Самоуправление как одна современных активная форм работы с ученическим коллективом
статья (8 класс)

Кулишова Ирина Николаевна

Выступление на городское методическое объединение классных руководителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоуправление является современной активной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию личностных качеств подростка, чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Слайд Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.

 Дает школьнику возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми 

Слайд     Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов.   

Задачи ученического самоуправления:

  1. Вовлекать учащихся в активную  жизнь класса через организацию различных видов деятельности.
  2. Развивать творческую индивидуальность учащихся.
  3. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять  сферы дружеских отношений.
  4. Учить защищать права  учащихся.

Слайд В развитии  самоуправления:

1-й этап развития активности – зарождение:

Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.

2-й этап развития активности - становление:

Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.

3-й этап развития активности - самосовершенствование:

Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Надо отметить, что  классным руководителем данного класса я являюсь с  5 класса, т.е.  почти пять лет. В 5 классе уровень развития самоуправления  находился на этапе становления т.е. выполняются общественные поручения, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формируются навыки самоконтроля и требовательности к себе., а сейчас соответствует этапу самосовершенствования, когда подростки сами выбирают дело и определяют пути его выполнения; проявляется творческое отношение личности к конкретному делу.

Слайд. Динамика самоуправления на разных стадиях развития коллектива (по Кабушу В.Т.)

Стадии коллектива

Первая стадия

Вторая стадия

Третья стадия

Характеристика стадии

Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе

Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива

Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления

Функции самоуправления

Исполнительская

Организаторская

Управленческая

Содержание функций

Получение задания, определение режима выполнения, составление плана выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др.

Определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов

Оценка, анализ, принятие решения, организация (планирование), контроль, регулирование

Тенденция развития самоуправления

Метод

Форма

Принцип

Элементы системы ученического самоуправления

Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др.

Учком, совет, бригады, штабы и др.

Коллективное планирование, проведение, анализ дела

Способы привлечения учащихся к самоуправлению

Назначение ответственных лиц

Выборность актива демократическим путем

Участие каждого в организации дел в порядке очередности

Позиция педагога

Учитель

Консультант

Партнер

Характер деятельности педагога

Сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у уч-ся по отношению к самоуправленческой деятельности; вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы

Передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы

Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач

     

.

.           

Модель ученического самоуправления в моем классе представлен следующими блоками:

  •   позиционный блок;
  •   организационный блок;
  •   содержательный блок;
  •   нормативно- правовой блок;
  •   технологический блок;
  •   управленческий блок.

 Позиционный блок (слайд)

     Мне и моим воспитанникам кажется, самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:

1. Равноправие – все  должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

2. Выборность – полномочия  приобретаются в результате выборов.

3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

4. Целесообразность – деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

5. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

6. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

7. Ответственность – необходимо  регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

Организационный блок

                            Структура самоуправления в нашем классе трехуровневая.

Классное ученическое собрание

        |

Совет класса

              |                       |                       |                             |                        |

председатель совета

староста

культмассовый сектор

спортивный сектор

оформительский сектор

архивариус

трудовой сектор

учебный сектор

информационный ектор

модератор

Последние два года в совет класса нами была введена должность модератора класса(это веяние времени приходится использовать возможности ПК и мобильных приложений в осуществлении координации работы совета класса и классного коллектива в целом) привести пример

Содержательный блок

    Основные функции органов ученического самоуправления класса:

                                           Классное ученическое собрание

     На классном собрании обсуждаются все вопросы жизнедеятельности нашего класса и принимаются по ним соответствующие решения. На мой взгляд, именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по всем вопросам деятельности коллектива.

     Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения  всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

     Для ведения собрания избирается председатель. Мы перешли к поочередному ведению собрания всеми учениками, и ребята успешно с этим справляются.

     Практикуются в классном коллективе не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.

