Работа классного руководителя с педагогически запущенными детьми младшего подросткового возраста
статья на тему
Цель работы – выявить наиболее эффективные формы и методы совместной работы школы и семьи по предупреждению педагогической запущенности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnyy_rebyonok.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Работа классного руководителя с педагогически запущенными детьми младшего подросткового возраста
Автор: Лаврентьева Ирина Валерьевна классный руководитель 6 класса МБОУ СОШ №5 г.Вязники
Большинство родителей и учителей желают своим детям, ученикам только хорошего, поменьше невзгод, тревог, болезней и стараются оберегать, удерживать от плохих поступков, вредных привычек, дурных примеров, неблагоприятного влияния улицы. Очень часто эти действия рассогласованы: родители – одно, а учитель, школа – другое. Рассогласованность действий приводит к росту беспризорности, хулиганства, и это факт, факт современной жизни.
Главной целью воспитательной работы в нашей школе является создание условий для выявления и развития способностей каждого ученика, овладения школьниками ключевыми компетенциями, необходимыми им для успешной социализации и самореализации.
В своей работе я постоянно осуществляю поиск эффективных форм воспитания и обучения учащихся. Всё новое, передовое преломляю по-своему, корректирую и применяю в работе, исходя из целесообразности, состава класса и своей личности, своих убеждений. Я убеждена, что у каждого ребёнка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Актуальностью данной темы является то, что несмотря на общий внешний рост экономического благополучия большинства семей, массу законов о семье и правах ребенка количество проблемных и, в том числе, педагогически запущенных детей не становится меньше. Поэтому в работе дана попытка объединить работу школы, учителя, семьи по предупреждению педагогической запущенности детей и найти наиболее реальные пути совместной работы.
Цель работы – выявить наиболее эффективные формы и методы совместной работы школы и семьи по предупреждению педагогической запущенности детей.
Гипотеза: Совместная работа школы и семьи по предупреждению педагогической запущенности детей будет эффективна лишь в том случае, если:
- классный руководитель будет опираться в своей работе как на особенности детей, так и особенности семьи, выявленные с помощью диагностических методик;
- школа объединит работу классного руководителя, педагога-предметника, педагога-психолога, социального педагога, родителей и учащихся на предупреждение появления педагогически запущенных детей.
Теоретическое обоснование и практическая работа по предупреждению педагогической запущенности детей.
Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.
Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента (Заседателева Э.С.):
Во-первых, отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
Во-вторых, отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
В-третьих, отклонения искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их поведение и, как следствие, учебную деятельность. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
Проблема педагогической запущенности самая распространенная по количеству жалоб и запросов в школе. Она фигурирует в различных формах, имея разные причины, следствия (их так же изучила и выделила Заседателева Э.С.).
I Форма – несформированность элементов и навыков учебной деятельности.
Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития.
Следствие: плохая успеваемость по всем предметам, плохая память, невнимательность, неуверенность, молчание на уроках; «двойки» за письменные работы (по устным - лучше), боязнь отвечать; тревожность, заниженная самооценка, пассивность, пессимизм, разочарование в школе, прогулы.
II форма - несформированность мотивации учения; направленность на другие нешкольные (не соответствующие возрасту) виды деятельности.
Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека; неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности).
Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей. Тревога по поводу индивидуальных личностных качеств (медлительности, инертности, неорганизованности, утомляемости, некоммуникабельности, эгоистичности, драчливости, агрессивности, озлобленности, жестокости; лживости).
III форма – неспособность произвольной регуляции внимания, учебной деятельности.
Причина: особенности семейного воспитания, тот же тип воспитания в детском саду и школе.
Следствие; неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость. На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей отклоняющегося от нормы поведения. Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию. «Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны классного руководителя, учителей-предметников, воспитателей ГПД и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников кроются в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.
Н. Д. Левитов писал, что основные причины возникновения у школьников поведения с недостатками характера – «это фактическая безнадзорность ребенка в семье и отсюда воздействие на него отрицательных примеров, отсутствие в семье единой твердой линии воспитания, то, что обычно порождает слабохарактерность; избалованность ребенка в семье; недостаточная требовательность к нему; применение физических наказаний, что приводит к возникновению лживости, трусливости; отсутствие четкого режима дня в семье, вызывающее у детей беспорядочность, рассеянность, неаккуратность». (Н. Д. Левитов. Отчего возникают недостатки в характере школьников и как их исправлять. М.: Издательство АПН РСФСР. 1961. с. 10).
