Классный час "Права и обязанности в нашей жизни"
методическая разработка (9 класс) на тему
Материал классного часа способствует формированию активной жизненной позиции школьника, профилактике правонарушений несовершеннолетних, актуализации правовых знаний, воспитанию уважения к правам других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_prava_i_obyazannosti_v_nashey_zhizni.zip | 831.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.
Классный час
Во́пилова Светлана Геннадьевна, учитель
КОГОБУ «Школа-интернат для обучающихся с
Ограниченными возможностями здоровья
пгт Кумёны» Кировская область
Цель:
- Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
- Создание условий для формирования отрицательного отношения к противоправным поступкам, побуждать детей к осознанию своих прав и обязанностей.
- Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
- Пропаганда правовых знаний.
- Формирование навыков анализа жизненных ситуаций;
- Способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку.
- Воспитание уважения к правам других людей.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Задачи:
- Повторить определения понятий «права» и «обязанности»
- формировать систему правовых знаний;
- способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;
- на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
- развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию
- формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.
Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
Оборудование:
- Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
- Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.
- Карточки с заданиями, интерактивная презентация.
Для обучающихся: карточки с заданиями.
Подготовительная работа с детьми: подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках.
Оформление класса: на доске написать:
20 ноября – Всемирный день прав детей
Конвенция «О правах ребенка»
Дети – все человеческие существа до 18 лет.
Актуальность мероприятия:
- В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство.
- Дети принимают равное участие в занятии, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, с взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.
Ход занятия:
- Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. (слайд 1)
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества - правам, которыми обладает каждый человек, и обязанностям. Я уверена, что вам уже знакомы понятия «права» и «обязанности» из курса обществознания. Вы рассмотрели темы «Конституционные обязанности граждан России», «Гражданские (личные) права» и можете поделиться своими знаниями со всеми присутствующими.
- На классном часе мы поговорим о правах и обязанностях, поэтому мы должны вспомнить с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?
(слайд 2)
Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.
Норма (правило) - правило или предписание, действующее в определённой сфере и требующее своего выполнения.
- В каком документе оговорены все права все права граждан РФ? (В Конституции РФ)
- Какие основные признаки прав вам известны?
(1.Нормативность. 2.Общеобязательность. 3. Охраняются государством
4. Является регулятором общественных отношений)
- Какие статьи Конституции РФ описывают права человека? (слайд 3)
(Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64), зачитываются самые известные статьи:
Статья 20: каждый имеет право на жизнь
Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность
Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания
Статья 29: каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом
Статья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги
Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей
Статья 38: Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Статья 40: каждый имеет право на жилище
Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Статья 43: каждый имеет право на образование
Статья 31 Конвенции о правах ребенка
1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством
- Кроме Конституции существует Декларация прав ребёнка, которая поясняет ваши права.
Потому что Конвенцией о правах ребёнка определено ,что «Ребёнком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».
Каждый из вас имеет право на:
- Имя
- Гражданство
- Надлежащее питание
- Жилище
- Медицинское обслуживание
- Здоровый рост и развитие
- Защиту от жестокости
- Выражение своих мыслей и др.
1 задание. Заполнение таблицы (слайд 4)
Попробуйте найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы (работа с интерактивной доской) ЗАПОЛНЯЮТ КАРТОЧКИ
Во время работы пользуются подсказками слайда 4
Что я делал(а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) | |
1 | Ночью спал | |
2 | Завтракал, обедал | |
3 | Смотрел телевизор | |
4 | Сходил в школу | |
5 | Лечил зубы | |
6 | Право на всестороннее развитие | |
7 | право на отдых и досуг | |
8 | право на свободу мирных собраний |
- а теперь каждая пара прочитает свои повседневные дела, поступки и права, которые при этом реализованы.
ВОЗМОЖНЫЕ Ответы детей.
Что я делал(а) сегодня | Как это связано с правами человека (какие права я реализовал) | |
1 | Ночью спал | Право на отдых и здоровье |
2 | Завтракал, обедал | Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье |
3 | Смотрел телевизор | Право на доступ к информации и СМИ |
4 | Сходил в школу | Право на образование |
5 | Лечил зубы | Право на медицинскую помощь. |
6 | Посещал кружки и секции | Право на всестороннее развитие |
7 | Играл в компьютер | право на отдых и досуг |
8 | Встречался с друзьями | право на свободу мирных собраний |
3. – А теперь поговорим об обязанностях. (слайд 5)
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.
Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.
- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?
У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.
(слайд 6) Запомните!
Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.
Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши права!
4. Применение знаний для анализа ситуаций. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Сейчас мы проанализируем несколько ситуаций и попробуем дать им правовую оценку.
Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.
Ситуация 1. (слайд 7)
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Правильный ответ:
Это административное правонарушение – МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО. Под ним понимается посягательство на общественный порядок, спокойствие населения страны. Состав мелкого хулиганства описывается в статье 158 Кодекса об административных правонарушениях. Под ним понимаются следующие действия: нецензурные слова в общественных местах; оскорбления граждан; оскорбительное приставание к людям; умышленное нанесение непристойных надписей на заборы и стены; порча памятников культуры и другие действия. В этот список входит довольно много поступков, которые нарушают установленный общественный порядок. Как правило, мелкое хулиганство – это умышленные действия, которые совершаются в присутствии других людей.
