Классный час "Родину не выбирают"
классный час (9 класс) на тему
Личностно ориентированный классный час-размышление для 9 классов "Родину не выбирают"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.12_kl.ch_.docx | 38.16 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Личностно ориентированный классный час-размышление для 9 классов "Родину не выбирают"
Цели:
- активизировать познавательную деятельность учащихся, заинтересовать каждого
- ребёнка проблемой предстоящего диалога;
- содействовать формированию представления учащихся о долге, мужестве, героизме, как слагаемых красоты человека;
- способствовать воспитанию патриотических чувств детей, доброты, взаимопонимания и гордости за свою Родину;
- помочь школьникам понять и осознать очарование края, где они родились, растут,
Технологии:
- личностно ориентированная;
- ИКТ.
Оборудование:
- мультимедиапроектор;
- аудиозапись песен:
- плакаты с высказываниями: Россия! Какое хорошее слово: И "роса", и "сила", и "синее что-то": С.Есенин.
Ход классного часа
I. Вступительное слово классного руководителя. Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим классный час, час-размышление "Родину не выбирают". Наш разговор пойдёт о Родине (большой и малой), о патриотизме, о героических поступках и о многом другом, что связано со словом «родина». Вместе поразмышляем, проанализируем, постараемся понять и осознать, с чего начинается Родина, что такое патриотизм, кого сегодня можно назвать патриотом, что нужно человеку, чтобы стать личностью и гражданином, каков путь к реальному обретению Родины.
Открыть же наш классный час я хотела бы отрывком песни.
Как часто пьянея средь белого дня
Я шёл наугад по весенним протокам
И Родина щёдро поила меня
Берёзовым соком, берёзовым соком.
Родину не выбирают.
Ее принимают, как мать.
Всей жизнью в нее врастают —
Попробуй потом оторвать!
Родину не выбирают.
Она — продолжение нас.
Бывает, ее проклинают,
Обидой случайной давясь.
Родину не выбирают.
О ней забывают подчас.
А надо — идут, умирают,
За эту незримую связь.
Сергей Каргашин
Родина не всегда занимает в жизни человека почётное и важное место. Особенно тогда, когда она рядом, когда ты ею дышишь, пьёшь воду из её родников, осязаешь и ощущаешь её красоты, дышишь ежедневно её воздухом, слышишь родную речь. Но стоит только на некоторое время оказаться вдали от неё, ты видишь её во сне, вспоминаешь всё, то хорошее и даже плохое, что было с ней связано.
II. Диалог с учащимися. Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ – трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим её и дорожим ею.
- Ребята, а вы на какое место поставили бы такое понятие, как Родина?
Задание1. - Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Проведите ассоциативный ряд со словом «Родина» ( На листочках запишите, прочитайте, приклейте на доску к слову «РОДИНА»)
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Кокой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом.
Песчаный берег с низким ивняков.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится.
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да. Можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
(К. Симонов, 1941)
- Как вы считаете, эти высказывания устарели или нет?
Задание 2. Допишите предложения.
Чувство Родины для меня - это:
Я думаю, что когда кто-то покидает свою Родину, то:
Если бы мне пришлось стать беженцем:
Профессиональный интерес сулил большой успех за границей, и я :
Примечание: дети в течение 5-6 минут дописывают предложения, а затем зачитывают свои варианты. Во время выполнения задания звучит лёгкая музыка.
(Чтение и обсуждение ответов учеников)
Задание 3. Составить из слов пословицы.
Пословицы. На чужой стороне и весна не красна
И кости плачут по родине.
Когда человек умирает на чужбине, он часто снится родственникам, оставшимся дома. Считается, что это кости плачут по родине. По этой причине его останки выкапывают на чужбине и перевозят на родину, чтобы захоронить в родной земле.
- Ребята, как вы думаете, когда кто-то уезжает за границу ради денег, карьеры, иногда по каким-то другим обстоятельствам, грустит, сожалеет о том, что оставил дом родной? Приведите примеры.
1-ый ученик. - Великий русский писатель И.С.Тургенев скончался вдали от Родины, во Франции, но завещал похоронить его в России, в Петербурге, на Волковом кладбище. Последние предсмертные слова, обращённые к Полонскому: "Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу".
