Самоуправление в классе
статья на тему
Особенности и принципы организации самоуправления в классе. Планирование работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_samoupravlenii.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О самоуправлении
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.
Поэтому, одной из самых главных для себя, ребят и родителей я всегда определяю задачу – организация самоуправления в классе. Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива.
Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива,
МОИ ученики, понимают его как:
- управление жизнью класса;
- организацию дел для своего класса, а значит и для себя;
- решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
- школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.
Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:
- предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
- воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллектив
- ной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
- воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
- сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
Организация самоуправления:
- Учит ребят умению руководить и подчиняться;
- Учить быть требовательными. Объективными, самостоятельными;
- Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;
- Вырабатывает правильное отношение к критике;
- Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого ученика;
- Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классах, школе;
Систему классного самоуправления начинаю формировать в 5 классе, сразу, как только пятиклашки приходят в среднее звено школы. Обычно, дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают значимость этого процесса. Мы проводим классный час «Наш класс – город в школьной республике «Гармония», где вместе решаем все организационные вопросы. Избираем мэра города и вице-мэра.
Далее мы формируем комитеты, а далее по интересам, обязательно по интересам, распределяем составы комитетов. Каждый ученик класса обязательно является участников какого-либо комитетов. В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, способные к сопереживанию.
В классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только наглядно оформляем, но и доводим до сведения учителей, работающих в классе и родителей. Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине.
Правила для учащихся класса:
- Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
- Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.
- Принимать активное участие в жизни коллектива.
- Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
- Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
- Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
- Не опаздывать на урок.
- Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.
- Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.
- Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.
НАШИ ЗАПОВЕДИ:
- - учись жить достойно;
- - береги природу и учись у нее гармонии;
- - уважай других;
- - раскрой себя в любой ситуации;
- - сам побеждай свои слабости и недостатки;
- - отвечай за свои поступки;
- - правда – всего дороже;
- - помни: сознаться в проступке – мужество, скрыть – трусость;
- - в дружбе – сила;
- - не бросай товарищей в беде;
- - мальчики и девочки – друзья;
- - различай «можно» и «нельзя»;
- - честный – значит правдивый, прямой, добросовестный, доброжелательный.
Классное самоуправление – это серьезно. Класс имеет все атрибуты: свой устав, правила, законы, эмблему, гимн, девиз.
Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.
СТРУКТУРА КЛАССНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Городское собрание
Высший орган самоуправления, на котором решаются важнейшие дела, обеспечивая каждому ребенку равные права участвовать в решении и обсуждении всех вопросов жизнедеятельности коллектива. Собрание, как высший орган самоуправления, наделяется конкретными правами и обязанностями:
- определять программу деятельности своего коллектива и его морально-этическую основу (законы, правила и др.);
- устанавливать и избирать исполнительный орган самоуправления, определять его структуру (постоянные и временные подразделения) и функциональные обязанности;
- устанавливать конкретные задачи деятельности коллектива на определенный срок и принимать конкретные программы работы;
- делегировать своих представителей в ученические органы самоуправления в школе и отзывать их по мере необходимости;
- заслушивать отчеты о работе постоянных и временных органов самоуправления в классе, отдельных учащихся о выполнении общественных поручений и оценивать их деятельность;
- решать вопросы, связанные с жизнедеятельностью коллектива;
- устанавливать поощрения и порицания в коллективе класса; подводить итоги работы;
- определять меры участия в общественной жизни и трудовой деятельности школы, района, республики.
Главное назначение классного собрания – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции классного собрания – стимулирующая и организующая. Результатом работы собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Типы: Тематические, посвященные определенным проблемам жизнедеятельности класса.
Рабочие, на которых обсуждаются организационные вопросы (утверждение плана, текущие вопросы, подведение итогов за конкретный период времени, делегирование представителей класса, обсуждение документов, регулирующих жизнь класса и поступков ребят и др.), заслушиваются и анализируются выполнение общественных поручений.
Традиционные, связанные с традициями класса, школы, района, ежегодные отчетные и выборные собрания.
