ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»
рабочая программа на тему
Цель программы:
- формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры
школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;
- развитие правового самопознания;
- оптимизация познавательной деятельности;
- профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений
школьников;
- воспитание основ безопасности.
Задачи:
1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным
нравственно-правовым нормам.
2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и
педагогов.
3. Содействие повышению качества образования в области прав человека,
законопослушного поведения школьников.
4. Привитие навыков избирательного права.
5. Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений,
преступлений и асоциального поведения школьников.
6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по
правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и
школе.
7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы
прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 1»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Директор МБОУ «Гимназия № 1»
педагогического совета _________ Кривушина В.П.
«21» ноября 2016 г. Приказ № 186 от «22» ноября 2016 г.
ПРОГРАММА
по правовому воспитанию учащихся
и правовому просвещению родителей
«Твои права»
Паспорт программы
1. Наименование программы «Программа по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению их родителей» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 1» Почепского района Брянской области.
2. Нормативная база
1) Конституция Российской Федерации
2) Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»
4) Федеральный Закон РФ «Об образовании»
5) Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
3. Цель программы:
- формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры
школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;
- развитие правового самопознания;
- оптимизация познавательной деятельности;
- профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений
школьников;
- воспитание основ безопасности.
4. Задачи:
1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным
нравственно-правовым нормам.
2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и
педагогов.
3. Содействие повышению качества образования в области прав человека,
законопослушного поведения школьников.
4. Привитие навыков избирательного права.
5. Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений,
преступлений и асоциального поведения школьников.
6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по
правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и
школе.
7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы
прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
5. Целевые группы.
Программа предназначена для учащихся 1 – 11 классов, их родителей.
6. Концепция программы
Основное внимание в реализации данной программы отводится правовому просвещению учащихся, их родителей, кроме этого отдельно проводится работа с учащимися, находящимися в социально – опасном положении.
7. Сроки реализации 2016-2021 годы
8. Ожидаемые результаты
- усвоение ключевых понятий "закон", "право", "обязанности",
"правонарушения";
- формирование ценностных ориентаций: ответственность, свобода,
гуманизм, патриотизм, толерантность;
- улучшение социальной адаптации учеников в обществе с помощью
полученных знаний по праву;
- овладение конкретными правилами поведения в школе: усвоение
требований, предъявляемых ученику школой, осознание своих прав как
ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять
права.
Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Учащиеся четко должны выполнять правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у школьников должно выработаться представление о главных ценностях человека.
9. Разработчик программы
Социальный педагог МБОУ «Гимназия № 1» Федотова Е.Н.
10. В программе применяются следующие понятия:
закон – не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром;
право - совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми;
обязанность – круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения;
ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках;
правонарушение – деяние, противоречащее принятым в государстве правовым нормам, влекущее применение мер правового воздействия;
свобода – отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно – политическую жизнь и деятельность какого –нибудь класса, всего общества или его членов;
гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;
патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу;
толерантность – терпимость, переносимость чего –либо, устойчивость к воздействию.
11. Содержание программы.
Пояснительная записка
В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения.
Современные требования в области охраны прав и интересов детей направлены, прежде всего, на обеспечение справедливых и благоприятных условий развития и воспитания учеников, а также на повышенную социально-правовую защищенность детей.
В настоящее время родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях.
Безусловно, эти явления происходят не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребёнка и, следовательно, не имеют возможности реализовать её статьи в жизнь. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение. Задача педагогов познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Это можно сделать на родительском собрании, конференции, на праздниках, на совместных занятиях с детьми, путём вывешивания информации на стендах. А для знакомства детей с их правами рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, праздники, беседы, коллективное обсуждение сказок, рассказов. Задача педагогов – вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребёнка, содействовать защите прав и достоинства детей.
Кроме Конвенции о правах ребенка существует ещё ряд законодательных актов, которые защищают права и достоинство ребенка. Это Семейный кодекс РФ. Весь 4 его раздел посвящен правам и обязанностям родителей и детей, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон РФ №124, Закон РФ «О защите прав детей», Декларация прав ребёнка и другие.
