Программа воспитательной работы "Кадетство"
материал на тему
В программе отражены цели и задачи кадетского движения. Предоставлен план работы по годам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sosh_18_programma_grazhdansko-patrioticheskogo_vospitaniya.doc | 291.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» города Кирова
П Р О Г Р А М М А
гражданско-патриотического воспитания учащихся кадетских классов «Кадеты Вятки»
на 2014- 2019 года
Киров, 2015 год
Паспорт программы
Наименование программы | Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся кадетских классов «Кадеты Вятки» МБОУ СОШ № 18 г. Кирова |
Исполнители программы | Администрация, педагоги, учащиеся, родители МБОУ СОШ № 18 г. Кирова |
Цель программы | Создание оптимальных условий для интеллектуального, физического и нравственного развития кадет, формирование основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы | 2014 – 2019 гг. I этап: проектный (2014-2015 гг.) Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. Задачи:
II этап: практический (2015-2018 гг.) Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Кадеты Вятки». Задачи:
III этап: аналитический (2018-2019 гг.) Цель: анализ итогов реализации программы; Задачи:
|
Ожидаемые результаты |
|
Основание для создания программы |
|
Содержание программы |
|
Заказчик программы |
|
Кадровое обеспечение |
|
Материально-техническая база |
|
Аннотация программы | Программа гражданско - патриотического воспитания «Кадеты Вятки» на 2014 - 2019 годы рассчитана на учащихся кадетских классов младшего, среднего и старшего школьного возраста, составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа дает возможность объединить различные виды деятельности кадет: познавательную, трудовую, творческую, интеллектуальную, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение кадетами патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков, на развитие способностей в различных направлениях. Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество кадет, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел. В программе созданы условия для развития творческих, интеллектуальных, физических, индивидуальных способностей и роста личности ребенка. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Создание кадетских классов вызвано убежденностью в необходимости формирования у детей и подростков чувства ответственности за судьбу России, готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков.
Кадетское движение как одно из актуальных направлений модернизации образования на современном этапе, нацелено на воспитание в молодежной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желания отстаивать независимость и величие своей Родины.
Возрождение кадетского образования, интерес к кадетским традициям - это свидетельство того, что мы вновь обретаем свою историю, восстанавливаем связь с прошлым. В нашей речи появились, казалось бы, исчезнувшие навсегда слова: Отечество, кадеты, господа, русский офицер.
Гражданско-патриотическое воспитание понимается как деятельность, объединяющая граждан, общество и государство вокруг нравственных и общих для всей страны базовых ценностей, гражданских идеалов, жизненных ориентиров. А также является одним из основополагающих в становлении личности кадета.
Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование и развитие личности в коллективе и через коллектив. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания. Подлинный патриотизм, если это необходимо, мобилизует все основные факторы групповой сплоченности: единство базовых ценностей и ориентаций множества людей, ясность и определенность коллективной цели, кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет.
Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства является коллективистское самоопределение личности – солидарность личности с группой на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями.
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся кадетских классов «Кадеты Вятки» на 2014 - 2019 года представляет педагогическое прогнозирование, моделирование, умение соединить реальность с перспективами развития детского коллектива. Программа позволит целенаправленно развивать гражданско-патриотическое воспитание, с учетом социального заказа общества школе, опоры на внешние и внутренние возможности школы в решении стоящих перед ней проблем, особенностей и возможностей воспитанников кадетских классов.
Данная программа направлена на формирование у кадет способности рефлексивно адаптироваться к требованиям общества. Целью ее создания являлось объединение всех педагогических усилий в рамках школьного образовательного процесса по воспитанию патриотизма и гражданственности. Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанному на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Воспитание кадет на основе данной программы в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у кадет чувство любви к Родине, к родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-патриотическим видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества.
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
Цель программы:
создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи программы:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание кадет;
- создать условия для реализации каждым кадетом собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
- формировать у кадет чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
- физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;
- методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания;
- активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию;
- воспитывать у кадет готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.
На I ступени педагогический коллектив начальной школы призван:
- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому;
- помочь кадетам приобрести опыт общения и сотрудничества;
- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов кадет и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:
- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному городу, людям, живущим в нем;
- заложить фундамент общей образовательной подготовки кадет, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
- создать условия для самовыражения кадет в различных видах познавательно – творческой деятельности.
Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
- продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
Принципы:
- системно - организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию кадет;
- адресный подход; предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей кадет;
- подход «активности и наступательности»; предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения кадет и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;
- универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества
- учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, школе.
