Классный час "Родину не выбирают"
классный час (9 класс) на тему

Жежеря Ирина Евгеньевна

Личностно ориентированный классный час-размышление для 9 классов "Родину не выбирают"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.12_kl.ch_.docx38.16 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Личностно ориентированный классный час-размышление для 9 классов "Родину не выбирают"

Цели:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать каждого
  • ребёнка проблемой предстоящего диалога;
  • содействовать формированию представления учащихся о долге, мужестве, героизме, как слагаемых красоты человека;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств детей, доброты, взаимопонимания и гордости за свою Родину;
  • помочь школьникам понять и осознать очарование края, где они родились, растут,

Технологии:

  • личностно ориентированная;
  • ИКТ.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор;
  • аудиозапись песен:
  • плакаты с высказываниями: Россия! Какое хорошее слово: И "роса", и "сила", и "синее что-то": С.Есенин.

Ход классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя. Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим классный час, час-размышление "Родину не выбирают".  Наш  разговор  пойдёт о Родине (большой и малой), о патриотизме, о героических поступках и о многом другом, что связано со словом «родина». Вместе поразмышляем, проанализируем, постараемся  понять и осознать, с чего начинается Родина, что такое патриотизм, кого сегодня можно назвать патриотом, что нужно человеку, чтобы стать личностью и гражданином, каков путь к реальному обретению Родины.

Открыть же наш классный час я хотела бы отрывком песни.

Как часто пьянея средь белого дня

Я шёл наугад по весенним протокам

И Родина щёдро поила меня

Берёзовым соком, берёзовым соком.

Родину не выбирают.

Ее принимают, как мать.

Всей жизнью в нее врастают —

Попробуй потом оторвать!

Родину не выбирают.

Она — продолжение нас.

Бывает, ее проклинают,

Обидой случайной давясь.

Родину не выбирают.

О ней забывают подчас.

А надо — идут, умирают,

За эту незримую связь.

Сергей Каргашин                                                                                                                                           

Родина не всегда занимает в жизни человека почётное и важное место. Особенно тогда, когда она рядом, когда ты ею дышишь, пьёшь воду из её родников, осязаешь и ощущаешь её красоты, дышишь ежедневно её воздухом, слышишь родную речь. Но стоит только на некоторое время оказаться вдали от неё, ты видишь её во сне, вспоминаешь всё, то хорошее и даже плохое, что было с ней связано.

II. Диалог с учащимися. Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ – трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим её и дорожим ею.

- Ребята, а вы на какое место поставили бы такое понятие, как Родина?

Задание1.                                                                                                                                              - Какие ассоциации вызывает у вас это слово?  Проведите ассоциативный ряд со словом «Родина» ( На листочках запишите, прочитайте, приклейте на доску к слову «РОДИНА»)

Если скажут слово «родина», 
Сразу в памяти встаёт 
Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница 
И ромашковый бугор... 
А другим, наверно, вспомнится 
Свой родной московский двор.

И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую, 
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Кокой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом.
Песчаный берег с низким ивняков.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится.
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да. Можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
(К. Симонов, 1941)

- Как вы считаете, эти высказывания устарели или нет?

Задание 2. Допишите предложения.

Чувство Родины для меня - это:

Я думаю, что когда кто-то покидает свою Родину, то:

Если бы мне пришлось стать беженцем:

Профессиональный интерес сулил большой успех за границей, и я :

Примечание:  дети в течение 5-6 минут дописывают предложения, а затем зачитывают свои варианты. Во время выполнения задания звучит лёгкая музыка.

(Чтение и обсуждение ответов учеников)

Задание 3. Составить из слов пословицы.

Пословицы.                                                                                                                                         На чужой стороне и весна не красна

И кости плачут по родине.

Когда человек умирает на чужбине, он часто снится родственникам, оставшимся дома. Считается, что это кости плачут по родине. По этой причине его останки выкапывают на чужбине и перевозят на родину, чтобы захоронить в родной земле.

- Ребята, как вы думаете, когда кто-то уезжает за границу ради денег, карьеры, иногда по каким-то другим обстоятельствам, грустит, сожалеет о том, что оставил дом родной? Приведите примеры.

1-ый ученик. - Великий русский писатель И.С.Тургенев скончался вдали от Родины, во Франции, но завещал похоронить его в России, в Петербурге, на Волковом кладбище. Последние предсмертные слова, обращённые к Полонскому: "Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу".

