Самоуправление как одна современных активная форм работы с ученическим коллективом
статья (8 класс)
Выступление на городское методическое объединение классных руководителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самоуправление является современной активной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию личностных качеств подростка, чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Слайд Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.
Дает школьнику возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт, научиться сотрудничеству с людьми
Слайд Основная цель ученического самоуправления - подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов.
Задачи ученического самоуправления:
- Вовлекать учащихся в активную жизнь класса через организацию различных видов деятельности.
- Развивать творческую индивидуальность учащихся.
- Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.
- Учить защищать права учащихся.
Слайд В развитии самоуправления:
1-й этап развития активности – зарождение:
Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу.
2-й этап развития активности - становление:
Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.
3-й этап развития активности - самосовершенствование:
Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.
Надо отметить, что классным руководителем данного класса я являюсь с 5 класса, т.е. почти пять лет. В 5 классе уровень развития самоуправления находился на этапе становления т.е. выполняются общественные поручения, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формируются навыки самоконтроля и требовательности к себе., а сейчас соответствует этапу самосовершенствования, когда подростки сами выбирают дело и определяют пути его выполнения; проявляется творческое отношение личности к конкретному делу.
Слайд. Динамика самоуправления на разных стадиях развития коллектива (по Кабушу В.Т.)
Стадии коллектива | Первая стадия | Вторая стадия | Третья стадия |
Характеристика стадии | Отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе | Сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива | Наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления |
Функции самоуправления | Исполнительская | Организаторская | Управленческая |
Содержание функций | Получение задания, определение режима выполнения, составление плана выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др. | Определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов | Оценка, анализ, принятие решения, организация (планирование), контроль, регулирование |
Тенденция развития самоуправления | Метод | Форма | Принцип |
Элементы системы ученического самоуправления | Задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др. | Учком, совет, бригады, штабы и др. | Коллективное планирование, проведение, анализ дела |
Способы привлечения учащихся к самоуправлению | Назначение ответственных лиц | Выборность актива демократическим путем | Участие каждого в организации дел в порядке очередности |
Позиция педагога | Учитель | Консультант | Партнер |
Характер деятельности педагога | Сообщает учащимся знания о значении самоуправления; формирует положительные мотивы у уч-ся по отношению к самоуправленческой деятельности; вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы | Передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы | Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач |
.
.
Модель ученического самоуправления в моем классе представлен следующими блоками:
- позиционный блок;
- организационный блок;
- содержательный блок;
- нормативно- правовой блок;
- технологический блок;
- управленческий блок.
Позиционный блок (слайд)
Мне и моим воспитанникам кажется, самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:
1. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.
4. Целесообразность – деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
5. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.
6. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
7. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
Организационный блок
Структура самоуправления в нашем классе трехуровневая.
Классное ученическое собрание | ||||
| | ||||
Совет класса | ||||
| | | | | | ||||
председатель совета | староста | культмассовый сектор | спортивный сектор | оформительский сектор |
архивариус | трудовой сектор | учебный сектор | информационный ектор | модератор |
Последние два года в совет класса нами была введена должность модератора класса(это веяние времени приходится использовать возможности ПК и мобильных приложений в осуществлении координации работы совета класса и классного коллектива в целом) привести пример
Содержательный блок
Основные функции органов ученического самоуправления класса:
Классное ученическое собрание
На классном собрании обсуждаются все вопросы жизнедеятельности нашего класса и принимаются по ним соответствующие решения. На мой взгляд, именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по всем вопросам деятельности коллектива.
Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.
Для ведения собрания избирается председатель. Мы перешли к поочередному ведению собрания всеми учениками, и ребята успешно с этим справляются.
Практикуются в классном коллективе не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут). Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей формой коллективного самоуправления.
Практика работы с ученическим коллективом показывает, что чаще всего проводятся собрания такого типа:
Тематические, посвященные определенным проблемам жизнедеятельности класса.
Рабочие, на которых обсуждаются организационные вопросы заслушиваются и анализируются выполнение общественных поручений.
Традиционные, связанные с традициями класса, школы, района, ежегодные отчетные и выборные собрания.
Экстренные (внеочередные), когда какие-то вопросы необходимо обсудить и решить немедленно (происшествие, требующее общей оценки, необходимость что-то срочно сделать коллективу, участие в крупномасштабной компании). Темы собраний на слайде
Периодичность классных собраний (проговорить).
Я как классный руководитель учиу ребят порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учиу демократичному проведению собраний.
Исполнительный орган самоуправления.
Совет класса, который представлен секторами Функции: анализ; контроль; регулирование; оценка и самооценка.
Нормативно-правовой блок
Свою работу мы строим на основных документах, регулирующих функционирование ученического самоуправления в нашей школе:
- Устав школы
- Правила для учащихся
- Положение о совете учащихся.
