ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ ЛИЧНОСТНО- РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА
опыты и эксперименты на тему
Практикой нашей школы накоплен значительный опыт в данном направлении. Надо отметить, что школа всегда находилась в режиме эксперимента. И первый, и второй эксперименты были направлены на решение духовно- нравственного воспитания учащихся. Мы создавали уроки миропонимания, духовно-нравственного выбора. Воспитательный аспект таких уроков предусматривал умения реализовать себя, ибо если человек не реализует себя, не получает удовлетворения, удовольствия от своей деятельности, он не может чувствовать себя здоровым. Первые годы работы не хватало литературы, опыта… Но мы были уверены: у нас получится. Как показала практика, уроки- миропонимания и духовно- нравственного выбора стали самыми любимыми у учащихся.
И вот опять мы в эксперименте. Тема звучит так: «Формирование диалогического опыта личности учащегося как способа его духовно-нравственного становления».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ ЛИЧНОСТНО- РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА
Пыркина В. А.
МБОУ ООШ №6
Труновский район
село Донское
Когда боги создавали людей, они задумывались над тем, где скрыт дар жизни, чтобы вселенная не испортила его и не употребила во зло.
«Не спрятать ли его на вершине высочайшей горы? Не погрузить ли его в океанские глубины? Или может, стоит оставить его в чаще самого густого леса?» После долгих размышлений они, в конце концов, нашли ответ….?
Они поместили дар в самих людей, потому что тем, конечно же, не придет в голову заглянуть в себя. И чтобы обезопасить себя, боги устроили человеческие глаза так, чтобы они могли смотреть только наружу, а не внутрь.
Но оказывается, жизнь существовала, чтобы не погибла наша цивилизация, мы, люди, должны заглядывать в себя, заботиться о своей духовности. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность. Психологи установили, что школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся в нашей школе осуществляется на основе:
•нравственного примера педагога;
• социально-педагогического партнёрства;
• индивидуально-личностного развития;
• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
• социальной востребованности воспитания.
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Мы сегодня можем сказать, что в нашем коллективе работают именно такие педагоги, которые своим поведением могут воспитать духовно- нравственного человека.
Практикой нашей школы накоплен значительный опыт в данном направлении. Надо отметить, что школа всегда находилась в режиме эксперимента. И первый, и второй эксперименты были направлены на решение духовно- нравственного воспитания учащихся. Мы создавали уроки миропонимания, духовно-нравственного выбора. Воспитательный аспект таких уроков предусматривал умения реализовать себя, ибо если человек не реализует себя, не получает удовлетворения, удовольствия от своей деятельности, он не может чувствовать себя здоровым. Первые годы работы не хватало литературы, опыта… Но мы были уверены: у нас получится. Как показала практика, уроки- миропонимания и духовно- нравственного выбора стали самыми любимыми у учащихся.
И вот опять мы в эксперименте. Тема звучит так: «Формирование диалогического опыта личности учащегося как способа его духовно-нравственного становления». В учебный план школы внесены изменения в соответствии с программой эксперимента. Так, с учащимися начальной школы проводится спецкурс «Истоки», в5-6 классах- «Вокруг тебя мир»,- в двух классах по желанию родителей введён курс «Основы православной культуры».Так же наши педагоги освоили «Программы курса этической грамматики» в 1-8 классах и «Программы этических диалогов со старшеклассниками» в 9 классах. Автором программ является Алла Ивановна Шемшурина.
Целевая установка данных курсов- приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся. Они помогают привести ребёнка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителями, с родителями.
На принципах диалоговой педагогики построены заседания дискуссионного клуба «Диалог», который был создан в рамках экспериментальной работы. В работе со старшеклассниками диалог равноправное взаимодействие педагогов и учеников по самым главным «вечным» вопросам человеческой жизни с целью выработки и актуализации индивидуального взгляда и личностной позиции старших подростков. Интересно прошло заседание на тему «Дорожите жизнью» (о проблемах детского суицида). На заседании ребята обсуждали, почему же некоторым людям хочется свести счёты с жизнью, спорили о том, слабость это или сила? В заключении пришли к выводу, что жить интересно и что сила человека в борьбе с трудностями.
А так же прошли заседания по темам, которые вы видите на слайде: «Школа без агрессии», «Имя Россия», «Поговорим о сквернословии», «Нужен ли патриотизм современному человеку», «Понимаем ли мы друг друга».
Главная цель воспитательной системы нашей школы- максимальное развитие личности ученика и подготовка к самореализации в жизни с опорой на такие важнейшие ценностные ориентиры: здоровье, семья, Отечество, культура. На это сориентированы разработанные в школе программы по духовно- нравственному, эстетическому, патриотическому воспитанию учащихся. Программа «Растим патриотов России», написанная в соответствии с краевой программой по патриотическому воспитанию, является основой работы музея «Родина». Школьный музей- одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к соей земле, развитие у школьников гражданских чувств- гордость за ратные или трудовые подвиги своих земляков. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Важную роль играет музей в нравственном воспитании школьников. Знакомство в музее с лучшими проявлениями человеческого духа, конкретными людьми, становится важнейшим стимулом духовно- нравственного воспитания.
В рамках музейной педагогики учителями используются массовые, групповые и индивидуальные формы работы. В зале боевой славы проходят:
- Дни мужества,
- встречи с бывшими учащимися, находящимися на службе в Вооружённых Силах,
- участниками афганской и чеченской войн,
- традиционными стали:
- дни открытых дверей для ветеранов ВОВ
- торжественная линейка, посвященная освобождению села Донского от немецко- фашистских захватчиков,
- 1 февраля- день рождения Невдахина А.В.
- Мероприятия, посвященные Дням Славы России
- 9 Мая «Поклонимся великим тем годам»,
- литературно – музыкальный вечер «Подвиги отцов – крылья сыновей», концерты для участников ВОВ «Фронтовики, наденьте ордена» и др.
- всё это помогает нам воспитывать защитников Отечества. Мы свято храним память о героях Великой Отечественной войны, о юных патриотах, о погибших в горячих точках в мирное время. Это выпускники нашей школы. И в память о них 16 мая 2008 года в школе по инициативе Совета музея была открыта мемориальная доска на средства, собранные учащимися, учителями и родителями. И теперь ежегодно 15 февраля мы проводим День памяти. Куда приглашаем родителей погибших ребят.
Мы годимся, что в нашем школьном музее есть Художественный салон. Основная цель его создания - воспитание художественного вкуса учащихся, формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры. Здесь вы можете увидеть картины местных художников. Очень частые гости Федор Николаевич Долженко, Анатолий Ильич Евдокимов, Владимир Иванович Казакова, Елена Васильевна Рассохина. Проходят выставки работ наших умельцев односельчан. Это вышивки, предметы прикладного искусства. Фонд нашего салона пополняется. В дар картины приносят жители села. Так мы получили работы художника С.Буркова, выполненные в годы войны. Используя материалы салона, школьники пишут рефераты, исследовательские работы, проводят экскурсии. Наши учащиеся стали ежегодными участниками краевой конференции туристско- краеведческого движения «Отечество»:
В 2011 году Давыдов Павел с работой «И женщины с бойцами встали в ряд…» в номинации «Великая отечественная война» занял 4 место. Руденко Руслан в номинации «Земляки» с работой «Нет, мы легких путей не искали…» 4 место.
В 2012 году Иванова Татьяна представляла работу «Поэзия- души моей движение»в номинации «Литературное краеведение» и заняла 2 место.
В 2013 году Кухарева Дарья заняла 3 место на краевой конференции «Отечество» в номинации «Родословие»представив работу «Преданный спорту, замечательный тренер и просто талантливый человек- С.Ф. Долженко»
1 место в творческом конкурсе «Эссе» занял Кофанов Никита представив работу «Пламя памяти».
Иванова Татьяна награждена дипломом 2 степени в малой академии наук за работу «Два поэта- две судьбы».
Любовь к Родине, малой родине, своей школе помогает нам развивать Зал истории школы, который также является составной частью музея «Родина». В Зале мы всегда проводим традиционные школьные праздники: Вечер встречи выпускников, выпускной вечер, День матери.
Нам есть чем гордиться: 1 место в краевом конкурсе среди сельских музеев и 2 место во Всероссийском конкурсе, посвященном 60- летию Великой Победы.
Сегодня, когда очень остро стоит проблема сохранения нравственности, школьный музей помогает не только формированию будущих граждан, он объединяет коллектив, пронизывает его великой силой, воспитывает духовно-нравственное начало, краеведческую культуру.
Деятельность детской организации «ТриО» определена программой «ИКС». В рамках данной программы есть направление «Доброе сердце». Цель направления- возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, создание условий для передачи опыта поколений, воспитание доброты, чуткости, сострадания. Ребята из этих отрядов являются организаторами следующих мероприятий:
оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны,
матерям погибших воинов во время военных действий в Афганистане и Чечне,
пожилым людям, содержание в чистоте памятников и захоронений на территории села и района, организация акций «Передай добро по кругу», «В каждом человеке солнце» и др.
