Программа воспитательной работы "Дороги, которые мы выбираем"
рабочая программа (10, 11 класс) на тему
Программа воспитательной работы "Дороги, которые мы выбираем" предназначена для учащихся 10-11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитательной работы для учащихся 10-11 класса. | 205 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Смирновская средняя общеобразовательная школа
Программа
воспитательной работы
«Дороги, которые мы выбираем»
Возраст детей:15-17лет
Автор программы: Киселева Г.А.,
классный руководитель 10 класса.
Квалификационная категория: высшая.
2014г
Пояснительная записка
«Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»
А.С.Макаренко
Программа«Дороги, которые мы выбираем»разработана для учащихся 10 класса
МОУ Смирновская СОШ.
Юность. Пора влюбленности и разочарований, первых взлетов и падений, пора ошибок и приобретения жизненного опыта, поиск себя в этом мире, мире полном неожиданностей и приятных сюрпризов и все – таки интересном, красивом, прекрасном мире под названием «ЖИЗНЬ». А насколько счастливой будет эта жизнь, в первую очередь зависит от самого человека. Насколько подготовленным молодой человек шагнет во «взрослую жизнь», соберет необходимый «багаж», зависит от родителей, школы, педагогов. Как заметил А.С. Макаренко: «воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».
Юность, по мнению В.И. Слободчикова, охватывает период с 14 до 18 лет. Именно этот возраст приходится на 7-11 классы. Поэтому целесообразно разрабатывать воспитательную программу не на один год, а на более длительный период, учитывая закономерности физического и психического развития подростка, протяженность этого периода. Срок реализации программы «Дороги, которые мы выбираем» - 2года.Возраст детей, участвующих в реализации программы - 15-17лет.
Д.Б.Эльконин отмечал, что ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная: молодой человек ищет себя в избранной им профессиональной сфере. А выбор этой деятельности ему сделать бывает очень нелегко, и на этом отрезке времени жизнь ставит молодого человека в ситуацию выбора практически ежедневно. В юношеском возрасте имеется актуальная потребность в нравственном самоопределении, т.е. в ориентации в системе жизненных целей и ценностей, поиск своего места в жизни. И главная задача классного руководителя, совместно со всеми субъектами воспитательного процесса – помочь сориентироваться старшеклассникам в этом водовороте, сделать правильный выбор,суметь найти свою жизненную дорогу, без резких поворотов и ухаб, помочь рождению индивидуальности. Этим и объясняется название программы – «Дороги, которые мы выбираем».
Программа разработана с учетом физиологических, психических особенностей учащихся, их интересов, склонности, способностей, результатов анкетирований и опросов, проведенных с детьми, характеристики класса в целом, на основе нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность классного руководителя, анализа работы за 2013-2014 учебный год, традиций школы.
Содержанием программы является воспитательная деятельность, реализуемая по направлениям: «Здоровье», «Интеллект», «Общение и досуг», «Нравственность», «Профессиональное самоопределение», «Патриот», «Семья». Она определяет основные пути развития классного коллектива,позволяющие воспитывать свободную, творческую личность, адаптированную к самостоятельной жизни в обществе, обладающую внутренним механизмом нравственной саморегуляции, ориентированную на саморазвитие и созидательную деятельность. В программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию индивидуальности, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.Программа носит комплексный характер, так как она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования.
Прогнозируемый результат реализации программы:активизация процесса профессионального самоопределения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях; понимание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни; развитие в себе таких качеств как милосердие, доброжелательность, толерантность, способность к сопереживанию, уважение человеческого достоинства и чужого мнения, бескорыстия и справедливости; повышение уровня психологических знаний, исследование собственных познавательных ресурсов и возможностей, соотнесение своих интересов, склонностей и способностей с требованиями профессиональной деятельности; осознание ценностей и сохранения семейных традиций.
Эффективное воспитание требует определенных методик, которые помогают приобрести необходимые знания, а также развить социальные и интеллектуальные навыки, требующиеся выпускникам школы. Добиться таких результатов помогут различные формы работы с учащимися:беседы и лекции;разнообразные классные часы;
мероприятия, совместные с родителями;деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;
встречи с интересными людьми;занятия-практикумы;тестирование, анкетирование;психологические тренинги;КТД, проектная работа и т.д.