Необходимость ранней профилактики педагогической запущенности в совместной работе школы и семьи
В школе ребенок находится в довольно сложной системе отношений. Как ученик в классе он контактирует с товарищами по учебе и учителями, и, как к ученику, ему предъявляются определенные требования.
В целом система школьных связей распадается на две основные группы: отношение учеников друг к другу и отношение между учениками и педагогами. Среди многообразных связей, влияющих на развитие личности учащегося, особое место занимают его отношения с педагогами. Учитель и ученик взаимодействуют друг с другом в довольно ответственный период развития личности школьника. И в принципе нет такой проблемы, которая не касалась бы взаимоотношений учителя и ученика. Поэтому «внимание к личности ученика, высокие требования к детям и вера в их силы являются решающим моментом и отношении между учителями и учащимися для получения хороших результатов в обучении и воспитании».
Ранняя профилактика педагогической запущенности детей и связанных с ней отношений в их деятельности и поведении должна проводиться педагогом на этапе перехода детей из детского сада в школу, в подготовительной группе детского сада (или в первом классе с шестилетнего возраста). Это наиболее благоприятное время для начала этой работы, так как в этом возрасте проявление педагогической запущенности начинает носить более выраженный характер. Объясняется это тем, что дети приступают к новому виду обязательной для них деятельности – учебной, требующей определенной психологической зрелости, проявления соответствующих умений и навыков, личностных свойств. В этих условиях педагогически запущенные дети начинают отставать от сверстников, проявляют несостоятельность в овладении новыми систематизированными умениями и навыками. Отрицательные проявления начинают отчетливо просматриваться в их поведении, общении со сверстниками и окружающими. Но эти же условия, игровой и более динамичный характер учебных занятий являются наиболее благоприятными для преодоления педагогической запущенности, выравнивания детей в учебной деятельности, общении, поведении.
Каждому классному руководителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными случаями» воспитания. Эти «случаи» создают дети, которые не справляются с требованиями программы обучения и воспитания, не поддаются общим правилам, не реагируют на замечания взрослых, отличаются от других детей своими менее развитыми интеллектуальными, нравственными, эмоционально-волевыми и динамическими качествами, отношением к деятельности и ее результатам. Недостатки в развитии этих детей, как правило, вызваны педагогическими причинами. Чаще всего это неправильное воспитание в семье, недостаточное внимание к индивидуальности ребенка в дошкольном учреждении, слабое взаимодействие родителей и воспитателей в работе с детьми.
Проведенные исследования показали, что те или иные признаки педагогической запущенности имеют в дошкольных группах более 5% детей. Это обстоятельство требует организации профилактики педагогической запущенности у детей уже в дошкольном возрасте. Здесь возникает ряд вопросов. Когда, в каком возрасте ребенка можно считать педагогически запущенным? Какого ребенка считать педагогически запущенным? Как предупреждать это явление? В.А. Сухомлинский писал: «Многолетняя практика воспитательной работы, исследования умственного труда и духовной жизни детей, все это приводит к убеждению, что причины в силу которых ребенок становиться «трудным» не успевающим, в подавляющим большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях раннего детства. И если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит в детстве он не получил своего развития от окружающих людей того, что должен был получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до восьми лет».
Наиболее характерным компонентом педагогической запущенности в младшем подростковом возрасте является Неуспешность в ролевой игре и других видах деятельности.
Дети не хотят с ними играть, доверять им роль организатора или лидера в игре. Педагогически запущенный ребенок, даже получивший каким-то путем такую роль, фактически не ведет игру, а руководит её действительный лидер. Больше половины педагогически запущенных школьников никогда не претендуют на роль организатора, а довольствуются простым исполнением приказов и просьб других. Дети упрямые, имеющие организаторские способности, избалованные, очень любят командовать, пренебрежительно относиться к товарищам. Своим лидерством, если они его завоевывают, подавляют остальных, не считаются с их мнением, интересами других детей. Игры, в которых они участвуют, не длительны, быстро меняют друг друга. Есть дети (их большинство), которые не включаются в ролевую игру так как, неловки, не умеют развивать сюжет, быстро отвлекаются от заданной роли. Другим детям с ними играть не интересно. Потому педагогически запущенные дети отдают предпочтение предметным играм, в которых недостатки не становятся настолько ощутимыми.
