Музыкальное воспитание как средство для личностного роста детей школьного возраста в процессе вокально-хоровой работы.
статья по музыке на тему

Хуланхова Зинаида Александровна

Конкурсная работа - номинация "Из опыта работы". Всероссийикий конкурс профессионального мастерства преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования "Современный преподаватель - 2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2014_ped_masterstvo_.docx30.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание как средство для личностного роста детей школьного возраста в процессе вокально-хоровой работы.

Известно, что древние греки очищали душу посредством музыки, как искусства пения со словом. Понятие «необразованный» было синонимом «не умеющий петь». Таким образом, в период античности выдающимися мыслителями была отмечена магическая сила воздействия певческого искусства на душу человека, его возможность пробуждать в человеке стремление к лучшему и, в силу этого, необходимость певческого искусства как предмета воспитания музыкальной личности.

              Существует много людей с великолепными певческими голосами, которые поют просто для удовольствия, наслаждаясь самим процессом пения. А некоторым любителям пения может казаться, что их голоса звучат не слишком красиво, и что пение – не для них, а для избранных, талантливых людей. А это именно та группа детей, которой нужны занятия пением, ибо замечательный советский психолог Б.М.Теплов отмечал, что музыкальность свойственна всем (или почти всем) людям, но вместе с тем у разных людей музыкальность различная. Также Б.Теплов считал, что развитие способностей зависит от природных задатков. Способности же формируются в деятельности человека, а значит, не бывает способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Нераскрытый потенциал неопытного певца под руководством педагога может раскрыться совершенно неожиданно. И вчерашний неуверенный в себе ребёнок со временем может стать великим исполнителем. А пока он должен быть готовым к взлётам и падениям, которые могут сопровождать его первые шаги постижения сложного искусства.

              Для успешных занятий музыкальной деятельностью важное значение имеют не только музыкальные данные ребёнка – сенсорные и эмоциональные, но и те качества личности, которые нужны как для музыки, так и для многих других видов деятельности: внимание, воображение, волевые черты (т.е. общие способности). Специальные способности зависят от особенностей интеллекта и других свойств личности, которые и приходится развивать в процессе обучения вокально-хоровой деятельности тоже.

               Человеческий голос дан нам от природы для разговора и пения, то и развивать его нужно в этих двух направлениях, т.е. делать его сильным, убедительным по звучанию, но в то же время полётным – слышимым на дальние расстояния. Обучение в то же время неразрывно связано с воспитанием и, развивая голос через обучение вокалу, соответственно идёт работа над формированием нравственно-эстетических качеств личности детей, способных к самореализации, самоопределению и творческой деятельности.

               По наблюдениям отслеживается рост личностных качеств обучающихся: уравновешивание характеров (эмоционального состояния), дисциплина, развитие творческого потенциала (сознательное отношение к исполнению вокально-хоровых произведений и работе своего певческого аппарата), познание себя, своего внутреннего мира – раскрытие своих способностей, фантазии, психических возможностей.

              В обучении пению и развитии певческих голосов детей используются авторитетные мнения многих педагогов-музыкантов (Г. Стуловой, В. Емельянова, Т. Овчинниковой, Д. Огородного) о том, что можно и нужно использовать у детей к десяти годам два существующих звуковых регистра – грудной и головной, и вырабатывать микстовый регистр (смешанный). Такой голос отличается красотой тембра, звонкостью и округлостью гласных, льющимся характером и будет служить долго, не доставляя проблем его обладателю, независимо от того, что исполняется – классический репертуар или рок, поскольку певец с хорошей вокальной подготовкой не ограничивается одним жанром и может легко петь в различных стилях.

              За период работы осуществлялся поиск методов преподавания через изучение разных педагогических технологий, применяемых в обучении: развивающая, личностно-ориентированная, гуманистическая (эвристическая).

               В рамках теории развивающего обучения реализуются следующие методы преподавания:

  • Монологический метод (объяснительно-иллюстративный) при котором обучающиеся наблюдают, слушают, запоминают и выполняют действия, приближая их к аналогу;
  • Диалогический метод, при котором проблемная ситуация создаётся показом противоречивого исполнения, а обучающиеся помогают в обосновании гипотезы и её доказательстве;
  • Эвристический метод, при котором предполагается не столько изучение, сколько проживание ребёнком творческого пути автора произведения – вчувствовываясь, вдумываясь, пытаясь понять его изнутри;
  • Исследовательский метод (деятельно-практический) – строится на опыте собственных открытий по исследованию произведения, своего певческого голоса, его возможностей, что даёт положительные эмоции и способствует успеху в обучении.