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.Нравственно-духовные параметры:сформированность гражданских навыков (умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;умение принимать и защищать свои решения;готовность к участию в общественных делах; готовность к образованию); сформированность осознанного отношения к базовым ценностям (патриотизм и любовь к Родине;правам и свободам человека и гражданина; здоровью; семье; экологическая ответственность). Количественные параметры: включенность каждого школьника в воспитательные ситуации; качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам); участие в конкурсах и мероприятиях.
Для оценки эффективности работы программы используется: методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью ( Андреев А.А.), методика Филлиппса по изучению социально-психологического климата в коллективе,методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»), опросник Айзенка «Диагностика уровня развития теоретического мышления»,активизирующий опросник
«Перекресток» (Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.) и др.
Техническое оснащение воспитательного процесса:фотоаппарат, ноутбук,принтер, акустическая система, музыкальный центр, сканер,ксерокс,интерактивная доска.
Программноеобеспечение: Microsoft Power Point ,Microsoft Word, Microsoft Visio.
Цель и задачи духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации учащихся.
Цель программы:оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
- создать в классном коллективе комфортную, доброжелательную атмосферу, способствующую всестороннему развитию личности учащихся, раскрытию и реализации их способностей, творческой инициативе, формированию у воспитанников активной жизненной позиции и обеспечивающую социализацию личности каждого ребенка;
- сплотить классный коллектив, формировать межличностные отношения, толерантность, воспитывать чувство товарищества, устранять нездоровое соперничество и стремление к лидерству.
- развивать у учащихся познавательный интерес, потребность в образовании и самообразовании, самоорганизации и стремление к самопознанию;
- формироватьстремление к здоровому образу жизни, созданию крепкой здоровой семьи;
- способствовать профессиональному становлению старшеклассников.
- формировать компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, выражение своего отношения как гражданина к проблемам государства и общества
Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы
«Дороги, которые мы выбираем»
Ценностьжизни – признаниечеловеческойжизни и существованияживого в природекаквеличайшейценности, какосновыдляподлинногоэкологическогосознания.
Ценностьдобра – направленностьчеловека на развитие и сохранениежизни, черезсострадание и милосердиекакпроявлениевысшейчеловеческойспособности - любви.
Ценностьприроды основывается на общечеловеческойценностижизни, на осознаниисебячастьюприродногомира . Любовь к природеозначает, преждевсего, бережноеотношение к ней, как к средеобитания и выживаниячеловека, а такжепереживаниечувствакрасоты, гармонии, еёсовершенства, сохранение и приумножениееёбогатства.
Ценностькрасоты, гармонии лежит в основеэстетическоговоспитаниячерезприобщениечеловека к разнымвидамискусства. Этоценностьсовершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему.
Ценностьчеловека какразумногосущества, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимостьсоблюденияздоровогообразажизни в единствеегосоставляющих: физическом, психическом и социально-нравственномздоровье.
Ценностьсемьи какпервой и самойзначимойдляразвитияребёнкасоциальной и образовательнойсреды, обеспечивающейпреемственностькультурныхтрадицийнародовРоссии отпоколения к поколению и, темсамым, жизнеспособностьроссийскогообщества.
Ценностьтруда и творчества какестественногоусловиячеловеческойжизни, состояниянормальногочеловеческогосуществования.
Ценностьсвободы каксвободывыборачеловекомсвоихмыслей и поступков, носвободыестественноограниченнойнормами, правилами, законамиобщества, членомкоторогоявляетсячеловек.
Ценностьсоциальнойсолидарности какпризнаниеправ и свободчеловека, обладаниечувствамисправедливости, милосердия, чести, достоинствапоотношению к себе и к другимлюдям.
Ценностьгражданственности – осознаниечеловекомсебякакчленаобщества, народа, представителястраны и государства.
Ценностьпатриотизма – одноизпроявленийдуховнойзрелостичеловека, выражающееся в любви к России, народу, малойродине, в осознанномжеланиислужитьОтечеству.
