Классный час "Наши права и обязанности".
классный час на тему
Классный час проводился в специальной школе для воспитанников с девиантным поведением. Ребята познакомились с основными документами в области прав человека. Поговорили о правах ребенка и об основных обязанностях ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashi_prava_i_obyazannosti.docx | 47.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Наши права и обязанности»
Цели:
- Знакомство с правовыми документами в области прав ребенка.
- Формирование навыка работы в микрогруппе.
- Воспитание правовой культуры воспитанников.
- Объяснить учащимся, что не бывает прав без обязанностей.
Эпиграф: «Обязанности без права есть рабство; право без обязанности – анархия». (Ф. Ламенне)
Оформление:
Схемы: «Права ребенка»:
Декларация прав ребенка
Конвенция о правах ребенка
Конституция Российской Федерации
Семейный Кодекс Российской Федерации
«Ученик обязан»:
Оборудование:
- Тексты Конвенции ООН о правах ребенка (в сокращении).
- Словарь Ожегова.
- Карточки с сюжетами сказок.
- Заготовки человечков.
- Цветные карандаши.
Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Какой я?». У вас на столах лежат заготовки человечков, цветные карандаши: красный и черный. Я буду называть качества характера, и если вы считаете, что обладаете этим качеством, то красным карандашом рисуете кружочек на туловище человечка, а если нет, то черным цветом, понятно? Приготовились, начали: добрый, щедрый, трудолюбивый, доброжелательный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый, предупредительный, вежливый, исполнительный, чуткий, спортивный, отзывчивый, гордый, дисциплинированный…. (Воспитанники ставят на человечке черный кружок, если думают, что такого качества у него нет, и красный, если предполагают, что обладают названным качеством).
Вывод.
Теперь посмотрим на своего человечка. Видите, какой пестрый получился портрет вашего характера. А почему? (Ответы детей).
В каждом человеке есть хорошие и плохие черты. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы исправлять отрицательные качества и развивать положительные, хорошие. Надо стремиться к тому, чтобы человечек состоял только из красных кружочков. А что, по-вашему, для этого нужно?
- Знать, что хорошо, а что плохо.
- Заниматься самовоспитанием.
А теперь дорисуйте человечку рожицу. Посмотрите, одинаковые ли они получились? Все разные. Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?
- Мы – дети своих мам и пап;
- Мы – ученики;
- На улице мы – пешеходы;
- В театре – зрители;
- А еще все мы имеем права.
Ребята, сегодня мы проводим классный час на тему «Наши права и обязанности». Мы с вами познакомимся с некоторыми документами в области прав ребенка. Повторим обязанности ученика. Будем продолжать учиться работать в микрогруппах.
Попытаемся ответить на вопрос, что такое права человека. Послушайте легенду.
Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, все можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
Страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности, так как в стране появились законы.
Что такое «закон»? Давайте обратимся к словарю.
(Работа по словарю Ожегова).
«Закон» – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим законодательным органом государства.
В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. (Показываю Конституцию РФ, УК РФ, СК РФ).
В России очень много законов. В некоторых из них говорится о правах ребенка.
Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.
Мои права.
У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?
Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)
Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить.
Давайте снова обратимся к словарю и узнаем что такое «право». (Работа со словарем).
Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним их.
Какие вы знаете права?
Ребята, а для чего человек должен знать свои права? (ответы детей)
Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни.
Современное государство стремится обеспечить выполнение прав и свобод человека для тех, кто живет на его территории. Многое в этом деле зависит так же и от общества, от самих людей.
Какие это права? Например, право на жизнь, на гражданство, на личную неприкосновенность, на свободу совести и религии, на управление страной и т.д. Это – права взрослых людей. Они записаны во Всеобщей декларации прав человека и в Конституции Российской Федерации.
Дети такие же граждане нашей страны, России, как и взрослые. Разница заключается лишь в том, что до определенного возраста закон не разрешает им заниматься тем, что не соответствует их возрасту. Например, до 18 лет детям запрещено совершать дорогостоящие сделки, принимать участие в выборах, организовывать политические партии. А что же можно детям до 18 лет? Многое.
В большинстве стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти «детские» права находятся в точном соответствии с правами взрослого человека, но они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.
Зачем детям нужно знать свои права? Чтобы быть максимально защищенными от посягательств на свои интересы. Чтобы быть разумно свободными в своих действиях. Чтобы знать пределы своей свободы. Те пределы, за которыми начинается свобода другого человека.
Права ребенка закреплены в довольно большом количестве международных документов. Мы с вами рассмотрим два из них: Декларацию прав ребенка 1959 года и Конвенцию о правах ребенка 1989 года. В них – основное содержание прав тех, кому еще не исполнилось 18 лет.
В Декларации прав ребенка 1959 года всего десять статей. Этот документ является рекомендацией для государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…»
Однако время и положение детей потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. Она ныне является главным международным документом, в котором изложены детские права.
