Методическая разработка классного часа на тему:"Борись за культуру речи" 5 класс коррекционной школы VIII вида.
классный час (5 класс) на тему
Методическая разработка классного часа посвящена культуре речи. Речь – драгоценный дар, с которым нужно обращаться бережно и умело. В живой речи , как в зеркале, отражается человек, его культура, его отношение к тому , что он говорит.Данный классный час проводится с использованием интерактивной доски.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:
« БОРИСЬ ЗА КУЛЬТУРУ РЕЧИ!»
ЦЕЛЬ: - развитие культуры общения;
- воспитание любви и уважения к родному языку.
ФОРМА: ситуативный практикум.
ЭПИГРАФ: « Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту
языка есть борьба за орудие культуры…»
(М. Горький)
ОФОРМЛЕНИЕ: - использование интерактивной доски;
- высказывания о русском языке;
- портреты: М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина,
Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя и др..
- фоном звучит русская народная песня «Родина»
(Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля.
Это – русское раздолье! Это- русская земля!..)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Для подготовки классного часа необходимо заранее подобрать высказывания великих русских мыслителей , писателей и поэтов о русском языке и написать плакаты; развесить портреты; подготовить фоновую музыку и магнитофон или компьютер. Ребятам раздать стихи для заучивания наизусть. Распределить роли для подготовки сценок из различных жизненных ситуаций ,подобрать костюмы и отрепетировать. Подобрать игровые задания из занимательной грамматики. Из цветного картона вырезать много звёздочек для поощрения за правильный ответ.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Звучит мелодия песни «Родина»,затем ученица читает отрывок из стихотворения А.Яшина «Русский язык»:
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ,
многолик,
Как держава наша, могуч.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Все великие русские мыслители ,писатели и поэты горячо любили свою отчизну и высоко ценили свой родной язык.
Ребята! Наш классный час о культуре речи. Речь – драгоценный дар, с которым нужно обращаться бережно и умело. В живой речи , как в зеркале, отражается человек, его культура, его отношение к тому , что он говорит.
Например,если кто-то скажет: « У меня ухи болят» или « Бежи к их дому», значит,он плохо владеет русским языком и у него низкий уровень культуры.
-Кстати, а как надо правильно сказать, кто отредактирует?
Слова в разговоре следует произносить ясно и отчётливо, чтобы каждый вас мог понять. Чтобы не было у вас во рту каши, какая была у Саши:
УЧЕНИЦА читает стихотворение С.Михалкова «Сашина каша».
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша-
НЕ рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,чисто, ясно-
Как люди говорят,-
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может.
Произнесёт словечко-
И сам тому не рад!
Он скажет: « До свидания».
А слышится : «До здания».
Он спросит: « Где калоши?»
А слышно: «Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва;
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налёта
Прочесть.спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Он может,но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить!
УЧИТЕЛЬ: Очень важно, каким тоном говорит человек. Иногда самые обыкновенные слова могут стать грубыми и обидными. Послушайте, как мальчик Кирилл разговаривал со своей сестрой:
СЦЕНКА ( участвуют 2 ученика).
Сестра: Здравствуй, Кирилл.
Кирилл: ( снисходительно).Здрасьте.
Сестра: Кирилл, сходи за водой. И вот ещё к тебе просьба: наколи дров.
Кирилл: (недовольно). Вот ещё!
Сестра: Ну, пожалуйста, не тяни, а то я не успею рубашку тебе постирать.
Кирилл: Ну и , пожалуйста!
Сестра: Кирилл, подумай, что ты говоришь. Мне очень надо поскорее освободиться.
Кирилл: Подумаешь, очень надо…
(Оба уходят).
УЧИТЕЛЬ: Одно из требований, которое предъявляется к устной речи, - это правильное литературное произношение. Ребята! Посмотрите на доску и скажите, как правильно надо произносить данные слова:
Его
сегодня
купаться
что
конечно
скворешник
УЧИТЕЛЬ: Ребята, для проведения следующей игры, которая называется «ДИКТОР», вам нужно разделиться на 2 команды и выделить по 1 представителю.
(На доске в 2 столбика записаны одни и те же слова, но не по порядку, в них нужно поставить ударения и прочитать):
Алфавит была
Договор взяла
Документ ремень
Досуг портфель
Поняла торты
Километр магазин
Была алфавит
Взяла договор
Ремень документ
Портфель досуг
Торты поняла
Магазин километр.
УЧИТЕЛЬ: Говорить правильно, красиво- это значит не только соблюдать правила произношения, но и употреблять слова в нужной грамматической форме, правильно строить предложения,подбирать нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать свои мысли. Иначе, у вас может появиться болезнь, какой болел ПЕТЯ КРУТИЛКИН.
СЦЕНКА ( 2 ученика):
Доктор: На что жалуетесь ,молодой человек?
Петя: Захворал я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерёт.
Доктор: Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим. (Ставит Пете термометр).А в каком классе учитесь ,молодой человек?
Петя: В пятом «БЫ».