Направления деятельности
Основные направления воспитательной программы «Дороги, которые мы выбираем»:«Здоровье», «Патриот», «Интеллект», «Нравственность», «Профессиональное самоопределение», «Общение и досуг», «Семья».
Направление «Здоровье»
«Единственная красота, которую я знаю, это здоровье»
Генрих Гейне
Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том числе из социально благополучных семей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и нарушение зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы.
Цель работы: формирование понятия значимости физического и психического здоровья у учащихся, развитие стремления к здоровому образу жизни, созданию крепкой здоровой семьи.
Предполагаемые результаты: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс |
|
|
|
Направление «Патриот»
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.
Цель работы:формировать компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, выражение своего отношения как гражданина к проблемам государства и общества.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс |
|
11 класс |
|
Направление «Интеллект»
Цель работы в этом направлении: развитие познавательного интереса, способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающем мире, повышать потребность в образовании и самообразовании, самоорганизации и стремление к самопознанию.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс |
|
11 класс |
|
Направление «Нравственность»
Цель работы: оказание помощи учащимся в осознании нравственных норм и правил, ценностей человеческой жизни.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс |
|
11 класс |
|
Направление «Профессиональное самоопределение»
Дать подросткам знания по различным дисциплинам – одна из основных задач школы и учащиеся должны получить образовательный минимум, определенный государственными стандартами. Это их основной труд в школе. Но для подростков в рамках учебного плана должны быть организованы профориентационное обучение и трудовая деятельность, в процессе которых они приобретают теоретические знания, практические умения и определенные качества личности.
Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности осуществляется по следующим направлениям:
- Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.
- Формирование мотивов труда.
-Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
- Развитие культуры труда.
Цель работы: оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании.
Предполагаемый результат: успешное окончание школы и получение документов об образовании, формирование профессиональных умений и навыков, понимание учащимися необходимости выбора пути человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс |
|
|
|
Направление «Общение и досуг»
Досуговая деятельность - необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные мероприятия нередко запоминаются больше, чем уроки. Отдых, шутки, веселье, совместные праздники, походы, экскурсии позволяют снять напряжение после учебного дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба. Дети становятся более коммуникабельными.
Цель работы: Создание благоприятного воспитательного фона, развитие творческой деятельности, коммуникативных способностей учащихся, воспитание добрых, искренних отношений, сплочение классного коллектива.
Предполагаемые результаты: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс |
|
11 класс |
|
Направление «Семья»
В настоящее время большинство семей озабочено не только вопросами экономического и материального процветания, но порой и просто физического выживания. Вопросы же воспитания отходят на второй план, и происходит самоустранение родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. В этих условиях педагогу необходимо тщательно выбирать направления и формы работы с родителями, так как становление личности ребенка во многом зависит от окружающей его социальной среды.
Цель работы: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.
Предполагаемый результат деятельности: понимание учащимися ценности и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс |
6. Совместная деятельность родителей и учащихся (проектная деятельность, походы, посещение театров, музеев и т.п.) 7. Индивидуальные беседы с родителями. 8. Заседание родительского комитета (не менее 4 раз в год) 9.Лектории «Профилактика зависимостей» (курение, алкоголизм, наркомания). 10.Оказание психолого – педагогической помощи. 11. Работа с социально неблагополучными семьями (посещение семей, сотрудничество с социальным педагогом, инспектором ПДН, психологом). |
11 класс |
|
Виды деятельности, методы и формы занятий
Вид деятельности | Методы | Формы |
Классныечасы | Диагностика, педагогическоенаблюдение, методубеждения, методколлективноготворчества, методсотрудничества учащихся друг с другом, с педагогом, методличногопримера.