2-ой ученик. - Михаил Казаков - актёр, снялся в 27 фильмах. Жил 16 лет в Израиле. Размышляет: "Что тянет в Россию? Да всё: и друзья, и знакомые, с которыми запросто можно посидеть, в любой момент позвонить, побродить по лесу, нагрянуть неожиданно в гости, "распахнуть" душу, выговориться. Да просто побыть среди своих людей!"

Выдающийся поэт Константин Бальмонт 22 года прожил в эмиграции во Франции. Он объехал весь мир, но красота чужих стран не избавляла его тоску по родине, по России. Он умер во Франции и похоронен тоже там. Однако многие русские поэты считают его великим патриотом России.

И  хотелось бы прочитать его стихотворение

Есть слово – и оно едино.

Россия. Это звук – свирель.

В нём воркованье голубино.

Я чую поле, в сердце хмель,

Позвавший птиц к весне апрель.

На иве распустились почки,

Берёза слабые листочки раскрыла.

Больше снег не враг.

Трава взошла на каждой кочке.

Заизумрудился овраг.

Тоска ли в сердце медлить злая?

Гони. Свой дух утихомирь.

Вновь с нами ласточка живая,

Заморского отверзшись края,

В родимую влюбилась ширь.

И сердце, ничего не зная.

Вновь знает нежно, как она,

Что луговая и лесная

Зовёт к раскрытости весна.

От солнца – ласка властелина,

Весь мир – одно окно лучу.

Светла в предчувствии долина,

О чём томлюсь? Чего хочу?

Всегда родимого ищу я,

Люблю разбег родных полей,

Вхожу в прогалину лесную –

Нет в мире ничего милей.

Ручьи, луга, болота, склоны,

В кустах для зайца уголок.

В пастушью дудку вдунул звоны,

Качнув подснежник. Ветерок.

Весенним дождиком омочен,

Мой край в покров весны одет,

Нерукотворно беспорочен.

Другого счастья в мире нет.

- Можем ли мы назвать его патриотом своей родины?

- Можно ли быть патриотом вне своей Родины?

- Как научиться беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю?

Ученица. - У Всеволода Троицкого есть замечательное стихотворение "Отчизна", в котором говорится, что Родину и мать не выбирают, это неразделимые понятия. Я с удовольствием прочитаю его.

               

Отчизна
Родину и мать не выбирают, - 
Родина с рождения одна.
И тому, кто Родину теряет,
До могилы грезится она.
Нет её предателям прощенья,
Нет забвенья славным сыновьям,
Нет святей её благословенья
В час сопротивления врагам.
В мирный век и в годы испытаний
С нею мы и сердцем и умом.
Да не знают страха россияне,
Защищая свой родимый дом.
Над раздольем русским, в горней сини
И плывут и тают облака,
А берёзы шепчут о России, 
Как шептали в древние века.
И текут привольно наши реки:
Так цвети и здравствуй, край родной!
Мы с тобой до смерти и навеки
Нераздельной связаны судьбой.
                            В.Троицкий

- Ребята, с какими из сёл связана ваша судьба и каким образом?

- А чем дорога вам наша станица?

Ответы учащихся.

Ученица. - Именно здесь я родилась, впервые увидела солнце, просторы голубого неба, произнесла дорогое и близкое мне слово "мама":

Ученица. - Я горжусь тем, что учусь в этой школе. Ведь она носит имя  такого замечательного педагога как Бреславцев Виктор  Васильевич. Он был бессменным директором в течение 38 лет (его биография)

Ученик. - Я люблю свою станицу, потому что это моя маленькая родина, и считаю, что нет смысла сравнивать её с другими городами и поселками. Зеленчук для меня - святое и родное место, любовь к которому я сохраню на всю свою жизнь.

Учитель: А знаете ли вы, как образовалась наша станица?

Историческая справка

Ученики:                                                                                                                               Переселенцы с Дона, из ПолтавскойХарьковской и Воронежской губерний в составе 85 семей прибыли на место будущей станицы 1 мая 1859 года. Сопровождавший их генерал Семёнов указал им место между двумя станицами, отмерил 1 кв. км. в районе нынешней СШ № 1 — это исторический центр станицы. На месте станицы рос лес, который пришлось вырубить.