Взаимодействие, сотрудничество школы и семьи по предупреждению педагогической запущенности детей должно быть направлено на устранение причин и последствий неправильного воспитания. Для этого педагогу необходимо:
1. Прежде всего тщательно проводить предупредительную работу, в процессе которой идет усиленное развитие положительных свойств личности ребенка и торможение развития отрицательных. Достигается это следующими путями:
– Включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.
– Организация и руководство общением ребенка со сверстниками на основе его положительных качеств.
– Дифференцированная работа по нравственному воспитанию.
– Оказание систематической помощи ребенку в ликвидации пробелов в знаниях об окружающем мире, в усвоении им программы основной школы.
2. В процессе работы по преодолению педагогической запущенности детей должны быть устранены причины ее вызывающие и стимулирующие ее развитие. На решение этой задачи должны быть направлены следующие действия педагогов:
– Психолого-педагогическая подготовка родителей с учетом недостатков и ошибок семейного воспитания.
– Активное включение родителей в воспитательный процесс путем специальных поручений, советов, заданий, наметок.
– Контроль за организацией и поддержанием нормального режима труда и отдыха ребенка в семье, устранение его безнадзорности.
– Использование мер общественного и административного воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей.
3. Необходимо более рациональное построение воспитательной и образовательной работы с детьми в классе, в особенности с педагогически запущенными детьми.
– Изменение отношения самого педагога к ребенку, методов работы с ним.
– Изменение взаимоотношений сверстников в классе.
– Укрепление и совершенствование связей школы и семьи по подготовке родителей будущих первоклассников к школе.
Перевоспитание ребенка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель может найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
В процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями мы выделили пять типов семей, что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать ошибки семейного воспитания.
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
|
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
|
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
|
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
|
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
|
Основные направления работы классного руководителя с проблемными учащимися.
Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
- изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
- установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
- ознакомиться с положением ребенка в семье;
- изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
- выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
Для облегчения работы можно составить диагностическую карту ребенка. Для этого понадобится:
- составить карточки с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
- провести анкетирование с целью выявления проблемных детей в классе;
- установить характер педагогической запущенности, отношение к учебной деятельности, причины отставания, проявления волевых качеств;
- определить коллективное отношение к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
- изучить познавательные интересы, способности.
- Изучить особенность возрастной педагогики.
В работе с педагогически запущенными детьми необходимо соблюдать определенные границы личностного подхода, разработанные в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Сухомлинского В.А., Амонашвили Ш.А., Корчака Я., Роджерса, Френе, Штейнера и др.):
1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее;
- любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
- говорить с проблемным ребёнком как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.
- забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы оптимистическую гипотезу, верить в исправление: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.
2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему;
- предоставлять ребёнку возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;
- организовать переубеждение на его собственном опыте.
3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка;
- предъявляя требования к воспитаннику, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
- быть искренним, не унижать его.
4. Организовать атмосферу «успеха», помогать детям учиться «победно», обретать уверенность в своих силах и способностях;
- вызывать, искать все положительное в ребенке, опираться, делать ставку на его проявление;
- не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков ученика.
5. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих;
- всячески поддерживать усилия ребёнка по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
- вовлекать и включать ребёнка в жизнь коллектива.
6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников;
- влиять на учеников прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;
- беречь ребячьи тайны, не предавать их;
- требовать от себя больше, чем от окружающих.
Таким образом, в своей работе я постоянно использую вышеприведённый комплекс приёмов, которые помогли мне правильно организовать учебную деятельность педагогически запущенных детей и достигнуть решения поставленных воспитательных задач.
Приведу конкретные примеры:
Владимир Г. Мальчик открытый, доброжелательный в беседе, общительный, участливый.
Средняя степень сформированности интеллектуальных функций, легкость в усвоении новых знаний. Уровень тревожности средний (50%), присутствует чувство одиночества. В классе хотел быть лидером, не признал коллектив.
На этой почве конфликтность, агрессия по отношению к сверстникам, учителю.
Неадекватное поведение в школе (может кидать тетради, книги, кричать, набрасываться на одноклассников).
Проведённая работа:
- Еженедельные (в рамках субботних встреч) консультации родителей: «О позитивном и негативном поведении ребёнка в семье и в школе. Как к этому относиться?»; «Наказание и поощрение в семье»; «Развитие личностных качеств младшего подростка»; «Воля и пути её формирования у ребёнка младшего подросткового возраста»; «Педагогический такт родителей».
