Самоуправление в классе.
статья по теме
Материал может помочь в создании самоуправления в классном коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самоуправление в классе | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
[править] Сущность, цели и задачи самоуправляемой деятельности
Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обратились к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой. В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление учащихся — это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Представления ученых о сущности самоуправления разделяют педагоги - практики и их воспитанники. Например, ученики, которые представляли на псковский областной конкурс модели самоуправления в своих классах, понимают его как:
- управление жизнью класса;
- организацию дел для своего класса, а значит и для себя;
- решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
- школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся. Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
- Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
- Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
- Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
- Воспитание достойных творческих лидеров.
Создание структуры самоуправления в классе:
- высший орган - классное собрание;
- между собраниями работу организует и контролирует совет класса, который собирается один раз в неделю;
- распределение общественных поручений между всеми учащимися.
Структура классного самоуправления .
[править] Классное собрание
В работе классного собрания участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов - и родители обучающихся.
Цель: помочь в решении проблем, развивать у учащихся способность решать эти проблемы самостоятельно.
Задачи: вызывать детей на откровенный разговор друг с другом, формировать честную дисциплину среди школьников.
На классном собрании:
- не позволяйте детям осуждать или обвинять других;
- не привлекайте детей к выслеживанию и выявлению правонарушителей;
- не наказывайте весь класс за поведение отдельных ребят;
- создавайте атмосферу сотрудничества.
Правила организации и проведения классного собрания:
- попытаться самим решить проблему;
- не оказывать друг на друга никакого давления – ни юридического, ни словесного;
- слушать друг друга и не перебивать.
Структура классного собрания:
- представление обсуждаемой проблемы (классным руководителем или учащимися);
- изложение информации по проблеме;
- начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы...», «Результат получился таким, потому что...»;
- предложение решения проблемы;
- выбор решения;
- обсуждение предполагаемого результата решения;
- закрытие собрания.
Процедура классного собрания:
- школьники сидят по кругу;
- продолжительность собрания для школьников начальной школы – 30 мин., для старших школьников – 45 мин.
Как часто организовывать классные собрания, решает коллектив.
Исключительной компетенцией собрания является:
- определение программы деятельности своего коллектива и его морально-этической основы (заповеди, законы, правила и др.);
- установление и избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;
- определение микроколлективов класса, заключение договоров и соглашений о сотрудничестве с другими коллективами учащихся, государственными учреждениями, предприятиями и общественными организациями;
- избрание исполнительных органов самоуправления (совета учащихся, ученического комитета, штаба командиров, другого исполнительного органа);
- определение структуры исполнительного органа, его временных и постоянных подразделений и вспомогательных органов самоуправления;
- установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;
- утверждение прав и обязанностей первичных коллективов (классов, кружков, клубов и др.), учащихся, нравственных требований к учащимся;
- делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет школы, педагогический совет), отзыв их при необходимости;
- принятие решения о формировании объединений по интересам, местах их базирования и режиме работы, а также о формировании временных органов самоуправления и их структурных подразделений (команд, бригад, групп);
- координация работы исполнительных органов самоуправления, заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;
- установление деловых связей с государственными, производственными органами самоуправления, учреждениями науки, культуры, спорта, заключение с ними соглашений о совместной деятельности;
- определение меры участия учащихся в общественной жизни и трудовой деятельности школы, района, республики;
- установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе;
- внесение предложений в администрацию и органы общественного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.
Виды собраний: установочное, выборное, отчетное, итоговое, экстренное, торжественное, тематическое.
Ведет классное собрание его председатель.
[править] Функциональные обязанности участников классного собрания
Председатель, заместитель председателя и секретарь Совета класса, а также председатель родительского комитета входят в Президиум классного собрания. Решения классное собрание принимает голосованием (открытым или тайным). Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Председатель Совета класса:
- совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся);
- отвечает за работу консультантов и успеваемость в классе;
- формирует коллективы (советы дела) для подготовки и проведения классных мероприятий;
- объявляет благодарность и налагает взыскания;
- контролирует выполнение поручений.
Заместитель председателя Совета класса:
- контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
- осуществляет контроль за ведением дневников, ведет тетрадь успеваемости;
- совместно с председателем Совета класса руководит группой консультантов;
- ведет работу с отстающими по предметам;
- организует проведение политинформации в классе;
- замещает председателя Совета класса в его отсутствие.
[править] Совет класса
Секретарь Совета класса:
- ведет классную документацию и отвечает за ее хранение;
- руководит работой по проведению культурно-массовых мероприятий;
- контролирует работу советов дела;
- информирует учащихся о работе Совета класса;
- организует работу редакционной коллегии;
- отвечает за оформление стендов.
Старший дежурный:
- организует и контролирует дежурство по школе и классу;
- формирует дежурные группы;
- составляет график дежурств;
- отвечает за дисциплину в классе, хранение и приобретение инвентаря;
- руководит работой департамента труда класса;
- ведет документацию старшего дежурного.
Редколлегия имеет команду из трех - пяти человек.
Руководитель редколлегии называется «Ответственный за редакторскую деятельность».
В его функции входит:
- организация выпуска поздравительных газет;
- оформление классного кабинета;
- оформление классного уголка;
- организация работы редакционной коллегии;
- оформление стендов.
Ответственный за организацию спортивных мероприятий в классе:
- формирует команду для участия в школьных соревнованиях;
- организует спортивные мероприятия в классе.
Ответственный за учебный сектор:
- контролирует посещаемость и готовность к занятиям;
- осуществляет контроль за ведением дневников;
- ведет «Открытый журнал успеваемости»;
- совместно с председателем руководит группой консультантов;
- ведет работу с отстающими по предметам.
Ответственный за проведение культурных мероприятий в классе имеет команду из трех - пяти человек. Он:
- руководит работой по проведению культурно-массовых мероприятий;
- отвечает за организацию выходов в театр, кино;
- отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, составление развлекательной программы.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся тайным голосованием. Составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности, можно и свою. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
[править] Функциональные обязанности членов родительского комитета
Основным контрольным органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым (открытым или тайным) голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.
Родительский комитет:
- рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Каждый классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления.
Внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель ученического самоуправления в классе
Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....
Модель самоуправления в классом коллективе среднего звена школы
Презентация из опыта работы....
Самоуправление в классе
В помощь классному руководителю...
Организация самоуправления в классе. Акция
материалы конкурса "Мудрая сова", план проведения акции против курения, задания классам...
План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)
Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...
Анкетирование"Исследование уровня развития самоуправления в классе (5-9 классы)
Для родителей и классного руководителя....
Мастер-класс на тему "Самоуправление в классе"
Выступление - мастер-класс на заседании Методического объединения воспитателей ГПД. Самоуправление в классе....