Взаимодействие семьи и школы в деле формирования социально значимой личности. (Из опыта работы)
статья (10 класс) на тему
Выступление на родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на родительском собрании | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и школы в деле формирования социально значимой личности. (Из опыта работы)
А.С. Макаренко писал одному своему ученику: «У человека должна быть единственная специальность - он должен быть человеком, человеком настоящим. Если ты сумеешь это требование понять…везде для тебя будет интересно и везде ты сможешь дать что-нибудь ценное в жизни».
Каждому из нас: и вам, уважаемые родители, и нам, педагогам, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми. Что мы вкладываем в понятие «настоящий человек» в современном мире? На мой взгляд, это человек, которому нравится жить, который чувствует себя комфортно в окружающем его социуме. И в то же время человек, к которому этот социум благоволит. Иначе говоря, личность должна обладать рядом качеств, которые бы делали её социально значимой. Какой должна быть личность? Мне думается, прежде всего, духовно-нравственной, любящей свою Родину и готовой сози-дать на её благо, психологически готовой к конкуренции во всех её проявлениях, способной поддерживать своё физическое, психическое и социальное здоровье.
Как сформировать вышеуказанные качества у ребенка, чтобы он мог уверенно войти во взрослую жизнь и чувствовать себя полноценным членом общества? Для этого семье и школе необходимо объединить свои усилия, так как сейчас как никогда раньше актуальна проблема адаптации молодого человека в обществе.
Школа призвана развивать те способности и склонности, которые природой и родителями заложены в ребенке. Часто родители считают: «Мы вырастили, одели, обули, на-кормили, пусть школа воспитывает. Мы воспитываем, но только наших усилий недостаточно. Дети зачастую копируют своих родителей, и как бы мы не пытались изменить мировосприятие ребёнка в хорошую сторону, если он дома видит примеры иного отношения к окружающей действительности, не сможем переломить ситуацию.
Начнём с первого качества. Личность, безусловно, должна быть духовно- нравствен-ной. Человек может быть прекрасным специалистом, но его высокомерие и уверенность в собственном превосходстве настолько явно проявляются, что окружающие стараются лишний раз к нему не подходить. Где берёт начало такое отношение к себе и людям? В детстве. Ребёнок пришёл домой с плохой отметкой. « Я с самого начала чувствовала, что ваша Нина Петровна злая – не знаю, за что ты её полюбила. Вот видишь, какая она. Не реви, я пойду в школу. Я тебя не дам в обиду!» И так раз за разом, родители, выгораживая своего ребёнка, не разбираясь в причинах конфликтной ситуации, воспитывают в маленьком человеке чувство вседозволенности и абсолютной правоты. Такой человек вскоре не будет считаться не только с авторитетом учителя, но и собственных родителей. И в итоге, как Митрофанушка Грибоедова, заявит: «Отстань, матушка, чего навязалась?» Вырастили эгоиста.
На классных часах мы много говорим о духовности, нравственности, о необходимости внимательного отношения друг к другу, а дома ребёнок слышит нецензурную брань, окрики, угрозы, в школе и на улице он копирует поведение родителя, считая это проявлением взрослости. Весь труд педагога сводится на нет.
Говорим о необходимости заботливого отношения к старшим, а в общественном транспорте не уступаем им место, в магазине не уступим очередь пожилому человеку, не поможем донести сумку…Мелочи. Все так поступают. На первый взгляд, да. А дети всё видят и запоминают… Хочу вам напомнить басню Л.Н.Толстого. Были в семье дед, сын его и внучок - мальчишка. Ослабел совсем дед, нет от него пользы в хозяйстве. Посадил его сын в корзину и понёс в лес: кому нужен! Мальчишка увидел, постоял, посмотрел вслед и крикнул: «Корзинку не выбрасывай!» А про себя подумал: «Тебя снести пригодится».
Говорим о необходимости соблюдать чистоту в окружающей нас природе, а сами мусорим на каждом шагу. В 30-й дом на улице 40 лет Победы хожу заниматься с надомником. Под балконами на земле горы окурков. Курят и бросают со всех этажей. Кто? Папы. Дети не видят? Видят и вскоре повторят. А мы удивляемся, почему вокруг нас так много мусора?! Есть общепринятая истина, о которой мы часто забываем: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.