Правовое просвещение школьников способствует образованию у них специфического правового понятийного аппарата мышления, при помощи которого производится отбор, классификация и переработка поступающей извне правовой информации. Формирование такого понятийного аппарата -- одна из важнейших задач правового просвещения школьников; только с его помощью можно развить способность к самостоятельному, правильному и сознательному усвоению правовых знаний. Способность правильно и сознательно воспринимать правовую информацию и явления правовой действительности составляет необходимое условие, как правовой образованности, так и правовой воспитанности личности.
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Задачи:
- знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;
- понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т.д.);
- приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений со взрослыми, старшими;
- знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в особенности правил дорожного движения); этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила, регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;
- получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).
1 КЛАСС
Мероприятия по реализации программы
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки проведения | Ответственный исполнитель |
1 КЛАСС | |||
1 | Правила вокруг нас | сентябрь | Классный руководитель |
2 | Конкурс рисунков «Я на улице» | ноябрь | Классный руководитель |
3 | Мой класс и мои друзья | декабрь | Классный руководитель |
4 | Конкурс рисунков «Мой класс» | февраль | Классный руководитель |
5 | Азбука пешехода | март | Классный руководитель |
6 | Викторина «Светофорик» | апрель | Классный руководитель |
2 КЛАСС | |||
1 | Наша школа | октябрь | Классный руководитель |
2 | Конкурс рисунков «Наша школа» | ноябрь | Классный руководитель |
3 | Дом, в котором я живу | декабрь | Классный руководитель |
4 | Конкурс рисунков «Мой двор» | февраль | Классный руководитель |
5 | Мой друг Светофор | март | Классный руководитель |
6 | Викторина «Светофорик» | апрель | Классный руководитель |
3 КЛАСС | |||
1 | Идем в гости | октябрь | Классный руководитель |
2 | Конкурс сказок «Этикет – в любимых сказках» | ноябрь | Классный руководитель |
3 | На экскурсии | декабрь | Классный руководитель |
4 | Конкурс рисунков «Мой микрорайон» | февраль | Классный руководитель |
5 | Мои помощники – дорожные знаки | март | Классный руководитель |
6 | Викторина «Светофор» | апрель | Классный руководитель |
4 КЛАСС | |||
1 | Защита прав ребенка | октябрь | Классный руководитель |
2 | Конкурс рисунков «Я рисую свои права». | ноябрь | Классный руководитель |
3 | Российская Федерация | декабрь | Классный руководитель |
4 | Конкурс сочинений «С чего начинается Родина…» | февраль | Классный руководитель |
5 | Берегись автомобиля | март | Классный руководитель |
6 | Викторина «Светофор». | апрель | Классный руководитель |
ОСНОВНАЯ ШКОЛА
Задачи:
- формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
- знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);
- приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;
- формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;
- умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
- накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере – правил для учащихся);
- получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки проведения | Ответственный исполнитель | |
Организационные мероприятия | ||||
1 | Социологический опрос учащихся «Знаю ли я свои права?». | Сентябрь | Социальный педагог | |
2 | Мониторинг занятости учащихся во внеурочное время. | В течение года | Зам. дир. по ВР., кл. руководители | |
3 | Оформление и обновление в образовательном учреждении информационно –консультационных стендов по праву. | Сентябрь | Зам. дир. по ВР., соц. педагог | |
4 | Координация взаимодействия с прокуратурой, комиссией по делам несовершеннолетних с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов. | В течение года | Зам. дир. по ВР., соц. педагог | |
5 | Участие в акции «Семья семье» | Август - сентябрь | Зам. дир. по ВР., соц . педагог, кл. руководители | |
6 | Участие в профилактической операции «Подросток». | Май – сентябрь (Согласно отдельному плану) | Зам. дир. по ВР., соц . педагог, кл. руководители | |