Совместные с коллективами других классов (например, параллели, младшими школьниками), с родителями (в решении, например, вопросов ремонта класса, подготовки к экзаменам, экскурсии, походу, определении перспектив в деятельности коллектива).
Экстренные (внеочередные), когда какие-то вопросы необходимо обсудить и решить немедленно (важное общественно-политическое событие, происшествие, требующее общей оценки, необходимость что-то срочно сделать коллективу, участие в крупномасштабной компании).
Проводятся классные собрания примерно один раз в месяц. Классный руководитель учит ребят порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, т.е. учит демократичному проведению собраний.
Исполнительный орган самоуправления.
Городской Совет.
Избирается на собрании открытым голосованием, что способствует формированию опыта гражданского правового поведения. Главное его назначение – регулирование жизнедеятельности коллектива в период между собраниями и реализация принятых решений.
Совет класса необходимо наделить реальными полномочиями:
- осуществляет выполнение решений собрания учащихся;
- распределяет поручения между членами коллектива;
- обеспечивает коллективное планирование и реализацию плана;
- систематически анализирует текущую работу коллектива;
- обсуждает оперативные дела;
- формирует временные исполнительные органы самоуправления;
- определяет обязанности профильного (по направлениям деятельности), сменного (избранного в помощь постоянному), временного (по подготовке разовых дел) актива;
- направляет своих представителей в школьные штабы, клубы, советы, комиссии;
- оценивает поступи членов коллектива, поощряет и награждает отличившихся ребят.
Деятельность совета класса строится на основе плана работы ученического коллектива. Совет отвечает за выполнение данного плана и решений классных собраний, организует их реализацию.
Заседания совета класса проводятся по мере необходимости или в соответствии со сложившейся традицией (к примеру, 1 раз в неделю). Они должны быть деловыми и краткими по времени. На заседании совета ребята ведут разговор о выполнении поручений, реализации предыдущих решений, анализируют проведение дел, планируют предстоящую работу, распределяют задания между учащимися, отдельными микроколлективами, группами по подготовке очередных одел, рассматривают вопросы поощрения активных учащихся и т.д. О решении, принятом советом, информируется весь коллектив класса, оно помещается в классном информационном уголке.
Совет класса отчитывается перед коллективом по мере необходимости или в соответствии с принятыми обычаями в коллективе.
Выполнение общественного поручения формирует не только организаторские навыки, а способствует, прежде всего, духовному росту учащегося, расширяет круг его запросов, повышает социальную значимость и личную ответственность.
При распределении общественных поручений возможно применение следующих методических приемов:
- назначение органом самоуправления (классным собранием, советом класса и др.);
- выборы полномочного лица открытым (закрытым) голосованием;
- коллективное доверие;
- очередность;
- конкурс;
- жеребьевка;
- личное желание;
- совет взрослого.
Система общественных поручений позволяет педагогу расширить представление об учащихся, увидеть в каждом личность в самых разнообразных, разносторонних социальных и возрастных проявлениях.
Анализ поручений, выполняемых подростками, помогает педагогу в диагностике их развития, определении перспектив индивидуальной работы с учащимися.
Мэр класса замещает классного руководителя в его отсутствие. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией. Является представителем класса в школьных органах.
Вице-мэр выполняет функции президента в его отсутствие, а также является представителем класса в системе школьного самоуправления.
Городские комитеты
Комитет по образования следит за посещаемостью и успеваемостью, оказывает помощь в учебе товарищам. Составляет рейтинг успеваемости, то есть распределяет места в зависимости от среднего балла и количества оценок. Одним из важных направлений работы министерства является формирование команд к участию в викторинах, интеллектуальных марафонах
Комитет по труду и охране природы составляет график дежурства по классу. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку. Контролирует работу дежурных, выставляет за нее оценки и сообщает их всему классу. Обеспечивает результаты дежурства в конце дня: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски. Обеспечивает участие класса в трудовых акциях. В целом обеспечивает работу по озеленению кабинета.