Радует тот факт, что в последнее время государство многое делает, чтобы мы гордились своей страной, своей историей, тем, являемся гражданами России. Школа тоже воспитывает ребят в духе патриотизма. А семья помогает нам в этом? Есть в нашем календаре праздник, священный для всех, День Победы, о котором забывать нельзя, сколько бы лет не прошло с той войны. Ценой более 26 миллионов безвинных жертв досталась нам мирная жизнь. 9Мая традиционно идём на митинг, посвящённый Великой Победе. И именно в этот день и в это время некоторые решают … посадить картошку… Никто не спорит, дело нужное, необходимое, но ведь не хлебом единым жив человек. Хорошо, если на картошку! А то и просто на пикник в деревне. Каково будет отношение наших детей к своей истории, к памяти предков, если нам всё равно?! Равнодушие, безразличие – это зло, страшнее которого ничего нет. В таких случаях мне всегда приходят на память слова Бруно Ясенского: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство!!!
Патриотизм проявляется и в отношении к собственной культуре. Мы с ребятами знакомимся с литературными, историческими местами: выезжали в Болдино, в Тарханы, в Казань, в Темников… Сейчас к 200-летию Н.В Гоголя в кинотеатрах демонстрируется экранизация одной из лучших его работ - повести «Тарас Бульба». Многие из вас посетили кинотеатр и обсудили фильм с ребёнком?
Детей нельзя обмануть, если мы, взрослые, говорим одно, а делаем другое, никогда не воспитаем духовно – нравственную личность.
Как построить педагогу свою работу с классом, чтобы помочь подростку вступить в жизнь психологически готовым к конкуренции во всех её проявлениях? Развивать личность гармонично, всесторонне.
Со времени своего ученичества помню лозунг: «Учёба – наш главный труд». Тогда я не понимала, почему чтение учебников и ответ у доски называют трудом, ведь слово «труд» ассоциируется с физической нагрузкой. Осознание, что учёба это труд и труд ежедневный, кропотливый очень тяжёлый пришло потом. И сейчас многие наши дети не понимают, что учёба – это умственный труд и результата добьётся только тот, кто с раннего детства приучен трудиться. Помню, маму пятиклассника, переживающую, что её сын не хочет учиться. Спрашиваю:
- Сын свои ботинки моет?
- Нет.
- Постель умеет заправлять?
- Нет.
- Посуду за собой моет?
- Нет.
- А чего же Вы от сына ждали, если у него с самого начала жизни не выработано никакой самостоятельности, нет никаких обязанностей, если он не умеет трудиться?
Выходим на пришкольный участок: лучше всех работают те, кто и в учёбе преуспевает, и дети из семей , где не один ребёнок. Я много раз ловила себя на мысли, чем больше обязанностей у ребёнка в семье и школе, тем больше он успевает, тем выше у него чувство ответственности и долга, которое не позволяет ни к одному делу относиться спустя рукава.
А как важен в любом начинании личный пример родителя и учителя. Делаем уборку в классе - у меня в руках веник, тряпка; работаем на участке - лопата, грабли. То же самое должно быть дома. Мы часто сталкиваемся в школе с тем, что, когда нужно починить дверцу шкафа или повесить стенд, умельцев не найти. Объяснение этому нашла после встречи с папами учеников. Год назад классную комнату оснастили новой мебелью. Помочь собрать парты попросила родителей. Отозвались многие, но не все. Видя, как некоторые умело орудуют любым инструментом, спросила: «Когда вы доверили своим сыновьям молоток?» Взглянули вопрошающе и промолчали, а один сказал: « Молоток? Когда он сумел его удержать». Спрашивая, я догадывалась, какой ответ получу. Мои догадки подтвердились. Сын именно этого отца – мой первый помощник. Личный пример родителей, а для мальчика отца в особенности, заменяет десятки наших школьных классных часов.
Если ребёнок выйдет из стен школы умеющим трудиться и умственно, и физически, с адекватной самооценкой, он сможет влиться в любой коллектив, сначала студенческий, а потом и трудовой.
Несколько слов хочется сказать и о способности поддерживать своё физическое, психическое и социальное здоровье. При всей актуальности и популярности призывов развивать себя физически большинство наших детей неохотно занимаются физкультурой и спортом. Сужу об этом по своему опыту.
