Классный час "Наши права и обязанности".
классный час на тему

Классный час проводился в специальной школе для воспитанников с девиантным поведением. Ребята познакомились с основными документами в области прав человека. Поговорили о правах ребенка и об основных обязанностях ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_prava_i_obyazannosti.docx47.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наши права и обязанности»

Цели:

  1. Знакомство с правовыми документами в области прав ребенка.
  2. Формирование навыка работы в микрогруппе.
  3. Воспитание правовой культуры воспитанников.
  4. Объяснить учащимся, что не бывает прав без обязанностей.

Эпиграф: «Обязанности без права есть рабство; право без обязанности – анархия».  (Ф. Ламенне)

Оформление:

Схемы:     «Права ребенка»:

               Декларация прав ребенка

               Конвенция о правах ребенка

               Конституция Российской Федерации

               Семейный Кодекс Российской Федерации

               «Ученик обязан»:

Оборудование:

- Тексты Конвенции ООН о правах ребенка (в сокращении).

- Словарь Ожегова.

- Карточки с сюжетами сказок.

- Заготовки человечков.

- Цветные карандаши.

Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Какой я?». У вас на столах лежат заготовки человечков, цветные карандаши: красный и черный. Я буду называть качества характера, и если вы считаете, что обладаете этим качеством, то красным карандашом рисуете кружочек на туловище человечка, а если нет, то черным цветом, понятно? Приготовились, начали: добрый, щедрый, трудолюбивый, доброжелательный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый, предупредительный, вежливый, исполнительный, чуткий, спортивный, отзывчивый, гордый, дисциплинированный…. (Воспитанники ставят на человечке черный кружок, если думают, что такого качества у него нет, и красный, если предполагают, что обладают названным качеством).

 Вывод.

Теперь посмотрим на своего человечка. Видите, какой пестрый получился портрет вашего характера. А почему? (Ответы детей).

В каждом человеке есть хорошие и плохие черты. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы исправлять отрицательные качества и развивать положительные, хорошие. Надо стремиться к тому, чтобы человечек состоял только из красных кружочков. А что, по-вашему, для этого нужно?

  1. Знать, что хорошо, а что плохо.
  2. Заниматься самовоспитанием.

А теперь дорисуйте человечку рожицу. Посмотрите, одинаковые ли они получились? Все разные. Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?

  1. Мы – дети своих мам и пап;
  2. Мы – ученики;
  3. На улице мы – пешеходы;
  4. В театре – зрители;
  5. А еще все мы имеем права.

Ребята, сегодня мы проводим классный час на тему «Наши права и обязанности». Мы с вами познакомимся с некоторыми документами в области прав ребенка. Повторим обязанности ученика. Будем продолжать учиться работать в микрогруппах.

Попытаемся ответить на вопрос, что такое права человека. Послушайте легенду.

Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, все можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.

Страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности, так как в стране появились законы.

Что такое «закон»? Давайте обратимся к словарю.

(Работа по словарю Ожегова).

«Закон» – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим законодательным органом государства.

В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. (Показываю Конституцию РФ, УК РФ, СК РФ).

В России очень много законов. В некоторых из них говорится о правах ребенка.

Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

Мои права.

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,
Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить.

Давайте снова обратимся к словарю и узнаем что такое «право». (Работа со словарем).

Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним их.

         Какие вы знаете права?

Ребята, а для чего человек должен знать свои права? (ответы детей)

Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни.

Современное государство стремится обеспечить выполнение прав и свобод человека для тех, кто живет на его территории. Многое в этом деле зависит так же и от общества, от самих людей.

Какие это права? Например, право на жизнь, на гражданство, на личную неприкосновенность, на свободу совести и религии, на управление страной и т.д. Это – права взрослых людей. Они записаны во Всеобщей декларации прав человека и в Конституции Российской Федерации.

Дети такие же граждане нашей страны, России, как и взрослые. Разница заключается лишь в том, что до определенного возраста закон не разрешает им заниматься тем, что не соответствует их возрасту. Например, до 18 лет детям запрещено совершать дорогостоящие сделки, принимать участие в выборах, организовывать политические партии. А что же можно детям до 18 лет? Многое.

В большинстве стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти «детские» права находятся в точном соответствии с правами взрослого человека, но они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.

Зачем детям нужно знать свои права? Чтобы быть максимально защищенными от посягательств на свои интересы. Чтобы быть разумно свободными в своих действиях. Чтобы знать пределы своей свободы. Те пределы, за которыми начинается свобода другого человека.

Права ребенка закреплены в довольно большом количестве международных документов. Мы с вами рассмотрим два из них: Декларацию прав ребенка 1959 года и Конвенцию о правах ребенка 1989 года. В них – основное содержание прав тех, кому еще не исполнилось 18 лет.

В Декларации прав ребенка 1959 года всего десять статей. Этот документ является рекомендацией для государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной  и материальной обеспеченности…»

Однако время и положение детей потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка. Она ныне является главным международным документом, в котором изложены детские права.

