Самоанализ воспитательной деятельности
статья на тему
Самоанализ работы классного руководителя позволяет определить основные социально – педагогические условия, благоприятствующие развитию ребенка, самоопределению его в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_vospitatelnoy_deyatelnosti.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Францева Татьяна Владимировна
Самоанализ воспитательной деятельности
Труд доктора педагогических наук Игоря Петровича Иванова “Педагогика общей заботы” стал той педагогической теорией, которая дала мне в руки “инструменты” для реализации педагогических задач. Методика коллективных творческих дел И.П.Иванова давно и успешно применяется мною в воспитательной работе. Её основные принципы:
- заботливое отношение друг к другу;
- совместная деятельность детей и взрослых (вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем);
- целесообразность (все делаем с пользой);
- творческое отношение к делу;
- моделирование (создание условий для смены позиций и ролей);
- “мажор” (положительный эмоциональный настрой).
Для успешной реализации этих принципов необходимо создать психологические и социально – педагогические условия, благоприятствующие развитию ребенка, самоопределению его в социуме. Каждый ребенок – бесценен, его становление как личности невозможно вне коллективной деятельности. Поэтому целью моей работы как классного руководителя считаю создание условий для гармоничного развития личности, ее самосовершенствования, чтобы воспитать свободного, талантливого, жизнелюбивого человека.
Для достижения цели ставлю перед собой следующие задачи:
- формирование дружного коллектива, в котором происходит всестороннее развитие личности;
- создание ситуации успеха и самореализации каждого ученика;
- развитие креативных (творческих) способностей в разнообразных видах деятельности.
В моей работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это традиции школы: существование школьной детской организации «Союз Добра и Красоты», в рамках работы которой ежегодно осуществляются познавательная, трудовая, общественная, ценностно-ориентировочная, спортивно-оздоровительная виды деятельности. Во-вторых, это родители моих учеников, без которых я не смогла бы состояться как классный руководитель.
Многие наши беды проистекают оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем, нелегком раздумье, о тревожном переживании. Часто родители заняты своими взрослыми проблемами, еще чаще они отгорожены от своих детей нежеланием принимать их беды и сомнения как серьезные, не придавая им значения, и в итоге все более отгораживаясь от самых близких и родных людей. Именно эти наблюдения и размышления привели меня к мысли о том, что надо постараться привлечь родителей ко всему, что происходит в жизни их детей за пределами дома; пусть они, по мере сил и желания, станут свидетелями и участниками праздников и будней, пусть поймут, как важно их детям видеть эту заинтересованность. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить коллектив.
К счастью, я нашла понимание у родителей своего класса, оказавшихся неравнодушными и потрясающе талантливыми людьми, а главное – заинтересованными в том, чтобы идти вместе с детьми по пути их взросления. Сколько за пять лет мы прожили вместе, как много обрели, наблюдая и участвуя во взрослении наших детей! Родители – активные помощники и участники во всех классных делах: организации походов, экскурсий, чаепитий, праздников, подарков для именинников, на 8 Марта и 23 Февраля и др.
Общение с родителями для меня не превращается в чистую формальность. Уже на первом собрании после знакомства я предлагаю им выбрать председателя родительского комитета и разделиться на пять групп по желанию. Таким образом, каждый родитель побывал в составе актива. На родительских собраниях с гордостью говорю о том, что удалось всему классу, кто отличился, защищая честь класса. Приглашаю специалистов по педагогике, психологии, провожу деловые игры, анкеты, которые помогают родителям в воспитании детей. При таком подходе родительские собрания – это диалог заинтересованных единомышленников, время вдумчивого анализа состояния дел наших детей, праздник общей нашей встречи и поэтому проблема непосещения собраний отпадает.
Классный руководитель несет ответственность за широчайший спектр жизни, деятельности и учебы своих учеников. На сегодняшний день у меня сложилось определенное понимание особой роли классного руководителя, и роль эта – защита, поддержка растущего человека в нашем неприветливом, недобром или просто равнодушном мире.
Моя задача – дать максимальную возможность всем ребятам в классе позитивно раскрыться друг перед другом – это и есть защита, поддержка юного человека в среде одноклассников. А первое средство защиты ребят – это создание коллектива.
За время существования нашего классного коллектива сложились свои собственные принципы и правила жизни.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Особую роль играет самоуправление учащихся. Развитие навыков самоуправления в нашем коллективе осуществляется через систему постоянных поручений. На сегодняшний день в классе сформирован орган ученического самоуправления «Актив класса», который планирует, осуществляет и корректирует деятельность коллектива в течение учебного года. В него входят учащиеся с активной жизненной позицией, благодаря работе которых рождаются отношения творческого сотрудничества, появились традиции, законы и заповеди жизни класса.
Правила жизни в классном коллективе
- Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
- Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
- Относиться к людским недостаткам терпимо.
- Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
- Добросовестно относиться к своим поручениям.
- Не отказывать в помощи одноклассникам.
- Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
- Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
- Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!
Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов, координирует и направляет работу которых актив класса. Практическая деятельность в составе одного из 5 секторов (сектор внутренних дел, сектор здоровья и спорта, сектор культуры и досуга, сектор заботы, пресс-сектор) способствует становлению самостоятельной и творческой личности. Для расширения сфер деятельности классного коллектива имеется ещё один структурный элемент самоуправления – сектор временных поручений, где каждый может получить новое задание.
Используемую мной методику КТД освещать не буду (по этому вопросу есть хорошая педагогическая литература), скажу только, что даже за последние два школьных года можно создать крепкий, теплый ребячий коллектив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример самоанализа воспитательной работы школы
Основной тенденцией воспитательной работы школы является формирование у учащихся активной жизненной позиции и системы ценностных ориентиров, усиление гражданско-патри...
План самоанализа воспитательной деятельности педагога – воспитателя
План самоанализа воспитательной деятельности педагога – воспитателя...
Самоанализ управленческой деятельности по теме: «Мониторинг как способ управления качеством учебно-воспитательного процесса»
Сегодня проблемы, связанные с деятельностью образовательных учреждений, резко углубились. В современных социальных условиях образовательные учреждения вынуждены одновременно ставить и решать три групп...
Самоанализ воспитательной деятельности педагога – воспитателя
Самоанализвоспитательной деятельности педагога – воспитателя...
Самоанализ результативности использования инновационных технологий в воспитательной деятельности
Предлагаемый самоанализ классного руководителя содержит не только реализуемые воспитательные методики и технологии, показатели эффективности реализации, но и результативность их использования в воспит...
Самоанализ воспитательной деятельности педагога внеурочной деятельности
Деятельность школьника в рамках Вашего курса внеурочной деятельности дает ему возможность для самореализации...