Компоненты гражданско-патриотического воспитания
- Гражданско-патриотический компонент: воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
- Героико-патриотический компонент: пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
- Духовно-нравственный компонент: осознание воспитанниками в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.
- Историко-краеведческий компонент: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
- Социально-патриотический компонент: активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
- Спортивно-патриотический компонент: развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Данные компоненты должны сформировать личность, обладающую:
- позитивными мировозренческими взглядами и позициями по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам;
- важнейшими духовно-нравственными, деятельностными качествами, такими как любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан;
- способностью глубокого понимания каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы, убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях;
- сформированностью основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Система программных мероприятий
Совершенствование нормативной правовой базы:
- разработка и реализация плана мероприятий по программе «Кадеты Вятки»;
- разработка и утверждение Устава кадетских классов, Модели кадета, Клятвы кадета, Кодекса кадетской чести;
- разработка положений о смотрах и конкурсах.
Развитие научно-теоретических и методических основ гражданско-патриотического воспитания:
изучение и обобщение передового опыта в области гражданско-патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
Педагогические технологии:
- проектно – исследовательская деятельность;
- коллективно - творческое дело;
- деятельностный подход в воспитании;
- педагогика сотрудничества;
- технология проблемного обучения;
- ИКТ.
Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы:
- беседы, лекции, конференции, дискуссии, классные часы;
- экскурсии в музеи, ОМОН, СОБР, военные части, поездки по местам боевой славы;
- Уроки мужества, Вахты памяти, возложение цветов в памятные даты к Вечному огню, Памятнику воинам-интернационалистам, участие в Параде Победы;
- смотры строя и песни, конкурсы патриотической песни и стихов;
- научно-исследовательская, историко-краеведческая, поисковая, проектная деятельность;
- походы, военно-спортивные игры;
- летний кадетский лагерь и др.
Формы взаимодействия педагогов школы в рамках программы
- участие в работе МО классных руководителей;
- круглые столы;
- открытые мероприятия;
- лектории, семинары;
- конкурсы методических разработок;
- конференции.
Информационно-аналитические формы:
- организация выставок по проблемам патриотического воспитания в школьной библиотеке;
- оформление банка данных статей периодической печати по проблематике программы;
- организация информационных стендов;
- издание школьной газеты «Кадетство».
Совершенствование процесса гражданско-патриотического воспитания
Системой мер по совершенствованию гражданско-патриотического воспитания предусматривается:
- продолжение и расширение работы по гражданско-патриотическому воспитанию на всех уровнях;
- определение приоритетных направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- совершенствование содержания гражданско-патриотического воспитания;
- развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- усиление гражданско-патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;
- воспитание гордости за Российское государство, родной край;
- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;
- воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
- обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления района в работе по гражданско-патриотическому воспитанию;
- повышение качества функционирования как отдельных элементов системы гражданско-патриотического воспитания, так и всей системы в целом.
Основные направления работы
Учебная деятельность
Гражданско-патриотическое воспитание кадет осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях гражданско-патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д.
Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах истории России и обществознания.
Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.
На уроках литературы формируются нравственные идеалы кадет на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.
В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у кадет формируется диалектическое понимание развития природы, кадеты знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.
Перспективным направлением в обучении кадет основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На занятиях по информатике возможно использование специальных обучающих программ, позволяющих развивать у кадет такие качества, необходимые будущему воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать кадет к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.
В настоящее время на занятиях по разделу «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с кадетами старших классов изучаются следующие темы:
- Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны;
- Вооруженные Силы России;
- Боевые традиции Вооруженных Сил страны;
- Символы воинской чести;
- Основы военной службы;
- Военнослужащий - защитник своего Отечества.
В конце учебного года проводятся учебные сборы с кадемами 10-11 классов, по основам военной службы. Для кадет младших классов организуется школьный кадетский лагерь.
Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.
Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник Родины.
Внеклассная деятельность
Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм внеклассной деятельности и методов гражданско-патриотической работы. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов кадет, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.
Формы внеклассной деятельности:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
- встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
- конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
- празднование Дней воинской славы;
- уроки мужества, военно-спортивные игры;
- митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам;
- участие в работе школьного музея;
- участие в Параде Победы;
- организация шефской работы с ветеранами Великой Отечественной войны;
- месячник по военно-патриотическому воспитанию;
- показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
- физкультурно-оздоровительные соревнования;
- поисковые операции;
- походы и экскурсии по родному краю;
- социально-значимые проекты.
Работа с родителями
Важнейшая задача школы – развивать личность кадета, способствовать проявлению их собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению социокультурного опыта. Но надо учитывать, что формирование у кадет высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга – это систематическая, целенаправленная, комплексная деятельность, которая должна проводиться с учетом возрастных особенностей. А самое главное, патриотическое воспитание должно поводиться совместно с семьей и через семью.