Ответственность за административные правонарушения, связанные с нарушением установленного общественного порядка, несут лица, которые достигли 16 лет. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за хулиганские действия. Это может быть административный штраф или арест (на срок до 15 суток). Решение о наложении штрафа принимает начальник ОВД либо его заместитель. Административный арест применяется судьей.
А так же предусмотрена постановка подростка, совершившего мелкое хулиганство, на учет в КДН.
Ситуация 2. (слайд 8)
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.
Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?
Правильный ответ:
Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Ситуация 3. (слайд 9)
Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, оставили мусор и ушли.
Вопрос. Какие обязанности они нарушили?
Правильный ответ:
Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
- А теперь предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1.
Мама: Женя, немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Сценка 2.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
- Разъясните Иванову его права и обязанности. (ученик обязан беречь школьное имущество)
Сценка 3.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
- Правильно ли рассуждает Петров? (обязан выполнять правила для учащихся, не нарушать права других детей на образование)
Сценка 4. НА ОСТАНОВКЕ АВТОБУСА
Витя— Пойдем, покурим?
Кирилл — Хорошо, пойдем за остановку, спрячемся. (Обращаясь к 1-му курильщику) -Ну, доставай скорей!
Витя достаёт пачку сигарет, говорит: -Представляешь, в магазине давать не хотели, пришлось у отца стащить. Узнает- убьёт.
Кирилл –Да ладно, не дрейфь, обойдется. (Закуривают)
Витя – Круто! Кто это? Кирюха, ты знаешь?
Мимо быстрым шагом идет спортсмен. Курильщики судорожно прячут за спину сигареты.
Кирилл— А, это же Иванов Сашка. Он не курит- спортсмен.
Витя- Сашка, иди сюда.
Подходит Сашка.
Саша — Привет, что вы тут делаете?
Кирилл – Курим. Не видишь что ли? Хочешь?
Саша — А зачем?
Витя – Как? Это же круто! Как взрослый!
Саша – Круто?.. Вот я первое место на соревнованиях по борьбе занял –это круто! А в воскресенье мы с отцом наперегонки бегали. И, представляешь, я обогнал! И это круто. А курить – это не круто, а глупо!!! И время теряешь, и здоровье, и деньги. Зачем…
Кирилл. –Что ты понимаешь!
Саша. – Ладно, мне на тренировку. Я побежал.
Кирилл. – Беги, беги…спортсмен.
- Какие законы, права нарушены?
- граждане обязаны:
1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака; - 3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!» (слайд 10)
Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.
ж | и | О | б | р | о | в | а |
И | З | Н | Ь | А | З | З | Н |
Н | Д | И | У | Ж | Е | А | И |
Х | И | М | В | А | Н | Б | Е |
Ы | В | Я | С | У | И | О | Т |
Д | И | Д | О | Г | Е | Х | У |
Т | Д | Л | Ь | С | Т | Ы | О |
О | У | А | Н | О | Ь | Д | Т |
ж | и | О | б | р | о | в | а |
И | З | Н | Ь | А | З | З | Н |
Н | Д | И | У | Ж | Е | А | И |
Х | И | М | В | А | Н | Б | Е |
Ы | В | Я | С | У | И | О | Т |
Д | И | Д | О | Г | Е | Х | У |
Т | Д | Л | Ь | С | Т | Ы | О |
О | У | А | Н | О | Ь | Д | Т |
Правильный ответ:
- Жизнь
- образование
- отдых
- досуг
- индивидуальность
- уважение
- имя
- заботу
слайд 11. Зная права, не нужно забывать и об обязанностях
слайд 12. Игра. Я уважаю твое право…
Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):
«Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»
Подведение итогов.
раздать памятку «Важные правила»)
Памятка «Важные правила» (слайд 13)
1. Конституции РФ (ст. 2): «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
2. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
3. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их.
13. Рефлексия
Итак, подведем итоги нашего разговора;
- Права есть, как у взрослых, так и у детей.
- Не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
- Кроме прав и обязанностей существует еще и ответственность за совершенные поступки.
- Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай права других людей!
- Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
- Мне было интересно…..
- До этого я не знал……
- В дальнейшем я буду…..
слайд 14.
Запомните: Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Желаю вам быть законопослушными, достойными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, хорошими учениками своей школы!
Литература:
- Гражданское самосознание основа мировоззрения личности методическое пособие P.M. Рогова [и др.]. М., 2000.
- Методические приемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. - С.38.
- Философский энциклопедический словарь, М., 2000г.
- Конституция РФ.
- Семейный и Гражданский кодексы.
- Конвенция о правах ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час-тренинг «Конфликты в нашей жизни».
Цели классного часа: Познавательная:1. Учащиеся должны усвоить сущность понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация», развить навыки предупреждения конфликта.Ра...
Реализация прав и обязанностей в нашей жизни
Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию.Цель:Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к пробл...
Классный час в 5 классе. "Наши права и обязанности"
классный час в 5 классе Наши права и обязанности...
Классный час в 5 классе «Наши права и обязанности»
Классный час в 5 классе «Наши права и обязанности»...
Классный час "Цифровые технологии в нашей жизни - хорошо или плохо"
Методическая разработка занятия/классного часа по теме "Цифровые технологии в нашей жизни- хорошо или плохо?" для 6 класса...
Технологическая карта классного часа Тема: «Конфликты в нашей жизни»
Цель: формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций. Формирование у воспитанников навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми....
Самоанализ классного часа Тема: «Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления»
Самоанализ классного часаТема: «Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления»Цель: формирование представления о конфликтах и способах их разрешения, рассмотрение позити...