В основу этих документов положены нравственные ценности, отделенные самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
Управленческий блок
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.
Основные функции управления:
- анализ;
- планирование;
- организация;
- контроль;
- регулирование;
- коррекция.
Анализ осуществляем в классном коллективе на классном собрании. Рабочие органы самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.
Результат планирования – это ответ на вопрос «Что делать?» (в классе, в школе).
Организация – ответ на вопросы: кто, когда, где, с кем будет выполнять свою работу.
Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседа, социометрия…
Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через самих учащихся, а я, как классный руководитель, оказываю лишь поддержку начинаниям школьников.
Технологический блок
Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.
Особо важную роль в самоуправлении играют информационные органы
Газеты выпускаются один раз в месяц.
Раз в две недели членами учебных секторов подводятся итоги учебной деятельности. Ребята принимают участие в планировании мероприятий.
Детям поручаю следующие области школьной жизни:
- в учебной деятельности: проверка дневников и учебников;
- в досуговой деятельности: проведение классных и школьных вечеров, дискотек, праздников, коллективно-творческих дел, классных часов, акции;
- в деятельность школьной прессы: выпуск газеты;
- в спортивной деятельности: организация и проведение спортивных мероприятий;
- в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной территории, уборка памятников, шефская работа
Мастер- класс Вводная часть разделить присутствующих на 4 группы
Ситуация. Мы во вновь созданном 10 классе. Начало сентября , первое классное собрание. Мозговой штурм
1группа должна придумать название коллектива с расшифровкой каждой буквы и девиз
2 группа атрибутику со значением
3 группа гимн класса
4 группа принципы работы классного коллектива
Результат работы наносится на ватман , на котором нарисован корабль с парусами
Обыгрывается момент того, что важной частью корабля (Который символизирует классный коллектив) является парус, те органы самоуправления, которые и предстоит нам сейчас выбрать выбрать:
Первый этап игры.
Избирательная кампания. Выборы Председателя совета класса
В начале этого этапа игры классный руководитель в ходе беседы подводит присутствующих к осознанию того, что класс — это маленькое классное государство со своими законами и порядками, имеет свое руководство.
Выборы председателя совета класса класса проходят в форме деловой игры.
РАБОТА УЧИТЕЛЯ | РАБОТА УЧАЩИХСЯ | РЕЗУЛЬТАТ |
День 1 | ||
|
| Создан список кандидатов из 3-4 человек. В него вошли ребята, получившие после голосования большинство голосов (первые 3-4 места) |
|
| Бюллетени для голосования. |
|
| Каждый кандидат имеет свою группу поддержки |
День 2 (Выборы) | ||
|
| Кабинет на время превращен в площадку для выборов. |
|
| Формирование счетной (избирательной) комиссии |
|
| Избран командир класса |
|
| Сформировано классное самоуправление |
ПОЗДРАВЛЕНИЕ командиров и министров! |
Показатели развития самоуправления в классе
- Самостоятельность в принятии и реализации решений.
- Равенство прав членов коллектива.
- Инициативность и творчество.
- Единство прав и обязанностей членов коллектива.
- Единство слова и дела, действенность принимаемых решений.
- Ответственность членов коллектива за его дела.
- Взаимодействие коллектива и его органов самоуправления.
- Критичность и самокритичность, самоконтроль и взаимоконтроль членов коллектива.
Методы, используемые нами для определения эффективности работы органов самоуправления в классном коллективе
- Анализ планов работы
- Экспертная оценка со стороны совета старшеклассников, соц. Педагога, педагогов-предметников, Зам.
- Наблюдение оценивает работу классного коллектива и органов самоуправления по выработанным критериям.
- Беседа, интервью – неформальный опрос.
- Анкетирование, опрос.
- Тестирование.
Презентация результатов работы органов самоуправления в моём классе (Слайды)
Предварительный просмотр:
Методика "Какой у нас коллектив"
Цель: определить степень удовлетворения своим коллективом.
Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н.Лутошкину: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел" (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: "Просвещение", 1986. Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог сможет определить по пятибальной шкале степень удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.
Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наш коллектив и почему; что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.
Предварительный просмотр:
Методика "Наша береза"
(по выявлению самореализации личности в классе)
Цель: определить, как и на сколько индивидуальные способности, увлечения и умения подростков реализуются в жизни своего коллектива.
Каждому ребенку выдается 3 листочка, которые потом приклеиваются к "березке" и подписываются.
Красный: какие свои знания, увлечения, таланты ты смог использовать в делах класса, в работе с младшими ребятами?
Желтый: что тебе удалось организовать; чему ты смог научить своих товарищей?
Зеленый: чему ты смог бы научить своих друзей, младших ребят; какой твой опыт, увлечения могли бы пригодиться в дальнейшем в делах класса?
При анализе результатов определяется востребованность или невостребованность коллективом индивидуальных способностей, увлечений, умений подростков, как часто становится он в позицию организатора.
Предварительный просмотр:
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
43210 1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
43210 2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
43210 3. Самостоятельно организую некоторые мероприятия в классе.
43210 4. Участвую в подведении итогов класса в определении ближайших задач.
43210 5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
43210 6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.
43210 7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
43210 8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
43210 9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению общественных обязанностей.
43210 10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
43210 11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
43210 12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
43210 13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
43210 14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий школы.
43210 15. Мы стремимся помочь представителям класса в органах самоуправления школы в решении задач, стоящих пред ними.
43210 16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
43210 17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач с другими классами и объединениями.
43210 18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.
43210 19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих между ними.
43210 20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
43210 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
43210 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
43210 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
43210 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.
На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – "Да", 3 – "Скорее да, чем нет", 2 – "Трудно сказать", 1 – "Скорее нет, чем да", 0 – "Нет".
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
- включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4);
- организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8);
- ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9, 10, 11, 12);
- включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13, 14, 15, 16);
- отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17, 18, 19, 20);
- ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21, 22, 23, 24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55 то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 – высокий.
Предварительный просмотр:
Методика "Чудо – дерево"
Цель: выявление отношения каждого подростка к содержанию работы класса; определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагается оценить деятельность коллектива за определенный период.
Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное яблоко – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы.
"Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.
Предварительный просмотр:
Опрос учащихся "Как прожит год?"
Для проведения опроса подготавливаются листы бумаги одинакового формата, на которых в виде таблицы расчерчены графы (№ п|п, название дела, степень участия: был организатором, выполнял задание по подготовке, был рядовым участником, был зрителем, не участвовал). Подготовить опросные листы может совет класса (редколлегия, социологическая группа). Перечень дел вписывается заранее в графу "Название дела", в каждый опросный лист.
Проведение опроса. Сначала ребятам объясняется для чего проводится опрос и как он будет проходить. Попросите каждого на своем листе написать фамилию и имя. Затем учащимся предлагается против каждого дела в одной из пяти граф поставить знак "плюс", что и будет ответом на вопрос: "Как я участвовал в делах класса?" После того, как все закончат данную работу, ребята подсчитывают, сколько у них получилось плюсов в каждой графе, и записывают результат внизу таблицы.
Обработка и анализ опроса. Все полученные ответы (плюсы) с каждого опросного листа переносятся в сводную таблицу результатов. Подсчитанное количество ответов в каждой графе по каждому делу покажет, сколько было настоящих участников того или иного дела, а скольких ребят оно совсем не коснулось Можно это выразить и в процентном отношении: 100% - число участников проса, суммы ответов по каждой графе (по вертикали) тоже переводятся в проценты. Сравнивая соотношение полученных результатов, предстает реальная картина активности каждого учащегося.
Можно проанализировать характер участия ребят в различных делах, что преобладает: активное или пассивное их участие. Сколько учащихся и сколько раз поставили плюсы в графах "Был организатором" и "Выполнял задание по подготовке?" Что это за ребята, какие имеют поручения, в каких делах они принимали активное участие. Что собой представляют ребята, принимавшие лишь пассивное участие ("Был рядовым участником", "Был зрителем") в делах, сколько их? Каков характер дел, в которых больше всего было активных участников? И наоборот, в которых большинство принимало пассивное участие. Сколько вообще было в классе дел, предполагающих действенное участие ребят, а сколько – словесного, созерцательного характера.
На основании общего анализа опроса делаются соответствующие выводы. После объявления учащимся результатов опроса, возможно совместное определение перспектив в организации жизнедеятельности класса, в т.ч. и что необходимо сделать, чтобы в делах класса участвовал каждый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА воспитательной работы с ученическим коллективом «Образование. Развитие. Участие» на 2008 – 2012 гг.
Воспитание человека нравственного, способного развить в себе определенные ценности, использовать их в повседневной жизни, формирование моральных устоев, оказание педагогической поддержки развива...
Программа воспитательной работы с ученическим коллективом на 2012-2014г.г
Программа развития ученического коллектива старшей ступени обучения. Воспитательная программа -это целостный социальный организм, который функционирует при условии взаимодействия основных компонентов ...
«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»
В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ АКТИВНЫХ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ
в статье даётся систематизация и соединение воедино знаний и собственного педагогического опыта по использованию метода проектов как одной из активных форм преподавания музыки и организации внеурочной...
Исследовательская и творческая деятельность учащихся как одна из форм работы с детским коллективом
Одно из самых важных направлений коллектива – исследовательская деятельность. Для того чтобы воссоздать колорит эпохи, народный костюм, воспроизвести песни и народные танцы, нужно обратиться к д...
Краеведение, как одна из активных форм внеурочной деятельности
Статья для выступления на РМО "Краеведение, как одна из активных форм внеурочной деятельности" нацелена на то, чтобы показать, что неоценимым источником развития и ...