Также в учебный процесс внедряются и осваиваются методы эвристического обучения – метод учебного познания представляет собой:

  • Метод образного видения – эмоционально-образное исследование произведения (чтение текста с интонированием);
  • Метод символического видения – «расшифровка» и связь идеи произведения с выразительными средствами;
  • Метод сравнений – фраз, интонаций, частей;
  • Метод эвристического наблюдения – учиться петь «про себя» с помощью наблюдений, ощущений;
  • Метод конструирования понятий – «зевок», «опора звука», «высокая певческая позиция» и т.д. Результат – вокальное исполнение с анализом ощущений.

 Креативные методы:

  • Метод образной картины – сливаются состояние ученика с пониманием произведения при исполнении;
  • Метод гиперболизации – утрированный показ исполнения;
  • Мозговой штурм – использование в обучении аналогий, ассоциаций.

              Компетентностный подход в обучении реализуется через концертную деятельность, т.к. она даёт возможность детям быть включенными в активную социальную жизнь; своими усилиями приносить пользу другим людям; заставляет преодолевать свою лень, безволие, неуверенность и идти в направлении духовного роста и развития своих способностей.

               Исполнительская воля развивает такие способности как: выдержка –  умение управлять своими эмоциями в состоянии отрицательных аффектов – страх, волнение; настойчивость –  способность к длительному рабочему напряжению на пути к достижению цели; самостоятельность – опора на собственные ум, знания и интуицию при выработке решения в исполнении; смирение – помогает справиться с жизненными трудностями и сберечь нервно-психические силы.

               Коллективная концертная деятельность имеет ряд ценных качеств. В ней легче привить детям навыки воспитания внимания, воли, дисциплины, навыки самоторможения, умения владеть собой в стрессовых ситуациях, добиваться общей цели.

               Адекватное представление учителя о каждом ребёнке, его духовном мире, переживаниях, устремлениях даёт возможность построить работу в коллективе как дифференцированный, индивидуализированный процесс общения с детьми посредством общения с музыкальным искусством. Такой подход позволяет переосмыслить позицию «учитель-ученик» с присущей ей определённым диктатом учителя, в позицию диалога единомышленников, равно участвующих в процессе сотворчества.

              Певческий коллектив становится для детей своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения способствует наиболее полному раскрытию духовного мира детей, формированию положительных нравственных и этических качеств личности, поэтому успех или неуспех коллектива воспринимается как событие личной жизни.

              Атмосферу сотворчества, сотрудничества педагога и детей необходимо постоянно диагностировать. В рамках оценочной деятельности обучающихся ведётся работа по умению анализировать как соё исполнение, так и других детей: находить недостатки звучания и способы их устранения, а также отличать качественное исполнение. Оценивание проводится сначала силами обучающихся, затем учителем (обмен мнениями) с последующей корректировкой исполнения. Всё это способствует развитию вокального мышления и музыкального слуха детей.

             Также во время занятий ведётся наблюдение за работой обучающихся – их самоотдачей, включающей энергию, наблюдательность, внимательность,  работоспособность, эмоциональную отзывчивость.

             После концертных выступлений обучающимися проводится самоанализ своего состояния до исполнения, во время исполнения и после него, а также анализируется исполнение всего коллектива (хорошо это делать по видеозаписи).

              Начиная с первого года обучения, обучающимися проводится ежегодная рефлексия по предмету по следующим вопросам:

  • какие трудности испытываются в обучении;
  • что получается, а что ещё не получается в певческой деятельности;
  • какие изменения произошли в себе (личностные качества ) и певческом голосе;
  • оценить свою работу за год.

              Такая работа по оцениванию своей  вокально-хоровой деятельности позволяет осознанно относиться к своему труду и нести ответственность перед коллективом, мотивируя на дальнейшую работу. Просто дети учатся учиться, что позволит им в дальнейшем самореализовываться в любой сфере деятельности.

               Помимо данной оценки уровня обученности и развитости имеются разработанные диагностики с показателями и критериями по развитию певческих голосов обучающихся и личностных качеств, необходимых для музыкальной исполнительской деятельности.

       


Приложение 1

Диагностика учебной успешности по хоровому классу

уровни

показатели,

критерии

Высокий

Средний

Низкий

Вокально-хоровые навыки

Певческая установка

Владение правилами певческой установки; сохранение ощущения постоянной внутренней и внешней подтянутости на протяжении всего процесса пения.

