Работа над орфографическими правилами с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ПРАВИЛАМИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над орфографическими правилами с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ
Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил, которые эффективны лишь в случаи их точного, уместного и быстрого применения.
Орфографические правила могут быть усвоены и могут применяться лишь на основе уровня владения фонетикой, грамматическими, словообразовательным материалом, а также развитым и активизированным словарем.
По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня овладения грамматическим материалом.
Поэтому в начальных классах принят такой порядок орфографических правил, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее основная часть. Орфографическое правило непосредственно следует за изучением элементов грамматической теории.
Особенности освоения детьми с ОВЗ грамматики и правописания заключаются в следующем: механическое заучивание грамматических определений или орфографических правил, фрагментарное усвоение правила. При определении грамматических категорий или в процессе письма дети используют правило частично, не учитывая его многоплановости. замена сложного правила более простым на основе случайных, несущественных признаков. смешение грамматических понятий и орфографических правил, быстрое забывание грамматического и орфографического материала. неумение применять полученные знания из области грамматики и орфографии на практике.
Несмотря на указанные трудности, изучение грамматики и правописания при надлежащем отборе материала и правильной системе работы становится доступным для школьников. Это способствует коррекции недостатков мышления и речи детей, а также развитию их познавательных возможностей.
Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем – то общим. Тем самым они избавляют пишущего от необходимости запоминать образ каждого слова и создают возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в соответствии с установленными языковыми нормами.
Под правилом, - по словам Д. Н. Богоявленского, - понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых факторов. Основное назначение правила - обобщать однородные орфограммы.
Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. В начальных классах используются в орфографической работе правила следующих типов.
1.Правило-указание или запрещение.
Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила - «Правописание гласных после шипящих в словосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу». Это правило опирается на развитый речевой слух учащихся, то есть на практическое значение фонетики и грамматики. Данное правило не имеет своего алгоритма, точнее, его алгоритм состоит из одного действия - «шага».
Примеры правил-указаний:
- в сочетании чк-чн мягкий знак не пишется: почка, сочный;
- одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую;
- буква й при переносе не отделяется от гласной: май-ка, мой-ся;
- при переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится: кас-са, длин-ный.
2. Правило-указание для выбора написания из двух
предлагаемых написаний (реже из нескольких вариантов).
Для выбора необходимы рассуждения, нужна опора либо на значение слова (словосочетания), либо на разбор слова, грамматический или фонетический анализ. Правило данного типа имеет алгоритм - не менее двух действий - «шагов».
Алгоритм правила «Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы»:
1-й шаг: прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится?
2-й шаг: назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? Отчестве? Фамилии?
3. Правила — результат наблюдения над языком.
Обычно оно носит грамматико-орфографический характер, соединяет в себе и грамматическое, и орфографическое написания.
Пример.
Общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково.
В этом правиле отражено самое первое знакомство с написанием безударных гласных и звонких/глухих согласных в корне слова.
4. Грамматические правила (определения).
Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них даются орфографическое правила.
Примеры грамматических правил:
• Правила склонения имен существительных (создают основу правописания безударных падежных окончаний, главным образом существительных, -е, -и).
• Правила согласования имен прилагательных с именами
существительными, правила склонения имен прилагательных
(создают основу правописания безударных падежных окончаний прилагательных) и др.
Характерно, что орфографическое правило без грамматических определений и правил просто «не срабатывает». Поэтому грамматические правила лучше всего включать в типологию правил орфографических.
Грамматические правила имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные - из 3-5 шагов. Эти алгоритмы играют роль распознавания (иногда их так и называют: алгоритмы распознавания).
Пример алгоритма распознавания приставки с целью ее правильного написания:
1-й шаг: найти в слове корень.
2-й шаг: определить, есть ли в слове приставка, назвать ее.
3-й шаг: определить, какое слово образовано с помощью приставки. От какого слова образовано?
4-й шаг: проговорить приставку отчетливо - по буквам. Запомнить: она всегда пишется одинаково (4-й шаг - орфографический).
5. Правило-предписание к выполнению действий.
Это правило только подсказывает прием проверки. Примеры правила проверки безударных гласных и звонких / глухих согласных в корне слова, правописание безударных окончаний имен существительных, прилагательных, личных
окончаний глагола и т. п.