Чтобы поставить класс на лыжи, нужна не одна неделя серьёзной подготовки. Но вот отправились в поход. Впереди колонны папа (родители участвуют во всех внешкольных делах класса) одного из мальчиков! Не удивительно, что и сын в первых рядах. И несколько мам поехали с нами. Вы не видели глаз их детей, светящихся радостью и переполненных гордостью, когда восхищённые одноклассники кричали: «Вот здорово! Молодец!», увидев, как кто-то из родителей лихо съехал с горы или с первой спички разжёг костёр. Этого сын или дочь никогда не забудут, как не забудут и те, чьи родители остались дома на диване перед телевизором. Одну из девочек на обратном пути мне буквально пришлось тащить на себе. Когда я приглашала в лыжный поход маму, она ответила: «Ну что Вы, я не умею!» От неумения, точнее нежелания родителей начинается нехотение детей.
Приехали в первый раз с классом на каток. Как всегда несколько родителей с нами. Переобулись в коньки, дети вопрошающе смотрят на меня и родителей: « Вы тоже будете кататься?» Конечно, почему бы нет, что же нам, мёрзнуть на обочине катка? А когда немного приспособились, стали бегать наперегонки дети и взрослые, восторгу ребят не было предела. Если ещё и в бассейн, и на стадион, и летом на пруд вместе с детьми? Ребёнок, видя пример родителя, привыкает к мысли, что заниматься спортом интересно, приятно и полезно, и он уже не будет комплексовать ни на стадионе, ни в спортивном зале… А когда у него самого появится семья и подрастут дети, они уже не станут лежать на диване.
Психическое и социальное здоровье тесно взаимосвязаны. Ребёнок, чтобы чувствовать себя комфортно в окружающем обществе, должен знать правила и законы, по которым это общество живёт, иметь практику участия в этой жизни.
Когда с классом впервые приехали в театр, глядя на своих учеников со стороны, чувствовала, как некоторым неуютно в шумном зале среди незнакомых людей. В театральном буфете они вели себя увереннее, знакомые условия и отношения.
Часто ли вы, уважаемые родители, выезжаете с детьми в театр, в музей, на выставку, просто в город на прогулку, чтобы пребывание в незнакомой среде не пугало вашего ребёнка? Нет времени?!
Мы с классом не раз выезжали за пределы Республики. По дороге в Казань одной из девочек стало плохо (тяжело переносит дальние поездки в транспорте). С нами ехала мамам одного ученика – медицинский работник. Её умелые действия прибавили авторитета не только ей, но и сыну.
В прошлом году в нашей школе проводилось мероприятие, посвящённое Году семьи. Родители из многодетных семей (их в классе 2) были приглашены для чествования. Знаете, как признание общественностью авторитета именно их семьи окрылило детей. Дружная, крепкая, сплочённая семья развивает уверенность детей в себе, в завтрашнем дне во много раз больше, чем все наши классные часы вместе взятые, хотя роль опыт-ного педагога в процессе воспитания очень велика.
Очень важно, чтобы в жизни начинающего свой путь человечка всегда шли рядом с ним любящие его, понимающие, готовые прийти на помощь родители и учителя. Сообща, дополняя друг друга, мы можем и должны подготовить ребёнка к вступлению во взрослую жизнь. Только тогда будет ему уютно в жизни.
Заканчивая своё выступление, я хочу напомнить вам слова из любимого мультфильма: « Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт!» От того, чем мы наполним сознание и душу ребёнка, зависит его будущее. Будет он подобен многопарусному фрегату или утлой лодчонке.
Я хочу, чтобы все наши дети, как океанские лайнеры, легко разрезающие толщу воды, уверенно шли по жизни. Помочь им в этом – наша основная задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разновидовая деятельность классного руководителя в формировании социального интеллекта школьников (из опыта работы)
Из опыта работы классного руководителя по формированию социально активной личности...
Школа формирования социально-активной личности
Школа формирования социально-активной личности...
«Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников». (из опыта работы педагога-психолога)
На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено ...
Обобщение опыта по теме "Формирование социально значимых умений старшеклассников через анализ особенностей исторических эпох и личностных характеристик выдающихся деятелей России."
Автор опыта: Кошкина Ольга Владимировна, учитель истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида г. Кунгура для детей с ОВЗ.База опыта: специальная (коррекционная) общеоб...
Система воспитательной работы школы в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса
Текст доклада на городскую августовскую конференцию...
Изучение зарубежной литературы в основной и старшей школе как средство формирования коммуникативных универсальных действий (из опыта работы).
Важнейшим направлением преподавания западноевропейской литературы в школе должно быть изучение ее памятников в непосредственной связи с русской литературой, так как последняя развивалась не изолирован...
Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"
Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...