Практика работы с ученическим коллективом показывает, что чаще всего проводятся собрания такого типа:
      Тематические, посвященные определенным проблемам жизнедеятельности класса.
      Рабочие, на которых обсуждаются организационные вопросы заслушиваются и анализируются выполнение общественных поручений.
       Традиционные, связанные с традициями класса, школы, района, ежегодные отчетные и выборные собрания.
      Экстренные (внеочередные), когда какие-то вопросы необходимо обсудить и решить немедленно (происшествие, требующее общей оценки, необходимость что-то срочно сделать коллективу, участие в крупномасштабной компании). Темы собраний на слайде

Периодичность классных собраний (проговорить).
Я как классный руководитель учиу ребят порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учиу демократичному проведению собраний.

Исполнительный орган самоуправления. 
Совет класса,  который представлен секторами Функции: анализ; контроль; регулирование; оценка и самооценка.

                                                      Нормативно-правовой блок

    Свою работу мы строим на основных  документах, регулирующих функционирование ученического самоуправления в нашей школе:

  •  Устав школы
  •  Правила для учащихся
  •  Положение о совете учащихся.

    В основу этих документов положены нравственные ценности, отделенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

 

Управленческий блок

    Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

    Основные функции управления:

  •  анализ;
  •  планирование;
  •  организация;
  •  контроль;
  •  регулирование;
  •  коррекция.

    Анализ осуществляем в классном коллективе на классном собрании. Рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

    Результат планирования – это ответ на вопрос «Что делать?» (в классе, в школе).

    Организация – ответ на вопросы: кто,  когда, где, с кем будет выполнять свою работу.

    Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия…

    Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а я, как классный руководитель,  оказываю лишь поддержку начинаниям школьников.

                                             Технологический блок

     Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

   

  Особо важную роль в самоуправлении играют информационные органы

     Газеты выпускаются один раз в месяц.

    

    Раз в две недели членами учебных секторов подводятся итоги учебной деятельности. Ребята принимают участие в планировании мероприятий.

Детям поручаю  следующие области школьной жизни:

  • в учебной деятельности: проверка дневников и учебников;
  • в досуговой деятельности: проведение классных и школьных вечеров, дискотек, праздников, коллективно-творческих дел, классных часов, акции;
  • в деятельность школьной прессы: выпуск газеты;
  • в спортивной деятельности: организация и   проведение спортивных мероприятий;
  • в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной территории, уборка памятников, шефская работа  

Мастер- класс Вводная часть  разделить присутствующих на 4 группы  

Ситуация. Мы во вновь созданном 10 классе.  Начало сентября , первое классное собрание. Мозговой штурм

1группа должна придумать название коллектива  с расшифровкой каждой буквы и девиз

2 группа атрибутику со значением

3 группа гимн класса

4 группа  принципы работы классного коллектива

Результат работы наносится на ватман , на котором нарисован корабль с парусами

Обыгрывается момент того, что важной частью корабля (Который символизирует классный коллектив) является парус, те органы самоуправления, которые и предстоит нам сейчас выбрать выбрать:

Первый этап игры.

Избирательная кампания. Выборы Председателя совета класса

В  начале этого этапа игры классный руководитель в ходе беседы подводит присутствующих  к осознанию того, что класс — это   маленькое классное государство со своими законами и порядками, имеет свое руководство.

 Выборы председателя совета класса класса проходят в форме деловой игры.

РАБОТА УЧИТЕЛЯ

РАБОТА УЧАЩИХСЯ

РЕЗУЛЬТАТ

День 1

  1. Объявить учащимся о необходимости провести выборы командира класса.
  2. Организовать выдвижение кандидатов (форма проведения – «мозговой штурм»). Учитель записывает на доске все выдвинутые кандидатуры.
  3. Предлагает подумать учащимся над записанными на доске кандидатурами и выбрать одну, за которую каждый будет голосовать.
  4. Проводит голосование, задавая вопрос: «Кто за то, чтобы данный человек стал кандидатом в командиры класса.»
  1. Слушают информацию о выборах
  2. Называют фамилии одноклассников, которые, по их мнению, смогут руководить классом.
  3. Обдумывают все предложенные варианты и выбирают того, за кого будут голосовать.
  4. Голосуют.

Создан список кандидатов из

 3-4  человек. В него вошли ребята, получившие после голосования большинство голосов (первые 3-4 места)

  1. Дает поручение  1-2 учащимся подготовить бюллетени для голосования

 

  1. Печатают или рисуют бюллетени, в которые вносятся фамилии кандидатов в алфавитном порядке. Количество их соответствует количеству учащихся + классный руководитель.