| Заочныепутешествия, экскурсии, КВН, викторины, праздники, КТД, проекты, интеллектуальные и познавательные игры, игрыпоаналогиителевизионных,беседы, круглыестолы, лекции, тренинги, диагностики, практикумы ит.д. |
Работа с родителями | Работа родительскогокомитета, родительскиесобрания, индивидуальнаяпомощь в вопросахвоспитания, работа с социальнымпаспортомсемьи, класса, посещениесемей, привлечение родителей к участию и организации мероприятийразличногоуровня, родительский патруль. | |
Участие в мероприятияхразногоуровня | Выставки, фестивали, конкурсы разныхнаправлений, научно-практическиеконференции, семинары, слеты. | |
Взаимодействие с социумом | Экскурсии, встречи с людьмиразныхпрофессий, с людьми села, организацияпраздников, участие в сельскихмероприятияхразногонаправления и т.д. | |
Кружковаяработа | Посещениедетьмикружков и секций | |
Учебнаядеятельность | Интеграциясодержанияобразования и воспитания | |
Ученическоесамоуправление | Работаоргановклассногосамоуправления, классные собрания, отчеты,участие в школьнойжизни и работе Совета старшеклассников. | |
Индивидуальная работа с детьми |
| Выявление и развитие интересов, талантадетей. Индивидуальнаяработа с детьми, имеющими проблемы в воспитании. |
Режим занятий:
- Классный час – понедельник, 14ч 15мин -15ч 00 мин.
- Родительское собрание – последняя неделя каждой учебной четверти
( либо по мере необходимости).
- Классное ученическое собрание – последний понедельник четверти.
Этапы реализации программы и организации воспитательной работы
на 2014-2016 гг.
Этап | Содержаниедеятельности | Срок выполнения |
I этап Диагностический | 1) Формированиецелевойустановки, выработкаглавныхориентиров в организациивоспитательногопроцесса. 2) Диагностикаличностныхкачеств, интересов учащихся, педагогов, родителей, состоянияусловий и постановкапроблемы. | Август – сентябрь 2014г |
II этап Прогностический | 1) Постановкацелей и задач, отборсодержаниядеятельности, наиболееэффективныхформ и методоввоспитательноговоздействия. 2) Предварительнаяработаклассногоруководителя: определениеролитворческихдел в жизникласса, постановказадач, разработкавариантовтворческихделкакпримеровдлявыбораученикамипостроенияперспективывозможноготворческогодела. | Сентябрь 2014г |
III этап Организационный | 1) Совместное с ученикамипланированиежизникласса на учебный год. 2) Реализацияконцепциипрограммы. 3) Развитиеклассногоколлектива, рождениеколлективныхтрадиций. | Сентябрь 2014г
|
IV этап Практический | 1) Созданиесистемывоспитательной работы. 2) Преодолениенесоответствий, реформированиекомпонентовданнойпрограммы. 3) Укрепление и накоплениеклассныхтрадиций. 4) Усилениевнимания к развитиюличности учащихся. 5) Отработкаединойвоспитательнойсистемыкласса. 6) Анализрезультатовмониторинга воспитательной работы. | I полугодие 2014г - I полугодие 2015г |
V этап Обобщающий, | 1) Созданиеновойсоциальнойсредывовнекласснойработе, способнойподвестивсехсубъектоввоспитательнойдеятельности к самосовершенствованию. 2) Развитие и совершенствованиевоспитательнойсистемыкласса. 3) Анализреализациипрограммы, определениеперспективдальнейшихдействий. | II полугодие 2016г |
Мониторинг эффективности деятельности классного коллектива
Критерии оценки | Показателиоценки, рейтинговаясистема | Методикасбораинформации |
Качество знаний | Количество «4» и «5»: - если больше «4» чем «5», то присваивается 30 баллов за каждую четверть и год; - если больше «5», чем «4» - 40 баллов; - если одна или две «4», остальные оценки «5» - 50 баллов; - одни «5» - 60 баллов. | Анализклассногожурнала |
Участие в предметныхолимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах, конференциях и т.д. | Результативность участия в олимпиадах и конкурсах: школьный уровень 3 место – 10 баллов; 2 место – 15 баллов; 1 место – 20 баллов. участие – 5 баллов. муниципальный уровень: 3 место – 25 баллов; 2 место – 30 баллов; 1 место – 35 баллов. участие – 10 баллов. региональный уровень: 3 место – 40 баллов; 2 место – 45 баллов; 1 место – 50 баллов. участие – 20 баллов. Всероссийский и международный уровень: 3 место – 55 баллов; 2 место – 60 баллов; 1 место – 65 баллов. участие – 30 баллов. | Мониторингзаместителядиректорапоучебно-воспитательнойработе Кирюхиной Г.С. Анализ протоколов олимпиад, конкурсов и т.д. |