Школа – это большая дружная семья, объединяющая родителей, кадет, учителей. Всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей.
Не случайно во время учебного года родители кадет включаются в реальную жизнь класса, они участники и организаторы ключевых дел в школе. Родители принимают активное участие в проведении классных часов, праздников, соревнований, организуют экскурсии, становятся руководителями в научно-исследовательской, историко-краеведческой работе кадет. Именно родители, работа с семьей поможет осуществить воспитание патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. А значит, будущее начинается с семьи. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны.
Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.
Формы работы:
- составление родословной «История моего рода»;
- спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне, составление «Книги памяти, гордости и чести»;
- родительские собрания о важности гражданско-патриотического воспитания кадет, о взаимодействии семьи и школы в воспитании гражданина и патриота своего Отечества;
- конференции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дню вывода войск из Афганистана;
- проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»,
- дни здоровья, походы по родному краю.
Дополнительное образование
Дополнительное образование в кадетских классах в общеобразовательной школе обеспечивает учащимся:
- удовлетворение образовательных потребностей кадет, выходящих за пределы государственных образовательных стандартов;
- основы военно-физической и профессионально-трудовой подготовки;
- уровневую подготовку обучающихся по отдельным курсам и дисциплинам, которые для кадетского образования являются ведущими;
- развитие творческих способностей кадет в соответствии с их интересами и склонностями;
- развитие интеллектуальных способностей кадет.
Направление | Объединение (секция, кружок) |
Художественно- эстетическое | Юный художник |
Дымковская игрушка | |
Этикет | |
Танцевальный | |
Хор | |
Музыкальный класс (игра на гитаре) | |
Физкультурно- спортивное | Рукопашный бой |
Скалолазание | |
Тяжёлая атлетика (тренажеры) | |
Спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол) | |
Настольный теннис | |
Плавание | |
Военно- патриотическое | Основы стрелкового дела |
Поисковый отряд | |
Общевойсковая подготовка | |
Парашютный | |
Социально- педагогическое | История родного края История кадетских корпусов |
Техническое | Компьютерный мастер |
Умелые руки | |
Культурологическое | Основы русской православной культуры |
Театральный | |
Интеллектуальное | Умники и умницы |
Эрудит | |
Клуб знатоков |
Реализация Программы рассчитана на 5 лет.
2. Календарно-тематическое планирование.
№№ п/п | Дата | Название мероприятия | Ответственные |
I. Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время. | |||
1 | В течение учебного года | Использование потенциала учебных курсов окружающего мира, литературы, обществознания, истории, права. | Заместитель директора по УВР |
2 | В течение учебного года | Организация целостного учебно-воспитательного процесса. | Руководители МО по предметам, учителя |
3 | В течение учебного года | Гуманитаризация образования. | Руководители МО по предметам |
4 | В течение учебного года | Проведение уроков в библиотеке, школьном музее, в Зале боевой славы. | Педагог-библиотекарь, учителя |
5 | В течение учебного года | Проведение интегрированных уроков истории, литературы по патриотическим темам. | Учителя, руководители МО |
II. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у учащихся строится на тесном сотрудничестве с родителями. | |||
2.1. Воспитание гражданина и патриота через знаменательные даты, события, государственные праздники, школьные традиции. | |||
1 | Сентябрь |
| Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
2 | Октябрь |
| Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
3 | Ноябрь |
| Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
4 | Декабрь |
| Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
5 | Январь |
| Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
6. | Февраль |
| Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
7. | Март |
| Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
8. | Апрель |
| Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
9. | Май |
| Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
2.2. Воспитание гражданина и патриота на примере жизни, труда, подвига соотечественников в разные периоды истории страны. | |||
1 | Соответственно датам в течение учебного года | Тематические классные часы: «Почетные граждане микрорайона, города, России», «ЖЗЛ». | Классные руководители |
2 | Соответственно датам в течение учебного года |
| Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