Комитет информации занимается оформлением стендов, классов, оформлением плакатов и выпуском стенгазет. Организация и проведение конкурсов рисунков, плакатов в классе
Комитет спорта занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается формированием команд. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях. Комитет ЗОЖ занимается проведение инструктажей по ТБ (технике безопасности) при подготовке к спортивным и массовым мероприятиям, выходам и экскурсиям. Занимается работой по агитации здорового образа жизни. Следит за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды. Сообщает классу о результатах проверок. Ведет учет количества питающихся в столовой, делает заказ и следит за возвратом порций заболевших учащихся. Контролирует работу дежурных в столовой. Занимается организацией и проведением тематических мероприятий, агитацией правил дорожного движения и противопожарной безопасности. Проводят тематические инструктажи. Обеспечивают участие класса в общешкольных тематических конкурсах и мероприятиях.
Комитет досуга занимается организацией классных часов, праздников. Обеспечивает участие класса в различных общешкольных мероприятиях и конкурсах, посещение музеев, театров, выставок, концертов.
Самоуправление специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.
Нельзя прийти в класс и объявить детям: "С сегодняшнего дня вы сами управляете жизнью в классе”, необходима кропотливая подготовительная работа:
1 этап: Сбор информации (диагностика и мониторинг ученического и родительского коллективов)
2 этап: Планирование, с учетом особенностей класса.
3 этап: Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности (тренинг- игры).
4 этап: Контроль (самоконтроль учащихся).
5 этап: Коррекция (внесение изменений).
И снова анализ.
Коллективное планирование – один из путей привлечения всех учащихся к самоуправлению. Процесс планирования включает всю методику активизации индивидуальной активности учащихся и разнообразные формы:
- конкурс на лучшее предложение в план;
- обсуждение проектов плана, разработанных микрогруппами;
- анкета по изучению мнений ребят;
- коллективный творческий конкурс;
- тематические задания по планированию микрогруппам;
- публичная защита проектов и предложений;
- час вопросов и ответов;
- разведка полезных дел;
- создание банка идей и предложений;
- аукцион форм работы;
- ОДИ «Поиск»;
- Деловые игры «Импульс», «Дом, который построим мы» и др.
В процессе планирования ребята учатся анализировать, сравнивать, принимать решения, что является необходимым условием развития социальной активности школьников.
Самоуправление должно базироваться на принципах:
§ Равноправие — все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
§ Откровенность и гласность — работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
§ Законность — неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
§ Целесообразность — деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
§ Гуманность — действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
§ Самодеятельность — творчество, активность, самодеятельность учащихся;
§ Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Члены самоуправления имеют право:
- на проявление собственной активности в организации работы самоуправления с его целями и задачами;
- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;
- избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;
- на участие в планировании деятельности самоуправления и выполнении принятого плана;
- входить в состав других объединений.
Члены самоуправления обязаны:
- действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;
- достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;
- проявлять уважение к старшим;
- уважать взгляды и убеждения других людей;
- уважать достоинство и свободу другого человека;
- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;
- соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятным.
Условия развития (совершенствования)
ученического самоуправления
- Осуществление принципа взаимного уважения и сотрудничества в отношениях между педагогами и учащимися, их органами самоуправления.
- Наличие атмосферы творчества и психологического комфорта как условия развития инициативы и самостоятельности ребят.
- Деятельностный подход в организации ученического самоуправления.
- Связь постоянных, временных и уполномоченных органов самоуправления.
- Коллективный самоанализ. Выборность, отчетность и сменяемость актива.
- Стимулирование выполнения общественных поручений.
- Педагогическая поддержка ученического самоуправления.
ПОРТРЕТ АКТИВА КЛАССА- ЧЛЕНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Анализ результатов позволяет составить своего рода «портрет» членов самоуправления. Для него характерны такие черты:
- сильная потребность к самовыражению и реализации собственных возможностей.
- борьба за лидерство, коллектив индивидуальностей, имеющих высокую самооценку.
- ориентация учащихся на свои собственные жизненно важные цели.
- нестандартный уровень интеллекта и стремление его повысить.
- не всегда совпадение реальной оценки результата и желаемого.
Показатели развития самоуправления в классе
- Самостоятельность в принятии и реализации решений.
- Равенство прав членов коллектива.