Диагностика нравственнойсамооценки | Выявляетсяуровеньнравственнойсамооценки, оценка выставляетсяпо результатам анкетирования и наблюденияклассногоруководителя | Анкетирование, наблюдение. |
Диагностика этикиповедения | Выявляетсяположительныйилиотрицательныйрезультатпо результатам анкетирования и наблюденияклассногоруководителя. | Анкетирование, наблюдение. |
Участие в трудовыхделах | Эффективностьучастияученика в трудовыхделах: присваиваетсяот 5 до 20 баллов на усмотрениеактива класса и кл. руководителя. | Наблюдение, опрос. |
Организация, проведение и участие в КТД, проектах, праздниках, внеклассных мероприятиях | Вкладучащегося в проведениеколлективнотворческогодела, проекта, праздника и участие в нём: присваиваетсяот 5 до 20 баллов на усмотрение актива класса и кл. руководителя. | Наблюдение, опрос. |
Исполнение порученных обязанностей, дежурства. | Эффективностьисполнения: присваиваетсяот 5 до 20 баллов наусмотрениеактива класса и кл. руководителя. | Наблюдение, опрос. |
Методика и инструментарий мониторинга
духовно-нравственного развития, воспитания
и социализации учащихся
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
- педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики;
- тестирование, анкетирование, опрос;
- микроисследования.
Для исследования результативности программы, отслеживания уровня развития ребенка и коллектива предполагаю использование следующих методик
Методика изучения удовлетворенности учащихся
школьной жизнью. ( Андреев А.А.)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
- С каким настроением ты идешь в школу?
- с радостью
- равнодушен
- с предчувствием неприятностей
- скорей бы все это закончилось
- Если происходят неприятности, от кого они чаще всего исходят:
- от учителя-предметника;
- от классного руководителя;
- от товарищей по классу;
- от администрации;
- другое;
- Какие должны быть, по-твоему, функции классного руководителя:
- второй мамы;
- старшего товарища;
- контролера за успеваемостью и дисциплиной;
- Каковы должны быть черты классного руководителя? (написать)
- Какие отношения хотелось бы тебе установить с классным руководителем?
- Чего не должен делать классный руководитель?
- Какое чувство испытываешь ты к своему классному руководителю?
- Бывают ли у тебя конфликты с классным руководителем?
- часто;
- редко;
- никогда;
- Каковы причины конфликтов?
- плохой характер классного руководителя;
- плохой характер класса;
- внешние обстоятельства;
- Ты совершил проступок (разбил окно, испортил мебель…..). Ты ожидаешь, что, в этом случае классный руководитель:
- тебя защитит;
- сделает вид, что не заметил случившегося;
- будет защищать себя от упреков администрации;
- воспользуется случаем, чтобы тебя унизить;
- Ты считаешь, что твой класс
- сплочен и дружен;
- разбит на группы;
- каждый живет сам по себе;
- Как часто проводятся мероприятия в твоем классе?
- часто;
- редко;
- не проводятся;
- Каков характер классных мероприятий?
- Беседы об интересном и важном в жизни;
- Походы, экскурсии, поездки;
- Трудовые дела;
- Работа по успеваемости и дисциплине;
- Коллективные мероприятия с родителями;
- Другое;
- Какие мероприятия запомнились тебе больше всего?
- Что бы ты посоветовал своему классному руководителю?
Методика «Пословицы»
(методика С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Ребятам предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл – согласен в очень незначительной степени;
2 балла – частично согласен;
3 балла – в общем согласен;
4 балла – почти полностью согласен;
5 баллов – совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, своей души не слышу.
а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь пройти – не поле перейти.
- а) бояться несчастья - и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги – дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
- а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
- а) всяк сам своего дела кузнец;
б) бьется, как рыба об лед;
в) хочу – половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
- а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
- а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди - всё, а деньги – сор;
г) деньгам не повинуются.