3 | Соответственно датам в течение учебного года | Конкурсы сочинений, рисунков, чтецов, викторин, проектов. | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, учителя-предметники, классные руководители |
4 | Соответственно датам в течение учебного года | Проекты: «Ратные и трудовые подвиги моих земляков», «Герои Отечества». | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
2.3. Воспитание гражданина и патриота совместно с семьей. | |||
1 | В течение учебного года | Работа вокруг социально значимых проектов. | Родители, ученики, классные руководители. |
2 | В течение учебного года | Тематические классные часы: «Мое родословное древо», «Моя семья», «Семейные традиции», «Бабушкины сказки», «Семейный альбом», «Мои предки во время Великой Отечественной войны». | Классные руководители, ученики, родительские комитеты |
3 | Октябрь Ноябрь Февраль Март Май | Совместные праздники родителей и учащихся: «День бабушек и дедушек», «День матери», «Наши защитники», «А, ну-ка, девочки, а, ну-ка, мамы!», «Здравствуй, лето!». | Классные руководители, родительские комитеты |
4 | Ноябрь Январь Март Апрель | Конкурсы, выставки, проекты: «Портрет мамы», «Дети блокадного Ленинграда» «Моя семья – мое богатство». «Вятская семья» | Родители, ученики, классные руководители. |
5 | Март | День родительского самоуправления. | Попечительский совет |
6 | В течение учебного года | Конференции, родительские собрания: «Исторические аспекты семейной педагогики», «Воспитание на семейных традициях», «Взрослые и дети», «Великие педагоги о семейном воспитании». | Администрация, попечительский совет, родительские комитеты, классные руководители |
7 | Март (апрель) | Праздник для жителей микрорайона и учащихся школы «Широкая Масленица» | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
8 | Май | Чествование родителей за успехи в воспитании детей, за активную помощь школе. | Заместитель директора по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
2.4. Воспитание гражданина и патриота через мероприятия, направленные на интеллектуальное и физическое развитие кадет. | |||
1 | Сентябрь | Военно- спортивная игра «Тропа разведчика» (в рамках Дня здоровья). | Заместитель директора по ВР, учителя физкультуры, классные руководители |
2 | Октябрь | Спортивные соревнования по волейболу. | Учителя физкультуры |
3 | Ноябрь | Читательская конференция, чтение и обсуждение книг о героях Великой Отечественной войны. | Библиотекарь, классные руководители |
4 | Декабрь | Лыжные гонки, лыжная эстафета. | Учителя физкультуры |
5 | Январь | Военно-спортивный праздник «Армейский калейдоскоп». | Учителя физкультуры, классные руководители |
6 | Февраль | Тематический вечер «Защита Отечества – священный долг каждого гражданина России». | Классные руководители |
7 | Март | Молодежная спартакиада (стрельба, лыжная эстафета, скалолазание, плавание). | Учителя физкультуры |
8 | Апрель | Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Никто не забыт ничто не забыто». | Совет музея, педагог-библиотекарь, классные руководители |
9 | Май | Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы. | Учителя физкультуры |
2.5. Воспитание гражданина и патриота, используя материалы и ресурсы школьного музея и Зала боевой славы. | |||
1 | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Тематические экспозиции:
| Совет музея |
2 | В течение учебного года | Экскурсии по Залу боевой славы, музейные уроки. | Совет музея |
3 | В течение учебного года | Тематические классные часы на базе школьного музея. | Классные руководители, совет музея |
4 | Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Апрель Май | Конкурсы сочинений, рисунков, плакатов, проектов:
| Совет музея |
5 | В течение учебного года | Работа по проекту « С чего начинается Родина …». | Классные руководители |
2.6. Формирование гражданской позиции через ученическое самоуправление. | |||
1 | В течение учебного года | Школа Командира. | Совет старшеклассников, заместитель директора по ВР |
1 | Сентябрь | «Я – гражданин России». | Заместитель директора по ВР, классные руководители |
2 | Октябрь | «Кодекс чести кадета» | Совет старшеклассников, классные руководители |
3 | Ноябрь | «Законы, по которым живем». | Совет старшеклассников, классные руководители |
5 | Декабрь | «Мое здоровье в моих руках» | Совет старшеклассников, классные руководители |
6 | Январь | «Законы чести русского офицера». | Совет музея, классные руководители |
7 | Февраль | «Я - патриот» | Совет старшеклассников, классные руководители |
8 | Март | Конкурс строя и песни | Совет старшеклассников, заместитель директора по ВР, классные руководители. |
9 | Апрель | «Я- лидер»: слет командиров всех классов. | Совет старшеклассников, заместитель директора по ВР, классные руководители. |
10 | Май | Подведение итогов учебного года. | Совет старшеклассников, заместитель директора по ВР, классные руководители. |
3. План классных часов для кадет 1-4 классов.
