Апробация методической системы формирования и развития педагогического мастерства учителя технологии
статья на тему
Сформированная мною в течение 10 лет собственная методическая система, как всякая система, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Центральным компонентом выступают цели обучения: ориентация на развитие личности ребёнка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося. Эти цели определены заказом государства и общества на образование и заложенные в государственном стандарте основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nalichie_sobstvennoy_metodicheskoy_sistemy_uchitelya.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство — человек, а еще точнее — творческая личность. Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя. Иными словами, учитель должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.
Сформированная мною в течение 10 лет собственная методическая система, как всякая система, представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Центральным компонентом выступают цели обучения: ориентация на развитие личности ребёнка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося. Эти цели определены заказом государства и общества на образование и заложенные в государственном стандарте основного общего образования.
Вторым компонентом системы и её ядром является методический стиль, включающий в себя содержание образования, методы и средства обучения.
Третий компонент - организация формы учебного процесса, который делится на традиционный и инновационный.
Итак, основная цель моей методической системы совпадает с целью современной школы, заложенной в государственном стандарте основного общего образования – предоставить возможности обучающимся для получения доступного качественного образования. Данная цель определяет содержание второй составляющей – моего методического стиля: эффективно решать задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе, внедрять современные образовательные технологии.
В течение последних шести лет работаю над проблемой: «Использование на уроках современных образовательных технологий в целях создания благоприятных условий для формирования у обучающихся ключевых компетенций».
Инновационность моего опыта состоит, прежде всего, в создании системы организационно-педагогических условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности и развитие у них на этой основе интеллектуально-творческого потенциала. Наряду с традиционными способами развития познавательной активности учащихся использую различные формы и виды исследовательской деятельности.
Качественное образование предполагает, в первую очередь, не только вооружение знаниями будущих выпускников, но и формирование у них жизненно-важных качеств личности, а также наличие компетентностей (знаниевых, социальных и т.д.). Это привело меня к осознанию необходимости использовать в практической деятельности соответствующие им проектные, информационные, здоровьесберегающие технологии, групповые, дифференцированные, индивидуальные методы работы. Помимо перечисленных в предыдущих разделах методов и средств обучения, мною используется и такая технология, как творческая мастерская.
Основные идеи данной технологии заключаются в:
- обращении к личности, её саморазвитии через осознание своего места в мире и отношению к другим людям;
- интегративной организации познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности;
- свободном творческом поиске и выборе пути познания, свободном взаимодействии, общении и обмене информацией.
Реализация данных идей обеспечивается формами взаимодействия между субъектами образовательного процесса: в мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Я озабочена не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый обучающийся ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей. Реализация технологии творческой мастерской прослеживается на примере урока по теме: «Витаминный состав продуктов» (6 кл.).
Первый этап - индукция - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. На этом этапе предлагаю детям записать ассоциации (вопросы, нарисовать рисунок), ответив на вопрос какие продукты питания вы знаете? Далее обучающимся предлагается разделить продукты на виды (овощи, фрукты, мясные, молочные и т.д.)
Второй этап - самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Прошу различные группы детей записать все продукты, которые содержат определённую группу витаминов (витамины группы В - мясо, крупы, хлеб, сыр и т.д.). На пустом слайде электронной доски с помощью электронного карандаша фиксирую все эти ассоциации.
Третий этап - социоконструкция - работа учащихся в парах.
Организую работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием". Обучающиеся дописывают друг другу по 2-3 источника витаминов.
Четвертый этап - социализация - выступление одного члена группы (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ). Организую работу в группах: составление схемы на тему: «Какова роль витаминов в жизнедеятельности организма?», «Источники витаминов группы А» и т.д.
Пятый этап - афиширование – предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними. Обучающиеся готовят краткое выступление по своей группе витаминов, организуют обсуждение полученных в групповой работе результатов. Даю необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполненной работы.
Шестой этап – рефлексия – работа с учебником или Интернет-ресурсами с целью получения дополнительной информации о влиянии витаминного состава продуктов на организм человека.
Данная работа актуальна, так как дает возможность педагогам развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся. Участвуя в работе творческой мастерской, школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают свои личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.
