Музыкальное воспитание как средство для личностного роста детей школьного возраста в процессе вокально-хоровой работы.
статья по музыке на тему
Конкурсная работа - номинация "Из опыта работы". Всероссийикий конкурс профессионального мастерства преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования "Современный преподаватель - 2014"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2014_ped_masterstvo_.docx | 30.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное воспитание как средство для личностного роста детей школьного возраста в процессе вокально-хоровой работы.
Известно, что древние греки очищали душу посредством музыки, как искусства пения со словом. Понятие «необразованный» было синонимом «не умеющий петь». Таким образом, в период античности выдающимися мыслителями была отмечена магическая сила воздействия певческого искусства на душу человека, его возможность пробуждать в человеке стремление к лучшему и, в силу этого, необходимость певческого искусства как предмета воспитания музыкальной личности.
Существует много людей с великолепными певческими голосами, которые поют просто для удовольствия, наслаждаясь самим процессом пения. А некоторым любителям пения может казаться, что их голоса звучат не слишком красиво, и что пение – не для них, а для избранных, талантливых людей. А это именно та группа детей, которой нужны занятия пением, ибо замечательный советский психолог Б.М.Теплов отмечал, что музыкальность свойственна всем (или почти всем) людям, но вместе с тем у разных людей музыкальность различная. Также Б.Теплов считал, что развитие способностей зависит от природных задатков. Способности же формируются в деятельности человека, а значит, не бывает способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Нераскрытый потенциал неопытного певца под руководством педагога может раскрыться совершенно неожиданно. И вчерашний неуверенный в себе ребёнок со временем может стать великим исполнителем. А пока он должен быть готовым к взлётам и падениям, которые могут сопровождать его первые шаги постижения сложного искусства.
Для успешных занятий музыкальной деятельностью важное значение имеют не только музыкальные данные ребёнка – сенсорные и эмоциональные, но и те качества личности, которые нужны как для музыки, так и для многих других видов деятельности: внимание, воображение, волевые черты (т.е. общие способности). Специальные способности зависят от особенностей интеллекта и других свойств личности, которые и приходится развивать в процессе обучения вокально-хоровой деятельности тоже.
Человеческий голос дан нам от природы для разговора и пения, то и развивать его нужно в этих двух направлениях, т.е. делать его сильным, убедительным по звучанию, но в то же время полётным – слышимым на дальние расстояния. Обучение в то же время неразрывно связано с воспитанием и, развивая голос через обучение вокалу, соответственно идёт работа над формированием нравственно-эстетических качеств личности детей, способных к самореализации, самоопределению и творческой деятельности.
По наблюдениям отслеживается рост личностных качеств обучающихся: уравновешивание характеров (эмоционального состояния), дисциплина, развитие творческого потенциала (сознательное отношение к исполнению вокально-хоровых произведений и работе своего певческого аппарата), познание себя, своего внутреннего мира – раскрытие своих способностей, фантазии, психических возможностей.
В обучении пению и развитии певческих голосов детей используются авторитетные мнения многих педагогов-музыкантов (Г. Стуловой, В. Емельянова, Т. Овчинниковой, Д. Огородного) о том, что можно и нужно использовать у детей к десяти годам два существующих звуковых регистра – грудной и головной, и вырабатывать микстовый регистр (смешанный). Такой голос отличается красотой тембра, звонкостью и округлостью гласных, льющимся характером и будет служить долго, не доставляя проблем его обладателю, независимо от того, что исполняется – классический репертуар или рок, поскольку певец с хорошей вокальной подготовкой не ограничивается одним жанром и может легко петь в различных стилях.
За период работы осуществлялся поиск методов преподавания через изучение разных педагогических технологий, применяемых в обучении: развивающая, личностно-ориентированная, гуманистическая (эвристическая).
В рамках теории развивающего обучения реализуются следующие методы преподавания:
- Монологический метод (объяснительно-иллюстративный) при котором обучающиеся наблюдают, слушают, запоминают и выполняют действия, приближая их к аналогу;
- Диалогический метод, при котором проблемная ситуация создаётся показом противоречивого исполнения, а обучающиеся помогают в обосновании гипотезы и её доказательстве;
- Эвристический метод, при котором предполагается не столько изучение, сколько проживание ребёнком творческого пути автора произведения – вчувствовываясь, вдумываясь, пытаясь понять его изнутри;
- Исследовательский метод (деятельно-практический) – строится на опыте собственных открытий по исследованию произведения, своего певческого голоса, его возможностей, что даёт положительные эмоции и способствует успеху в обучении.