Владение правилами певческой установки; недостаточная  выдержка удерживания состояния тонуса до окончания работы.

Отсутствие тонуса певческой установки во время пения.

Певческое дыхание, звукообразование

Диафрагменное с ощущением «скрытого» зевка и мгновенной задержкой;  экономное, протяженное (по фразам); владение разными атаками звука, попадание на звук сверху.

Диафрагменное с ощущением «скрытого» зевка с мгновенной задержкой,   но мало экономное не протяженное (не хватает до конца фраз); мягкая атака звука, попадание на звук сверху.

Поверхностное, мало экономное. без ощущения зевка и опоры, возобновение дыхания в середине фраз; придыхательная или твёрдая  атака звука.

Артикуляция, дикция

Правильное и округлое формирование гласных, свобода и подвижность артикуляционного аппарата, владеет правилами переноса и проговаривания согласных, четкая внятная дикция.

Частично округлое формирование гласных, не полная свобода и подвижность артикуляционного аппарата в подвижных темпах; нечёткое проговаривание согласных окончаний слов.

Отсутствие округлости гласных,

артикуляционный аппарат и дикция вялые, невнятные.

Гармонический слух, строй.

Самостоятельное и уверенное удерживание  своей  партии в двухголосном исполнении; идентичность звукообразования гласных, наличие горизонтального и вертикального строя.

Самостоятельное удерживание своей партии в двухголосном исполнении с поддержкой аккомпанемента; частичная стройность пения.

Неудерживается своя партию даже с аккомпанементом; отсутствие стройного звучания в унисоне и в двухголосии.

Исполнительские навыки

Осмысленность литературного и музыкального текста.

Адекватное понимание содержания  произведения; осмысленность расстановки ударений (логических вершин) в тексте.

Частичное понимание содержания  произведения; частичное смещение ударений (логических вершин) в тексте.

Неосмысленное пение текста (как получится).

Наличие эмоциональной сферы.

Эмоциональная окрашенность исполняемого произведения; владение динамикой и темпом исполнения; создание художественного образа.

Недостаточная эмоциональная окрашенность исполняемого произведения; присутствие статики исполнения.

Отсутствие эмоциональной сферы; нет владения динамикой и агогикой исполнения.

   

Приложение 2

Диагностика самореализации обучающихся в процессе вокально-хоровой деятельности

уровни

показатели

Высокий

Средний

Низкий

Наличие необходимых личностных качеств

Высокий уровень работоспособности; наличие положительной мотивации в обучении пению; проявление волевых качеств и целеустремлённости, настойчивости; самоконтроль за своим поведением и чувство ответственности перед коллективом.

Оптимальный уровень работоспособности; нет устойчивой положительной мотивации к учёбе; требуется стимуляция волевых качеств; наличие адекватной самооценки и ровное чувство ответственности  перед коллективом.

Часто проявляющееся нежелание работать; равнодушное отношение к хоровому музицированию; отсутствие волевых качеств; неумение контролировать своё поведение, нет чувства ответственности перед коллективом.

Качество звучания певческого голоса.

Развитый певческий диапазон (соответственно уровню образования); голос льющийся с работой резонаторных систем и протяженным фонационным выдохом.

Оптимальное развитие певческого диапазона; умелое пользование  певческими регистрами; присутствуют некоторые недостатки звучания.

Голос звучит вяло, неустойчиво особенно в крайних регистрах; отсутствие работы вибрационной системы.

Личностно-образное отношение к исполняемым произведениям

Яркое артистическое исполнение хоровых произведений; переживание эмоций радости, значимости в хоровом коллективе; владение эмоционально-ценностным отношением к вокально-хоровой деятельности.

Добросовестное отношение к исполняемым произведениям с оптимальным личностным переживанием при создании художественного образа; ровное отношение к коллективному музицированию.

Пение без личностного отношения к  созданию художественного образа и равнодушное отношение к вокально-хоровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и методы воспитания собственно-силовых и скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста.

Средства и методы воспитания собственно-силовых искоростно-силовых качеств у детей школьноговозраста....

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"

В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...

Реферат "Развитие вокально-хоровых навыков у детей школьного возраста"

Данная работа посвящена изучению вопросов развития вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки....

Методическое пособие "Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель: данное методическое пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, а также может оказать практическую помощь студентам-практикантам педагогических колледжей музыкально...

«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

laquo;Музыкальныйфольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».           В наше время повсеместно наблюдается процесс оскуде...