Программа гражданско-правового воспитания учащихся: "Я - гражданин"
методическая разработка
Программа гражданско-правового воспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko-pravovaya_programma.docx | 48.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
гражданско-правового воспитания учащихся
МБОУ ООШ №46
« Я – ГРАЖДАНИН»
г. Хабаровск
2019г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа гражданско-правового воспитания: «Я – гражданин» |
Разработчик программы |
|
Исполнители программы |
|
Цель программы |
|
Задачи программы |
|
Формы реализации программы |
|
Сроки и этапы реализации программы | 2019 – 2020 годы |
Ожидаемые конечные результаты программы |
культуры обучающихся;
гражданско-правовом образовании несовершеннолетних;
поколения. |
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.
В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.
В общественном сознании отмечается обострением проблемы формирования духовности и духовной личности. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.
Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Современная школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
В современных условиях усиления общемировой тенденции повышения требовательности к уровню образования и воспитания на родителей налагается все больше обязанностей и ответственности по отношению к детям. Ведь семья – это основа не только физического, но и духовного, гражданского становления личности. От того, каким духовно и физически формируется в семье подрастающее поколение, зависит, как сложится отчетливая ведущая линия жизни подростка. И долг родителей – донести до детей правовые нормы, воспитать чувство уважения к законам, ответственности за свои поступки. Поэтому такая работа, как объяснение прав и обязанностей членов семьи, изучение статей основных законов Российской Федерации, разъяснение основных понятий: закон, правонарушение, преступление должна проводиться с родителями. Знания и представления о системе права, полученные ребенком в семье, должны найти подтверждение в стенах школы, от компетентных педагогов, - только в этом случае можно рассчитывать на эффективное усвоение им основных норм и правил взаимоотношений в условиях правового государства, а также прав и свобод человека.
Основанием правового образования родителей и педагогов выступает также необходимость организации их воспитательной деятельности в интересах ребёнка. В прошлом веке был принят ряд международных документов, в которых уделялось серьезное внимание вопросам признания за ребёнком права на особую защиту. Это, прежде всего, принятая в 1959г. – Декларация прав ребёнка, в 1974 – Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1985 – Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Данные документы разрабатывались с целью обеспечения детям счастливого детства. В них содержится призыв, обращенный к родителям, местным властям и национальным правительствам к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии с провозглашенными принципами.
Усиление внимания к правовому просвещению родителей и педагогов продиктовано также необходимостью решения ряда проблем в области борьбы с преступностью, религиозным экстремизмом, распространением алкоголизма и наркомании в молодежной среде, учащением случаев самоубийств и преступлений среди несовершеннолетних. Все эти и другие факторы определяют особую значимость развития системы правового страхования населения России, как условия становления правовой культуры граждан и укрепления правопорядка.
На основании вышеизложенного, целью Программы гражданско-правового образования обучающихся является: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи Программы:
- создание системы гражданско-правового воспитания учащихся;
- повышать качество гражданско-правового воспитания учащихся;
- совершенствование форм и методов работы по повышению уровня правовой культуры подростков;
- формирование у подростков уважительного отношения к праву как социальной ценности, выработка установки на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
-повышение роли психолого-педагогической службы в профилактике девиантного поведения
- оказание помощи семье в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей, организация и развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей.
Направления реализации Программы:
Воспитание в образовательных учреждениях:
- повышение ответственности классных руководителей за воспитательный процесс;
- профилактика преступности;
- профилактика наркозависимости и табакокурения;
- индивидуализация работы с детьми;
- создание гражданско-правового пространства класса, школы;
- повышение успешности вхождения воспитанников в самостоятельную жизнь;
- активизация гражданско-правового самосознания учителей, обучающихся, родителей.
Нормативно-правовая база для разработки Программы:
1. Международные документы в области прав человека:
- Всеобщая декларация прав человека (1948);
- Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года.
2. Законы Российской Федерации
- Уголовный кодекс РФ;
- Трудовой кодекс РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях;
- Декларация прав и свобод человек и гражданина;
- Конституция Российской Федерации;
- ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
- ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- ФЗ № 436 «О защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию»;
- ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды»;
3. Нормативные документы Российской Федерации в области образования
- Закон РФ «Об образовании»;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Ожидаемые конечные результаты Программы:
- создать условия для формирования гражданско-правовой
культуры обучающихся;
- укрепить взаимодействие школы и семьи в
гражданско-правовом образовании несовершеннолетних;
- активизировать педагогическую деятельность родителей;
- повысить эффективность воспитания детей и подростков.
- повышение компетентности детей и подростков в области правовых знаний;
- снижение уровня правонарушений и преступлений;
- рост социального оптимизма подрастающего
поколения.
Принципы организации гражданско-правового образования
обучающихся
Принцип гуманизма - ориентирует на понимание человека как основной ценности, предполагает выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров, пронизанных уважением к каждой личности, заботой о развитии всех её сущностных сил, признание её свободы и гражданских прав.
Принцип гражданственности – содержание образования должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости, иметь интерпретационный материал, отражающий текущие события, региональную и местную специфику.
Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования совместному уровню развития обществоведческих наук, опыту, накопленному мировой цивилизацией в области права.
Принцип преемственности. Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых. Она позволяет объединить отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира.
Принцип последовательности в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.
Принцип систематичности. Прежде всего, это обеспечивается системным построением содержания материала и установлением междисциплинарных связей.
Принцип группового обучения. Данный принцип предполагает, сто групповая форма обучения, побуждая и формируя коллективизм, является приоритетной. Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создает условия для диалога, проявления взаимопомощи, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость при благоприятных обстоятельствах учения.
Принцип сознательности и творческой активности. Соблюдение данного принципа возможно при определенном уровне аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения обучаемых. Для этого организатор правового обучения должен иметь представление о возможных формах самоуправления в учебном процессе, уметь изменять стиль взаимодействия с обучаемыми, расширяя его демократические формы в связи с большей самостоятельностью аудитории. Это предполагает отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности обучаемых, от ненужной опеки, излишнего администрирования.
МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Решению поставленных задач призвана способствовать модель гражданского образования и направления работы:
В современных условиях создание именно такой модели может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.
Предметный уровень: преподавание учебных предметов, которые способствуют формированию гражданственности личности, её нравственной и правовой культуры.
- Обществознание: формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, приверженности к демократическим ценностям; умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях.
- История: формирование патриотизма, уважение к истории и традициям разных стран и истории России, становление государственности, формирование духовно-нравственной культуры через осмысление знаменательных исторических событий.
- Литература: изучение художественной литературы позволяет в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем.
- Факультативные курсы (социальные и психологические часы): профилактика преступлений и правонарушений и употребления ПАВ, формирование ЗОЖ, коррекция девиантного поведения.
На всех уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность подростка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты. В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям
Межпредметный уровень - через весь комплекс учебных предметов, интегрированные уроки, межпредметную интеграцию, способствовать осмыслению учащимися всего объема школьных знаний, необходимых в реальной жизни, освоению средств различных наук для анализа социальных ситуаций.
- Литература и право: правовая тематика в произведениях русской литературы;
- Литература и история: история России в произведениях русской литературы;
- Русский язык и право: тексты, работа с понятийным словарём, правописание понятий и терминов; составление деловых бумаг.
- История и право (обществознание): история развития государства и права на примере истории разных стран, знакомство с историческими правовыми документами, государственная символика, воинская обязанность.
- Математика и география: законы природы и экологии, законы математики при составлении географических карт, вычисление масштаба, экономика.
- География и право: международное право, аграрное право, правовая ответственность за загрязнение окружающей среды.
- Физкультура и биология: человек, его особенности как вида, формирование здорового гражданина, безопасность жизнедеятельности человека.
- Проведение школьных предметных недель
Воспитательный уровень - привитие педагогами детям умений и навыков общения, основанного на взаимоуважении и дружелюбии, терпимости и взаимопомощи, через:
- классные часы, уроки мужества;
- внеклассных мероприятий, конкурсы рисунков, сочинений;
- акции, общешкольные мероприятия, концерты;
- экскурсии, походы;
- организация каникулярной занятости;
- работа школьного сайта;
Институциональный уровень предполагает: деятельность администрации школы (по соблюдению прав и обязанностей учащихся, учителей), педагогов и учащихся для создания школьного правового пространства; управление и самоуправление всего образовательного процесса (создание активов, групп); организация работы по правовому просвещению всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей (семинары, обучающие курсы); изучение, обобщение и распространение передового опыта учителей, классных руководителей по гражданско-правовому, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формирование научно-информационной и методической базы по вопросам духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся для использования в учебно-воспитательном процессе.
Проектный уровень: реализация общественно значимых проектов и организации КТД, связанных с совместными действиями учащихся и педагогов при взаимодействии с другими организациями города. Участие в проектной деятельности способствует социальной адаптации подростков, получению необходимых навыков гражданского правового поведения. Инициатором создания того или иного проекта могут быть учителя разных предметов, администрация школы, органы детского самоуправления.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
№п/п | Критерий успешности программы | Диагностические средства |
1 | Уровень сформированности личностных качеств гражданина у учащихся | Результаты анкетирования Наблюдения классных руководителей |
2 | Активность участия школьников в мероприятиях разного уровня | Статистический анализ Результаты участия |
3 | Уровень осознания школьниками ценности здоровья | Анализ здоровья школьников по результатам медицинских осмотров Анализ участия школьников в мероприятиях, сохраняющих и укрепляющих здоровье. |
4 | Степень формирования позитивного влияния на личность ребенка культуры семейных отношений | Результаты анкетирования Анализ включения родительской общественности в реализацию школьных программ |
5 | Уровень законопослушности | Статистический анализ, совершённых правонарушений и преступлений |
6 | Успешная социализация выпускников | Статистический анализ распределения выпускников |
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Мероприятия | Сроки |
Организационно-методические мероприятия | ||
1 | Проведение методического совета по утверждению программы «Я-гражданин России» | сентябрь |
2 | Проведение совещание классных руководителей по организации и планированию работы | сентябрь |
3 | Организация работы по реализации программы | В течение всего периода |
4 | Участие в семинарах, совещаниях, педсоветах, родительских собраний по организации работы по гражданскому воспитанию | В течение всего периода |
5 | Сбор и анализ информации по реализации программы | В течение всего периода |
6 | Формирование банка данных несовершеннолетних детей группы риска | В течение всего периода |
7 | Организация взаимодействия с организациями города и общественными организациями | В течение всего периода |
8 | Организация каникулярной занятости | Октябрь, декабрь, март, апрель |
9 | Планирование воспитательного блока по реализации программы | 1 раз в месяц |
10 | Создание банка методических разработок | В течение всего периода |
11 | Планирование на новый учебный год | август |
Традиционные школьные мероприятия | ||
1 | Торжественная линейка «День знаний» | 1 сентября |
2 | Месячник безопасности и гражданской защиты детей. Акция «Внимание дети!» -занятия по ПДД, ПБ; -оформление тематических стендов; -конкурсы рисунков; - эвакуации; - КТД «Тропа безопасности» и др. | Сентябрь - октябрь |
3 | Уроки мужества и гражданственности - Уроки памяти, посвящённые жертвам политических репрессий - День народного единства - Встреча с участниками войн в Афганистане, Чечне - День защитника отечества - День Победы | 1 раз в месяц |
4 | Экологические акции «Сохраним природу края» «Всемирный день защиты животных» «Пернатые друзья» 5-7 классы и др. | Сентябрь-октябрь. Январь |
5 | Декада правовых знаний. Игра «Имею право», Деловая игра «Я –гражданин России», Полотно мира «Многонациональная Россия» и др | Ноябрь-декабрь |
6 | Анкетирование подростков: уровень гражданской позиции | ноябрь, апрель |
7 | День защитника отечества «А ну-ка, парни» | февраль |
8 | Интеллектуальный марафон | март |
9 | «Школа - мой дом, и я хозяин в нём» (трудовой десант) | апрель |
10 | Акция «Этих дней не смолкнет слава!», посвящённая Дню Победы - классные часы; - стенгазеты, конкурс рисунков - военизированная эстафета и др. | май |
11 | Интегрированные уроки | По согласованию в течение учебного года |
12 | Благотворительные акции | В течение учебного года |
13 | Экскурсии, походы | В течение учебного года, в каникулярное время |
Мероприятия с семьей | ||
1 | Концертные программы к дню пожилого человека, к Дню матери, к 23 февраля и 8 марта, Праздничное гуляние «Масленица» | В течение учебного года |
2 | Выставка детского и родительского декоративного и изобразительного творчества. Фото-выставки. | В течение учебного года |
3 | Акция «День семьи» | ноябрь |
Мероприятия по профилактики девиантного поведения | ||
1 | Реализация профилактических программ «Стоп, держи дистанцию». «Профилактика и коррекция девиантного поведения» | В течение учебного года |
2 | Формирование банка данных учащихся, состоящих на городском, школьном учётах. | В течение учебного года |
3 | Организация каникулярной занятости | В течение учебного года |
4 | Работа школьного Совета профилактики | В течение учебного года |
Мероприятия по контролю реализации программы | ||
1 | Организация тематических проверок по реализации программы |
В течение учебного года |
2 | Сдача отчётов | |
3 | Анализ участия и результативности в мероприятиях разного уровня |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся МОУ «АСОШ № 4» на 2010 – 2014 годы
Паспорт программы Тип: Программа Наименование программы: Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Направленность: Внеклассная работа Основания для разраб...
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся МОУ Рогачевской сош
Школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Кто как не школа должна заботиться о нравственном становлении личности. На п...
ПРОГРАММА гражданско-патриотического воспитания учащихся 5 класса «Мы - дети России» 2012 – 2016 г.г.
Программа гражданско-патриотического воспитания ,разработана в 2012году для учащихся 5 класса...
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я - Гражданин и Патриот"
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у ...
программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я -гражданин России"
Цель:-возрождение в нашем обществе социальной активности, гражданской ответственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;- формирование и развитие подрастающего пок...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по культурному воспитанию учащихся школы «Мир культуры!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Дополнительная образовательная программа предметно-практической деятельности учащихся "Мир...
Программа по патриотическому воспитанию обучающихся "Стань гражданином"
Программа по патриотическому воспитанию обучающихся"Стань гражданином"...