Методическая разработка классного часа на тему:"Борись за культуру речи" 5 класс коррекционной школы VIII вида.
классный час (5 класс) на тему

Мажар Наталья Владимировна

    Методическая разработка  классного  часа  посвящена   культуре речи. Речь – драгоценный дар, с которым нужно  обращаться бережно и умело. В живой речи , как в зеркале, отражается человек, его культура, его отношение к тому , что он говорит.Данный классный час проводится с использованием интерактивной доски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

       КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

    « БОРИСЬ ЗА КУЛЬТУРУ РЕЧИ!»

ЦЕЛЬ:  - развитие культуры общения;

             - воспитание любви и уважения к родному языку.

ФОРМА: ситуативный практикум.

ЭПИГРАФ: « Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту

                     языка есть борьба за орудие культуры…»

                                                                                    (М. Горький)

ОФОРМЛЕНИЕ:  - использование интерактивной доски;

                               - высказывания о русском языке;

                               - портреты:  М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина,

                                 Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя и др..

                              - фоном звучит русская народная песня «Родина»

                               (Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля.

                                Это – русское раздолье! Это- русская земля!..)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ   ЭТАП.

Для подготовки классного часа необходимо заранее подобрать высказывания великих русских  мыслителей , писателей и поэтов о русском языке и написать плакаты; развесить портреты; подготовить фоновую музыку и магнитофон или компьютер. Ребятам раздать стихи для заучивания наизусть. Распределить роли для подготовки сценок из различных жизненных ситуаций ,подобрать костюмы и отрепетировать. Подобрать игровые задания из занимательной грамматики. Из цветного картона вырезать много звёздочек для поощрения за правильный ответ.

                           ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Звучит мелодия песни «Родина»,затем ученица читает отрывок из стихотворения А.Яшина  «Русский язык»:

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ,

                     многолик,

Как держава наша, могуч.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Все великие русские мыслители ,писатели и поэты горячо любили свою отчизну и высоко ценили свой родной язык.

Ребята! Наш классный час о культуре речи. Речь – драгоценный дар, с которым нужно  обращаться бережно и умело. В живой речи , как в зеркале, отражается человек, его культура, его отношение к тому , что он говорит.

Например,если кто-то скажет: « У меня ухи болят» или « Бежи к их дому», значит,он плохо владеет русским языком и у него низкий уровень культуры.

-Кстати, а как надо правильно сказать, кто отредактирует?  

 Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы каждый вас мог понять. Чтобы не было у вас  во рту каши, какая была у Саши:

УЧЕНИЦА читает стихотворение С.Михалкова «Сашина каша».

Живёт на свете Саша.

Во рту у Саши каша-

НЕ рисовая каша,

Не гречневая каша,

Не манка,

Не овсянка

На сладком молоке.

   С утра во рту у Саши

   Слова простые наши

   На русском языке.

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно,

Красиво,чисто, ясно-

Как люди говорят,-

Наш Саша так корёжит,

Что сам понять не  может.

Произнесёт словечко-

И сам тому не рад!

Он скажет: « До свидания».

А слышится : «До здания».

Он спросит: « Где калоши?»

А слышно: «Это лошадь?»

Когда он вслух читает,

Поймёшь едва-едва;

И буквы он глотает,

И целые слова.

Он так спешит с налёта

Прочесть.спросить, сказать,

Как будто тонет кто-то,

А он бежит спасать…

Он может,но не хочет

За речью последить.

Нам нужен переводчик

Его переводить!

УЧИТЕЛЬ: Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обыкновенные слова могут стать грубыми и обидными. Послушайте, как мальчик Кирилл разговаривал со своей  сестрой:

СЦЕНКА ( участвуют 2 ученика).

Сестра:  Здравствуй, Кирилл.

Кирилл:  ( снисходительно).Здрасьте.

Сестра:  Кирилл, сходи за водой. И вот ещё к тебе просьба: наколи дров.

Кирилл: (недовольно). Вот ещё!

Сестра: Ну, пожалуйста, не тяни, а то я не успею рубашку тебе постирать.

Кирилл: Ну и , пожалуйста!

Сестра: Кирилл, подумай, что ты говоришь. Мне очень надо поскорее освободиться.

Кирилл: Подумаешь, очень надо…

(Оба уходят).

УЧИТЕЛЬ:  Одно из требований, которое предъявляется к устной речи, - это правильное литературное произношение. Ребята! Посмотрите на доску и скажите, как правильно надо произносить данные слова:

                                                     Его

                                             сегодня

                                             купаться

                                                     что

                                             конечно

                                             скворешник

УЧИТЕЛЬ: Ребята, для проведения следующей игры, которая называется «ДИКТОР», вам нужно разделиться на 2 команды и выделить по 1 представителю.

(На доске  в 2 столбика записаны одни и те же слова, но не по порядку, в них нужно поставить ударения и прочитать):

Алфавит                                                 была

Договор                                                 взяла

Документ                                              ремень

Досуг                                                     портфель

Поняла                                                  торты                              

Километр                                              магазин

Была                                                      алфавит

Взяла                                                     договор

Ремень                                                  документ

Портфель                                             досуг

Торты                                                   поняла

Магазин                                                километр.

УЧИТЕЛЬ: Говорить правильно, красиво- это значит не только соблюдать правила произношения, но и употреблять слова в нужной  грамматической форме, правильно строить предложения,подбирать нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать свои мысли. Иначе, у вас может появиться болезнь, какой болел ПЕТЯ КРУТИЛКИН.