Бюллетени для голосования.

  1. Дает поручение кандидатам набрать себе группу поддержки, которая поможет ему провести предвыборную кампанию и подготовить выступление.
  1. Объявляет о дне выборов, к которому все должно быть готово (через 2-3 дня)
  1. Кандидаты предлагают учащимся помочь им в подготовке предвыборной кампании.

Каждый кандидат имеет свою группу поддержки

День 2 (Выборы)

  1. Объявляет о начале агитации.
  2. Проводит жеребьевку среди кандидатов, дабы определить порядок их выступлений.

  1. Группы поддержки развешивают приготовленные листовки.
  2. Группы поддержки представляют своего кандидата.
  3. Кандидат выступает перед избирателями со своей программой.

Кабинет на время превращен в площадку для выборов.

  1. Просит каждого кандидата назвать свое доверенное лицо, которое войдет в избирательную комиссию по подсчету бюллетеней.
  1. Кандидаты называют по 1 человеку.

Формирование счетной (избирательной) комиссии

  1. Раздает бюллетени и объявляет о начале голосования.
  1. Получают бюллетени и голосуют, бросая их в приготовленный ящик.
  2. Счетная комиссия подсчитывает голоса и объявляет победителя

Избран командир класса

  1. Предлагает проигравшим кандидатам занять министерские посты.
  1. Кандидаты выбирают посты министров.

Сформировано классное самоуправление

ПОЗДРАВЛЕНИЕ командиров и министров!

Показатели развития самоуправления в классе

  • Самостоятельность в принятии и реализации решений.
  • Равенство прав членов коллектива.
  • Инициативность и творчество.
  • Единство прав и обязанностей членов коллектива.
  • Единство слова и дела, действенность принимаемых решений.
  • Ответственность членов коллектива за его дела.
  • Взаимодействие коллектива и его органов самоуправления.
  • Критичность и самокритичность, самоконтроль и взаимоконтроль членов коллектива.

Методы,  используемые нами  для определения эффективности работы органов самоуправления в классном коллективе

  • Анализ  планов работы
  • Экспертная оценка  со стороны совета старшеклассников, соц. Педагога, педагогов-предметников, Зам.
  • Наблюдение  оценивает работу классного коллектива и органов самоуправления  по выработанным критериям.
  • Беседа, интервью – неформальный опрос.
  • Анкетирование, опрос.
  • Тестирование.

Презентация результатов работы органов самоуправления в моём классе (Слайды)



Предварительный просмотр:

Методика "Какой у нас коллектив"

Цель: определить степень удовлетворения своим коллективом.
Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел" (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: "Просвещение", 1986. Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог сможет определить по пятибальной шкале степень удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наш коллектив и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.



Предварительный просмотр:

Методика "Наша береза"

(по выявлению самореализации личности в классе)

Цель: определить, как и на сколько индивидуальные способности, увлечения и умения подростков реализуются в жизни своего коллектива.
Каждому ребенку выдается 3 листочка, которые потом приклеиваются к "березке" и подписываются.
Красный: какие свои знания, увлечения, таланты ты смог использовать в делах класса, в работе с младшими ребятами?
Желтый: что тебе удалось организовать; чему ты смог научить своих товарищей?
Зеленый: чему ты смог бы научить своих друзей, младших ребят; какой твой опыт, увлечения могли бы пригодиться в дальнейшем в делах класса?
При анализе результатов определяется востребованность или невостребованность коллективом индивидуальных способностей, увлечений, умений подростков, как часто становится он в позицию организатора.



Предварительный просмотр:

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
43210  1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
43210   2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
43210   3. Самостоятельно организую некоторые мероприятия в классе.
43210   4. Участвую в подведении итогов класса в определении ближайших задач.
43210 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
43210   6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
43210   7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
43210  8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
43210    9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению  общественных обязанностей.
43210  10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
43210  11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
43210 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
43210 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
43210 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий школы.
43210  15. Мы стремимся помочь представителям класса в органах самоуправления школы в решении задач, стоящих пред ними.
43210  16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
43210  17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач с другими классами и объединениями.
43210  18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
43210  19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих между ними.
43210  20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
43210  21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
43210  22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
43210  23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
43210  24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – "Да", 3 – "Скорее да, чем нет", 2 – "Трудно сказать", 1 – "Скорее нет, чем да", 0 – "Нет".