- консультация, совместно с педагогом-психологом «О причинах и последствиях детской агрессивности»;
Предложены рекомендации родителям:
1. Личный пример общения в семье (без ссор, скандалов).
2. Не допускать недоброжелательных высказываний о своих друзьях, коллегах, школьных учителях.
3. Объективно разбирать с ребёнком причины возникновения конфликтов, находить выход.
4. Давать ребёнку поручения, самостоятельное выполнение определенных заданий дома.
5. Занятия техническим моделированием, спортом, воспитывающим волевые качества;
Работа с ребёнком: Проективная методика - «Что мне нравится в школе?» (рисуночные тесты), тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).
На классном часе со всем классом проведён цикл занятий «Умение общаться».
Полученные результаты на данном этапе: Ребёнок стал более спокоен, реже вспышки гнева. Приспосабливается к требованиям разных учителей. Дети стали принимать его коллективные в игры.
Максим А.
Запрос бабушки-опекуна: неусидчивость, невнимательность, неорганизованность, нарушения общительности, лживость даже в мелочах, одиночество,.
Проводилось:
Консультация с бабушкой – беседа о психологических возрастных особенностях ребёнка.
Методики по обследованию познавательных процессов: тест «Трудности затянувшейся адаптации к переходу в основную школ», тест фонематического слуха, «Исправь ошибки», таблицы Шульта, корректорная проба.
У мальчика неустойчивое внимание, тенденция к снижению вниманию, переключение внимания хорошее, зрительное восприятие снижено.
Проводились занятия по развитию внимания, памяти, мышления.
Рекомендовано бабушке:
Больше уделять времени на дополнительные занятия дома.
Интересоваться изучаемым материалом в школе.
Еженедельные консультации с учителем.
:Быть терпеливыми. Больше давать ребенку самостоятельности»
Полученные результаты на данном этапе:
Пока положительных тенденций не много: ребёнок ведет себя также, но нашёл контакт и подружился с таким же мальчиком, которого не приняли в коллективе.
Все эти примеры подтверждают тот факт, что учитель, организуя свою работу с педагогически запущенными детьми обязательно использует индивидуальный подход как к ребёнку, (что позволяет снизить тревожность проблемных детей), так и к родителям.
Поэтому я отвожу большую роль именно родителям, привлекая их к активному участию в учебно – воспитательном процессе класса.
Мною разрабатываются и проводятся тематические родительские собрания.
Приведу пример проведённого родительского собрания
«Трудный ребёнок. Какой он?»
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с причинами, которые стимулируют плохое поведение детей.
2. Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в воспитании их ребёнка.
3. Развивать умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Форма проведения: Дискуссионный клуб.
Вопросы для дискуссии:
1. Что вы понимаете под словами «трудный ребёнок»?
2. Как вы думаете, почему ребёнок становится «трудным»? (Это результат семейной атмосферы, отношение педагога, дурная компания или ещё что-то?)
3. Если у вас в общении с ребёнком появляются трудности, как вы их решаете?
4. Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры или ждать, что ребёнок перерастёт?
5. Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребёнка?
6. О проблемах в общении с ребёнком говорить с другими людьми и искать у них помощи или, бороться, не вынося мусор из избы?
Подготовительная работа к собранию:
- Тестирование учащихся.
- Анкетирование родителей.
- Подготовка притчи и рекомендаций по воспитанию трудного ребёнка,
Ход собрания
- Вступительное слово
Уважаемые мамы и папы, бабушки!
Мы рады снова встретиться с Вами. Сегодня тема нашего родительского собрания «Трудный ребёнок. Какой он?» Поводом послужили наблюдения за учащимися нашей школы, наших классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и с Вами, родителями. Для каждой матери и отца их ребенок – самый красивый, самый талантливый, самый умный, самый, самый, самый… В попытке обеспечить «счастливое детство» для своего ребенка мы порой отказываем себе во многом и даже накладываем ограничения на старших детей в пользу младшего. И вдруг проходит время, и мы замечаем, что с нашим ребенком происходит что-то «не то»: любимое чадо становится неуправляемым, не слушается, дерзит, обманывает. Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребёнке или внуке, всё чаще употребляют такую фразу: «Сладу нет никакого с ним. Начал грубить, водиться со старшими ребятами». Проблема детской трудности за последние годы сильно помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас с самих, о наших взаимоотношениях?
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребёнок – это ребёнок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обострённым чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними, действительно, непросто.
Но, прежде всего, давайте попробуем определить, кто он – трудный ребёнок?
Родители определяют признаки трудного ребёнка, высказывают свои предположения. Обычно, бывает очень трудно разговорить Вас на общем собрании, поэтому мы провели предварительное анкетирование по вопросам. По результатам Ваших анкет мы составили перечень признаков трудного ребёнка.
Трудный ребёнок – это ребёнок, который:
- не идёт на контакт с родителями, необщителен, замкнут;
- нарушает распорядок дня;
- портит домашнее имущество;
- издевается над младшими и стариками;
- дерётся, хамит, грубит, не слушается взрослых, делает всё по-своему, не обращая внимания на окружающих его людей;
- мешает проводить уроки, ничем не интересуется, делает пакости;
- не может найти общий язык с окружающими;
- портит домашнее и школьное имущество;
- издевается над младшими и стариками;
- выходит за рамки приличия;
- мешает проведению уроков;
- не выполняет школьные требования;
- прогуливает учебные занятия, не хочет учиться;
- постоянно обманывает, ворует, ругается матом;
- испорчен улицей, связан с плохой компанией.
Итак, это портрет трудного ребёнка, который мы составили по вашим определениям. Давайте все вместе подумаем над причинами появления трудных детей. В этом нам помогут Ваши дети. Для того чтобы было легче определить эти причины, мне хотелось бы привести результаты анкетирования ваших детей по данной проблеме.
- Итоги анкетирования в виде диаграммы проецируются на экран и одновременно комментируются учителем.
Анкета для учеников:
- Если ты задержался после школы, то:
А) твоё объяснение опоздания выслушают;
Б) на твоё опоздание не обратят внимания;
В) тебя отругают.
2. Если ты получишь плохую оценку, то
А) ты сразу расскажешь об этом родителям;
Б) ты расскажешь об этом, но дождёшься удобной минуты;
В) ты вообще об этом не расскажешь.
3. За плохую отметку тебя:
А) отругают;
Б) посочувствуют;
В) накажут.
4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:
А) молчать;
Б) доказывать свою правоту, даже если ты не прав;
В) оправдываться.
5. Если тебя накажут несправедливо ,ты:
А) согласишься с этим;
Б) промолчишь;
В)будешь доказывать свою правоту.
6. Если тебя обидели. ты своих обидчиков:
А) простишь, если они попросят прощения;
Б) молча проглотишь обиду;
В) накажешь своих обидчиков при удобном случае.
7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к :
А) родителям;
Б) друзьям;
В) посторонним людям.
8. Если в доме гости:
А) ты вместе со всеми за столом;
Б) ты в своей комнате;
В) ты получаешь возможность уйти из дома.
9. Если о тебя говорят плохо, то твои родители:
А) соглашаются;
Б) не обращают на это внимания;
В) не соглашаются.
10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
А) дома;
Б) в школе;
В) среди друзей конкретно Вашего ребёнка, может эта проблема и не касается, но он вращается в коллективе, и тревожные симптомы затрагивают в этом случае всех детей напрямую или косвенно.
- Дискуссия по теме собрания.
Предлагаю для обсуждения следующие вопросы:
-причины трудности ребёнка;
- как вести себя с трудным ребёнком;
- способы решения проблем в общении с ребёнком.
В анкетах причинами трудности ребёнка названо следующее:
- нет контакта с родителями;
- непонимание в семье;
- неприятие ровесниками, одноклассниками;
- влияние «плохой» компании;
- влияние улицы, телевизора;
- мало занимаются детьми, не уделяют должного внимания;
- ребёнок рождается таким;
- частые скандалы в семье.
Обсуждение. Зачитать некоторые ответы родителей класса прямо из анкет. + причины, названные в литературе
Родители получают листки с рекомендациями.
Причины детской неуправляемости:
1) Борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
2) Борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
3) Жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребёнок мстит за :
- неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок;
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
4) Неверие в успех.
Причинами неверия в собственный успех могут стать:
- низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий;
- низкая самооценка, поощряемая педагогом и родителями;
- плохие взаимоотношения со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка;
- отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Родители анализируют полученные рекомендации.