Также в учебный процесс внедряются и осваиваются методы эвристического обучения – метод учебного познания представляет собой:
- Метод образного видения – эмоционально-образное исследование произведения (чтение текста с интонированием);
- Метод символического видения – «расшифровка» и связь идеи произведения с выразительными средствами;
- Метод сравнений – фраз, интонаций, частей;
- Метод эвристического наблюдения – учиться петь «про себя» с помощью наблюдений, ощущений;
- Метод конструирования понятий – «зевок», «опора звука», «высокая певческая позиция» и т.д. Результат – вокальное исполнение с анализом ощущений.
Креативные методы:
- Метод образной картины – сливаются состояние ученика с пониманием произведения при исполнении;
- Метод гиперболизации – утрированный показ исполнения;
- Мозговой штурм – использование в обучении аналогий, ассоциаций.
Компетентностный подход в обучении реализуется через концертную деятельность, т.к. она даёт возможность детям быть включенными в активную социальную жизнь; своими усилиями приносить пользу другим людям; заставляет преодолевать свою лень, безволие, неуверенность и идти в направлении духовного роста и развития своих способностей.
Исполнительская воля развивает такие способности как: выдержка – умение управлять своими эмоциями в состоянии отрицательных аффектов – страх, волнение; настойчивость – способность к длительному рабочему напряжению на пути к достижению цели; самостоятельность – опора на собственные ум, знания и интуицию при выработке решения в исполнении; смирение – помогает справиться с жизненными трудностями и сберечь нервно-психические силы.
Коллективная концертная деятельность имеет ряд ценных качеств. В ней легче привить детям навыки воспитания внимания, воли, дисциплины, навыки самоторможения, умения владеть собой в стрессовых ситуациях, добиваться общей цели.
Адекватное представление учителя о каждом ребёнке, его духовном мире, переживаниях, устремлениях даёт возможность построить работу в коллективе как дифференцированный, индивидуализированный процесс общения с детьми посредством общения с музыкальным искусством. Такой подход позволяет переосмыслить позицию «учитель-ученик» с присущей ей определённым диктатом учителя, в позицию диалога единомышленников, равно участвующих в процессе сотворчества.
Певческий коллектив становится для детей своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения способствует наиболее полному раскрытию духовного мира детей, формированию положительных нравственных и этических качеств личности, поэтому успех или неуспех коллектива воспринимается как событие личной жизни.
Атмосферу сотворчества, сотрудничества педагога и детей необходимо постоянно диагностировать. В рамках оценочной деятельности обучающихся ведётся работа по умению анализировать как соё исполнение, так и других детей: находить недостатки звучания и способы их устранения, а также отличать качественное исполнение. Оценивание проводится сначала силами обучающихся, затем учителем (обмен мнениями) с последующей корректировкой исполнения. Всё это способствует развитию вокального мышления и музыкального слуха детей.
Также во время занятий ведётся наблюдение за работой обучающихся – их самоотдачей, включающей энергию, наблюдательность, внимательность, работоспособность, эмоциональную отзывчивость.
После концертных выступлений обучающимися проводится самоанализ своего состояния до исполнения, во время исполнения и после него, а также анализируется исполнение всего коллектива (хорошо это делать по видеозаписи).
Начиная с первого года обучения, обучающимися проводится ежегодная рефлексия по предмету по следующим вопросам:
- какие трудности испытываются в обучении;
- что получается, а что ещё не получается в певческой деятельности;
- какие изменения произошли в себе (личностные качества ) и певческом голосе;
- оценить свою работу за год.
Такая работа по оцениванию своей вокально-хоровой деятельности позволяет осознанно относиться к своему труду и нести ответственность перед коллективом, мотивируя на дальнейшую работу. Просто дети учатся учиться, что позволит им в дальнейшем самореализовываться в любой сфере деятельности.
Помимо данной оценки уровня обученности и развитости имеются разработанные диагностики с показателями и критериями по развитию певческих голосов обучающихся и личностных качеств, необходимых для музыкальной исполнительской деятельности.
