Духовно - нравственное воспитание как основной компонент образовательного процесса
статья на тему

Хачатурян Наталья Михайловна

Публикация в сборнике научных трудов " Воспитательная деятельность образовательного учреждения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе,

 а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое,

ибо от избытка сердца говорят его уста…

Евангелие от Луки

Юность и молодость - это не только прекрасные периоды в жизни каждого человека, но еще и особое состояние души. Это время дерзаний, поисков, открытий, реализации самых смелых надежд. Сегодняшнее молодое поколение отличается особым упорством, целеустремленностью, желанием достичь неимоверных высот. И все бы замечательно, если бы не одно значительное «но» - что стоит за этим упорством, желаниями, амбициями? Как ни печально осознавать, «ключ» кроется в получении материальных благ. Зачастую только в них. Все реже и реже приходится слышать о желании молодых ребят прославить свою «малую» родину, вывести на новый политический, экономический, а главное – духовный - уровень свою страну.

        Сам термин «духовность» как-то канул в Лету. Может потому что у нас такое острое желание быть поближе к Западу, к его стандартам, правилам, законам и обычаям. А там, как известно, вопрос веры, религии является личным делом каждого гражданина, и общество не имеет права вмешиваться в личную жизнь. А может, потому что у нас история такая. Сложная, запутанная. Да и коммунистическое прошлое с разрушенными храмами, запретом на веру, поклонением политическим вождям, совсем недавнее, тоже дает о себе знать. А может и то, и другое.  

        Радует тот факт, что все больше и больше внимания этой проблеме уделяется со стороны Правительства – проводится масса различных форумов, конференций, семинаров, направленных на духовное развитие молодежи. Ключевым элементом здесь является целый ряд реформ в области школьного образования. Пожалуй, столькими изменениями, которые произошли в последние годы в системе школьного образования мало какой институт может похвастаться. Но, будем откровенны, далеко не все эти трансформации мы понимаем, принимаем, и хотим видеть. Самая большая загвоздка заключается в трактовке терминов. Как давно Вы включали телевизор, открывали газету и не встречали там слово «модернизация»?  А ведь для большинства «модернизация в системе образования» - это всего лишь кабинеты, оснащенные по «последнему слову» техники, электронные дневники и прочие «чудеса» 21 века. Такие веяния, как уроки религиоведения, рассматриваются как нечто ненужное, лишнее. Хотя именно это является одним из основных детерминант модернизации самого главного - сознания детского, юношеского мышления. О построении какого гражданского общества может идти речь, если люди не являются духовно богатыми, развитыми? Религия является фундаментом сильной, мощной страны.

        В свое время таким фундаментом выступала идеология марксизма. К чему она привела мы все прекрасно знаем из уроков истории. Возвращаться к этому прошлому никто не хочет, да и это уже невозможно в новых условиях глобализирующегося мира, где интеграция является основой основ.

                   Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. Уход в воспитании от традиций православия, на наш взгляд, одна из причин нравственного опустошения личности. Чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания,необходимы духовно здоровая семья и школа. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро. Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса. В данный переходный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной  прежде всего через культуру своего народа.

Духовно-нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся:

- большинство из нас, а это семья, школа, методисты оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей, методистов общедидактическими методами быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. Вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная ,и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей;

- содержание школьного образования, стараясь остаться светским, вводит фрагментарно сюжеты православной жизни. Они, скорее всего, знакомят учеников с историей культуры своего народа, но не формируют отношения. Эти же знания требуют эмоционального подкрепления. Введение курса, в основе которого лежал бы социокультурный системный подход, требует выделения дополнительного времени, что невозможно при сегодняшних стандартах образования. Если даже такое время и будет за счет регионального компонента, то полноценное духовно-нравственное воспитание за счет определенного количества времени получить невозможно;

- введение в содержание образования материала, связанного с традициями культурной жизни народа, перенасыщено. Это только оттолкнет детей от желания постичь свои истоки. Достаточность и доступность, обязательные дидактические принципы обучения должны присутствовать в каждом учебно-методическом пособии;

- многонациональность страны и ее вероисповеданий требует выделения для изучения основ духовно-нравственного воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их индивидуальными вероисповеданиями.

Для того чтобы реализовать приоритет духовно-нравственного воспитания, необходимо соблюдать закономерности целостного образовательного процесса, а это предъявляет определенные требования к структуре образовательных учреждений и методам их воздействия. Если не принимать меры радикального изменения сложившейся ситуации, то ожидать положительных результатов не приходится.

Предпринимая попытки создания целостного, дидактически выверенного содержания, необходимо постепенно, в соответствии с возрастными особенностям детей, начиная с младшего школьного возраста.

При первом взгляде на структуру школьных предметов бросается в глаза отсутствие смыслоносной сердцевины. Ведь ни математика, ни естественные и общественные науки, ни художественная литература и искусства не дают всецелого смысла жизни, хотя могли бы служить ему.

Образование, ставшее «всадником без головы», заставляет вспомнить пламенные слова Ушинского: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди… Мы считаем удобным выразить вообще желание, чтобы наше светское образование сблизилось с религиозным..; православие есть единственная религия, представляющая все условия для такого движения. Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ»[1].

Таким образом, следует говорить об особой роли педагогов, которые должны являться для своих учеников не только старшими товарищами, наставниками, но истинными путеводными звездами, ведущими и умело увлекающими за собой. Только такой педагог достоин носить гордое звание – Учитель!

 


[1] К.Д. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании.– Спб. 1894,с.27-28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Духовно-нравственное воспитание личности в условиях образовательной среды»

В проекте отражаются этапы всестороннего развития  личности учащихся как на уроках музыки, так и во вне урочной деятельности....

Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами современных образовательных технологий

•Духовность – ценностная характеристика сознания•Нравственность – совокупность общих принципов поведения•Духовно-нравственное воспитание в Концепции определено как «педагогически организованный процес...

Духовно-нравственное воспитание будущих инженеров в образовательном пространстве школы

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию будущих инженеров в образовательном пространстве школы...

ВОПРОСНИК «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Просматривая каждый из вопросов, отмечайте любым символом тот вариант, который, на ваш взгляд, является верным. Вопросы, отмеченные звездочкой, относятся к дисциплинам гуманитарного цикла.  От ст...