Воспитательная система класса "Шаг за шагом к мастерству"
материал (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №14
Воспитательная система класса:
«Шаг за шагом к мастерству»
Срок реализации: 5 лет (5-9 класс)
Автор: Дорофеева Н.В.
Г. Арзамас
- АКТУАЛЬНОСТЬ
В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Появилось много педагогических коллективов, которые пробуют моделировать и создавать воспитательные системы. Изучение их опыта показывает, что системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива.
- КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
- Индивидуально - групповой
- Классный руководитель.
- Учащиеся класса,
- Родители учащихся.
- Педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Главную роль в построении, функционировании, развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной системы управления воспитательным процессом в школе, воспитательной системы в своем классе.
Для осуществления деятельности по моделированию, построению и управлению воспитательной системой класса необходима специальная теоретическая, методическая и практическая подготовка классного руководителя.
Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Самой значительной и, безусловно, важной составной частью индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они - полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности.
- Ценностно – ориентированный
Цель воспитательной системы: воспитание нравственно и физически здоровой, интеллектуальной личности, разносторонне подготовленной к успешной социализации.
Задачи:
- Развивать познавательную активность учащихся как условие интеллектуального, нравственного, коммуникативного и физического самовыражения.
- Формировать интеллектуальный, нравственный, физический потенциал личности ребенка, готовой к успешной социализации.
- Содействовать развитию творческих способностей, коммуникативных умений.
- Создать содружество детей, педагогов и родителей.
Ожидаемый результат
Учащиеся, окончившие школу должны:
- иметь активную жизненную позицию;
- уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения;
- видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению трудностей;
- уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты;
- владеть коммуникативными навыками ведения диалога, корректного поведения в ситуации конфликта;
- быть готовой к профессиональному самоопределению в непрерывно меняющихся условиях;
- стремиться к достижению жизненного успеха;
- иметь адекватную самооценку, сохранять уверенность в своих силах при возникновении трудностей в достижении поставленной цели.
Принципы, положенные в основу воспитательной системы:
- Гуманизм
- Актуальность
- Толерантность
- Доступность
- Добровольность
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
- Познай себя – это интересно!
- Сотвори себя – это необходимо!
- Утверди себя – это возможно!
- Прояви себя – это реально!
Правила жизни в классном коллективе:
- Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
- Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
- Относиться к людским недостаткам терпимо.
- Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
- Добросовестно относиться к учёбе.
- Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
- Добросовестно относиться к своим поручениям.
- Не отказывать в помощи одноклассникам.
- Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
- Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
- Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!
- Функционально – деятельный
Основные виды деятельности
- познавательная
- игровая
- творческая
- спортивная
- коммуникативная (общение)
- досуг
- допрофессиональная
Основные формы деятельности
- классные часы
- конкурсы
- экскурсии
- поисковая деятельность
- благотворительные мероприятия
Восхождение ребенка к ценностям культуры, его движение от одной ступеньки к другой успешно проходит только благодаря «сопровождению», умелому руководству педагогическим процессом. Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных функциях:
- обустройство жизни ребенка в школе;
- организация предметной деятельности ребенка и ученического
- коллектива в целом;
- организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Личность классного руководителя играет здесь важную роль, ведь в каждом шаге ребенка обязательно должны присутствовать эти три вида деятельности
Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:
- Образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научнообоснованной картины мира.
- Воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника.
- Защитную, связанную с психологической защитой ребенка от среды.
- Компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации.
- Интегрирующую и корректирующую - при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.
В основе воспитательной системы по формированию образа жизни, достойной Человека лежит идея интеграции подсистем (дидактической и воспитательной), которая позволяет каждому субъекту воспитательного и образовательного процесса найти применение своим методам и технологиям.
