Социальное партнерство семьи и школы из опыта работы
статья по теме

Гришина Наталья Владимировна

В данной статье описывается опыт работы школы для детей с нарушением слуха в создании информационного поля для родителей, путем написания программы «Сотрудничество», в которой кратко прописаны все этапы работы, выделены наиболее результативные формы работы с семьями учащихся. Лишь подбор диагностического материала – это самостоятельная деятельность каждой из школ в отдельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл socialnoe_partnerstvo_semi_i_shkoly.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогическое партнёрство семьи и школы

из опыта работы филиала КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

I-II вида» г. Рубцовска

Семья – это общество в миниатюре,

 от ценности которого зависит безопасность

всего большого человеческого общества.

Ф. Адлер

В современных условиях, когда реализуется принцип общественно-гражданского управления, и, учитывая превалирующее значение семьи в становлении, воспитании и социализации личности, отношения семьи и педагогов должны отвечать концепции «открытой» школы.

    Социально-педагогическое партнёрство в системе «семья – образовательное учреждение» - это вид социального партнёрства, которое представляет собой взаимодействие, объединённое общими целевыми установками и направленное на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания и социализации ребёнка. Такой тип партнёров превращает субъектов в добровольных партнёров, объединённых общей целью, ориентированных на взаимопомощь, взаимоподдержку, взаимосодействие на основе корпоративной культуры, толерантных отношений. Такое партнёрство позволяет выстраивать «поле совместного бытия», то есть вместе быть, действовать, переживать, жить.

Условия социально-педагогического партнёрства и взаимодействия

семьи и школы

- привлечение родителей к жизни школы, их просвещение; согласованность в подходе к ребёнку; квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях; информированность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе, обо всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребёнка, справедливое решение конфликтов – всё это одно из важнейших условий авторитета школы среди родителей.

- на взаимодействие родителей и школы чрезвычайно сильно влияет авторитет педагогического коллектива и отдельных учителей, что определяет репутацию школы в городе, регионе (особенно это касается коррекционной школы). Это обусловлено качеством образования, которое получают ученики в школе, достижениями учеников за пределами школы (конкурсы, олимпиады, соревнования, смотры); отношением бывших выпускников к школе, их желанием приходить в школу и встречаться со своими учителями и учащимися.

- репутация школы определяется также уже сложившимся опытом общения и взаимодействия с родителями учащихся. Формальные и неинтересные классные и школьные родительские собрания, вызовы родителей в школу с целью не столько объединить усилия, а отчитать родителей, пригрозить им – всё это имеет серьёзные последствия (этот опыт передаётся от одних родителей к другим, «отбивая» желание бывать в школе).

- почти в каждой школе возникают конфликты с родителями, и от того, как они разрешаются педагогами, зависит авторитет школы. Конструктивное разрешение конфликтов обусловлено толерантной установкой взаимодействия субъектов образовательного пространства. При разрешении конфликтных ситуаций важно прийти к согласованию, а не к их углублению.

- даже обычная работа (заполнение документов, записи в дневнике, приглашение на собрание или другое общешкольное дело) влияет на авторитет и репутацию школы, и в определении стратегии взаимодействия с родителями эта сторона деятельности школы должна быть учтена. Задачи, стратегия и тактика развития и функционирования, результаты деятельности школы должны быть открыты для родительской общественности.

- немалое значение имеет внешний вид помещений, куда мы приглашаем родителей. Внешнее состояние школьных помещений – это образовательная среда школы, и её состояние может вызывать активное неприятие школы или, напротив, желание бывать в ней и делать её ещё лучше.

Проведенные нами исследования показывают, что в сфере воспитания партнерство со школой интересует родителей с точки зрения приобретения системных и, главное, - «живых» психолого-педагогических знаний; улучшения детско-родительских отношений, повышения родительского авторитета; стимулирование собственного личностного роста как взрослых людей. В свою очередь, школа обращается к ресурсам семьи для развития инфраструктуры воспитательного процесса, повышения учебной мотивации учащихся, преодоления кадрового дефицита в сфере воспитания за счет мастерства и опыта отдельных родителей. Источник

При организации социально-педагогического партнёрства образовательное учреждение учитывает типологию семей, запросы родителей на образовательные услуги, возможности, а также проблемы семейного воспитания. Изучение типов семей, их проблемы, специфики способствуют дальнейшему определению стратегии социально-педагогического партнёрства, определению типа взаимодействия, оказанию помощи или поддержки.

Социальный паспорт школы (всего 35 семей)

По социальному составу родители:

- служащие  54%

- индивидуальные предприниматели 11%

- рабочие 20%

- безработные 15%

По уровню образования

- высшее 34 %

- среднее специальное и общее среднее 66 %    

Типы семей (всего 35)

Полных семей 97%

Неполных семей  3%

Многодетные семьи  6%

Неблагополучные семьи  3%

Малообеспеченные семьи  3%

Общими усилиями педагогов была разработана программа «Сотрудничество».