Как себя вести с трудным ребёнком:
-спокойно выслушивать;
- разговаривать, опираясь на доверительные отношения;
- найти контакт;
- заинтересовать его;
- уделять больше внимания, любви;
Способы решения проблем в общении с трудным ребёнком:
- спокойно говорить с ребёнком, не повышая тона;
- привести примеры из жизни; (зачем нужно учиться)
- нельзя лишать в качестве наказания любимых занятий (игр, телевизора, компьютера и т.д.);
- отругать, наказать (4 человека);
- обращение к специалистам;
- чтение специальной литературы.
Меры воспитательного воздействия:
(перекликаются с тем, как вести себя с трудным ребёнком)
- побольше терпения и помощи в делах;
- убеждение и разъяснение плохих поступков;
- объяснить как вести себя правильно;
- начинать надо с себя: воспитывать собственным примером и авторитетом; (слайд об авторитете Макаренко:
«Авторитет необходим в семье. Он основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание» А.С. Макаренко (Слайд )
- к каждому нужен свой подход;
- любить и уважать детей, какими бы они ни были;
- побольше общаться с ребёнком;
- принуждение и наказание;
- посещение школьных мероприятий;
- не оставлять с проблемами наедине;
- контроль, загруженность домашними делами, требовательность;
- обратиться к психологу, ремень;
- с детства объяснять ему, что хорошо, а что плохо;
- не оставлять воспитание на более позднее время;
- не пить и больше уделять внимания;
- в угол;
Обсуждение
«Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания» А.С. Макаренко
Выслушиваются мнения родителей, звучит выступление педагога-психолога.
Подведение итогов родительского собрания.
Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик -это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
Родители намечают план совместных действий по решению обсуждаемой проблемы.
Например,
- организация семейной игровой программы, с целью оказания помощи ребёнку в налаживании общения со сверстниками;
- привлечение членов родительского комитета, педагога-психолога, социального педагога к посещению уроков и внеклассных мероприятий для наблюдения за участием проблемных детей в учебно-воспитательном процессе;
Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребёнка.
Заключение
После изучения научно-методической и педагогической литературы, проведённых практических занятий с детьми и родителями были сделаны следующие выводы:
– ребенку в процессе обучения очень важно внимание как со стороны родителей, так и со стороны учителей для получения хороших результатов в обучении и воспитании;
– немаловажную роль при формировании личности играют социальные отношения родители-дети, родители-учителя, родители-дети-учителя;
– окружающая среда биологическая, социальная, несомненно влияют на развитие личности, на формирование отношений семья - школа - дети.
В процессе совместного с семьей воспитания и обучения необходимо уделять большее внимание индивидуальности ребенка, начиная с раннего возраста, иначе, нарушение этого правила может привести к педагогической запущенности. Чтобы этого избежать, необходимо вовлекать ребенка в положительные дела, которые он выполнял бы вместе со взрослыми и своими сверстниками.
Необходимо помнить, что это долговременный труд, поэтому требовать от ребенка быстрых результатов нельзя. Также необходимо дать ребенку понять, что это нужно ему, а не учителю.
Литература
1.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1983, т. 3, с. 5-328.
2.Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, с. 441-469.
3.Егорова М.С., Марютина Т.М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии. 1992, № 5-6, с. 3-14.
4.Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., Педагогический словарь// Издательский центр «МарТ», 2005
5. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования.// М. Просвещение. 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления работы по изобразительной деятельности с детьми младшего возраста в подростковом клубе.
Статья о необходимости занятий изобразительной деятельностью с раннего возраста...
Особенности работы классного руководителя с одаренными детьми
Кого считать одаренным ребенком? Ведь многие родители уверены в исключительности своего ребенка. Признаки одаренности проявляются рано и являются залогом будущих успехов.Классному руководителю нужно у...
Общение с детьми младшего подросткового возраста
Советы родителям учащихся 6 -7 классов о том, как общаться с детьми младшего подросткового возраста...
Работа классного руководителя с «трудными» детьми
Работа классного руководителя с «трудными» детьми...
Работа классного руководителя с одаренными детьми
Прзентация...
Развивающий тренинг с детьми младшего подросткового возраста «Создание мандалы» с использованием ИКТ и методов арт-терапии
Данный тренинг рассчитан на детей подросткового возраста с повышенной тревожностью.Цели: гармонизация эмоциональной сферы;снятие внутреннего напряжения;развитие воображения;повышение собственной лично...