- Инициативность и творчество.
- Единство прав и обязанностей членов коллектива.
- Единство слова и дела, действенность принимаемых решений.
- Ответственность членов коллектива за его дела.
- Взаимодействие коллектива и его органов самоуправления.
- Критичность и самокритичность, самоконтроль и взаимоконтроль членов коллектива.
Для себя, как для классного руководителя, я определила следующие основные принципы самоуправления :
*Учитель должен уметь что-то такое, что весьма значимо для учащихся.
*Если он не умеет делать что-то, что значимо для детей, он должен увлечь их тем, что он умеет делать.
*Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен искать выход сам.
*Если педагог хвастается, что он придумал, он сделал, он организовал, то это, не есть достаточно хорошо. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали, и еще важно, чтобы они говорили так: А наша классная – она «классная», она нас всегда поддержит, поможет, не продаст…
*Педагог должен составить карту лидерских качеств, успехов и умений каждого ребенка и умело вводить их в деятельность…
* Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных детей, уметь уловить их групповые интересы.
*Идти на поводу у детей также бесполезно, как и насильно навязывать им собственные представления, ценности, рецепты.
* Нужно уметь создавать созидательно – творческую обстановку, уметь организовать игровую мыследеятельность учащихся, в ходе которой детское фантазирование и собственные мысли могли бы пересечься.
*Только веселая созидательная бодрость воспринимается детьми как нектар необходимый для успешно-интересной жизни.
* Многое забывается, многое надоедает, поэтому нужно уметь стимулировать и мотивировать всякую детскую деятельность и находить для этого разнообразные увлекательные шаги повороты.
*Учитель должен уметь организовать детское общение в связи с деятельностью, обычное, бытовое общение, высокое творческое общение.
* Трудное и светлое вспоминается с теплотой и благодарностью, не вспоминается обычное и безликое.
*Отдыхать и бездельничать для многих легче, нежели трудиться и все можно поменять, ели педагогу удалось тихонечко, через ритуалы, традиции, песни, общение душ, ненавязчивые советы, умение почувствовать, уловить ветер нового, ветер перемен и подвести учеников к коллективно признаваемым ценностям совместного бытия, деятельности, успеха.
* Для каждого человека важно, чтобы его статус постоянно менялся, возвышая его, и в то же время хочется многое познать, увидеть, научиться тому, что весьма значимо в данной группе, в данном времени и городе. Педагог должен создать условия для статусного роста каждого ученика.
* Заслуженный комплимент от любимого учителя, грамота, диплом, медаль от школы, прославление поступка в газете, присвоение звания и избрание на должность, получение удостоверения и награды за любой успех, фотография на сайте, стих или статья посвященные ученику – вот именно этим должен грешить классный руководитель применительно к детям и их родителям.
Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни
Работа с классами строится по принципу: «Не согласен – критикуй, критикуешь – предлагай, предлагаешь – внедряй!».
Выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями:
Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Для классного руководителя классное самоуправление – это замечательная возможность диагностики развития индивидуальности каждого ребенка.
Результат нашей совместно с ребятами и родителями работой – звание «Лучший класс» на протяжении нескольких лет.
И еще, я убеждена, до классного самоуправления надо дорасти и самому педагогу, и помочь дорасти детям. И тогда заветные слова "Дети сами” не станут пустой декларацией.
Проекты:
«Добрые дела для Доброго села»
«Татьянин День»
«Женщины в годы Великой Отечественной войны»
«День Дублера»
«К 300-летию М.В.Ломоносова»
«Творческая физическая лаборатория»………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель ученического самоуправления в классе
Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....
Модель самоуправления в классом коллективе среднего звена школы
Презентация из опыта работы....
Самоуправление в классе
В помощь классному руководителю...
Самоуправление в классе.
Материал может помочь в создании самоуправления в классном коллективе....
Организация самоуправления в классе. Акция
материалы конкурса "Мудрая сова", план проведения акции против курения, задания классам...
План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)
Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...
Анкетирование"Исследование уровня развития самоуправления в классе (5-9 классы)
Для родителей и классного руководителя....