Основы самоуправления ученического коллектива
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Матушкина Татьяна Ивановна

Основы самоуправления ученического коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupravlenie_klass.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Основы самоуправления ученического коллектива

Высшим органом ученического самоуправления является общее собрание учащихся, проводимое по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. Школьное ученическое собрание:

– рассматривает и утверждает перспективный план, основные направления деятельности органов ученического самоуправления на предстоящий период, ориентированные на реализацию потребностей учащихся;

– решает вопросы, связанные с помощью учащихся в управлении школой;

– обсуждает и принимает планы совместной работы органов самоуправления учащихся с педагогами, родителями, советом школы;

– формирует органы самоуправления в школе;

– вырабатывает и формулирует предложения ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

– выражает отношение учащихся к проектам школьных документов, планам и программам их осуществления;

– рассматривает и утверждает положения, правила, памятки и инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в своем коллективе, работу ответственных и уполномоченных коллективом лиц;

– заслушивает отчеты, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.

Высшим органом ученического самоуправления школы между школьными ученическими собраниями является школьный ученический совет, который созывается по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть.

Школьный ученический совет:

– координирует деятельность всех органов и объединений учащихся школы, планирует и организует внеклассную и внешкольную работу;

– организует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе;

– устанавливает шефство;

– готовит и проводит собрания или конференции учащихся школы;

– организует выпуск газет, радиопередач;

– на заседаниях обсуждает и утверждает планы подготовки и проведения важнейших школьных ученических мероприятий, заслушивает отчеты о работе комиссий, штабов, редакций и других органов самоуправления, принимает необходимые решения, заслушивает информацию и отчеты ответственных лиц самоуправления о выполнении решений школьного ученического собрания;

– решает вопросы поощрения и наказания, принимает решения об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями;

– принимает решения об использовании заработанных ученическим коллективом денег и т. д.

Высшим органом самоуправления класса и других первичных ученических коллективов и объединений является общее собрание их членов, проводимое по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.

Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями является классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.

Участие родителей в школьном самоуправлении

Высшим органом самоуправления родителей в школе являются общие собрания, созываемые по мере необходимости, но не реже 1 раза в учебный год.

В школах, в которых нет условий для работы родительского собрания, его функции выполняет школьная родительская конференция, на которую избираются делегаты в равном количестве от родителей учащихся каждого класса. Между школьными родительскими собраниями действует школьный родительский комитет, в классах – классные родительские собрания.

Социально-педагогические принципы построения модели
школьного самоуправления

Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических исследованиях, можно выделить основные принципы построения модели школьного ученического самоуправления:

1. Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данный принцип используется при позиционной, организационной, управленческой модели.

2. Модульный принцип построения модели самоуправления. Наличие у школьного самоуправления значительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет провести анализ возможных степеней взаимодействия между ними. Модульный принцип построения модели позволяет расширить границы и возможности анализа проблемы школьного ученического самоуправления.

3. Принцип структурности в построении модели школьного самоуправления. Позиционная, организационная, нормативно-правовая, управленческая модели. Структура должна выражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних изменениях условий протекания деятельности.

4. Принцип гуманизации в построении модели школьного ученического самоуправления.

5. Принцип междисциплинарности в построении модели ученического самоуправления. Указанный принцип предполагает использование содержания и методов различных научных и учебных дисциплин.

6. Принцип самоуправления в построении модели ученического самоуправления. Реализация данного принципа создает возможности конструирования своего собственного образа, проектирования жизненной траектории. (А. С. Прутченков.) 

Выделенные принципы построения модели ученического самоуправления должны определить общий путь ее создания. Необходимо, чтобы все составляющие элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность школьного, ученического самоуправления, то есть разрабатываемая модель должна отвечать всем требованиям надежности, применяемым ко всем методам научного познания.

Изучение массовой практики показывает, что большинство образовательных учреждений, имеющих школьное самоуправление, используют модель «Школьный совет».

Данная модель самоуправления основана на точном исполнении требований законодательных и локальных актов. Общее собрание участников образовательного процесса, школьный совет, общешкольное собрание учащихся, педагогический совет, собрание родителей школы – все это административные структуры, которые могут выполнять определенные самоуправленческие функции. Именно этот административный ресурс может и должен быть использован в образовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе и школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества. Данная классическая модель имеет как сильные, так и слабые стороны. Например, в ней практически не используется такой атрибут педагогики и воспитания, как игровые технологии. Прослеживается формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании и сплочении ученического коллектива

В работе представлен обмен обытом в сплочении и формировании ученического коллектива, а именно  пятиклассников,  в период адаптации. Названы некоторые формы и методы работы, применяемые мною...

Работа классного руководителя по формированию самоуправления в ученическом коллективе.

В чем состоит суть самоуправления ученического коллектива? Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса....

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

Данная методика, разработанная профессором М.И. Рожковым, позволяет определить уровень развития самоуправления в ученическом коллективе....

Мониторинг уровня развития самоуправленияв ученическом коллективе за 2016-2017уч год

Мониторинг уровня развития самоуправленияв ученическом коллективе за 2016-2017уч год...

Самоуправление как одна современных активная форм работы с ученическим коллективом

Выступление на городское методическое объединение классных руководителей...


 

Комментарии

Бажина (Разуваева) Наталья Владимировна

Кратко, лаконично, по сути. У нас тоже действует Совет общежития, в основе работы которого изложенные Вами тезисы. Спасибо!