Вначале станица не имела никаких укреплений. По углам станицы стояли 4 орудия, там были вышки и навесы. Один угол — нынешние улицы Больничная и Советская, другой угол — нынешние улицы Советская и Гагарина. Когда наступала ночь, то все жители шли на батареи к пушкам и там ночевали, боясь оставаться дома.

Первые жилища были примитивные: 4 столба вкапывались в землю, оплетались хворостом и обмазывались глиной, крышу крыли травой-резухой. Топили эти хаты по-чёрному, печи были без труб, позже стали пристраивать трубы к стене и выводить в сени, где и собирался весь дым.

Переселенцы стояли на государственном довольствии, как и 300 солдат с 4 пушками, сопровождавшие их и данные для охраны населения от немирных черкесов, живших за рекой Зеленчук. Хлеб и продукты получали из крепости у станицы Исправной — крепость стояла на левом берегу Зеленчука. Поле распахивали тут же, недалеко от станицы, в 2-4 км. Ездили работать на поле все вместе, под охранной солдат.

Около 2-3 лет станица не имела укреплений. Однажды среди белого дня черкесы совершили налёт на станицу, в стычке были убиты 15 переселенцев, угнано более 50 голов скота, были взяты пленные.

После этих событий начальником станицы был назначен генерал барон фон Дрейн. До этого он возглавлял станицу Сторожевую. В первую очередь перед ним встал вопрос укрепления станицы. Барон приказал рубить колья, затёсывать, обжигать на кострах и кольями вместо железных ломов и лопат (ввиду их отсутствия) ковырять землю, копать канавы. Землю выносили в полотняных сумках и ссыпали с внутренней стороны канавы, между двумя плетнями, стоявшими друг от друга на расстоянии 75 см. С внешней стороны плетня вместо колючей проволоки вплетали облепиху (называли её дереза). Канавы копали шириной 3 м, глубиной 2,5 м. Стены конусом книзу около 1,5 м шириной. На укрепление станицы были привлечены все мужчины. В течение года укрепление было построено. Ров шёл от реки по нынешней улице Больничной с северной стороны кургана (на месте кургана сейчас стоит поликлиника) до нынешней улицы Советской. Там, где сейчас улица Победы, были ворота и наблюдательная вышка. Угол улицы Интернациональной имел курган с пушкой, сторожевой вышкой. Далее ров шёл по улице Советской, долго эту улицу называли Канавой. Два других угла тоже имели укрепление с пушкой. Берег Зеленчука укреплён не был, он служил естественной преградой. На месте старого моста через Зеленчук были ворота и спуск к реке.

А сегодня наша станица является   административным центром Зеленчукского района Карачаево-Черкесии с населением — 21,0 тыс. жителей.

III. Размышление учителя.

- Родина: Удивительно и невыразимо это чувство. Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас, то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час отзвука.

И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в глухие глубины истории родной земли.

И не стоять человеку твёрдо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Сила человека от матери - родной земли, нельзя забывать это.

И, посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность, душой мы постоянно дома, на своей малой родине.

Наша малая родина – Карачаево-Черкесия, наш район, наша станица, наши сёла и аулы.

Мне хотелось бы показать мой фильм о нашем районе.

IV. Фильм  «Душа малой Родины»                                                                                                   V. Диалог.

- Ребята, мы подошли к тому, чтобы ещё раз поговорить о понятии "патриотизм".

Патриотизм - это не только любовь к Родине. Это переживание с ней её счастливых и несчастных дней.

Слова "патриот", "патриотизм" заимствованы из французского языка в эпоху Петра I (от слова "патрио"- Отечество).

В "Толковом словаре русского языка" С.И.Ожегова мы найдём следующее определение: "Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".

- Патриотами и героями не рождаются, ими становятся. Патриотические чувства закладываются и развиваются с детских лет в семье, в школе.

- Кого сегодня (в современном обществе) можно назвать патриотом?

- Что нужно человеку, чтобы стать личностью, гражданином?

VI. Создание памятки.                                                                                                                          Мы с вами в течение предыдущей недели создали  памятку

«Как стать и быть патриотом своей страны».

 Если ты хочешь быть патриотом, 

то ты должен развивать в себе следующие качества:

  1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живёшь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная.

  1. Изучай историю своей страны, её прошлое и настоящее, её радостные дни и горькие.

  1. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины и сам рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.

  1. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.

  1. Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днём, тем меньше друзей и товарищей будет рядом с тобой. Люди не любят людей всё время чем-то недовольных.

  1. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию любознательность.

  1. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живёшь.