2-ой ученик. - Михаил Казаков - актёр, снялся в 27 фильмах. Жил 16 лет в Израиле. Размышляет: "Что тянет в Россию? Да всё: и друзья, и знакомые, с которыми запросто можно посидеть, в любой момент позвонить, побродить по лесу, нагрянуть неожиданно в гости, "распахнуть" душу, выговориться. Да просто побыть среди своих людей!"
Выдающийся поэт Константин Бальмонт 22 года прожил в эмиграции во Франции. Он объехал весь мир, но красота чужих стран не избавляла его тоску по родине, по России. Он умер во Франции и похоронен тоже там. Однако многие русские поэты считают его великим патриотом России.
И хотелось бы прочитать его стихотворение
Есть слово – и оно едино.
Россия. Это звук – свирель.
В нём воркованье голубино.
Я чую поле, в сердце хмель,
Позвавший птиц к весне апрель.
На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки раскрыла.
Больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке.
Заизумрудился овраг.
Тоска ли в сердце медлить злая?
Гони. Свой дух утихомирь.
Вновь с нами ласточка живая,
Заморского отверзшись края,
В родимую влюбилась ширь.
И сердце, ничего не зная.
Вновь знает нежно, как она,
Что луговая и лесная
Зовёт к раскрытости весна.
От солнца – ласка властелина,
Весь мир – одно окно лучу.
Светла в предчувствии долина,
О чём томлюсь? Чего хочу?
Всегда родимого ищу я,
Люблю разбег родных полей,
Вхожу в прогалину лесную –
Нет в мире ничего милей.
Ручьи, луга, болота, склоны,
В кустах для зайца уголок.
В пастушью дудку вдунул звоны,
Качнув подснежник. Ветерок.
Весенним дождиком омочен,
Мой край в покров весны одет,
Нерукотворно беспорочен.
Другого счастья в мире нет.
- Можем ли мы назвать его патриотом своей родины?
- Можно ли быть патриотом вне своей Родины?
- Как научиться беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю?
Ученица. - У Всеволода Троицкого есть замечательное стихотворение "Отчизна", в котором говорится, что Родину и мать не выбирают, это неразделимые понятия. Я с удовольствием прочитаю его.
Отчизна
Родину и мать не выбирают, -
Родина с рождения одна.
И тому, кто Родину теряет,
До могилы грезится она.
Нет её предателям прощенья,
Нет забвенья славным сыновьям,
Нет святей её благословенья
В час сопротивления врагам.
В мирный век и в годы испытаний
С нею мы и сердцем и умом.
Да не знают страха россияне,
Защищая свой родимый дом.
Над раздольем русским, в горней сини
И плывут и тают облака,
А берёзы шепчут о России,
Как шептали в древние века.
И текут привольно наши реки:
Так цвети и здравствуй, край родной!
Мы с тобой до смерти и навеки
Нераздельной связаны судьбой.
В.Троицкий
- Ребята, с какими из сёл связана ваша судьба и каким образом?
- А чем дорога вам наша станица?
Ответы учащихся.
Ученица. - Именно здесь я родилась, впервые увидела солнце, просторы голубого неба, произнесла дорогое и близкое мне слово "мама":
Ученица. - Я горжусь тем, что учусь в этой школе. Ведь она носит имя такого замечательного педагога как Бреславцев Виктор Васильевич. Он был бессменным директором в течение 38 лет (его биография)
Ученик. - Я люблю свою станицу, потому что это моя маленькая родина, и считаю, что нет смысла сравнивать её с другими городами и поселками. Зеленчук для меня - святое и родное место, любовь к которому я сохраню на всю свою жизнь.
Учитель: А знаете ли вы, как образовалась наша станица?
Историческая справка
Ученики: Переселенцы с Дона, из Полтавской, Харьковской и Воронежской губерний в составе 85 семей прибыли на место будущей станицы 1 мая 1859 года. Сопровождавший их генерал Семёнов указал им место между двумя станицами, отмерил 1 кв. км. в районе нынешней СШ № 1 — это исторический центр станицы. На месте станицы рос лес, который пришлось вырубить.
Вначале станица не имела никаких укреплений. По углам станицы стояли 4 орудия, там были вышки и навесы. Один угол — нынешние улицы Больничная и Советская, другой угол — нынешние улицы Советская и Гагарина. Когда наступала ночь, то все жители шли на батареи к пушкам и там ночевали, боясь оставаться дома.