Доктор: В пятом «БЫ»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…
Доктор: Жутко и весело! Гм… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно. Особенно девчонки жмут… Их учительница в пух и прах хвалит…
Доктор: Порядочек…Железно… (Берёт у Пети термометр). Ну-ка , открой рот. (Петя открывает рот, высовывает язык) Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он. ( Извлекает из стола и показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить.
(Доктор и Петя уходят).
УЧИТЕЛЬ:
-Какие слова в сценке звучат нелепо?
(ужасно дружно; жутко весело).
Ребята,слова: -УЖАСНО;
-ЖУТКО ;
-СТРАШНО-
Обозначают тяжёлые, гнетущие чувства и их нельзя использовать для оценки положительных явлений.
- А теперь выполним такое задание (2 варианта), поэтому работаем в 2-х командах. Из данных слов необходимо составить пословицу (каждой команде свою) и объяснить её смысл.
1-ый вариант: воробей ,не, Слово,вылетит,что ,поймаешь.
2-ой вариант: хорошо, речь, Умную,слушать, и.
(1.Слово,что воробей- вылетит не поймаешь.
2.Умную речь хорошо и слушать.)
УЧИТЕЛЬ: Большой вред наносят языку слова-сорняки, они делают речь смешной и бессмысленной.Например, у Чехова в одной из пьес читаем такое:
Помещик Чубуков встречает гостью словами:
«Голубушка моя! Я так рад и прочее, вот именно и тому подобное»
Или: упавшему в обморок гостю, он пытается дать воды и восклицает:
«Выпейте! Нет, не пьёт… Значит, умер и тому подобное».
- Ребята, назовите в этой реплике слова-сорняки?
(вот именно и тому подобное)
-А какие слова-паразиты вы используете в своей речи?
(ну, вот ,значит,и-и идр..)
УЧИТЕЛЬ: Проверим вашу смекалку: « КТО БЫСТРЕЕ» разгадает ребусы?
ПЕ ДЕРЕ 40 А КА «мышь»
Л
ЗАДАНИЕ: Данные слова поставь во множественном числе:
ОСА-
КОЗА-
ЧЕЛОВЕК-
ДОМ-
СТОЛ-
МУКА-
ЗАДАНИЕ: К данным словам подбери пары мужского рода:
МЕДВЕДИЦА-
КОЗА-
МУХА-
УТКА-
ГУСЫНЯ-
ОСА-
ШМЕЛЬ-
ЗАДАНИЕ: В пустые клетки надо вписать существительные 2-го склонения: 1. музыкальный инструмент (ударный);
2.русская народная одежда (женская);
3.когда животные в пустыне идут друг за другом).
(барабан,сарафан,караван)
…..А…..А….А
….А….А…..А
….А….А…..А
УЧИТЕЛЬ: Ребята! Вы сегодня поработали на славу и стали настоящими друзьями русского языка. Великий писатель И.С.Тургенев называл наш язык великим могучим, правдивым и свободным. Он призывал беречь «чистоту языка, как святыню».
1-й ученик: Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили!
2-й ученик: Крылов и Пушкин,Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
3-й ученик: Язык писателей нам служит образцом,
Он мудростью народною отмечен!
4-й ученик: Овладевайте русским языком!
Боритесь за культуру речи!
(Опять звучит мелодия песни «Родина»).
Л И Т Е Р А Т У Р А:
1.Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку.-
3-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Нар асвета, 1982,- (Б-ка учителя рус.яз.).
2.Касаткина Н.А. Уроки знаний. Классные часы (беседы, диспут, игра,
устный журнал, литературно-музыкальная композиция). 3-8 классы.
Волгоград: Учитель, 2005.
3. Лукашук М.П.Занимательный материал по русскому языку,3-5 клас-
сы, Мн.: Нар. Асвета, 1980.
4.Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах /Под ред. Г.Н.Сибирцовой.-
Ростов н/Д: Феникс, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"
Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и методами, является нестандартный урок. Как показывает опыт, нетрадиционный уро...
Тематическое планирование уроков физической культуры 5 класс коррекционной школы VIII вида
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена на основе Программы специальных (коррекцион...
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...
Обобщающий урок по теме "Ягодные кустарники" в 6 классе коррекционной школы VIII вида
Урок проводился в 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Ягодные кустарники». Тип урока: систематизация , обобщение знаний и способов деятельности. Цель урока: обобщение знаний учащихся...
Методическая разработка классного часа по теме: «Береги здоровье смолоду!» (2 класс)
Классный час «Береги здоровье смолоду!» - 2 класс...
Методическая разработка классного часа на тему: «Я выбираю профессию» 8 КЛАСС
Классный час проводился после профориентационной экскурсии.Цель: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение ...
Разработка урока по письму и развитию речи для 6 класса коррекционной школы VIII вида "Повторение по теме "Имя существительное"
Данный урок проводится после изучения темы "Имя существительное" и включает в себя разнообразные задания, способствующие актуализации полученных знаний и их закреплению; предлагаются различн...