7 | Участие в профилактической операции «21 век – век без наркотиков». | Ноябрь(Согласно отдельному плану) | Зам. дир. по ВР., соц . педагог, кл. руководители | |
8 | Участие в акции «Семья» | Январь – март (Согласно отдельному плану) | Зам. дир. по ВР., соц . педагог, кл. руководители | |
5 КЛАСС | ||||
1 | Школьное самоуправление | октябрь | Классный руководитель | |
2 | Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы». | ноябрь | Классный руководитель | |
3 | Что такое закон и для чего он нужен | декабрь | Классный руководитель | |
4 | Викторина «Имею право». | февраль | Классный руководитель | |
5 | Уговор дороже денег | март | Классный руководитель | |
6 | Анкетирование учащихся «Я и права других людей». | апрель | Классный руководитель, соц . педагог | |
6 КЛАСС | ||||
1 | Право и свобода | октябрь | Классный руководитель | |
2 | Право и здоровье | ноябрь | Классный руководитель | |
3 | Конкурс сказок – «Сказка о правах человека». | декабрь | Классный руководитель | |
4 | Нарушения закона | февраль | Классный руководитель | |
5 | Конкурс рисунков «Подросток и закон». | март | Классный руководитель | |
6 | Тест «Мои шансы оступиться» | апрель | Социальный педагог | |
7 класс | ||||
1 | Имею право и могу им воспользоваться | октябрь | Классный руководитель | |
2 | Мое право на образование | ноябрь | Классный руководитель | |
3 | Конкурс плакатов «Мое право на образование». | декабрь | Классный руководитель | |
4 | Обязанности и ответственность | февраль | Классный руководитель | |
5 | Конкурс сочинений «Мое будущее» | март | Классный руководитель | |
6 | Викторина «Имею право». | апрель | Классный руководитель | |
8 класс | ||||
1 | Мои первые документы | октябрь | Классный руководитель | |
2 | Конкурс сочинений «Права человека и будущее России». | ноябрь | Классный руководитель | |
3 | Как не стать жертвой преступления | декабрь | Классный руководитель | |
4 | Конкурс рисунков «НЕТ школьному хулиганству». | февраль | Классный руководитель | |
5 | Моя семья | март | Классный руководитель | |
6 | Викторина «Имею право». | апрель | Классный руководитель | |
9 класс | ||||
1 | Защита права собственности | октябрь | Классный руководитель | |
2 | Право на труд | ноябрь | Классный руководитель | |
3 | От безответственности до преступления один шаг | декабрь | Классный руководитель | |
4 | Конкурс стенных газет «Не делай этого!» | февраль | Классный руководитель | |
5 | Прекрасное и безобразное в нашей жизни | март | Классный руководитель | |
6 | Конкурс сочинений «Что значит законопослушный гражданин». | апрель | Классный руководитель | |
10-11 класс | ||||
1 | Вандализм. Просто шалость или уже хулиганство? | октябрь | Классный руководитель | |
2 | Экстремизм в молодежной среде. | декабрь | Классный руководитель | |
3 | Военная служба: долг и обязанность. | март | Классный руководитель |
Работа с учащимися,
находящимися в социально – опасном положении и их родителями.
Задачи:
1. Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
2. Формирование знаний, способствующих восприятию здорового образа жизни и адекватного поведения.
3. Выявление интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения.
4. Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил
5. Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.
6. Оказание помощи семье в решении проблем воспитания, развитие социально-психологического просвещения родителей, усиление их роли в воспитании детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
- Профилактика правонарушений и наркомании.
- Профессиональная ориентация и самоопределение.
- Культурно-творческая деятельность.
- Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока дополнительного образования.
- Просветительская деятельность.
- Работа с родителями.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Профилактика правонарушений и наркомании:
- составление социальных паспортов классов и школы;
- работа Совета профилактики правонарушений и беспризорности школы; - создание банка данных на учащихся, состоящих на внутришкольном учете; - сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав,
инспекцией по делам несовершеннолетних ; - организация правовой информированности учащихся, родителей,
- работа психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного
принятия решений;
- правовое просвещение учащихся.
2. Профессиональная ориентация и самоопределение:
- проф. диагностика (анкетирование);
- проф. просвещение (беседы, встречи, экскурсии);
- проф. консультирование (работа с психологом, педагогами);
3. Культурно-творческая деятельность:
- участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях;
- музейно-экскурсионная работа;
- каникулярный отдых;
4. Блок дополнительного образования:
- привлечение учащихся, находящихся в социально – опасном положении, в
занятия в объединения блока дополнительного образования;
5. Просветительская деятельность:
- формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и
последствиям их употребления;
- социально-педагогическая диагностика различных категорий детей;
- проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления
психоактивных веществ с привлечением специалистов.
6. Работа с родителями:
- сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально
незащищённых семей, детях-инвалидах;
- консультирование с целью оказания помощи в решении в социальных,
юридических, социально-психологических вопросов;
- родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».
Тематический план родительского лектория:
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки проведения | Ответственный исполнитель |
1 | Типы семейного воспитания и ошибки воспитания Гиперсоциальное, Эгоцентричное, Тревожно-мнительное и Без любви Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей | ноябрь | Педагог психолог |
2 | Положение ребенка в семье и отношения с родителями | декабрь | Социальный педагог |
3 | Типы конфликтов и способы их преодоления | февраль | Социальный педагог |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
- формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;
- выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;
- знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;
- обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;
- приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);
- умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
- формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.
№ п/п | Наименование мероприятий | Класс | Сроки проведения | Ответственный исполнитель |
1 | Законы воспитания в семье. Какими им быть? | 1 | сентябрь | Классный руководитель |
2 | Воспитание ненасилием в семье | 2 | октябрь | Классный руководитель |
3 | Как научить сына или дочь говорить «нет» | 3 | октябрь | Классный руководитель |
4 | Детская агрессивность, ее причины и последствия | 4 | октябрь | Классный руководитель |
5 | За что ставят на учет в полицию | 5 | ноябрь | Классный руководитель |
6 | Свободное время - для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок? | 6 | ноябрь | Классный руководитель |
7 | Как уберечь подростка от насилия? | 7 | ноябрь | Классный руководитель |
8 | Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения | 8 | ноябрь | Классный руководитель |
9 | Как научится быть ответственным за свои поступки? | 9 | ноябрь | Классный руководитель |
10 | Что делать, если ваш ребенок попал в полицию? | 10 | ноябрь | Классный руководитель |
11 | Закон и ответственность родителей | 11 | ноябрь | Классный руководитель |
На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются специалисты органов внутренних дел.
Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае, если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям рекомендуется обратиться в юридические фирмы.
Родители получают данные о том, куда можно и нужно обращаться в случае непредвиденных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Конкурсная работа «Правовое просвещение или «Не имеете права!»
Работа, представленна на Московский областной смотр-конкурс результатов деятельности Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса в образовательных учреждениях, номинация: правов...
Проект «Уполномоченный по правам ребенка как основное звено правового просвещения участников образовательного процесса».
Проект«Уполномоченный по правам ребенка как основное звено правового просвещения участников образовательного процесса»....
Материалы к родительскому собранию "Роль семьи в нравственном воспитании и правовом просвещении детей"
Материалы к родительскому собранию "Роль семьи в нравственном воспитании и правовом просвещении детей"...
План проведения мероприятий по организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка в МБОУ «Будницкая ОШ» в 2015-2016 учебном году.
План проведения мероприятий....
Беседа по правовому воспитанию "Какими основными гражданскими и политическими правами обладает ребёнок?"
Беседа по правовому воспитанию...
Разработка игры-викторины по правовому воспитанию для детей начальной школы «Мои права!»
формированию правовой культуры обучающихся начальной школы, является инструментом профилактики правонарушений, дает представление о правах и обязанностях. Разработка может быть использована при провед...