Конвенция ООН о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 года) – это не просто призыв, а закон. Документ большой, сложный. В ней 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, которые приняли Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое законодательство внутри страны для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.
В отличие от Декларации ее подписывают представители государств и она является обязательной для них. Суть этого международного договора выражена в статье 3: «Во всех действиях в отношении детей… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».
Она состоит из трех частей. Непосредственно правам в ней посвящена первая часть (40 статей). (На каждой парте лежит распечатка Конвенции ООН о правах ребенка в сокращении, по ходу рассказа воспитателя, дети знакомятся со статьями самостоятельно.)
Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок».
Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право на заботу родителей и т.д..
Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, имения своего имущества, мнения, на свободу мысли, совести и религии.
Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них…
Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь, пытки и унизительные наказания детей, определяют права детей на защиту во время вооруженных конфликтов и войн.
В нашей стране есть и другие законы, которые защищают права детей.
Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны, которая была принята 12 декабря 1993 г. Слово «Конституция» произошло от латинского – установление. В Конституции записано самое главное: как устроено государство, как организована и действует власть, каковы права и обязанности граждан. В ней есть специальная глава «Права и свободы человека и гражданина». Это означает, что Российское государство обязуется уважать права человека. Все другие законы нашего государства написаны в соответствии с Конституцией.
О правах ребенка говорится и в Семейном кодексе Российской Федерации. Вот некоторые из прав, закрепленные в этом законе:
- Право ребенка жить и воспитываться в семье;
- Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
- Право ребенка на защиту;
- Право ребенка выражать свое мнение;
- Право ребенка на имя, отчество и фамилию;
- Право на изменение имени и фамилии;
- Право на имущество.
Кроме того есть еще ряд законов.
Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:
- – Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
- – Федеральный закон «Об образовании».
- – Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- – Закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- – Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Сейчас, ребята, я предлагаю вам поработать в группах. На столах у вас есть карточки, на которых изображены фрагменты сказок. Вам необходимо определить, какое право изображено на картинке. Для работы можете использовать тексты Конвенции о правах ребенка. Время на выполнение задания – 3минуты.
(Подведение итогов).
Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. Давайте обратимся к словарю и узнаем, что такое обязанности. (Работа со словарем).
– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».
А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию:
- Соблюдать законы.
- Уважать права и свободы других лиц.
- Охранять природу.
- Защищать отечество.
- Заботиться о родителях.
А какие обязанности есть у детей?
Я предлагаю вам поработать в группах, написать обязанности ученика. Затем мы послушаем каждую группу и составим список основных обязанностей. Время на подготовку – 3 минуты. (Заполнение схемы «Ученик обязан»: соблюдать устав общеобразовательного учреждения, добросовестно учиться, беречь школьное имущество, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения.)
Не бывает прав без обязанностей. Если ребенок хочет, чтобы его права признавались, он должен соблюдать и считаться с правилами, которые действуют в государстве и обществе, слушать родителей и быть к ним внимательным, жить в мире и дружбе с окружающими, беречь природу.
Сейчас давайте подведем итог занятия.
Что нового вы сегодня узнали?
С какими документами мы познакомились?
Давайте перечислим обязанности ученика.
Ребята, я хочу вернуться к нашим человечкам. Я вам желаю чтобы они у вас состояли только из красных кружочков. Работайте над собой. И помните, что у вас есть не только права, но и обязанности. «Обязанности без права есть рабство; право без обязанности – анархия». (Ф. Ламенне)
Литература:
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Классные часы 5-6 классы/ авт.-сост. Т.В. Шепелева и др. Волгоград: Учитель, 2006. – 157 с.
- Никитин А.Ф. Граждановедение 5-7 кл.: Учебное пособие. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 240 с.
- Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой/ авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 121 с.
- Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. – 6-е изд., стереотип. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2000. – 160 с.
- Соколов Я.В. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. – 4-е изд. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин»,1998. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Права и обязанности ребенка".
Классный час "Права и обязанности ребенка"....
Классный час "Права и обязанности"
Презентация "Права и обязанности" может быть использована как иллюстрация к рассказу классного руководителя или сообщениям учащихся....
Классный час «Права и обязанности ребенка».
Классный час «Права и обязанности ребенка».Цели:- повторить основные положения Конвенции о правах ребенка;- соотнести права и обязанности детей;- способствовать осознанию ответственности за свои права...
классное руководство права и обязанности
права и обязанности родителей , учеников и учителя рецепт хорошего урока экзамен ( советы)...
Классный час "Прав без обязанностей не бывает"
Правовое воспитание учащихся...
Классный час "Права и обязанности детей"
Тема: Права и обязанности детей.Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.Задачи: Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицатель...
Классный ча "Права и обязанности детей"
Цель: - дать детям первоначальные правовые знания.; ...