Первые жилища были примитивные: 4 столба вкапывались в землю, оплетались хворостом и обмазывались глиной, крышу крыли травой-резухой. Топили эти хаты по-чёрному, печи были без труб, позже стали пристраивать трубы к стене и выводить в сени, где и собирался весь дым.
Переселенцы стояли на государственном довольствии, как и 300 солдат с 4 пушками, сопровождавшие их и данные для охраны населения от немирных черкесов, живших за рекой Зеленчук. Хлеб и продукты получали из крепости у станицы Исправной — крепость стояла на левом берегу Зеленчука. Поле распахивали тут же, недалеко от станицы, в 2-4 км. Ездили работать на поле все вместе, под охранной солдат.
Около 2-3 лет станица не имела укреплений. Однажды среди белого дня черкесы совершили налёт на станицу, в стычке были убиты 15 переселенцев, угнано более 50 голов скота, были взяты пленные.
После этих событий начальником станицы был назначен генерал барон фон Дрейн. До этого он возглавлял станицу Сторожевую. В первую очередь перед ним встал вопрос укрепления станицы. Барон приказал рубить колья, затёсывать, обжигать на кострах и кольями вместо железных ломов и лопат (ввиду их отсутствия) ковырять землю, копать канавы. Землю выносили в полотняных сумках и ссыпали с внутренней стороны канавы, между двумя плетнями, стоявшими друг от друга на расстоянии 75 см. С внешней стороны плетня вместо колючей проволоки вплетали облепиху (называли её дереза). Канавы копали шириной 3 м, глубиной 2,5 м. Стены конусом книзу около 1,5 м шириной. На укрепление станицы были привлечены все мужчины. В течение года укрепление было построено. Ров шёл от реки по нынешней улице Больничной с северной стороны кургана (на месте кургана сейчас стоит поликлиника) до нынешней улицы Советской. Там, где сейчас улица Победы, были ворота и наблюдательная вышка. Угол улицы Интернациональной имел курган с пушкой, сторожевой вышкой. Далее ров шёл по улице Советской, долго эту улицу называли Канавой. Два других угла тоже имели укрепление с пушкой. Берег Зеленчука укреплён не был, он служил естественной преградой. На месте старого моста через Зеленчук были ворота и спуск к реке.
А сегодня наша станица является административным центром Зеленчукского района Карачаево-Черкесии с населением — 21,0 тыс. жителей.
III. Размышление учителя.
- Родина: Удивительно и невыразимо это чувство. Какую светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас, то ли в часы разлуки, то ли в счастливый час отзвука.
И человек, который в обычной жизни слышит мало и видит недалеко, волшебным образом получает в этот час предельные слух и зрение, позволяющие ему опускаться в самые заповедные дали, в глухие глубины истории родной земли.
И не стоять человеку твёрдо, не жить ему уверенно без этого чувства, без близости к деяниям и судьбам предков. Сила человека от матери - родной земли, нельзя забывать это.
И, посещая чужие земли, как бы ни восхищались мы их красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность, душой мы постоянно дома, на своей малой родине.
Наша малая родина – Карачаево-Черкесия, наш район, наша станица, наши сёла и аулы.
Мне хотелось бы показать мой фильм о нашем районе.
IV. Фильм «Душа малой Родины» V. Диалог.
- Ребята, мы подошли к тому, чтобы ещё раз поговорить о понятии "патриотизм".
Патриотизм - это не только любовь к Родине. Это переживание с ней её счастливых и несчастных дней.
Слова "патриот", "патриотизм" заимствованы из французского языка в эпоху Петра I (от слова "патрио"- Отечество).
В "Толковом словаре русского языка" С.И.Ожегова мы найдём следующее определение: "Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".
- Патриотами и героями не рождаются, ими становятся. Патриотические чувства закладываются и развиваются с детских лет в семье, в школе.
- Кого сегодня (в современном обществе) можно назвать патриотом?
- Что нужно человеку, чтобы стать личностью, гражданином?
VI. Создание памятки. Мы с вами в течение предыдущей недели создали памятку
«Как стать и быть патриотом своей страны».
Если ты хочешь быть патриотом,
то ты должен развивать в себе следующие качества:
- Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живёшь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная.
- Изучай историю своей страны, её прошлое и настоящее, её радостные дни и горькие.
- Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины и сам рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
- Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
- Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днём, тем меньше друзей и товарищей будет рядом с тобой. Люди не любят людей всё время чем-то недовольных.
- Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию любознательность.
- Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живёшь.
- Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к её судьбе, зависит её интерес к твоей судьбе.
- Испытывай гордость за людей, прославивших твою страну.
10. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
VII. Подведение итогов классного часа.
- Наш классный час подошёл к концу. Самое время подвести итоги.
- Насколько актуальна и доступна для вас была тема ("Родину не выбирают") сегодняшнего классного часа?
- Что вам особенно запомнилось, нашло отклик в ваших сердцах во время диалога, размышления?
- Довольны ли вы своим участием в сегодняшней встрече? Над чем, на ваш взгляд, ещё стоит поработать? Ваша дальнейшая деятельность, связанная с проблемой патриотического воспитания?
- Ребята, я очень благодарна вам за активное участие в разговоре-размышлении, за искреннее мнение. Желаю вам всего самого наилучшего, о чём только может мечтать человек: яркого солнца, ясного и мирного неба над головой, здоровья, счастья, добрых и верных друзей. Хочу, чтобы вы стали достойными детьми своих родителей, нашей огромной России.
И в заключение прочитаю стихотворение Зинаиды Юрчиковой "Пройдя сквозь ад, останься человеком". Пусть оно будет добрым напутствием для каждого из вас.
Пройдя сквозь ад, останься человеком
И не утрать душевной доброты.
Не прикрывайся временем да веком
И светлые не загуби мечты.
Все вытерпи потери и разлуки,
Утраченную веру обрети,
Преодолей боль тела, сердца муки.
Идти по жизни надо не ползти!
Когда вдруг слёзы душу омывают,
Ты слабости минутной не стыдись.
На свете судьбы разные бывают:
Твоя из трудных. Побеждай! Борись!
Неси ты гордо имя человека!
Не разучись надеяться, любить.
Живи мечтою будущего века
И верь, тогда ты сможешь победить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Допишите предложения. Чувство Родины для меня - это: Я думаю, что когда кто-то покидает свою Родину, то: Если бы мне пришлось стать беженцем: Профессиональный интерес сулил большой успех за границей, и я :
стороне на красна чужой и не весна На чужой стороне и весна не красна
И плачут родине по кости И кости плачут по родине.
И. С. Тургенев М. Казаков К. Бальмонт
Станица Зеленчукская образована 1 мая 1859 года
Станица сегодня
Слова "патриот", "патриотизм" заимствованы из французского языка в эпоху Петра I (от слова " патрио "- Отечество). Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова)
П амятка «Как стать и быть патриотом своей страны». Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живёшь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная. Изучай историю своей страны, её прошлое и настоящее, её радостные дни и горькие. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины и сам рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днём, тем меньше друзей и товарищей будет рядом с тобой. Люди не любят людей всё время чем-то недовольных. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию любознательность. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живёшь. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к её судьбе, зависит её интерес к твоей судьбе. Испытывай гордость за людей, прославивших твою страну Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Мы выбираем"
Классный час для 9-11 классов проводится в рамках профориентационной работы. Цель: Помощь учащимся в выборе будущей профессии и профиля обучения.Задачи:1. Повысить у учащихся знания о мире ...
Классный час «Мы выбираем ЖИЗНЬ!!!»
Классный час « Мы выбираем ЖИЗНЬ!!!» включает разнообразные формы работы с учащимися (беседу, просмотр презентации, работу над словом, выступления учащихся, творческую работу). Цель классного ча...
Классный час "Я выбираю ОАО "РЖД"
Проект направлен для старших классов. В целях информирования учащихся о профессиях связаных с железной дорогой....
Классный час "Я выбираю жизнь"
В последнее время все чаще встречаются с проблемой наркомании, особенно среди молодежи. Поэтому хотелось бы больше уделить внимание её профилактики....
Классный час «Я выбираю здоровый образ жизни»
Формировать устойчивое неприятие обучающимися алкоголя, наркомании, табакокурения. Пропагандировать здоровый образ жизни....
Классный час "Мы выбираем,нас выбирают"
Классный час "Мы выбираем,нас выбирают"...
Классное руководство. Классный час: "Мы выбираем здоровье"
ТЕМА УРОКА: Закаливание организма. Гигиена кожи, одежды, обуви.Цели: 1. Образовательная:а) Раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы.б) Изучить гиг...