Цель программы: формирование у подрастающего поколения ценности семьи, ответственного родительства, выработка норм поведения в различных ситуациях семейной жизни.

Задачи программы:

  1. Внедрение комплекса мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению семей обучающихся.
  2. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния и создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в просветительской и профилактической работе.
  3. Внедрение комплекса просветительских мероприятий по вопросам внутрисемейных отношений по созданию благоприятного микроклимата в семье.
  4. Привлечение семей учащихся к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций, включение родителей в учебно-воспитательную работу.
  5. Обучение навыкам адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению конфликтов, улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

Основные направления  реализации программы:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение.
  2. Просвещение и профилактика.
  3. Организация и проведение социально-значимых мероприятий.
  4. Предотвращение и разрешение конфликтов в сфере «ребенок-родитель», «ребенок-ребенок».

Этапы и сроки реализации программы:

Программа  «Сотрудничество» носит долгосрочный характер, реализуется в течение 4 лет. План мероприятий корректируется ежегодно.

Первый этап (подготовительный) – анализ проблем, изучение семей учащихся, планирование мероприятий с родителями и их детьми.

Второй этап (деятельностный) – реализация программных мероприятий.

Третий этап (итоговый) – анализ и поведение итогов работы, планирование дальнейшей работы с учетом выявленных проблем.

Кадровое обеспечение:

  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • классные руководители.

Для реализации данных задач, на базе школы создан клуб «Школа для родителей». Проектируя создания клуба, мы ставили перед собой цель не просто изучить внутрисемейный климат, но и найти ответы на вопросы: «Как дети относятся к своей семье? Какие отношения у них складываются с членами семьи? Что такое дом для ребенка и чем он для него является?»  Ответы на эти и другие вопросы послужат темой для разговора с родителями на заседаниях клуба.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят практически все дети. Поэтому в школе сложились разнообразные формы работы с родителями: фот газеты, выставки, акции, опросы, анкетирование, детско-родительские игры и тренинги, семейные гостиные, ролевые игры, классные часы, конкурсы рисунков, стихов, фотографий, поделок, стенгазет, сочинений, семейных альбомов, конференции, круглые столы, пикники и т.д.

Предполагаемые результаты организации социально-педагогического

партнёрства семьи и школы

- повышение уровня социальной защищённости всех субъектов педагогического процесса, уровня удовлетворённости (характер взаимоотношений, качество образования) и уровня компетентности (педагогическая – для родителей, методическая – для учителей, образовательная – для школьников);

- повышение активности, ориентации на партнёрство;

- формирование единого ценностно – смыслового, событийного пространства взрослых и детей;

- структурное и содержательное упорядочен работы, укрепление системы взаимодействия учителей и родителей;

- получение представлений о наличном состоянии дел, детальное планирование общей и индивидуальной работы на год и на ближайшую перспективу.

В заключение хочу сказать: сегодня в нашей стране почти 35 миллионов родителей. Это не просто люди, наиболее заинтересованные в качестве школьного обучения и воспитания, но и, между прочим, 40% всего деятельного населения страны. Если школа сможет сделать их своими партнерами, она не только продвинется сама, но и сделает серьезный вклад в модернизацию страны. И ни когда-то завтра, а уже сейчас.

Литература:

1. Недвецкая М.Н., Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи. Методическое пособие,  2009 г.

 

2. Хоментаускас Гинтарас, Семья глазами ребенка: Дети и психологические проблемы в семье, 2006 г.

 

3. Обухова Л. Ф., Толстоухова Н.Н., Нетрадиционные формы работы с родителями, 2001 г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРУЛЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ». (Из опыта работы).

Родительский патруль позволил нашим учащимся почувствовать себя защищенными, они стали менее восприимчивы к несправедливости окружающего мира, свойственно  детям « группы риска»....

Взаимодействие семьи и школы: из опыта работы

Рассматривается на личном опыте работы связь классного руководителя, родителей и учащихся в воспитании подрастающего поколения...

Практико-значимая работа «Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»

Практико-значимая работа«Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»...

«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Предлагаемая модель содержит теоретические рекомендации и конкретные мероприятия по организации социального партнёрства семьи и школы.Цель педагогического опыта: обобщение результатов интерактивных фо...

Статья "Социальное партнерство в дополнительном образовании (из опыта работы МЭШДОМ)"

Статья посвящена актуальной в современных условиях проблеме социального партнерства. На примере школы дополнительного образования МЭШДОМ рассмотрено социальное партнерство как эффективная форма взаимо...

Творческий проект – оптимальное средство для сплочения семьи и школы (из опыта работы классного руководителя)

Творческий проект – оптимальное средство для сплочения семьи и школы. Праздничные родительские собрания, посвященные Дню Матери, - прекрасная традиция детско-родительских мероприятий. Они резуль...