СЦЕНКА ( 2  ученика):

Доктор:  На что жалуетесь ,молодой человек?

Петя: Захворал я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерёт.

Доктор: Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим. (Ставит Пете термометр).А в каком классе учитесь ,молодой человек?

Петя: В пятом «БЫ».

Доктор: В пятом «БЫ»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…

Доктор: Жутко и весело! Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно. Особенно девчонки жмут… Их учительница в пух и прах хвалит…

Доктор: Порядочек…Железно… (Берёт у Пети           термометр). Ну-ка , открой рот. (Петя открывает рот, высовывает язык) Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот  он.  ( Извлекает из стола                          и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.

(Доктор и Петя уходят).

УЧИТЕЛЬ:

-Какие слова в сценке звучат нелепо?

(ужасно дружно; жутко весело).

Ребята,слова: -УЖАСНО;

                       -ЖУТКО ;

                      -СТРАШНО-

Обозначают тяжёлые, гнетущие чувства и их нельзя использовать для оценки положительных явлений.

-  А теперь выполним такое задание (2 варианта), поэтому работаем в 2-х командах.  Из данных слов необходимо составить пословицу (каждой команде свою) и объяснить её смысл.

1-ый вариант:   воробей ,не, Слово,вылетит,что ,поймаешь.

2-ой вариант:  хорошо, речь, Умную,слушать, и.

(1.Слово,что воробей- вылетит не поймаешь.

2.Умную речь хорошо и слушать.)

УЧИТЕЛЬ: Большой вред наносят языку слова-сорняки, они делают речь смешной и бессмысленной.Например, у Чехова  в одной из пьес читаем такое:

Помещик Чубуков встречает гостью словами:

«Голубушка моя! Я так рад и прочее, вот именно и тому подобное»

Или: упавшему в обморок гостю, он пытается  дать воды и восклицает:

«Выпейте! Нет, не пьёт… Значит, умер и тому подобное».

- Ребята, назовите в этой реплике слова-сорняки?

(вот именно и тому подобное)

-А какие слова-паразиты вы используете в своей речи?

 (ну, вот ,значит,и-и идр..)

УЧИТЕЛЬ: Проверим вашу смекалку: « КТО БЫСТРЕЕ»  разгадает ребусы?

ПЕ                    ДЕРЕ                       40 А                       КА «мышь»

  Л

ЗАДАНИЕ:     Данные слова поставь во множественном числе:

ОСА-

КОЗА-

ЧЕЛОВЕК-

ДОМ-

СТОЛ-

МУКА-

ЗАДАНИЕ: К данным словам подбери пары мужского рода:

МЕДВЕДИЦА-

КОЗА-

МУХА-

УТКА-

ГУСЫНЯ-

ОСА-

ШМЕЛЬ-

     ЗАДАНИЕ:  В пустые клетки надо вписать существительные 2-го склонения:  1. музыкальный инструмент (ударный);

   2.русская народная одежда (женская);

   3.когда животные в пустыне идут друг за другом).

(барабан,сарафан,караван)

…..А…..А….А

….А….А…..А

….А….А…..А

УЧИТЕЛЬ: Ребята! Вы сегодня поработали  на славу и стали настоящими друзьями русского языка. Великий писатель И.С.Тургенев называл наш язык великим могучим, правдивым и свободным. Он призывал беречь «чистоту языка, как святыню».

1-й ученик: Язык свободный, мудрый и простой

                    Нам поколения в наследство подарили!

2-й ученик: Крылов и Пушкин,Чехов и Толстой

                    Его в своих твореньях сохранили.

3-й ученик: Язык писателей нам служит образцом,

                    Он мудростью народною отмечен!

4-й ученик: Овладевайте русским языком!

                     Боритесь за культуру речи!

(Опять звучит мелодия песни «Родина»).

                    Л И Т Е Р А Т У Р А:

1.Александрович Н.Ф. Внеклассная работа  по русскому языку.-

  3-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Нар асвета, 1982,- (Б-ка учителя рус.яз.).

2.Касаткина Н.А.  Уроки знаний. Классные часы (беседы, диспут, игра,                

  устный журнал, литературно-музыкальная композиция). 3-8 классы.

  Волгоград: Учитель, 2005.

3. Лукашук М.П.Занимательный материал по русскому языку,3-5 клас-

  сы, Мн.: Нар. Асвета, 1980.

4.Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах /Под ред. Г.Н.Сибирцовой.-

   Ростов н/Д: Феникс,  2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...

Тематическое планирование уроков физической культуры 5 класс коррекционной школы VIII вида

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена на основе Программы  специальных  (коррекцион...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Обобщающий урок по теме "Ягодные кустарники" в 6 классе коррекционной школы VIII вида

Урок проводился в 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Ягодные кустарники».  Тип урока: систематизация , обобщение знаний и способов деятельности. Цель урока: обобщение знаний учащихся...

Методическая разработка классного часа на тему: «Я выбираю профессию» 8 КЛАСС

Классный час проводился после профориентационной экскурсии.Цель: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение ...

Разработка урока по письму и развитию речи для 6 класса коррекционной школы VIII вида "Повторение по теме "Имя существительное"

Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное" и включает в себя разнообразные задания, способствующие актуализации полученных знаний и их закреплению; предлагаются различн...