Педагогические технологии и методики | Образовательная среда | Воспитательная среда |
Развивающее обучение | Все предметы учебного плана | Олимпиады; экскурсии; познавательные мероприятия |
Модульная методика | Все предметы учебного плана | Конференции, театральные сценки, устные журналы, творческие вечера |
Исследовательские методы | Природоведение, история, литература, английский язык, истоки | Информационные часы «По страницам газет и журналов», «Любимые теле- и радиопередачи», «Мы из другого государства». Участие в школьной конференции. |
Проектные методы | Русский язык, литература, история, английский язык, технология, природоведение, истоки | Создание портфолио учащегося, буклетов, творческих проектов |
Игровые технологии | Все предметы учебного плана | Ролевые игры, интеллектуальные игры, часы рефлексии. |
Групповые технологии | Все предметы учебного плана | Участие в социальном проекте «Дети детям». Участие в выставках, конкурсах. Классные часы «Мой город родной» и «Я люблю тебя, Россия!» |
Информационно-коммуникационные | Русский язык, литература, информатика, природоведение, английский язык, истоки, региональная литература | Книга рекордов класса «Самый-самый». Создание электронного портфолио. Создание мультимедийных презентаций |
Здоровьесберегающие технологии | Все предметы учебного плана | Физкультминутки, дни здоровья, спортивные соревнования |
Самоуправление
Староста класса, помощник старосты
Питание в столовой (ведение ведомости)
Изменения в расписании
Учебный сектор
Спортивный сектор
Художественный сектор
Творческий сектор
Сектор рукоделия
Сектор классных дел
Трудовой сектор
Учебной дисциплины
Ученическое самоуправление координирует и контролирует вопросы школьной жизни класса. Каждый имеет право быть избранным в орган самоуправления любого уровня. Деятельность и все решения озвучиваются и доводятся до исполнения. Классное собрание проводится в начале и в конце каждого полугодия (выборное и отчетное).
Совместная деятельность с родителями
Повышение психолого-педагогических знаний классного руководителя
- Исследование психологического климата семьи каждого ученика класса.
- Поддержание регулярного общения.
Вовлечение родителей в воспитательный процесс
- Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.
- Регулярное проведение родительских собраний (1 раз в месяц).
- Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей).
- Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса.
Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса
Анализ учебной работы учащихся:
- анализ контрольных, практических, лабораторных работ, диктантов;
- анализ отношения к учебе;
- объективная оценка качества образования;
- собеседование с неуспевающими учащимися.
Подготовка учащихся к выпускным экзаменам:
- значение семьи в ответственные моменты жизни;
- готовность учащихся к сдаче экзамена;
- порядок аттестации основной школы.
Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика:
- информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной школы;
- рекомендации психолога по профориентации;
- анализ профессиональных интересов учащихся.
Мастерская классного руководителя
Диагностическая мастерская
- Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся класса
- Формы диагностики: анкетирование,
- тестирование, наблюдение, беседы.
- Мастерские общения «Давайте познакомимся», «Расскажи мне обо мне».
- Коллективные творческие дела «Устав класса», «Мир интересов моей семьи».
- Ролевые игры «Планета друзей», «Мой класс сегодня и завтра».
- Родительские собрания «Школа+Семья», «Роль родителей в воспитании класса», «Возрастные особенности подростка», «Значение выбора профессии в жизни человека».
- Составление карты интересов и увлечений учащихся. Подведение результатов диагностик.
- Беседа с медсестрой и учителем физической культуры.
- Посещение уроков физической культуры. Обязательное прохождение ежегодного медосмотра.
- Определить уровень сформированности класса и состояние в нем деловых и межличностных отношений
- Выявить воспитательные возможности родителей
- Определить место и роль класса в жизни школы и местного социума
Результат: сформировать жизнедеятельность класса, привлекательную для учащихся класса, и выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в воспитании классного коллектива и отдельной его личности.
Мастерская педагогической поддержки
- Сформировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в классе
- Привлечение социального педагога и школьного психолога для проведения тренингов «Роль человека в современном социуме», «Давай научимся общаться».
- Мероприятия «Праздник Именинников», «Арбузник», «Девичник с мальчишником».
- Прогулки на природу, экскурсии, походы (пешком, на велосипедах, на лыжах).
- Проведение классных мероприятий с использованием современных технологий.
- Прогулки на природу весной и осенью на велосипедах, зимой на лыжах.
- Валеологические беседы, привлечение школьной медсестры и врачей ЦРБ для проведения школьных мероприятий.
- Создание системы ученического самоуправления
- Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы в жизнедеятельности класса
- Сформировать традиции класса
Результат: выявить и развить индивидуальные способности каждого ученика.
Проектная мастерская
- Формирование потребности в самообразовании
- Тренинги общения, коммуникативные игры.
- Работа над проектами «Класс, в котором я учусь», «Моя будущая профессия», «Я гражданин России».
- Оформление и презентация проектов.
- Работа над проектами «Здоровый образ жизни», «Суд над вредными привычками».
