Реализация прав и обязанностей в нашей жизни
классный час (8 класс) на тему

Ерошенко Юлия Евгеньевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию.

Цель:

Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

Задачи: 

  • Повторить определение понятий «права» и «обязанности»
  • формировать систему правовых знаний;
  • способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
  • развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
  • на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека; 
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
  • развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc123.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_meropriyatiyu.ppt2.21 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38 Красноармейского района Волгограда»                                                                                 400096,г.Волгоград, пр-кт им. Столетова, 50а   телефон 65-23-09 ИНН 3448015799

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию.

                                                                           

                                                           Автор: Ерошенко Ю.Е.,

                                                                     учитель иностранных языков

Цель:

Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

Задачи:

  • Повторить определение понятий «права» и «обязанности»
  • формировать систему правовых знаний;
  • способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
  • развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
  • на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
  • развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Оборудование:

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки.
  2. Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

Актуальность мероприятия:

  1. В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство.
  2. Дети принимают равное участие в занятии, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, с взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.

Ход мероприятия:

1. Игра «Имена»

   Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.

2. Интерактивная беседа «Право на имя»

  1. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
  2. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
  3. Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?
  4. Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал? Сегодня мы постараемся ответить на все эти вопросы.

3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

   Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

   К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

   Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

   Какие же права есть у всех детей мира?

На доске записаны права. Нужно зачитать записи.

  1. Право на жизнь
  2. Право на имя при рождении
  3. Право на медицинскую помощь
  4. Право на образование
  5. Право на отдых и досуг
  6. Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры
  7. Право свободно выражать свое мнение
  8. Право на достаточное питание и достаточное количество воды 
  9. Право на заботу и воспитание родителями

 Но кроме прав у вас есть и обязанности. Обязанности перед родителями, перед друзьями, перед обществом в целом. И перед учителями и школой. Последние прописаны в таком документе, как «Устав школы». Что такое устав школы? Устав школы – это документ в котором прописаны права и обязанности школьников.

Памятка «Важные правила» (слайд 2)

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

Давайте разберем понятия «право» и «обязанность».

(слайд 3)

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.  Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

- Что такое, например, право на жизнь?

 У: Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свобод.

- Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее  сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

 (слайд 4)

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять. 

Закрепление пройденного материала.

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

Часто случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.

Ситуация 1. (слайд 6)

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…  

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2. (слайд 7)

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3. (слайд 8)

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

        Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?

 Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

        

Ситуация 4. (слайд 9)

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни,

личную тайну.

Ситуация 5. (слайд 10)

Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.  

Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к Даниле?

Правильный ответ:

Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.

ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!»  (слайд 12)

Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

 Правильный ответ:

  1. Жизнь                      
  2. образование
  3. отдых                          
  4. досуг
  5. индивидуальность
  6. уважение        
  7. имя
  8. заботу

Игра. Я уважаю твое право…

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):

«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»

Подведение итогов.

А теперь, давайте подведем итоги нашего мероприятия.

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!   

Литература:

  1. Гражданское самосознание основа мировоззрения личности методическое пособие P.M. Рогова [и др.]. М., 2000.
  2. Методические приемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. - С.38.
  3. Философский энциклопедический словарь, М., 2000г.
  4. Конституция РФ.
  5. Семейный и Гражданский кодексы.
  6. Конвенция о правах ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши права и обязанности

проект классного часа в 6 классе...

Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....

Классный час Наши права и обязанности

Классный час "Наши права и обязанности", посвященный Дню Конституции...

Классный час "Наши права и обязанности".

Классный час проводился в специальной школе для воспитанников с девиантным поведением. Ребята познакомились с основными документами в области прав человека. Поговорили о правах ребенка и об основных о...

Наши права и обязанности

Конспект классного часа на тему : Наши права и обязанности....

Классный час Наши права и обязанности

Целью данного классного часа является воспитание правовой культуры подростков. Для достжения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Развести понятия  "право",  " права" , "...

Классный час "Права и обязанности в нашей жизни"

Материал классного часа способствует формированию активной жизненной позиции школьника, профилактике правонарушений несовершеннолетних,  актуализации правовых знаний, воспитанию уважения к правам...