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

  1. включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);
  2. организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8);
  3. ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9, 10, 11, 12);
  4. включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13, 14, 15, 16);
  5. отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17, 18, 19, 20);
  6. ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21, 22, 23, 24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них  не превышает 0,55 то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 – высокий.



Предварительный просмотр:

Методика "Чудо – дерево"

Цель: выявление отношения каждого подростка к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
"Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.



Предварительный просмотр:

Опрос учащихся "Как прожит год?"

Для проведения опроса подготавливаются листы бумаги одинакового формата, на которых в виде таблицы расчерчены графы (№ п|п, название дела, степень участия: был организатором, выполнял задание по подготовке, был рядовым участником, был зрителем, не участвовал). Подготовить опросные листы может совет класса (редколлегия, социологическая группа). Перечень дел вписывается заранее в графу "Название дела", в каждый опросный лист.
Проведение опроса. Сначала ребятам объясняется для чего проводится опрос и как он будет проходить. Попросите каждого на своем листе написать фамилию и имя. Затем учащимся предлагается против каждого дела в одной из пяти граф поставить знак "плюс", что и будет ответом на вопрос: "Как я участвовал в делах класса?" После того, как все закончат данную работу, ребята подсчитывают, сколько у них получилось плюсов в каждой графе, и записывают результат внизу таблицы.
Обработка и анализ опроса. Все полученные ответы (плюсы) с каждого опросного листа переносятся в сводную таблицу результатов. Подсчитанное количество ответов в каждой графе по каждому делу покажет, сколько было настоящих участников того или иного дела, а скольких ребят оно совсем не коснулось Можно это выразить и в процентном отношении: 100% - число участников проса, суммы ответов по каждой графе (по вертикали) тоже переводятся в проценты. Сравнивая соотношение полученных результатов, предстает реальная картина активности каждого учащегося.
Можно проанализировать характер участия ребят в различных делах, что преобладает: активное или пассивное их участие. Сколько учащихся и сколько раз поставили плюсы в графах "Был организатором" и "Выполнял задание по подготовке?" Что это за ребята, какие имеют поручения, в каких делах они принимали активное участие. Что собой представляют ребята, принимавшие лишь пассивное участие ("Был рядовым участником", "Был зрителем") в делах, сколько их? Каков характер дел, в которых больше всего было активных участников? И наоборот, в которых большинство принимало пассивное участие. Сколько вообще было в классе дел, предполагающих действенное участие ребят, а сколько – словесного, созерцательного характера.
На основании общего анализа опроса делаются соответствующие выводы. После объявления учащимся результатов опроса, возможно совместное определение перспектив в организации жизнедеятельности класса, в т.ч. и что необходимо сделать, чтобы в делах класса участвовал каждый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с ученическим коллективом «Образование. Развитие. Участие» на 2008 – 2012 гг.

Воспитание человека нравственного, способного развить в себе определенные ценности, использовать их в повседневной жизни, формирование моральных устоев, оказание педагогической поддержки развива...

Программа воспитательной работы с ученическим коллективом на 2012-2014г.г

Программа развития ученического коллектива старшей ступени обучения. Воспитательная программа -это целостный социальный организм, который функционирует при условии взаимодействия основных компонентов ...

«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»

В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ АКТИВНЫХ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ

в статье даётся систематизация и соединение воедино знаний и собственного педагогического опыта по использованию метода проектов как одной из активных форм преподавания музыки и организации внеурочной...

Исследовательская и творческая деятельность учащихся как одна из форм работы с детским коллективом

Одно из самых важных направлений коллектива – исследовательская деятельность. Для того чтобы воссоздать колорит эпохи, народный костюм, воспроизвести песни и народные танцы, нужно обратиться к д...

Краеведение, как одна из активных форм внеурочной деятельности

Статья для выступления на РМО "Краеведение, как одна из активных форм внеурочной деятельности" нацелена на то, чтобы показать, что неоценимым   источником   развития   и ...