- Развитие умений и навыков в учебной деятельности
- Развитие самостоятельности мышления
- Становление позиции гражданина
- Освоение компьютерной грамотности.
Результат: определить собственную позицию в жизни каждого ученика
- Пространственно – временной
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классе комфортной атмосферы, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самими собой, проявлению и развитию способностей учащихся, овладение навыками самопознания и саморазвития, формирование ценностно-смысловых компетенций, определение профессиональной ориентации.
Для реализации замысла используются технологии: педагогическая поддержка (с целью создания условий для личностного становления ученика); проектная деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса, что очень важно для самоопределения в жизни); информационно-коммуникационные (с целью развития информационной грамотности); освоение уровней владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья и осознания ценности здоровья.
Классный руководитель помогает включиться классу в различные виды совместной деятельности, решать наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития. Данная система разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям; и является компонентом воспитательной системы школы.
Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых
Этапы реализации
1 этап: «Прогностический» (5 класс)
2 этап: «Становление системы» (6 класс)
3 этап: «Реализация системы» (7-8 классы)
4 этап: «Аналитический. Подведение итогов» (9 класс)
- Диагностико – аналитический
Критерии | Показатели | Диагностические средства |
Интеллектуальная развитость учащихся, познавательная активность | Интеллектуальный потенциал, уровень мотивации, освоенность образовательных программ | Методика «Культурно-свободный тест на интеллект». Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости |
Нравственная развитость учащихся | Сформированность основных нравственных качеств личности. Социальная активность | Анкета «Диагностика уровня воспитанности уч-ся» Анкета «Я и смысл моей жизни» |
Эстетическое развитие учащихся | Развитость чувства прекрасного. | Педагогические наблюдения |
Самоактуализированность личности | Стремление к самопознанию. Наличие положительной самооценки. Личностный рост ребенка. | Методика «Самооценка».Методика «Акцентуация личности». Методика «Репка» |
Развитость коммуникативности | Коммуникативность. | Методика «Социометрия» |
Физическая развитость | Состояние здоровья. Развитость физических качеств. | Статистический медицинский анализ состояния здоровья. Выполнение нормативов. |
Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в классном коллективе. | Комфортность удовлетворенность | Методика для учащихся по изучению удовлетворенности организации воспитательного процесса. |
3. Цель воспитательной работы
Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
4. Задачи
- Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий
саморазвитию учащихся.
- Способствовать развитию познавательных интересов каждого ученика.
- Способствовать сплочению классного коллектива.
- Формировать собственную позицию жизни ученика.
- Формировать самостоятельные и устойчивые интересы каждого ученика.
- Формирование потребности в самообразовании.
- Сориентировать в правильном выборе будущей профессии.
- Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
- Формировать стремление к здоровому образу жизни.
КОНЦЕПЦИЯ
В основу воспитательной системы класса положена концепция Л.В. Резкина «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
«Всегда стремиться, всего добиться!».
- Направления деятельности
- «Здоровье»
Задача - формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- «Интеллект»
Задача – определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.
- «Общение»
Задача – формировать у учащихся культуру общения в системах «учитель- ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок», «ученик - дошкольник».
- «Нравственность»
Задача - формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям.
- «Досуг»
Задача - использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся.
- «Гражданин»
Задача – Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.
- «Cемья»
Задача – Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.