Практическая значимость моего педагогического опыта заключается в разработке методических рекомендаций по организации использования современных образовательных технологий в процессе изучения предмета «Технология» и во внеурочной деятельности.
Технологические приемы организации учебного процесса:
- Создание в пространстве деятельности обучающегося значимой для него проблемной ситуации;
- Наполнение проблемной ситуации противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия обучающимся как проблемы;
- Формулирование задачи продуктивного (или творческого) типа, вытекающей из осознанной учеником проблемы.
Результативность применения той или иной образовательной технологии оцениваю с помощью следующих критериев:
- Наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («Хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию);
- Наличие у учащегося положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («Я испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание»);
- Переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой»);
- Осознание учеником усвоения нового как личностной ценности («Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны»);
- Овладение обобщенным способом подхода к решению учебных задач: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
Использование в практической деятельности современных образовательных технологий развивает, по моим наблюдениям, как предметные, так и общеучебные умения и навыки, поэтому их использование является необходимостью в образовательном процессе.
Практика и результаты освоения образовательных программ подтверждают эффективность и актуальность моей методической системы. В течение 8 лет (с 2004 г.), я являюсь руководителем школьного методического объединения «Технология и искусство». Цель работы нашего ШМО – создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
В 2007 г. мы принимали участие в районном конкурсе «Лучшее методическое объединение года», в результате стали лауреатами конкурса. Я, как руководитель ШМО, получила признание районного методического кабинета, о чём свидетельствует Почётная грамота.
В том же году молодой специалист нашего методического объединения в результате нашей совместной методической работы стал победителем регионального конкурса «Учитель года», в номинации «Дебют» (1 место).
В своём развитии я не застыла, а постоянно апробирую что-то новое, отказываюсь от неподходящего, экспериментирую. Это зависит и от интеллектуальных способностей класса, и от приоритетов, и от других обстоятельств. Большую помощь в этом оказывает моя работа в творческой группе в условиях сетевого взаимодействия районной методической службы, где в течение 4-х лет (с 2007г.) я принимаю участие в качестве тьютора.
С 2009 г. являюсь экспертом по проверке тестовых работ участников районной олимпиады по технологии;
Главным результатом моей методической системы являются стабильно высокие результаты уровня и качества освоения обучающимися содержания образовательных программ. Кроме того, моя методическая система, мой педагогический опыт являются перспективным, что доказывается диссеминацией его в профессиональном сообществе.
Диссеминация моего целостного педагогического опыта происходит на различных уровнях:
год | Форма представления опыта | тема | результат |
На муниципальном уровне: | |||
2008 | Доклад (районный фестиваль «Инновации в образовании») | «Использование информационных технологий на уроке» | победитель |
2008 | Доклад на педагогическом совете школы | «Использование интеграции образовательных областей на уроках технологии»; | |
2008 | Доклад на районной педагогической конференции | «Использование метода проектов на уроках технологии» | Опыт взят на вооружение Вдовиченко И.В. |
2009 | творческая мастерская (заседание районного методического объединения) | «Интегрированный урок «Орнамент. Традиции в вышивке Донских мастериц» | |
2009 | представление коллегам из района Недели технологии и искусства | «Интеграция различных предметных областей» | |
2009 | Разработка урока с использованием электронного приложения (районный фестиваль «Инновации в образовании» | «Фигурная нарезка овощей» | победитель |
2010 | Доклад на педагогическом совете школы | «Применение современных форм и методов обучения на уроках технологии»; | |
2010 | Районный конкурс «Информационные технологии в образовании», номинация «Лучшая презентация» | «Дизайн интерьера. Оформление окон» | лауреат |
На региональном уровне: | |||
2008 | Доклад на областной дистанционной выставке-конференции «Инновационная деятельность в образовании» | «Проектная деятельность на уроках технологии» | Доклад размещён на сайте www.ito.1gb.ru/members/445. |
2008 | Доклад на региональном фестивале «Инновации в образовании» в рамках Донского образовательного фестиваля «Образование. Карьера. Бизнес». | «Опыт работы творческой группы, работающей по проблеме «Интеграция ОО «Технология» с другими образовательными областями» | победитель |
На федеральном уровне: | |||
2008 | Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | «Использование современных образовательных технологий на уроках технологии» | лауреат |
2009 | Разработка урока с использованием информационных технологий (Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок») | «Орнамент в вышивке» | лауреат |
Опыт работы нашей творческой группы я представила в 2008 году на региональном фестивале «Инновации в образовании» в рамках Донского образовательного фестиваля «Образование. Карьера. Бизнес».
В результате я стала победителем и награждена дипломом Управления Образования Администрации Аксайского района. Это было отражено в районной общественно-политической газете «Победа» в статье «Бесконечное восхождение к мастерству» (№114-116, июнь, 2008г.).
Накопленным опытом работы охотно делюсь с коллегами, в том числе. И через учебно-методические публикации. Только за последние 4 года мною опубликованы 6 работ учебно-методического плана на региональном и федеральном уровнях.
Печатные издания:
1. Сборник «Инновационный опыт работы педагогов Аксайского района» (Издательство РО ИПК и ПРО, 2007 г). Статья: «Построение учебного процесса на основе интеграции технологий»;
2. Сборник «Инновационный опыт работы педагогов Аксайского района» (Издательство РО ИПК и ПРО, 2009 г). Статья: «Интегрированный урок «Орнамент. Традиции в вышивке Донских мастериц»;
3. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2007/2008 уч. год (издательский дом «Первое сентября», Москва). Статья: «Использование современных технологий на уроках технологии», вручён диплом фестиваля;
4. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» 2008/2009 уч. год (издательский дом «Первое сентября», Москва). Статья: «Построение учебного процесса на основе интеграции технологий»;
5. Журнал «Планета знаний» (февраль, №1 (17), 2008г). Статья: «Интеграция образовательной области «Технология» с другими образовательными областями»;
6. Сайт института ИТ «Информационные технологии в образовании» www.ito.1gb.ru/members/445 (2008г). Статья: «Проектная деятельность на уроках технологии».
Моя инновационная методическая система развивается определёнными средствами информационных технологий.
В 2009 г. я участвовала в интернет-конференции «Инновационная деятельность в образовании», которая проходила в рамках проекта «Информационные технологии в образовании». Там я представила свой опыт работы в докладе «Проектная деятельность на уроках технологии», что отражено на сайте www.ito.1gb.ru/members/445.
Кроме того, я участвую в работе форума профессионального сообщества «Дистанционный методист» в рамках «Диссеминации передового опыта» на сайте РО ИПК и ПРО (http://ipkpro.ucoz.ru/forum/3-28-1). В 2011 году на форуме я представила свой опыт работы «Использование современных технологий».
С 2007 г. – член Всероссийского Педагогического клуба «Первое сентября»;
С 2008 г. – член Всероссийского клуба учителей «Доживём до понедельника» (г. Москва);
Результат моего педагогического опыта заключается в использовании его моими коллегами в массовой педагогической практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя
Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...
«Формирование универсальных учебных действий и мастерство учителя технологии».
В настоящее время в образовании ключевыми словами стали универсальные учебные действия (УУД). Напрашивается вопрос: « Как же формируются универсальные учебные действия в процессе обучения?»...
Повышение педагогического мастерства учителя через организацию работы методического объединения.
Методическое объединение иностранных языков МБОУ СОШ №3 работает над темой:Формирование ключевых компетенций учащихся в контексте новых требований к освоению образовательных стандартов через при...
«Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя».
Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся....
Выступление на ГМО учителей математики "Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность"
Данный материал поможет Вам без проблем подготовмться к выступлению на ШМО или ГМО....
Методическая разработка «Формирование и развитие профессиональных компетенций учащихся через проблемно - развивающие педагогические технологии»
Методическая разработка «Формирование и развитие профессиональных компетенций учащихся через проблемно - развивающие педагогические технологии»...
Педагогическое мастерство учителя как фактор формирования здорового образа жизни старших школьников
Здоровье человека во много определяются образом его жизни. Повышенное внимание к нему проявляются на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Образ жизни можно охаракт...