Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»
план-конспект занятия (8 класс) по теме
расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в профессиях; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»
Цели:
расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в профессиях; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
Воспитать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда, воспитывать умение играть в команде; ознакомление с факторами, влияющими на выбор профессии; формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии, положительную профессиональную мотивацию.
Форма проведения: час общения.
Оформление :
- написать на доске тему занятия.
План занятия:
- Вступительное слово.
- Игра визитка.
- Игра «Самая, самая».
- Групповая работа.
- Проблемная ситуация « Чей это выбор».
- Мини лекция «Формула профессии».
- Демонстрация осознанного выбора профессии.
- Как овладеть профессией.
- Тестирование.
- Подведение итогов (рефлексия)
- Заключительное слово.
Ход занятия.
- Вступительное слово.
Ребята для того чтобы вы поняли о чем сегодня пойдет речь, я предлагаю вам разделиться на 4 группы и отгадать несколько загадок.
Скажите, кто так вкусно готовит
Щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
Кто в дни болезней всех полезней,
И лечит нас от всех болезней? (врач)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас.(фотограф)
Он учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.(учитель)
Встаем мы очень рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.(водитель)
Итак наш разговор сегодня будет о профессиях, а занятие будет называться « Дороги, которые мы выбираем».
В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбрать: это наше собственное тело, страна, в которой мы родились, наши родители. Все остальное в жизни зависит от нашего выбора. Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой путь в жизни. Путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог- именно столько сейчас существует профессий. Все работы хороши! ВЫБИРАЙ НА ВКУС! Выбор работы только на вкус – дело ненадежное и не всегда выполнимое. Кем вы хотели стать, когда учились в 3-ем классе? А сейчас? То-то. Вкусы меняются со временем. Это касается и профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12 процентов из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти методом проб и ошибок? Жизнь человека – череда многочисленных выборов. А выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия? (слайд) Вот 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
( Дети дают ответы) Подведем итоги. (слайд)
Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность- вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация- это уровень профессионального мастерства.
Должность- это место, занимаемое человеком в организации.
Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
2 Игра « Визитка»
У меня есть несколько визитных карточек. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Сможете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.
В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах говорят: « Артист в своем деле».
3 игра « Самая, самая».
Сейчас, для того чтобы вспомнить профессии, предлагаю поиграть в игру.
Самая зеленая - садовод, лесник, цветовод
Самая сладкая – кондитер.
Самая денежная – банкир, боксер, модель.
Самая волосатая – парикмахер.
Самая детская – воспитатель, педиатр, учитель.
Самая смешная – клоун, пародист.
Самая общительная – журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник.
Самая серьезная – хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.
Самая опасная – сапер, каскадер.
Самая бумажная – бухгалтер, экономист, библиотекарь.
4 Групповая работа
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртом? Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль.
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.
Первая группа- список « Самые модные профессии».
Вторая группа-« Самые забытые профессии».
Третья группа-« Профессии которые всегда нужны»
Четвертая группа-« Самые отважные профессии».
(играет музыка, дети обсуждают, составляют списки)
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессии:
- Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург.
- Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик.
- Профессии всегда нужные: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.
- Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный.
Конечно, мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
5 проблемная ситуация « Чей это выбор».
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: « Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иному пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «давят» родители
- идут за модой
-ничего не знают о профессии, которую выбрали
- выбирают « за компанию»
- не хотят узнавать о негативных сторонах профессии
- Не имеют способностей и наклонностей к профессии
- подражают героям кино и телесериалов
Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию?
6 Мини-лекция «Формула профессии».
Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишем на доске: a*b=S)? Площадь классной комнаты.
А что получится, если сложить три слова, «хочу», «могу», «надо»? Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. И так:
- хочу – это, желания, интересы, склонности. Здесь необходимо взвесить и оценить свои склонности. Которые зависят от развития левого и правого полушарий головного мозга. Кто-то из вас – технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то одинаково относится к техническим и гуманитарным дисциплинам. Но кроме склонностей необходимо учитывать и свои интересы, желания. Одному человеку интересно разводить комнатные цветы, другому – программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов.
