет? | Стр.70 | |||||||
48. | 1ч. | К.Жанэ Провалиться я не мог | Стр.71 | |||||||
49. | 1ч. | Дж.Чуяко Календарь | Стр.72 | |||||||
24ч. | IV. Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея. | |||||||||
50. | 1ч. | 1.Загадки | Стр.73-74 Стр.75-76 | |||||||
51. | 1ч. | 2.Пословицы | Стр.76-77 | |||||||
52. | 1ч. | 3.Сказки Комар и дуб (Кабардинская сказка) | Стр.79-80 | |||||||
53. | 1ч. | Ветры (Греческая сказка) | Стр.81-82 | |||||||
54. | 1ч. | Волк и портной (Татарская сказка) | Стр.82-83 | |||||||
55. | 1ч. | Брат и сестра (Русская сказка) | Стр.77-78 | |||||||
56. | 1ч. | Как лиса училась летать (Русская сказка) | Стр.78-79 | |||||||
57. | 1ч. | Ворона и рак (Русская сказка) | Стр.80-81 | |||||||
58. | 1ч. | 4.Стихотворения Г.Габрилян «Айва и мёд» | Стр.83-84 | |||||||
59. | 1ч. | Ш.Галиев «Обидно» | Стр.84 | |||||||
60. | 1ч. | А.Кешоков «Моё пожелание» | Стр.85 | |||||||
61. | 1ч. | Э.Успенский «Разгром» | Стр.86 | |||||||
62. | 1ч. | Я.Кугиулис «Аннио» | Стр.87 | |||||||
63. | 1ч. | 5.Рассказы Н.Фаттах Собака | Стр.88-90 | |||||||
64. | 1ч. | Н.Тынянский «Глупый баран» | Стр.91-92 | |||||||
65. | 1ч. | Т.Керашев «Джегу» (Из романа «Одинокий всадник») | Стр.57-59(2) | |||||||
66. | 1ч. | И.Машбаш «Общий двор» | Стр.64-65(2) | |||||||
67. | 1ч. | Р.Нехай «Добрый старик» | Стр.77-78(2) | |||||||
68. | 1ч. . | К.Жанэ «Старый пастух» | Стр.89-91(2) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса
Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 2 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом у...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 7 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 7 класса...
Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 8 класса...