№ п/п | Дата | Тема классного часа |
1 класс | ||
1 | Сентябрь | «Правила кадетских классов». |
2 | Октябрь | «Клятва кадета». |
3 | Ноябрь | «Моя семья – моя опора». |
4 | Декабрь | «Дети на защите Отечества». |
5 | Январь | «Письма Тани Савичевой». |
6 | Февраль | «Сынами славится Россия». |
7 | Март | «Традиции Вятской земли». |
8 | Апрель | «Через века, через года помните…» |
9 | Май | «Ради жизни на земле!» |
2 класс | ||
1 | Сентябрь | «Символы государства». |
2 | Октябрь | «Я – кадет, сын Вятской земли». |
3 | Ноябрь | «День Народного единства». |
4 | Декабрь | «Закон и дети». |
5 | Январь | «Помним подвиг твой, Ленинград!» |
6 | Февраль | «Храбрость, достоинство, честь и слава русского офицера». |
7 | Март | «Семейная летопись». |
8 | Апрель | «Герои живут рядом». |
9 | Май | «Этих дней не смолкнет слава!» |
3 класс | ||
1 | Сентябрь | «Киров – город трудовой славы». |
2 | Октябрь | «Обязанность, долг и присяга». |
3 | Ноябрь | «История вятского кадетства». |
4 | Декабрь | «Я ребенок – я гражданин». |
5 | Январь | «Судьба семьи в судьбе страны». |
6 | Февраль | «Защитник Отечества – каким мы его видим?» |
7 | Март | «Маршалы – уроженцы Вятской земли». |
8 | Апрель | «Люди мира, на минуту встаньте!» |
9 | Май | «Кировчане на фронтах Великой Отечественной войны». |
4 класс | ||
1 | Сентябрь | «Конституция – закон жизни». |
2 | Октябрь | «Всему начало - отчий дом». |
3 | Ноябрь | «Горжусь тобой, моя Россия!». |
4 | Декабрь | «Памятные места моего города». |
5 | Январь | «Русские офицеры – выпускники кадетских корпусов». |
6 | Февраль | "Живая память" (посвящается погибшим в Афганистане). |
7 | Март | «Служить России суждено тебе и мне!» |
8 | Апрель | «Духовное наследие Вятской земли». |
9 | Май | «Спасибо деду за Победу!» |
4. План социальных акций по гражданско-патриотическому воспитанию для кадет 1-4 классов.
№ п/п | Дата | Название акции |
1 | Октябрь | «Твори добро!» |
2 | Ноябрь | «Начни с себя!» |
3 | Апрель | «Белый цветок» |
4 | Май | «Письмо ветерану» |
5 | Май | «Кадеты за чистый город!» |
Диагностика эффективности содержания деятельности
Диагностика эффективности содержания деятельности включает:
- наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
- систему мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);
- участие в творческой работе по проблемам патриотического воспитания;
- объективные статистические показатели:
- участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, муниципальных, областных, всероссийских конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию.
Эффективность реализации программы
- увеличение процента поступления выпускников в ВУЗы военного профиля,
- создание системы патриотического воспитания в школе;
- внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;
- сохранение и развитие у школьников чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;
- активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;
- формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;
- активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
- повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;
- расширение участия школьников в военно-прикладных и технических видах спорта;
- воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;
- привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
- расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
- расширение методологической базы патриотического воспитания в системе образования
- активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание кадет, как основа личности будущего гражданина России.
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.
В результате осуществления Программы ожидается:
- повышение эффективности гражданско-патриотической работы;
- повышение качества мероприятий по организации и проведению гражданско-патриотической работы с детьми и подростками;
- формирование гражданской грамотности кадет;
- внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций родного края;
- сформированность идеала жизни и идеала человека;
- сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;
- формирование позиций гражданина-патриота России;
- стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
- готовности к защите Отечества;
- гуманистическое отношение к окружающему миру.
Количественными результатами реализации Программы должны стать:
- доведение числа систематически занимающихся патриотической работой кадет до уровня 100%;
- привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа учащихся, совершивших правонарушения;
- повышение уровня воспитанности и нравственности кадет;
- разработка исследовательско - поисковых работ кадет;
- патриотический клуб «Наследие»;
- музей школы, зал боевой славы;
- волонтерское движение (численность учащихся);
- историко-патриотические стенды и выставки;
- выступления и беседы на патриотическую тему;
- участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;
- проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
- организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих слетов;
- оформление школьных газет, информационных стендов патриотической направленности.
Результативность реализации Программы измеряется стремлением кадет к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»
Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...
программа воспитательного процесса "Граф Этикет"
Этикет- это умение правильно вести себя в обществе, что облегчает коммуникативные процессы, помогает достижению взаимопонимания. Человек с хорошим вкусом всегда ст...
Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление ...
Программа воспитательной деятельности "Росток"
Программа рссчитана на 3 года (7 - 9 классы)....
"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.
Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...
рабочая программа воспитательной программы "Милосердие"
Представленная рабочая программа составленая для работы школьного общества "Милосеррдие"...
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...