- а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу, как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать – жертвою стать;
г) никто мне не указ.
- а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, ничего не знаю;
г) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело – сторона.
- а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь добра, то никому не делай зла.
- а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет – приятели откажутся.
- а) ученье – свет, а неученье – тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
- а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богатым быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
- а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка результатов.
Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, людям, самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
- а, в – духовное отношение к жизни, б, г – бездуховное отношение к жизни;
- а, в – незначимость материального благополучия в жизни; б, г – материально благополучная жизнь;
- а, в – счастливая, хорошая жизнь, б, г – трудная, сложная жизнь;
- а, в оптимистическое отношение к жизни, б, г – пессимистическое отношение;
- а, в, – решительное отношение к жизни, б, г – осторожное отношение;
- а, в – самоопределение в жизни, отсутствие самоопределения;
- а, в – стремление к достижениям в жизни, б, г – отсутствие стремления к достижениям;
- а, в – хорошее отношение к людям, б, г – негативное отношение к людям;
- а, в – коллективистическое отношение к людям, б, г – индивидуалистическое отношение к людям;
- а, в – эгоцентрическое отношение к людям, б, г – эгоистическое отношение к людям;
- а, в – альтруистическое отношение к людям, б, г – паритетное отношение к людям;
- а, в – значимость дружбы, б, г – незначимость дружбы;
- а, в – значимость ученья, б, г - незначимость ученья;
- а, в – значимость труда, б, г – незначимость труда;
- а, в – значимость соблюдения законов, б, г – незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а» и «в», «б» и «г».
Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, самим себе; по ответам «б» и «г» – об устойчивости нежелательных ценностных отношений.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с пословицами «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
Изучение эмоционально-психологического климата
(ЭПК)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Присутствовало на анкетировании:
Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни класса.
Устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в классе. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива"
В нашем классе всегда весело | 4 3 2 1 0 | |
Все ребята в общем-то добрые | 4 3 2 1 0 | |
Ребята в классе вежливые, воспитанные | 4 3 2 1 0 | |
Мы никогда не ссоримся | 4 3 2 1 0 | |
Мне в нашем классе хорошо, спокойно. | 4 3 2 1 0 | |
У нас все равны | 4 3 2 1 0 | |
Мы все сплоченные, все дела делаем вместе. | 4 3 2 1 0 |
Обработка результатов:
Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального благополучия 7* 4 =28 баллов.
Находим максимальный групповой индекс ЭПК класса. Для этого индивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После определения максимальных значений, которые принимают за 100%; вычисляем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определяется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс – это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле:
Реальный групповой индекс класса
Э=-------------------------------------------------------* 100%
Максимальный групповой индекс ЭПК класса
Оценочная шкала:
Уровень ЭПК | Величина индекса в % |
Очень высокий | Более 80% |
высокий | 71-80% |
Выше среднего | 66-70% |
средний | 45-65% |
Ниже среднего | 40-44% |
низкий | Менее 40% |
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
(составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой
«Справочная книга школьного психолога»)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «–». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы:
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1 б 11 16
2 7 12 17
3 8 13 18
4 9 14 19
5 10 15 20
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей подростка:
- низкий уровень – 0,1–0,45,
- ниже среднего – 0,46–0,55;
- средний уровень – 0,56–0,65;
- выше среднего – 0,66–0,75;
- высокий уровень – 0,76–1.