  1. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к её судьбе, зависит её интерес к твоей судьбе.

  1. Испытывай гордость за людей, прославивших твою страну.

              10. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!

VII. Подведение итогов классного часа.

- Наш классный час подошёл к концу. Самое время подвести итоги.

- Насколько актуальна и доступна для вас была тема ("Родину не выбирают") сегодняшнего классного часа?

- Что вам особенно запомнилось, нашло отклик в ваших сердцах во время диалога, размышления?

- Довольны ли вы своим участием в сегодняшней встрече? Над чем, на ваш взгляд, ещё стоит поработать? Ваша дальнейшая деятельность, связанная с проблемой патриотического воспитания?

- Ребята, я очень благодарна вам за активное участие в разговоре-размышлении, за искреннее мнение. Желаю вам всего самого наилучшего, о чём только может мечтать человек: яркого солнца, ясного и мирного неба над головой, здоровья, счастья, добрых и верных друзей. Хочу, чтобы вы стали достойными детьми своих родителей, нашей огромной России.

И в заключение прочитаю стихотворение Зинаиды Юрчиковой "Пройдя сквозь ад, останься человеком". Пусть оно будет добрым напутствием для каждого из вас.

Пройдя сквозь ад, останься человеком
И не утрать душевной доброты.
Не прикрывайся временем да веком
И светлые не загуби мечты.
Все вытерпи потери и разлуки,
Утраченную веру обрети,
Преодолей боль тела, сердца муки.
Идти по жизни надо не ползти!
Когда вдруг слёзы душу омывают,
Ты слабости минутной не стыдись.
На свете судьбы разные бывают:
Твоя из трудных. Побеждай! Борись!
Неси ты гордо имя человека!
Не разучись надеяться, любить.
Живи мечтою будущего века
И верь, тогда ты сможешь победить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Час- размышление «РОДИНУ НЕ ВЫБИРАЮТ»

Слайд 2

Допишите предложения. Чувство Родины для меня - это: Я думаю, что когда кто-то покидает свою Родину, то: Если бы мне пришлось стать беженцем: Профессиональный интерес сулил большой успех за границей, и я :

Слайд 3

стороне на красна чужой и не весна На чужой стороне и весна не красна

Слайд 4

И плачут родине по кости И кости плачут по родине.

Слайд 5

И. С. Тургенев М. Казаков К. Бальмонт

Слайд 6

Станица Зеленчукская образована 1 мая 1859 года

Слайд 7

Станица сегодня

Слайд 8

Слова "патриот", "патриотизм" заимствованы из французского языка в эпоху Петра I (от слова " патрио "- Отечество). Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова)

Слайд 9

П амятка «Как стать и быть патриотом своей страны». Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живёшь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная. Изучай историю своей страны, её прошлое и настоящее, её радостные дни и горькие. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины и сам рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.

Слайд 10

Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днём, тем меньше друзей и товарищей будет рядом с тобой. Люди не любят людей всё время чем-то недовольных. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию любознательность. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живёшь. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к её судьбе, зависит её интерес к твоей судьбе. Испытывай гордость за людей, прославивших твою страну Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!

Слайд 11

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы выбираем"

Классный час для 9-11 классов  проводится в рамках профориентационной работы. Цель: Помощь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.Задачи:1. Повысить у учащихся знания о мире ...

Классный час «Мы выбираем ЖИЗНЬ!!!»

Классный час « Мы выбираем ЖИЗНЬ!!!» включает разнообразные формы работы с учащимися (беседу, просмотр презентации, работу над словом, выступления учащихся, творческую работу). Цель классного ча...

Классный час "Я выбираю ОАО "РЖД"

Проект направлен для старших классов. В целях информирования учащихся о профессиях связаных с железной дорогой....

Классный час "Я выбираю жизнь"

В последнее время все чаще встречаются с проблемой наркомании, особенно среди молодежи. Поэтому хотелось бы больше уделить внимание её профилактики....

Классный час «Я выбираю здоровый образ жизни»

Формировать устойчивое неприятие обучающи­мися алкоголя, наркомании, табакокурения. Про­пагандировать здоровый образ жизни....

Классный час "Мы выбираем,нас выбирают"

Классный час "Мы выбираем,нас выбирают"...

Классное руководство. Классный час: "Мы выбираем здоровье"

ТЕМА УРОКА: Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.Цели: 1. Образовательная:а) Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы.б) Изучить гиг...