Актив класса, самоуправление
Староста класса:
Помощники старосты:
Питание в столовой
Изменения в расписании:
Учебный сектор:
Спортивный сектор:
Художественный сектор:
Творческий сектор:
Сектор рукоделия:
Сектор классных дел:
Трудовой сектор:
Учебной дисциплины:
Организация дежурства
По дням недели | |||
Понедельник Четверг | Вторник Пятница | Среда Суббота | |
По четвертям | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Занятость во внеурочное время
Первое полугодие Второе полугодие
Процент занятости Процент занятости
№ | Ф.И. | Первое полугодие | Второе полугодие |
Список родительского комитета
№ | Фамилия, имя, отчество | Место работы | Телефон |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 |
Социальный паспорт
№ | ФИО ученика, дата рождения | Домашний адрес, телефон | ФИО родителей, дата рождения, образование | Место работы, телефон | Соц. статус семьи |
- Этапы реализации
1 этап: «Прогностический» (5 класс)
Анализ работы за 2012-2013 учебный год
2 этап: «Становление системы» (6 класс)
План работы на первое полугодие
«Здоровье» | «Интеллект» | «Общение» | «Нравственность» | «Досуг» | «Гражданин» | «Семья» | Дата |
Сбор данных о согласии на прививки | Беседы с учащимися: «Как я провёл лето» | Классный час: «Конституция-основной закон государства» | Анкетирование учащихся. Заполнение личных анкет | 2.09-7.09 | |||
Сбор данных для детской поликлиники | Оказание помощи ученикам в подготовке презентаций | Сбор данных для детской поликлиники | 9.09-14.09 | ||||
Беседа о необходимости питания в школе | Классный час: просмотр презентации «10 редких животных» Сутулова Т. | Беседа о бережном отношении к имуществу (личному, школьному) | 16.09-21.09 | ||||
Сбор данных для прохождения мед. осмотра в «Центре здоровья» | Классный час: просмотр презентации «Королева Елизавета» Горячев Д.. | Разбор ситуации: драка между учениками – причины и последствия | Организация поездки в Нижний Новгород | Индивидуальные беседы с родителями | 23.09-28.09 | ||
Посещение ФОКа | Оказание учителями помощи ученикам в подготовке к школьным олимпиадам. Участие в них | Участие в подготовке концерта к Дню учителя | Организация поездки в Нижний Новгород | Классный час: «Гражданская оборона» | Организация поездки в Нижний Новгород | 30.09-5.10 | |
Проведение разъяснительной беседы о необходимости диспансеризации, профилактики простудных заболеваний с детьми и родителями | Оказание учителями помощи ученикам в подготовке к школьным олимпиадам. Участие в них | Подготовка видеофильма: «Жизнь нашего класса» | Разбор ситуации: отношение к школьному и личному имуществу | Организация поездки в Нижний Новгород | Классный час: «Железная дорога – это очень опасно» | Родительское собрание | 7.10-11.10 |
Оказание учителями помощи ученикам в подготовке к школьным олимпиадам. Участие в них | Классный час: «Права и обязанности учащегося» | 14.10-19.10 | |||||
Сопровождение учащихся в детскую поликлинику для прохождения диспанзеризации | Оказание учителями помощи ученикам в подготовке к школьным олимпиадам. Участие в них | Диагностика: «Моя активность в жизни класса» | Беседа о профилактике правонарушений | 21.10-26.10 | |||
«Анализ учебной деятельности учеников класса» | Поездка в Нижний Новгород | 28.10-2.11 | |||||
Подготовка к Дню матери | Классный час: «Традиции моей семьи» | 4.11-9.11 | |||||
Беседа о необходимости питания в школе | Подготовка к школьной научно-практической конференции | 11.11-16.11 | |||||
Беседы с учениками о внимательном отношении друг к другу | 18.11-23.11 | ||||||
Диагностика: «Мой уровень интеллекта» | Беседы с учениками о внимательном отношении к членам своей семьи | 25.11-30.11 | |||||
Подготовка к школьной научно-практической конференции | Подготовка к новогоднему огоньку | Подготовка к новогоднему огоньку | 2.12-7.12 | ||||
Подготовка к новогоднему огоньку | Подготовка к новогоднему огоньку | Родительское собрание | 9.12-14.12 | ||||
Беседа о необходимости питания в школе | Подготовка к новогоднему огоньку | Подготовка к новогоднему огоньку | 16.12-21.12 | ||||
Проведение классного новогоднего огонька | Проведение классного новогоднего огонька | 23.12-28.12 |
3 этап: «Реализация системы» (7-8 классы)
4 этап: «Аналитический. Подведение итогов». (9 класс)
- Критерии эффективности
Модель личности выпускника
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы сформировать у ребенка ключевые компетентности:
- Сформированные представления о человеке и окружающем мире.
- Овладение набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе.
- Четкая жизненная позиция, способность к индивидуальному выбору жизненного пути.
Выпускник, которого я желаю увидеть в каждом из своих воспитанников, – это человек, способный жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Апробация методической системы формирования и развития педагогического мастерства учителя технологии
Сформированная мною в течение 10 лет собственная методическая система, как всякая система, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Центральным компонентом выступают цели обучения:...
Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.
Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...
Система упражнения для развития актерского мастерства
Здесь даны некоторые упражнения, которые я регулярно использую на своих занятиях в музыкальном театре....
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...
Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы
Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...