Ожидаемый результат
Для исследования результативности программы, отслеживания уровня развития ребенка и коллектива предполагается следующий диагностический инструментарий
Поставленные задачи | Показатели результативности | Диагностический инструментарий |
Создать в классном коллективе комфортную, доброжелательную атмосферу, способствующую всестороннему развитию личности учащихся, раскрытию и реализации их способностей, творческой инициативе, формированию у воспитанников активной жизненной позиции и обеспечивающую социализацию личности каждого ребенка. | Создание комфортной доброжелательной атмосферы в классном коллективе. | Соц 1.Изучение эмоционально-психологического климата (ЭПК) 2. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. ( Андреев А.А.) 3. Методика ФиллиппсаЭкспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе. |
Сплотить классный коллектив, формировать межличностные отношения, толерантность, воспитывать чувство товарищества, устранять нездоровое соперничество и стремление к лидерству. | Сплочение классного коллектива. | 1. Анкетирование «Изучение вербальной и физической форм агрессии» (соц. педагог) 2. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой «Справочная книга школьного психолога») 3. Педагогическое наблюдение |
Развивать у учащихся познавательный интерес, потребность в образовании и самообразовании, самоорганизации и стремление к самопознанию. | Развитие познавательного интереса, потребности к знаниям. | 1. Опросник Айзенка. Диагностика уровня развития теоретического мышления. 2. Педагогическое наблюдение. 3. Методы статистического анализа текущей и итоговой успеваемости. |
Формироватьстремление к здоровому образу жизни, созданию крепкой здоровой семьи. | Формированиестремления к здоровому образу жизни, созданию крепкой здоровой семьи. Состояние здоровья учащихся. Развитость физических качеств. | 1.Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся. 2.Результативность участия в спортивных мероприятиях. 3.Выполнение контрольных нормативов по физической подготовке |
Способствовать профессиональному становлению старшеклассников. | Профессиональное становление учащихся. | 1.Активизирующий опросник «Перекресток» (Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.) |
Формировать компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, выражение своего отношения как гражданина к проблемам государства и общества | Самостоятельность детей в выборе своей жизненной позиции. | 1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». 2. Методика С.М.Петровой «Пословицы» для определениянаправленности личности. |
Литература:
- Внеклассные мероприятия в средних и старших классах/ сценарии классных часов, вечеров, конкурсов/ сост. М.А. Петрухина. - Волгоград: Учитель, 2006.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., 2003 г.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы.-М.: ВАКО, 2004.
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания:8-9 кл.- М.: ВАКО, 2006.
5. Журнал «Воспитание школьников», 2009 г.
6. Журнал «Проблемы школьного воспитания», 2009- 2011гг.
7. Журнал «Управление воспитательным процессом в школе», 2011 г.
8. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В.
9. Калейдоскоп родительских собраний: Методические
разработки. Под ред. НА. Алексеевой. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
10. Капустники /ред. сост. Л.И. Жук, - Минск: Красико-
Принт,2008.
11. Касаткина Н. А. Уроки знаний. Классные часы (беседа, диспут, игра) 3-8 классы.- Волгоград: учитель,2003.
- Классному руководителю о воспитательной системе класса / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
13. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. М., 2008 г.
14. Романова Л.В. В школу всей семьей. Сборник сценариев
семейных праздников и развлечений,- Иваново: Издательство
Ивановского ИПК и ППК, 2002.
15. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. М., 1998 г.
16. Формы взаимодействия учителя с родителями в средней
школе. Сост. НА. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2004.
Информационные источники:
- http://verniedruzaj.ucoz.ru/publ/
- s_mira_po_nitke/
- na_zametku/
- zolotoj_kodeks_klassnogo_rukovoditelja
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»
расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в професси...
Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»
расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в професси...
программа воспитания "Дороги , которые мы выбираем"для 10 - 11 классов
Программа содержит:1. пояснительная записка,2. основные категории воспитательного программы,3. Механизм реализации программы,4. Содержание воспитательной деятельности,5. Прогназируемый результат...
Программа воспитательной работы воспитателя 1К Галсановой Ирины Юрьевны "Дороги, которые мы выбираем"
Программа воспитательной работы "Дорога, которую мы выбираем" имеет целью - способствование успешной социализации подростков и эффективной адаптации их в обществе, создание условий для...
Адаптированная воспитательная программа по профориентации и социальной адаптации «Дороги, которые мы выбираем»
Программа составлена для обучающихся 10 класса школы-интерната. В ней содержится пояснительная записка, цель и задачи прогаммы. Структура программы два модуля. 1 модуль социализация, 2 модуль профорие...
Проект воспитательной работы в 10 «Б» классе «Дороги, которые мы выбираем»
Цели воспитательного пректаСоздание условий для разностороннего развития личности, социально адаптированной, готовой к самоопределению, ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность....
Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"
Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...