- могу – это, человеческие возможности. Уровень ваших знаний, наличие способностей к данному виду деятельности, физические возможности, возможность поступления (материальное положение, наличие заведения). Прежде всего, надо считаться с физическими способностями. По данным социологов, буквально единицы соотносят свое здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
- надо – это, потребности рынка труда. На данный момент ни для кого не секрет, что рынок труда перенасыщен такими специальностями, как юрист, экономист. Поэтому, выбирая профессию, нужно думать о том, а сможете ли вы, закончив учебное заведение, найти работу по специальности. Выбирая профессию, нужно думать о том, сможете ли вы трудоустроиться в будущем.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности(могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент(надо).
Правильно выбранная профессия – это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба,активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование.
7 Демонстрация осознанного выбора профессии.
Как же работает формула осознанного выбора профессии? Сейчас вы увидите это :
1 Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи – стану швеей.
2 Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец – водитель. Может быть, и я стану водителем.
3 Хочу стать артисткой, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь – стану репортером.
Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
8 Как овладеть профессией.
В соответствии с Законом об образовании Р.Ф., образование в нашей стране делится на общее и профессиональное. Общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее и полное общее. Основное общее является обязательным.
Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим. Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практически по любой профессии исполнительного класса. Основной формой получения начального профессионального образования является обучение в профессиональных училищах, лицеях и колледжах.
Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена. Его можно получить в техникумах.
Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом по любой профессии творческого класса. Его можно получить в высших учебных заведениях, к которым относятся институты, университеты, академии.
9 Тестирование
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 1 мин.
Теперь подсчитайте количество треугольников.
А теперь слушайте ключ к тексту.
Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
10 Подведение итогов ( рефлексия)
А сейчас подведем итоги.
- какие ошибки сопутствуют выбору профессии?
- что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии?
- поможет ли наш сегодняшний разговор в вашем профессиональном самоопределении?
- какие чувства остались у вас после нашего занятия?
11 Заключительное слово
Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!
И до финиша плыть еще так далеко.
Так примите пожеланья мои личные,
Чтобы были ваши знанья лишь отличные
И счастливыми бы были дни житейские,
А здоровье ваше было лишь гвардейское.
И запомните вы все в заключение:
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Я хочу пожелать вам , ребята…
Чтобы вырос из вас Человек.
Прекрасных профессий на свете не счесть –
И каждой профессии слова и честь.
Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определитьобласть ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное занятие «Дороги которые мы выбираем»
расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, профессиональному росту; развивать кругозор, мышление, систематизировать значения детей в професси...
Программа воспитательной работы воспитателя 1К Галсановой Ирины Юрьевны "Дороги, которые мы выбираем"
Программа воспитательной работы "Дорога, которую мы выбираем" имеет целью - способствование успешной социализации подростков и эффективной адаптации их в обществе, создание условий для...
Программа воспитательной работы "Дороги, которые мы выбираем"
Программа воспитательной работы "Дороги, которые мы выбираем" предназначена для учащихся 10-11 класса....
Адаптированная воспитательная программа по профориентации и социальной адаптации «Дороги, которые мы выбираем»
Программа составлена для обучающихся 10 класса школы-интерната. В ней содержится пояснительная записка, цель и задачи прогаммы. Структура программы два модуля. 1 модуль социализация, 2 модуль профорие...
Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"
Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...
Открытое воспитательное занятие: «Дороги, которые мы выбираем».
Воспитательное занятие с использованием электронных образовательных ресурсов (презентационная программа в формате Power Point).Цель:Формировать у обучающихся представление о многообразии профессий и и...
«Профориентация обучающихся с ОВЗ на внеурочном занятии «Дороги, которые мы выбираем»»
Внеурочное занятие ориентировано на обучающихся с ОВЗ 7-9 классов и реализуется с целью выявления склонностей к определённым видам деятельности обучающихся и самоопределение к профессии. Выбраны...