Главные вкладки
Бажина (Разуваева) Наталья Владимировна
воспитатель в общежитии
Профессия: воспитатель в общежитии
Профессиональные интересы: методические разработки, обмен опытом
Увлечения: путешествия, хорошее кино
Регион: Иркутская область
Населенный пункт: город Ангарск
Место работы: Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/razuvaeva-natalya-vladimirovnaПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ С ПРЕКРАСНЫХ МЫСЛЕЙ.
Нет никакого высшего искусства, как
искусство воспитания. Живописец и ваятель
творят только безжизненную фигуру, а
мудрый воспитатель создает живой образ,
смотря на который, радуется Бог и люди.
Св. Иоанн Златоуст
О себе
Воспитание в третьем тысячелетии…
Каким оно должно быть? Кого воспитывать? Как воспитывать?
Прежде всего, я хочу охарактеризовать сущность понятия «воспитание».
Любопытна его этимология: в давние времена воспитательницами называли кормилиц; воспитывать означало «питать, вскармливать». В процессе многовекового развития общества и культуры этот термин приобрел иной смысл: корень «питание» означает необходимость введения в растущую и развивающуюся личность животворных соков, благодаря которым биологическое существо - человеческое дитя - становится человеком. Приставка «во-» интерпретируется как «вбирание», усвоение личностью питательных веществ, необходимых ей, чтобы состояться, самоутвердиться, стать социально активной и полезной обществу, другим людям. И обязательно - быть в ладу с самим собою, со своей совестью, а совесть - это нравственное чувство. У каждого человека оно достигло определенного уровня развития от самого мизерного до огромного, подобного солнцу с яркими лучами, идущими от сердцевины, - светлой, чистой совести. Это такие внутренние человеческие проявления и переживания, как чувство стыда, справедливости, чести и достоинства; чувство долга и ответственности; чувство уважения, дружбы и любви. И, конечно же, это широкая палитра гуманных чувств - сострадания, чувства отзывчивости, такта, порядочности, деликатности.
Давайте посмотрим на современных детей. Создается впечатление, что им некогда думать, что они не видят людей вокруг, а заняты только собой. Они жестоки, напористы в своих желаниях. «Я хочу!» - вот их лозунг.
В представлениях воспитанников о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Таким образом, среди желаний детей преобладают узколичные. У учащихся отмечается проявление негативного отношения к своему Отечеству. На каждом шагу мы сталкиваемся с упадком общества. Люди проявляют все большую отчужденность друг от друга. И в это нелегкое время нам доверили воспитание детей.
Так получилось, что свой первый педагогический опыт я получила, общаясь с восьмиклассниками, а это, как известно, подростковый период, который характеризуют как «переходный», «переломный», «критический», «трудный». С одной стороны, это хорошо: чему-то можно научиться у самих детей, приобретается большой опыт. Но с другой стороны, подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов.
В условиях современного образовательного процесса целью воспитания является человек, воспитание в человеке человека.
А дети, они совсем другие, не такие как мы… И чем старше, тем видней разница, тем трудней их принимать. Но их надо принимать именно такими. А для этого их надо понять. А чтобы понять, их надо узнать. Узнать, чтобы полюбить. Без любви воспитание невозможно! Чаще с нескрываемым интересом и любопытством надо задавать детям вопросы: «Что читают? Что модно? Что означает это новое слово?» Надо уметь разговаривать на «их языке», не допуская при этом панибратства и фамильярности. Оставаться культурным Человеком, Воспитателем, стоящим чуть-чуть выше, но так, чтобы детям захотелось подняться, дотянуться рукой до тебя. Не забудем протянуть им свою руку…
Усвоение человеческой, нравственной культуры ребенку не дается легко и сразу, поэтому необходимо помочь человеку стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия. Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс - вот те задачи, которые я поставила перед собой. Я радуюсь, когда удается пробудить лучшие чувства в ребятах, и каждой их победе.
Я помогаю ребятам воспитать в себе такие качества, как гуманизм, достоинство, трудолюбие, бережное отношение к труду людей, патриотизм, коллективизм, бережливость, волю и коммуникабельность.
Мое призвание - быть рядом с детьми, жить их заботами, быть полезной, нести им любовь и радость.
Воспитание для ребенка это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте, а для воспитателя воспитание - это тоже жизнь, вместе с ребенком. Каждый в этой жизни учится жить сам, другое дело, когда ребенка в этом поддерживает мудрый взрослый.
Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества - это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности, Человека. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.
Педагог принимает ребенка таким, каков он есть. Надо не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет. Надо постоянно помнить, что огромное воздействие на нравственное развитие личности учащегося оказывает та система отношений, которая его окружает.
Я не боюсь говорить ребенку, что у него все получается, и часто произношу слова одобрения: «молодец», «умница».
Мое воспитательское счастье - если мои ребята станут добрыми, ценящими дружбу.
Воспитатель в общежитии - кто он? Каким он должен быть, чтобы ребята считали его лидером?
Вот он пришел в общежитие… Делает объявление… Составляет график дежурства… Организует уборку, мероприятие, поход… Отвечает на звонок родителей… Воспитатель помогает наметить свой путь, выбрать увлечение, становится лучшим другом, ведет за собой…
Я уверена, что ребят должен окружать мир творчества, мир красоты. Воспитание, которое побуждает к самовоспитанию, - это и есть настоящее воспитание. В воспитании все главное.
В любой ситуации нужно уметь понять, что чувствует ребенок, чем живет и дышит. Многие беды ребенка, как мне кажется, возникают не по причине испорченности, а от неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации, а еще от ощущения огромной энергии, не находящей себе положительной цели.
Основной принцип, которым, на мой взгляд, нужно руководствоваться в воспитании подростков, - это принцип уважения, понимания их и их проблем. Как писал Леонид Радзиховский, исследователь подросткового возраста: «Уважение к личности подростка - основа успешности его изучения и воспитания».
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Говорят, что ум без книги как птица без крыльев. Не сомневайтесь, это так! Я думаю, несмотря на развитие кино, на многочисленные сериалы, книги остаются источником знаний и никогда не исчезнут. Есть книги хорошие, есть откровенный бред, но есть особенная категория - книги, которые меняют нашу жизнь. Для меня это книги, которые оставляют свой след - заставляют сопереживать, думать, мечтать. Высоко ценю творчество М. Булгакова, Л. Толстого и С. Есенина, О. Уайльда...
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты