Тема: «Укрепление семьи. Представление об идеальной семье»
классный час (10 класс) на тему

Аванесова Лариса Владимировна

Разработка классного часа для 9-11 классов.  Благополучие страны начинается с благополучия сплоченной, здоровой, полной семьи – основы и опоры государства. Передача в семье жизненного опыта, этических норм и ценностей является главным фактором стабилизации всего общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Укрепление семьи. Представление об идеальной семье»

(Развитие свойств личности, необходимых для благополучия семейных отношений. Что обеспечивает благополучие семьи?)

Важнейшая цель урока – воспитательная. Основные  задачи в рамках достижения поставленной цели:

–возвышение роли семьи, ее статуса в нашем  обществе;

– укрепление у детей чувства  благодарности к родителям за их заботу и внимание;

– усиление желания  жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.

Ход занятия

I. Вступление «Что такое семья?».

Учитель: В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «семь» и «я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом. Само число «7» само по себе особенное – оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое.

Существует древняя легенда о том, что когда-то давным-давно жили на земле большие, талантливые, сильные люди. Жили они счастливо. И позавидовал им какой-то недобрый дух, и разделил каждого из них на две половины. Одну половину сделал женщиной, а другую мужчиной. С тех пор бродят по свету разъединенные люди, ищут свою половину. Если находят, возникает очень сильное чувство – любовь, образуется семья, в семье появляются дети. Чем больше любовь, тем крепче семья. Чем крепче семья, тем счастливее дети.

Э.Асадова.

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И всё же- не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Всё перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».

Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень с одобрения родителей или без него люди создают семью.

Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной- покажет время и ваши стремления к прогнозированию будущей семьи. А какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»?

(Учащиеся называют ассоциации по цепочке - не больше двух ассоциаций.)

Мысли о семье и семейном воспитании

  • Один лишь раз приказывает царь, один лишь раз высказывает свое суждение достойный, один лишь раз выдают замуж девушку – три эти дела делают лишь раз.
  • Женщина сияет – весь дом сияет, женщина мрачна – весь дом погружен во мрак.
  • Хозяйка дома – вот что такое дом. А дом без хозяйки подобен лесу.
  • Друг, жена, слуга, рассудок и отвага познаются в беде.
  • Друг познается в беде, герой - в битве, честный - в уплате долга, жена – в бедности, родственники – в невзгодах.

( Афоризмы древнего мира)

  • Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете.

(Гесиод)

  • Лучший дом тот, в котором хозяин так же ведет себя по доброй воле, как вне дома – по воле законов.

(Биант из Приены)

  • Родства и дружбы сила велика.
  • Страшен брак по принуждению.

(Эсхил)

  • Старость одинокая все бедам беда!

(Софокл)

  • Взаимная любовь скрепляется детьми.
  • Старость не высмеивай – ведь ты идешь к ней.
  • Хорошую жену нелегко сыскать.

( Менандр)

  • Большая сила у того человека, который умеет промолчать, когда он прав.
  • Не золото нужно завещать детям, а наибольшую совестливость.

(Платон)

  •  Жить с женой – дело нелегкое, но жизнь без нее вообще невозможна.

(Катон Старший)

  •  Если хочешь быть любим, люби.

(Сенека)

И жена, и муж, и отец, и мать, и маленькие, и взрослые дети -свои, а значит, должны понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, должны беречь друг друга, люди родные оказываются врагами, как много ещё нам нужно для понимания и прощения. Как это тяжко, когда отворачиваются близкие люди, как горько их непонимание.

Веками вырабатывались те требования, которые определяют поведение всех членов семьи: мужа и жены, отца и матери, тёщи и тестя, свёкра и свекрови, невестки, зятя и других. Фактически у всех роли расписаны, а требования к членам семьи- есть основа той модели поведения, которая принята в семье. Эти требования были разными не только в разные времена, они отнюдь не одинаковы у разных народов, в разных странах и даже в разных социальных группах. Культура разных народов веками формировала обычаи и нравы, нормы взаимоотношений, составляющие основу требований к поведению всех членов семьи.

Многое осталось неизменным и до настоящего времени, но многое изменилось.

Представим себя среди гомеровских героев… Оказывается, Одиссей ценит семейную гармонию, «обеспеченную» «домашним порядком».

«Несказанное там водворяется счастье,

Где однодушно живут, сохраняя домашний порядок,

Муж и жена, благомысленным людям на радость, недобрым

Людям на зависть и горе, себе на великую славу».

Но вот что важно: муж и жена «однодушно» живут; это, по-видимому, ключевое слово, именно оно определяет ценимый Гомером характер взаимоотношений в семье. Эти качества- «взаимопонимание», «единство души»- очень нужны нам и сегодня.

Что ещё узнаём мы о той семье? Что от неё досталось нам «в наследство»?

Гомер в «Одиссее» описывает семью моногамную (один муж- одна жена), и только у Приама несколько законных жён. Жена не может протестовать против наложниц, которых было у мужчины много. Женщина должна хранить чистоту не только до свадьбы, но и после свадьбы. Осуждалась женщина, «если б, имея мать и отца, без согласья их стала,// В брак не вступивши, она обращаться с мужчинами вольно».

Даже самые знатные гомеровские женщины усердно хлопочут по хозяйству, но они могут принимать участие в мужских беседах, высказывая не только их женские, но и интеллектуальные достоинства. В семье и вне её глубоко почитается старость.

Спустя полвека после Гомера в книге древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни» ярко выражено недоверие к женщинам. Гесиод, по-видимому, не очень высокого о них мнения: «Верит, поистине, вору ночному, кто женщине верит», но в то же время он считает, что жена должна быть помощницей мужа в делах. Жена должна быть хозяйственной, работящей (красота не главное), а проверить все эти качества желательно до свадьбы. Трудно представить себе, чтобы в такой семье было «однодушие», а значит, и характер взаимоотношений и правила поведения у супругов, наверное, были более жёсткими.

Впрочем, строгость именно к женскому поведению, более узкие рамки ограничения женской свободы мы находим и у Тацита в его описаниях древних германцев.

Жену, как правило, покупали, делая подарки её семье. И относились к ней соответственно. Неверность жён наказывалась мужьями очень строго. «…Распустив изменнице волосы и раздев донага, муж в присутствии родственников выбрасывает её из своего дома и, настёгивая бичом, гонит по всей деревне; и, сколь бы красивой, молодой и богатой она ни была, ей больше не найти нового мужа»,- повествует в одном из своих произведений Тацит.

Ну как не подумать здесь о том, сколь живучи были эти «традиции». В описании отечественного семейного быта уже в нашем веке с удивлением встречаем следующие строки: «Несмотря на то что мужская неверность встречается гораздо чаще, осуждается и наказывается лишь измена жён. Наказание состояло в том, что муж впрягал жену в телегу или сани вместо лошади, заставляя вести его, и при этом бил жену плетью. Или же привязывал жену к оглобле за косы и гнал лошадь вскач». Много столетий прошло, но все те же полудикие нравы древних варваров. К сожалению, во многих наших семьях и сегодня дикие нравы наших предков дают о себе знать: грубость, бесцеремонность, пренебрежительное отношение к женщине и представление, что «только мужчина- царь природы», определяют поведение в семье.

Современные женщины очень часто сетуют на то, что прошли времена рыцарства, имея ввиду восторженность, почтительное преклонение перед женщиной, возвышенную (платоническую) любовь. Нам вряд ли стоит огорчаться из-за отсутствия подлинно рыцарского отношения к женщине, просто мы не очень хорошо представляем себе это отношение. Поэтому давайте обратимся к авторитету замечательного польского философа и специалиста в области теории и истории этики Марии Оссовской, посвятившей рыцарскому эпосу специальную работу «Рыцарский эпос и его разновидности».

Мария Оссовская считает: «Быть влюблённым относилось к числу обязанностей рыцаря… Отношение рыцаря к женщине зависело, разумеется, от того, кем она была: дамой или простолюдинкой.

Заботливость и обожание могли относиться лишь к даме из своего сословия, нередко занимавшей более высокое положение внутри этого сословия. Вопреки распространённому мнению воздыхания издалека были скорее исключением, чем правилом… Вообще-то речь шла о любви отнюдь не платонической, как правило, с чужой женой».

Существовала скорее не любовь, а игра в любовь, «нежная, утончённая и постоянная видимость любви». В браке муж был полным властелином, а рукоприкладство в этот «рыцарский век» было обычным делом. Супружеская неверность не наносила ущерба достоинствам мужчины, а женщины наказывались (в легендах эпохи) довольно сурово- сожжением на костре.

В средневековой Франции, прославившейся куртуазным служением благородной даме, где ради жеста и взгляда красавицы сражались на турнирах, где любовь и поклонение воспевались трубадурами и труверами, муж мог подвергнуть только заподозренную в неверности жену наказанию кнутом, мог погрузить её в воду в клетке, мог сослать её в монастырь.

Получается, что при беспристрастной оценке поведения многих наших мужчин (вежливых, приветливых, предупредительных с чужими женами и нетерпимых, несдержанных дома), как это ни обидно, мы тоже должны считать их рыцарями. Вряд ли стоит тяжко вздыхать о таких «рыцарях».

Эпоха Возрождения оставила нам интереснейший трактат Л.Б.Альберти «О семье»,который написан в форме беседы между отцом, дающим наставления, и пятью его сыновьями. Семья, по мнению Альберти, должна быть большой; родители, дети, потомство – все должны жить вместе. В семье царят патриархальные отношения и поэтому непререкаем авторитет отца, а также власть и право старших. Однако властвовать отец должен не страхом и принуждением, а любовью и личным примером. Отношения между домочадцами должны обеспечить в доме мир и согласие, все должны трудиться на благо семьи.

Альберти перечисляет и основные моральные заповеди, сохраняющие семью: справедливость, миролюбие, самообладание, скромность.

Альберти требует от сыновей учтивости и скромности, честности и трудолюбия.

А по отношению к жене муж должен быть воспитателем, ведь берет он жену из отчего дома юной и неопытной. Главное, что требовалось от невесты, - это невинность и умение рукодельничать. Правда, при выборе жены принималось во внимание ее происхождение и состояние. А вот от жены требовалось смотреть за домом и быть добродетельной.

Женщине «прилично» больше слушать, чем говорить, не вмешиваться в мужские дела, не требовать, чтобы муж помог в женских делах, то есть женские дела не только неподходящи, но и унизительны для мужа.

Знакомо, не правда ли, это разделение труда на женский (стирать, сумки носить, полы мыть, детей нянчить) и на мужской (пищу добывать). А вот пренебрежительное отношение к труду женскому, как «неприличному» для мужчины, за шесть веков так и не исчезло.

И еще одна сентенция Альберти, с которой, думаю, не согласится ни одна современная женщина. Жена должна нравиться только своему мужу, косметика предосудительна и бесцельна: муж-то знает свою жену без прикрас. Отец рассказывает сыновьям историю о том, как их мать нарумянилась перед венцом, чтобы лучше выглядеть. А он мягко – только так надлежит увещевать женщин – попросил ее сереть румяна. Всегда, учит отец, лучше управлять женой лаской, нежели страхом, и читает целую речь на тему борьбы с румянами, советуя женщине не бездельничать и зарабатывать естественный румянец домашними хлопотами.

Итак, у женщины Альберти не так уж много прав, подкраситься, чтобы мужу понравиться, и то нельзя. В то же время правила приличия не позволяют мужу быть грубым. С женой правила предписывают быть миролюбивым, справедливым, не терять самообладания. А это значит, что мужчина – глава, и он же несет ответственность за сохранение семьи, за мир и спокойствие в ней. Но ответственность он несет не один, а вместе с женой и матерью, трудолюбивой, добродетельной, держащейся с достоинством и не угрюмой – «веселая женщина всегда красивее».

XVI век оставил нашим соотечественникам «Домострой» - сборник правил и наставлений – итог домашней жизни наших предков.

«Домострой» определяет отношение человека к жизни: «Чего сам не любишь, того и другому не делай», отношение к дому и домочадцам, к детям, жене». «Подобает поучать мужам жен своих с любовью «благоразсудным наказанием», сказано в «Домострое». « Жену люби, чего сам делаешь, тому и жену учи: знанию и промыслу, рукоделию и домашнему обиходу, всякому порядку». Жена должна уметь и печь и варить, всякое женское рукоделие знать, хмельного питья «отнюдь не любить». А кроме того, должна жена «дом свой в добре строить и во всем ему (мужу) покоряться; и что муж накажет, то с любовью принимать и со страхом слушать и делать по его указанию».

Если жена (сын, дочь) «не слушает, не внимает и не боиться», то нужно ее «ино плетью постегать, по вине смотря» (вряд ли хозяину самому это очень любо). В то же время не прилично на людях проводить эту экзекуцию, потому следует «побитии не перед людьми», а потом непременно «поучити и пожалети». И вот еще что важно при этом: каждый должен принимать и наказание, и прощение как обязательное правило поведения – «никто не гневается: ни жена на мужа, ни муж на жену».

Дальнейшее развитие семьи и семейных отношений в буржуазном обществе, с одной стороны, характеризовалось укреплением института брака, повышением социальной роли семьи, но, с другой, даже хартия Великой французской революции – Декларация прав человека и гражданина – почти не коснулась прав женщин.

«Муж обязан оказывать покровительство жене, а жена – подчиняться мужу», - провозглашалось в Декларации. Жена должна была следовать за мужем, муж мог запретить своей жене работать, мог распоряжаться ее имуществом и читать ее письма. Основное место замужней женщины – дом, а все другие дела имеют для женщины гораздо меньшую важность, чем устройство семейного очага, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей.

Правда, женщины из народа имеют право на тяжкий труд на равнее с мужчиной (впрочем, это право было у них всегда), а буржуазная дама чаще становится разряженной куклой и «постельной принадлежностью мужа».

И все же и от женщин, и от мужчин в обществе требовалось жесткое следование этикету, моде.

Прошло еще почти два века. Члены семьи не связаны теперь так сильно имущественной зависимостью, муж и жена имеют, как правило, равные права, да и браки заключаются чаще всего по любви. Но почему же так часто сталкиваемся мы с отголосками этого дикого, варварского отношения друг к другу? Теперь уже мужчины часто жалуются на грубость, несдержанность, нетактичность женщин. Что это – реванш за вековые унижения или оборотная сторона борьбы за свои права? А может быть, просто отсутствие воспитания?

С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. В этом смысл ее жизни. Жизнь матери – это самопожертвование, самозабвение. Эти слова точнее всего характеризуют материнскую любовь.

ЧУДО МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

Беседа:

 Под музыку прочитайте высказывания о матери и материнской любви:

Н.Островский

Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать.

М.Горький

Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет человека.

В.Сухомлинский

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, — ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

СЕРДЦЕ МАТЕРИ

М.Скребцова

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...

Учитель: - Ребята, скажите, пожалуйста, какая, по-вашему, идеальная семья?

Ученик. Где относятся с уважением, не ругаются.

Ученица. Где все друг друга понимают.

Ученик. Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно.

Учительница. Где каждый старается помочь другому.

Ученик. Где родители участвуют в делах своих детей.

Учитель: Совершенно верно. Можно привести множество аргументов в пользу идеальной семьи. Потому что самое дорогое в жизни человека – семья.

Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

Р.Киплинг. «Заповедь».

Владей собой, среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех.

Пусть час не пробил, жди не уставая

Пусть лгут лжецы не снисходи до них

Умей прощать и не кажись прощая

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья

И мыслить, мысли не обожествив,

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив.

Останься тих, когда твоё же слово

Колечит плут, чтоб уловлять глупцов

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить в радостной надежде,

На карту всё, что накопил с трудом,

Всё проиграть и нищим стать как прежде

И никогда не пожалеть о том.

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно всё пусто, всё сгорело

И только Воля говорит –«иди!».

Останься прост, беседуя с царями

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и твёрд с врагами и друзьями

Пусть все в свой час считаются с тобой.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,

Тогда весь мир ты примешь во владенье

Тогда, мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК!

Занятие окончено. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока английского языка для 7 класса по теме "Идеальная семья"

Урок комбинированного типа, посвященный развитию репродуктивных речевых навков и занимает промежуточное место в разделе "Проблемы подростков". Присутствуют элементы технологии развивающего обучения....

План-конспект урока английского языка "An Ideal Family. What\'s it like?" ("Идеальная семья. Какая она?")

Урок по теме "Семья " для 7-9 классов. На уроке совершенствуется монологическая и диалогическая речь, а также развивается умение письменной речи по теме "Семья"....

Урок английского языка по сингапурской методике по теме "Идеальная семья."

Тема урока: Идеальная семья. Совершенствование УН монологической речи.Цель урока: Совершенствование УН монологической речи.Вид урока: комбинированный.Задачи урока: практические:- вспомнить необходимый...

Разработка урока английского языка в 5 классе по теме "Идеальная семья", УМК М.З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева «Enjoy English».

Цели и задачи:·         совершенствование навыков монологической речи по теме «Идеальная семья»;·         активизация ле...

урок в 5 классе по теме Идеальная семья

5 класс Unit №3 Learning more about each other.Урок 8.Тема: ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ...

Консультации для родителей "Значение музыки для укрепления здоровья будущего школьника в семье"

Состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу. Музыка помогает, когда ее слушают. Ра...

Представления о будущей семье у подростков, воспитывающихся в неполной семье.

Брошюра "Представления о будущей семье у подростков, воспитывающихся в неполной семье"...