Конвенция ООН о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 года) – это не просто призыв, а закон. Документ большой, сложный. В ней 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, которые приняли Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое законодательство внутри страны для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.  

В отличие от Декларации ее подписывают представители государств и она является обязательной для них. Суть этого международного договора выражена в статье 3: «Во всех действиях в отношении детей… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка».

Она состоит из трех частей. Непосредственно правам в ней посвящена первая часть (40 статей). (На каждой парте лежит распечатка Конвенции ООН о правах ребенка в сокращении, по ходу рассказа воспитателя, дети знакомятся со статьями самостоятельно.)

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок».

Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право на заботу родителей и т.д..

Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, имения своего имущества, мнения, на свободу мысли, совести и религии.

Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них…

Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.

Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.

Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь, пытки и унизительные наказания детей, определяют права детей на защиту во время вооруженных конфликтов и войн.

В нашей стране есть и другие законы, которые защищают права детей.

         Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны, которая была принята 12 декабря 1993 г.             Слово «Конституция» произошло от латинского – установление. В Конституции записано самое главное: как устроено государство, как организована и действует власть, каковы права и обязанности граждан. В ней есть специальная глава «Права и свободы человека и гражданина». Это означает, что Российское государство обязуется уважать права человека. Все другие законы нашего государства написаны в соответствии с Конституцией.  

О правах ребенка говорится и в Семейном кодексе Российской Федерации. Вот некоторые из прав, закрепленные в этом законе:

  1. Право ребенка жить и воспитываться в семье;
  2. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
  3. Право ребенка на защиту;
  4. Право ребенка выражать свое мнение;
  5. Право ребенка на имя, отчество и фамилию;
  6. Право на изменение имени и фамилии;
  7. Право на имущество.

Кроме того есть еще ряд законов.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

  1. – Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
  2. – Федеральный закон «Об образовании».
  3. – Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  4. – Закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  5. – Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Сейчас, ребята, я предлагаю вам поработать в группах. На столах у вас есть карточки, на которых изображены фрагменты сказок. Вам необходимо определить, какое право изображено на картинке. Для работы можете использовать тексты Конвенции о правах ребенка. Время на выполнение задания – 3минуты.

(Подведение итогов).

Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. Давайте обратимся к словарю и узнаем, что такое обязанности. (Работа со словарем).

– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».    

А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию:

  1. Соблюдать законы.
  2. Уважать права и свободы других лиц.
  3. Охранять природу.
  4. Защищать отечество.
  5. Заботиться о родителях.

А какие  обязанности есть у детей?

Я предлагаю вам поработать в группах, написать обязанности ученика. Затем мы послушаем каждую группу и составим список основных обязанностей. Время на подготовку – 3 минуты. (Заполнение схемы «Ученик обязан»: соблюдать устав общеобразовательного учреждения, добросовестно учиться, беречь школьное имущество, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения.)

Не бывает прав без обязанностей. Если ребенок хочет, чтобы его права признавались, он должен соблюдать и считаться с правилами, которые действуют в государстве и обществе, слушать родителей и быть к ним внимательным, жить в мире и дружбе с окружающими, беречь природу.

Сейчас давайте подведем итог занятия.

Что нового вы сегодня узнали?

С какими документами мы познакомились?

Давайте перечислим обязанности ученика.

Ребята, я хочу вернуться к нашим человечкам. Я вам желаю чтобы они у вас состояли только из красных кружочков. Работайте над собой. И помните, что у вас есть не только права, но и обязанности. «Обязанности без права есть рабство; право без обязанности – анархия». (Ф. Ламенне)   

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Конвенция ООН о правах ребенка.
  3. Классные часы 5-6 классы/ авт.-сост. Т.В. Шепелева и др. Волгоград: Учитель, 2006. – 157 с.
  4. Никитин А.Ф. Граждановедение 5-7 кл.: Учебное пособие. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 240 с.
  5. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой/ авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 121 с.
  6. Соколов Я.В. Граждановедение: Учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. – 6-е изд., стереотип. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин», 2000. – 160 с.
  7. Соколов Я.В. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. – 4-е изд. – М.: Научно-внедренческий Центр «Гражданин»,1998. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Права и обязанности ребенка".

Классный час "Права и обязанности ребенка"....

Классный час "Права и обязанности"

Презентация "Права и обязанности" может быть использована как иллюстрация к рассказу классного руководителя или сообщениям учащихся....

Классный час «Права и обязанности ребенка».

Классный час «Права и обязанности ребенка».Цели:- повторить основные положения Конвенции о правах ребенка;- соотнести права и обязанности детей;- способствовать осознанию ответственности за свои права...

классное руководство права и обязанности

права и обязанности родителей , учеников и учителя  рецепт хорошего урока  экзамен ( советы)...

Классный час "Прав без обязанностей не бывает"

Правовое воспитание учащихся...

Классный час "Права и обязанности детей"

Тема: Права и обязанности детей.Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.Задачи: Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицатель...

Классный ча "Права и обязанности детей"

Цель: - дать детям первоначальные правовые знания.; ...