Алгоритмы правил 5-й группы наиболее сложны, например, по проверке безударной гласной в корне:
1-й шаг: проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква.
2-й шаг: еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в слове ударный слог).
3-й шаг: подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова.
Подбирать до тех пор, пока безударная гласная не окажется под ударением.
4-й шаг: сравнить проверяемое слово и проверочное.
5-й шаг: написать слово, проверить написанное (вслух или проговорить про себя).
Естественно, что правило с более усложненными алгоритмами усваивается труднее, а с простыми - легче.
Правила могут быть усвоены учащимися в готовом виде, по учебнику, но могут быть выведены самими учащимися индуктивным путем, на основе наблюдения и логики. Например, перед учащимися ставится проблема: «У Коли собачка, она такая круглая, он ее назвал Шарик». Как надо написать слово Шарик, кличку собаки, чтобы сразу отличать от слова шарик - игрушка? Первоклассники догадываются: «Пишется с большой буквы!» «Что пишется с большой буквы?» - «Клички животных, имена людей». Затем правило «выверяют» по учебнику и запоминают.
Усвоение правила идет значительно успешнее, если учащиеся выполняют задания, характер которых помогает выделить существенные положения правила.
Умственная активность учащихся поддерживается тем, что им постепенно приходится сопоставлять или сравнивать написание и произношение слова, части слова и т. п. В процессе сравнения выделяется существенное и отбрасывается несущественное. Важно и запись сделать так, чтобы выделяемый признак четко воспринимался.
Выделить основное - то, что должно быть отражено в правиле, - помогают вопросы, которые одновременно являются и планом формирования правила.
При изучении орфографического правила и его применении необходимо руководствоваться следующими вопросами:
а) Область применения правила: написанием какой части слова, части речи или грамматической формы управляет данное правило.
б) Какие грамматические (словообразовательные, фонетические) сведения служат опорой, без чего правило применять не
возможно?
в) Какие сходные (сложные) случаи написания возможны,
как их различить, разделить и противопоставить один другому?
г) Какие ошибки учащихся наиболее вероятны в использовании изученного правила (прогнозирование), как их предупредить?
В процессе усвоения правила и его применения школьники осознают его структуру. Наиболее сложные орфографические правила имеют следующую структуру:
А - цель проверки. Например: проверить написание имени существительного: е, и;
Б - выделение грамматической основы слова. Например, для того чтобы определить склонение проверяемого имени существительного и его падеж;
В - решение (выбор написания).
Например: окончание -е пишется в Д. п. 1-го скл., в П. п. 1-го и 2-го скл., окончание -и пишется в Р. п. 1-го скл., в Р. п., Д. п. и П. п. 3-го скл.
Библиографический список
1. Арсентьева М.О. Оразвитии орфографической зоркости первоклассников. Начальная школа – 1974 №1. – С.28.
2.Корягина Н.Н., Перепелицина Е.Н. – Развитие орфографической грамотности младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2009.С.21-26.
3. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах М.: Просвещение. -1990. С.27
4. Шишкина, А. С. Формирование орфографических навыков у младших школьников с ОВЗ / А. С. Шишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 263-266. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27838/ (дата обращения: 08.05.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».
В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу «Исполь...
Выступление "Работа с трудными детьми младшего школьного возраста"
Работа с трудными детьми в условиях санаторной школы-интерната...
«Особенность игрового общения педагога хореографа в работе с детьми младшего школьного возраста»
Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразры...
Курсы повышения квалификации: аттестационная работа «Использование методов психолого-педагогической диагностики на занятиях по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста"
В работе рассмотрены особенности физического воспитания детей на современном этапе: почему возникла необходимость в занятиях физического воспитания младших школьников в условиях дополнительного ...
Проблема правильного произношения в хоровом произведении на иностранном языке (английском) и пути ее преодоления в работе с детьми младшего школьного возраста
Хоровая музыка является одной из разновидностей музыкального искусства, наиболее яркой отличительной чертой которого является синтез музыки и слова. Не что иное, как слово помогает глубже проникнуть в...
Методическая работа на тему "Особенности работы с детьми младшего школьного возраста на уроке по саксофону"
1. Возрастные особенности работы с детьми младшего школьного возрастаМладший школьный возраст (9-10 лет) является важным событие в жизни ребенка, ведь именно в этом возрасте происход...
Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...