Работая в данном направлении, ребята составили заповеди.
1заповедь.
Раскрой себя в любой инициативе.
Отсюда принцип деятельности - не загонять свою жизнь в жесткие рамки заранее составленных планов, а строить ее на основе саморазвивающийся инициативы.
Не диктовать, не руководить, не обязывать, а выявлять возможности коллектива и личности, создавать условия для творчества, стимулировать рождение инициативы, побуждать ее к реализации.
2 заповедь.
Помни, что сила твоя , ценность для окружающих - это твое стремление к нравственному, физическому и психическому здоровью.
Отсюда принцип деятельности - любая работа рассматривается не обособленно, а как элемент воспитывающих отношений. Это предполагает целостное видение ребенка во всех аспектах его развития.
3 заповедь.
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Принцип деятельности - побуждение к милосердию, проявлению сочувствия, содействия; не замыкаться на себе и на своем коллективе, а находить доступное поле социальной деятельности.
4заповедь.
Оказывай помощь, не превращая ее в подачку, унижающую достоинство человека. Принцип деятельности - включенность в реальные социально значимые отношения.
5 заповедь.
Оценивай себя и своим товарищей не по словом, а по реальным поступкам, отношениям.
Отсюда принцип деятельности - педагогика мероприятий должна уступить место педагогике отношений, построенной на основе высших человеческих ценностей.
В своей работе ученики выделяют следующие направления:
Дети Гиппократа - ориентированное на получение и использование медицинских знаний, оказание помощи медучреждениям в качестве младшего медперсонала, пропаганду здорового образа жизни.
Дом без одиночества - связанное с психологией общения детей и старшего поколения , оказание им посильной помощи, сотворчеством детей и взрослых, здоровых детей и детей-инвалидов, «домашних» и «детдомовских» детей,.
«Мы всё можем» - выявление и дальнейшее развитие творческих способностей детей, оказание посильной помощи в осуществление индивидуальной программы развития каждого ребенка, в выработке доступных ему знаний , умений и навыков.
«Рука в руке» - охватывает деятельность по оказанию помощи нуждающимся детям-инвалидам находящемся на домашнем обучении.
Учителя нашей школы накоплен богатый опыт работы по духовно- нравственному воспитанию детей, и они щедро делятся им. Подготовлены сборники материалов из опыта работы учителей «Школа диалоговой культуры личности: становление, проблемы, перспективы» и
Педагогами нашей школы опубликованы статьи по духовно- нравственному воспитанию школьников в следующих изданиях:
В сборнике научно-методических материалов «Музей в современном образовательном пространстве сельской школы: традиции и инновации» была опубликована статья директора школьного музея «Родина»:
Сухинина А.Н. «Музей «Родина».
В сборнике научно-методических материалов «Содержание воспитания в современном образовательном учреждении. Дополнительное образование детей» были опубликованы статьи педагогов нашей школы:
Пыркина В.А. «Солнцеград- город для ребят», где рассказывается о работе пришкольного лагеря «Солнышко» по направлению краеведение. Данная программа заняла 3 место в краевом конкурсе программ.
Сухинина А.Н. «Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся»;
Глушко М.Г. «Взаимодействие семьи и школы в духовно- нравственном становлении личности»
Глушко М.Г.,«Музейная педагогика как источник духовной и нравственной зрелости личности учащегося».
С целью изучения уровня духовно-нравственного развития личности учащихся, определение изменений, происшедших в личности школьника в течение учебного года в нашей школе ежегодно проводится диагностика состояния духовно- нравственных качеств личности.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Данное направление в моей работе является приоритет...
Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов» «Душа России».
Основная цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.Задачи проекта:создание системы духовно-нравственного воспитани...
Музыкально- методический материал по духовно- нравственному воспитанию учащихся основной школы.
Музыкально-теоретический материал...
Зал Боевой Славы – центр формирования патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся в школе
Современная педагогика должна органично соединить в себе все конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности....
"Духовно - нравственное воспитание учащихся коррекционной школы"
Модернизация современной образовательной системы затронула все элементы образования. Это отвечает, прежде всего, запросам государства и общества. Сегодня обществу требуется не ученик, напичканны...
Сообщение на заседание творческой группы: «Повышение духовно-нравственного воспитания учащихся в школе интернате для обучающихся с ОВЗ»
Сообщение на заседание творческой группы:«Повышение духовно-нравственного воспитания учащихсяв школе интернате для обучающихся с ОВЗ»...