Нравственное воспитание как основной критерий личностного роста (самообразование)
опыты и эксперименты по теме
Опыт работы по теме самообразования. Теоретические основы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_kak_osnovnoy_kriteriy_lichnostnogo_rosta.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание как основной критерий личностного роста.
Развитие добродетелей нужно
начинать с самых юных лет,
прежде чем порок овладеет душой.
Я.А. Коменский
Процесс воспитания человека – это процесс создания личности, причем личности способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.
Личность и культура неразрывны. Х.Л. Борхес писал: «С годами человек заселяет пространство образами провинций, царств, гор, заливов, кораблей, островов, рыб, жилищ, орудий, труда, звезд, лошадей и людей. Незадолго до смерти ему открывается, что терпеливый лабиринт линий слагает черты его собственного лица».
Ни для кого не секрет, что воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью.
В настоящее время это достаточно непросто. Хаотичные явления в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность.
А ведь именно воспитание нравственности – основа всякой воспитательной системы школы. Если воспитательная система школы не пронизана воспитанием нравственности во всех смыслах повседневной школьной жизни, то результат воспитания будет минимальный. Это связано, в первую очередь, с миром взрослых, который сегодня диктует свои правила, порой достаточно жесткие и злые и в котором достаточно непросто быть и остаться человеком. О трудностях жизни во взрослом мире с детьми говорить надо, безусловно, но параллельно необходимо демонстрировать детям, светлую сторону, показывать, что в ней есть тепло, и радость, и любовь, и человечность.
К большому сожалению, первые уроки безнравственности дети получают в семье. Потребительство, злоба, жадность, безразличие и многое, многое другое формируют сегодня нравственную сторону жизни маленького человека, переступающего порог социума. Зерна потребительства стали все меньше иметь отношение к насущной потребности человека. Во многом нравственные ценности ребенка формируются не только школой и обществом, сколько семьей. Как часто в своей воспитательной работе классный руководитель встречается с такой ситуацией, когда в семье шкафы ломятся от книг со склеенными страницами, когда собака заводится согласно моде на ту или иную породу, когда пальто или куртка покупается такого качества, как у соседа или одноклассницы. Вещи становятся не предметом необходимости, а предметом престижа, они служат именно для того, чтобы растворить личность.
Занимаясь вопросами воспитания личности, следует помнить, что человек – произведение культуры того социума, в котором он формируется. Именно социум задает ему программу, с помощью которой он формирует свой собственный мир. Дело человека состоит в том, чтобы выбрать те возможности, который согласуются с его внутренним миром, но при этом помнить о том, что жизнь может иметь свой сюжет, если человек умеет:
- Быть открытым, может выходить за пределы своей личности;
- Понимать другого человека с его точки зрения;
- Проявлять способность эмпатически разделять тяготы и радости другого, понимать другого человека без расчета на взаимность с его стороны;
- Быть великодушным к другому человеку без расчета на взаимность с его стороны;
- Быть верным другом на протяжении всей своей жизни.
Поэт К.Михеев выразил весь смысл жизни человека и его нравственной воспитанности, становления человеческой личности в двух строчках:
Что может быть страшнее смерти?
Жизнь при отсутствии сюжета.
Воспитывать нравственные качества ребенка не просто. На этом пути у взрослого могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином соей страны не на словах, а на деле.
Планируя свою работу с детским коллективом, классный руководитель должен помнить, что она будет давать свои результаты в том случае, если взрослый предполагает, что не только он будет влиять на детей, но дети тоже будут иметь на него влияние. Определяя свое общение с коллективом учащихся, классный руководитель должен руководствоваться профессиональными нравственными принципами работы с классом, без которых добиться неформальных результатов в работе с детьми невозможно.
Эти принципы могут быть такими:
- Воспитательная система класса должна способствовать позитивным самоощущениям ученика. Это должно проявляться в желании ребенка идти в школу, независимо от своих учебных достижений и даже совершенных поступков. Школа и класс не должны стать местом казни и судилища, они должны быть местом, где тебя принимают, несмотря ни на что, где тебя понимают и стараются помочь выздороветь твоей душе, если она больна.
- Все воспитательные дела класса должны иметь определенную цель, и эта цель должна быть понятна не только взрослому, но и детям. Бесцельные мероприятия не дают пищу для ума и сердца ребенка, они их развращают.
- Без объективной требовательности не может быть высоких результатов воспитания учащихся. Классный руководитель должен помнить о том, что только те требования имеют место быть использованы, которые являются разумными и необходимыми, а также, если они будут ребенку на пользу, а не во вред.
- Без уважения в ученике человека, его человеческого достоинства не может быть объективной требовательности. Уважая своего ученика, педагог уважает себя, не позволяя другим унижать и подавлять своих учеников, он создает предпосылки для осознания каждым учеником себя как личности и осознания роли педагога в своей жизни.
- Классный руководитель должен помнить, что обучение и воспитание – это единый взаимопроникающий друг в друга процесс, если его разорвать, то положительный результат ожидать не приходится.
- Процесс воспитания детей будет результативным, если каждое внеклассное мероприятие будет проводиться нешаблонно, необычно, нестандартно и тем самым будет будить лучшие чувства и мысли ученика.
- Процесс воспитания учащихся должен быть процессом творческим, построенным на лучших культурных традициях человечества. Учитывая тот факт, что ребенок воспитывается не только в школе, но и в социуме, в семье, воспитательные приемы классного руководителя должны быть настолько впечатляющи в положительном смысле, что их эффект сможет стать более убедительным и значимым, чем те, с которыми сталкивается ребенок вне школы.
- В каждом воспитательном мероприятии должно быть место для участия каждого ученика. Нет смысла в мероприятиях, проводимых в классе, если в их организации участвует несколько учащихся.
- Все, что проводится в классе с учащимися, должно быть доведено до сведения родителей. При этом родители должны стать не только помощниками классного руководителя, но и его единомышленниками, друзьями, людьми, которым совсем небезразлично, какими вырастут их дети.
Это основные принципы, которыми я руководствуюсь в воспитании детей.
Организуя процесс воспитания учащихся, я, как классный руководитель, уделяю большое внимание воспитанию нравственной культуры своих воспитанников. Воспитание нравственных качеств личности ученика – это основа воспитательной системы моей работы с классным коллективом, основа личностного развития учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя
Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потре...
Духовно - нравственное воспитание как основной компонент образовательного процесса
Публикация в сборнике научных трудов " Воспитательная деятельность образовательного учреждения"...
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ ЛИЧНОСТНО- РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА
Практикой нашей школы накоплен значительный опыт в данном направлении. Надо отметить, что школа всегда находилась в режим...
Музыкально- методический материал по духовно- нравственному воспитанию учащихся основной школы.
Музыкально-теоретический материал...
Критерии личностного роста учителя
Презентация к докладу на тему "Критерии личностного роста учителя"...
Музыкальное воспитание как средство для личностного роста детей школьного возраста в процессе вокально-хоровой работы.
Конкурсная работа - номинация "Из опыта работы". Всероссийикий конкурс профессионального мастерства преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования "Со...
ВОПРОСНИК «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Просматривая каждый из вопросов, отмечайте любым символом тот вариант, который, на ваш взгляд, является верным. Вопросы, отмеченные звездочкой, относятся к дисциплинам гуманитарного цикла. От ст...