Приложение 1
Диагностика учебной успешности по хоровому классу
уровни показатели, критерии | Высокий | Средний | Низкий |
Вокально-хоровые навыки | |||
Певческая установка | Владение правилами певческой установки; сохранение ощущения постоянной внутренней и внешней подтянутости на протяжении всего процесса пения. | Владение правилами певческой установки; недостаточная выдержка удерживания состояния тонуса до окончания работы. | Отсутствие тонуса певческой установки во время пения. |
Певческое дыхание, звукообразование | Диафрагменное с ощущением «скрытого» зевка и мгновенной задержкой; экономное, протяженное (по фразам); владение разными атаками звука, попадание на звук сверху. | Диафрагменное с ощущением «скрытого» зевка с мгновенной задержкой, но мало экономное не протяженное (не хватает до конца фраз); мягкая атака звука, попадание на звук сверху. | Поверхностное, мало экономное. без ощущения зевка и опоры, возобновение дыхания в середине фраз; придыхательная или твёрдая атака звука. |
Артикуляция, дикция | Правильное и округлое формирование гласных, свобода и подвижность артикуляционного аппарата, владеет правилами переноса и проговаривания согласных, четкая внятная дикция. | Частично округлое формирование гласных, не полная свобода и подвижность артикуляционного аппарата в подвижных темпах; нечёткое проговаривание согласных окончаний слов. | Отсутствие округлости гласных, артикуляционный аппарат и дикция вялые, невнятные. |
Гармонический слух, строй. | Самостоятельное и уверенное удерживание своей партии в двухголосном исполнении; идентичность звукообразования гласных, наличие горизонтального и вертикального строя. | Самостоятельное удерживание своей партии в двухголосном исполнении с поддержкой аккомпанемента; частичная стройность пения. | Неудерживается своя партию даже с аккомпанементом; отсутствие стройного звучания в унисоне и в двухголосии. |
Исполнительские навыки | |||
Осмысленность литературного и музыкального текста. | Адекватное понимание содержания произведения; осмысленность расстановки ударений (логических вершин) в тексте. | Частичное понимание содержания произведения; частичное смещение ударений (логических вершин) в тексте. | Неосмысленное пение текста (как получится). |
Наличие эмоциональной сферы. | Эмоциональная окрашенность исполняемого произведения; владение динамикой и темпом исполнения; создание художественного образа. | Недостаточная эмоциональная окрашенность исполняемого произведения; присутствие статики исполнения. | Отсутствие эмоциональной сферы; нет владения динамикой и агогикой исполнения. |
Приложение 2
Диагностика самореализации обучающихся в процессе вокально-хоровой деятельности
уровни показатели | Высокий | Средний | Низкий |
Наличие необходимых личностных качеств | Высокий уровень работоспособности; наличие положительной мотивации в обучении пению; проявление волевых качеств и целеустремлённости, настойчивости; самоконтроль за своим поведением и чувство ответственности перед коллективом. | Оптимальный уровень работоспособности; нет устойчивой положительной мотивации к учёбе; требуется стимуляция волевых качеств; наличие адекватной самооценки и ровное чувство ответственности перед коллективом. | Часто проявляющееся нежелание работать; равнодушное отношение к хоровому музицированию; отсутствие волевых качеств; неумение контролировать своё поведение, нет чувства ответственности перед коллективом. |
Качество звучания певческого голоса. | Развитый певческий диапазон (соответственно уровню образования); голос льющийся с работой резонаторных систем и протяженным фонационным выдохом. | Оптимальное развитие певческого диапазона; умелое пользование певческими регистрами; присутствуют некоторые недостатки звучания. | Голос звучит вяло, неустойчиво особенно в крайних регистрах; отсутствие работы вибрационной системы. |
Личностно-образное отношение к исполняемым произведениям | Яркое артистическое исполнение хоровых произведений; переживание эмоций радости, значимости в хоровом коллективе; владение эмоционально-ценностным отношением к вокально-хоровой деятельности. | Добросовестное отношение к исполняемым произведениям с оптимальным личностным переживанием при создании художественного образа; ровное отношение к коллективному музицированию. | Пение без личностного отношения к созданию художественного образа и равнодушное отношение к вокально-хоровой деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства и методы воспитания собственно-силовых и скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста.
Средства и методы воспитания собственно-силовых искоростно-силовых качеств у детей школьноговозраста....
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей учащихся в процессе вокально-хорового воспитания"
В данном материале я раскрываю условия возникновения опыта, его теоретическую базу, новизну и актуальность а также технологический аспект реализации. Опыт предназначен для учителей музыки общеобразова...
Реферат "Развитие вокально-хоровых навыков у детей школьного возраста"
Данная работа посвящена изучению вопросов развития вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки....
Методическое пособие "Музыкальное воспитание как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Цель: данное методическое пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, а также может оказать практическую помощь студентам-практикантам педагогических колледжей музыкально...
«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
laquo;Музыкальныйфольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста». В наше время повсеместно наблюдается процесс оскуде...
Консультация музыкального руководителя для педагогов и специалистов. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах
Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом....